Изобретение относится к обслуживанию гидроприводов автомобилей, предназначено для удаления воздуха из гидравлических тормозных систем и сцепления, очистки и диагностики тормозной жидкости.
Известны способы и устройства для удаления воздуха из гидравлических тормозных систем и сцепления, диагностики жидкости легковых и грузовых автомобилей, включающие поочедное присоединение резинового шланга к перепускным клапанам (штуцерам) сцепления или тормозной системы (при снятых колесах), начиная каждый раз с колеса, наиболее удаленного от главного цилиндра каждого контура, погружения другого конца шланга в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью, резкого нажатия на педали сцепления или тормоза 3-5 раз с интервалами между нажатиями 2-3 с, отвертывания на 1/3-3/4 оборота перепускного клапана, вытеснения находящейся в системе жидкости вместе с воздухом через шланг в сосуд при продолжающемся нажатии на педаль. Операция циклично повторяется до прекращения выхода пузырьков воздуха из системы. При удалении воздуха поддерживают нормальный уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов или сцепления. После полного удаления воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2-1/3 своего хода. Производят эту операцию поочередно для каждого колеса автомобиля 2 человека. Тормозная жидкость, слитая из системы, не рекомендуется для заполнения бачка, т.к. она насыщена воздухом, содержит загрязнения и влагу. Для дальнейшего использования ее необходимо тщательно профильтровать и отстоять в герметично закрытом сосуде [1. Саянин С. С. , Захаров Э. Г., Кубышкин Ю.Н., Митрофанов В.А. "Москвич" 2335, 23352, 233522 (1,7), 2641-01, 21412-01, 214122 (1,7). Руководство по ремонту и эксплуатации. М., "Третий РИМ", 1995, с. 131-133. 2. Манзон А.Н. Техническое обслуживание автомобилей ГАЗ-53А. М., "Машиностроение", 1983. 3. Автомобили "Жигули" ВАЗ-2104, 2105, 2107. Устройство. Ремонт. Под ред. Вершигора В.А., и др. М., "Транспорт", 1991, с. 80 и 146-148 - прототип].
Недостатками известных способов и устройств для удаления воздуха из гидроприводов сцепления и тормозных систем автомобилей являются длительность и трудоемкость процесса, низкая надежность из-за вероятности попадания воздуха в систему, отсутствие очистки и слабая наглядность при диагностике тормозной жидкости.
В основу изобретения "Способ и устройство для удаления воздуха из гидроприводов сцепления и тормозных систем" поставлена задача усовершенствования процесса и конструкции путем создания статического давления в системе с частично замкнутым циклом, позволяющих повысить надежность и производительность, сократить время на проведение операции, выполняемой одним человеком для двух и более камер функционально связанных контуров за один цикл, очистить тормозную жидкость и улучшить качество ее диагностики.
Поставленная задача решается путем создания в сцеплении или тормозной системе статического давления жидкости 800-1000 Па поочередным присоединением предварительно заполняемого жидкостью до определенного уровня устройства и укрепляемого на высоте 0,8-1,0 м посредством шлангов к перепускным клапанам (штуцерам) сцепления или тормозной системы, отвертываемым на 1/2-3/4 оборота, начиная каждый раз с контура, наиболее удаленного от главного цилиндра, вытеснения очищаемой тормозной жидкости резким нажатием на педаль сцепления или тормоза 3-5 раз с интервалами между нажатиями 2-3 с до прекращения выхода пузырьков воздуха из системы тормозов или сцепления. После полного удаления воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2-1/3 своего хода.
На чертеже показано устройство для удаления воздуха из гидроприводов сцепления или тормозных систем автомобилей, включающее: сосуд, выполненный в виде цилиндра, представляющий собой стакан 1, изготовленный из прозрачного материала, например органического стекла; уравнительную трубку 2, имеющую в нижней части резьбу для крепления в центральной боковой части - продольное отверстие для слива очищаемой жидкости; два штуцера 3 с приваренными гайками имеют с одной стороны резьбу для крепления их в дне стакана, служащих для подачи жидкости в стакан; трехходовой кран 4, регулирующий подачу жидкости; краны пробковые (зажимы) 5, устанавливаемые вместе с пружинами 6 на концах шлангов 7 (ДУ 4-6 мм, из маслостойкого, предпочтительно прозрачного, материала), для удерживания шлангов на перепускных клапанах сцепления или тормозной системы; три съемные прокладки 8, расположенные на гайках штуцеров под дном стакана; кольцо 9, жестко соединенное с фильтром 10, выполненным из металлической сетки, насаженных на уравнительную трубку 2, для регулировки уровня жидкости в стакане; штуцер слива 11 с приваренной гайкой имеет с одной стороны резьбу для крепления его в дне стакана и для навинчивания на него уравнительной трубки 2, а крестообразные прорези в верхней части - для слива жидкости из стакана.
Воздух, попавший в гидропривод сцепления и тормозов автомобилей, вызывает увеличение рабочего хода педалей сцепления и тормоза, ее "мягкость", значительно снижает эффективность действия тормозов и сцепления. Применение известного способа посредством описанного выше приспособления не позволяет достичь результата, аналогичного предлагаемым способу и устройству, т.к. невозможно одновременно находиться в автомобиле, управляя педалями сцепления (тормоза), и регулировать положение штуцера у камеры одного из контуров, следя за удалением воздуха (сосудом и шлангом).
Примеры осуществления предлагаемого способа с помощью нового устройства:
Пример 1.
Снимается колесо(а) одного контура, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Устройство с присоединенными шлангами 7 через стакан 1 заполняется тормозной жидкостью при открытых кранах 5. Затем краны 5 перекрываются и заполнение продолжается до уровня 30 мм (автомобили ВАЗ) над штуцерами 3. Уровень выставляется с помощью кольца 9 и зависит от конструкции тормозной системы и величины проталкивающей струи жидкости различных автомобилей. Тормозная система через перепускные клапаны (штуцера) посредством шлангов 7 соединяется с устройством и удерживается пружинами 6. Перепускной клапан (штуцер) необходимо отвернуть на 1/2-3/4 оборота и открыть краны 5. Для создания в системе статического давления 800-1000 Па устройство крепится на высоте 0,8-1,0 м. После резкого нажатия на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами между нажатиями 2-3 с жидкость вместе с воздухом по шлангам 7 через штуцера 3 попадает в стакан 1, барботируя через постоянный уровень жидкости, освобождается от воздуха. Твердые частицы и загрязнения остаются на фильтре 10, имеющем размер ячейки 0,8-1,0 мм, а очищенная от воздуха еще и на фильтре жидкость переливом поступает в бачок накопитель тормозной системы через продольное отверстие уравнительной трубки 2 и трехходовой кран 4. Операция выполняется одним человеком одновременно для 2-х (4-х и т.д.) камер одного контура параллельным присоединением переходников к шлангам 7. Устройство с помощью различных известных креплений устанавливается в любом удобном для работы месте, на триноге, двери, крышке капота и др.
Диагностирование тормозной жидкости на наличие твердых частиц, влаги и загрязнений осуществляется визуально в стакане 1 с помощью промывной или чистой тормозной жидкости, сопоставлением стандартного цвета жидкости с цветом жидкости из каждой камеры системы. Через кран 4 профильтрованная жидкость, пригодная к работе, сливается и направляется на анализ, регенерацию и т. п. Непригодная сливается без фильтрования, при этом уравнительная трубка 2 с фильтром 10 и кольцом 9 отвинчивается.
Пример 2.
Устройство с присоединительными шлангами 7 через стакан 1 заполняется тормозной жидкостью при открытых кранах 5 до уровня, устанавливаемого с помощью кольца 9, зависящего от конструкции различных автомобилей. С камерой контура сцепления устройство соединяется через перепускной клапан (штуцер) посредством шланга 7 для создания статического давления 800-1000 Па. Сцепление и предлагаемое устройство заполняются аналогично примеру 1, цикл удаления воздуха проводится таким же образом с той лишь разницей, что используется педаль сцепления вместо педали тормоза. Очищенная от воздуха жидкость поступает в бачок накопитель сцепления. Диагностирование тормозной жидкости осуществляется аналогично примеру 1.
При использовании металлической сетки с размером ячейки 0,5 < 0,8 мм в качестве фильтра происходит его быстрое засорение. Применение сетки с размером ячейки > 1,0 мм приводит к проскоку загрязнений.
Согласно описания и примеров, использование предлагаемых способа и устройства для удаления воздуха из гидроприводов сцепления и тормозных систем позволяют: обеспечить надежность, исключив подсос воздуха в систему за счет создания давления; повысить в 2-3 и более раз производительность, соответственно, в 2-3 раза сократить время за счет упрощения процесса, выполняемого одним человеком для двух и более камер функционально связанных контуров; очистить тормозную жидкость за счет установления фильтра; создать удобство в работе, т. к. прозрачный стакан и соединительные элементы конструкции обеспечивают наглядность при диагностике состояния тормозной жидкости в каждой из камер контура и автономный отбор проб для анализа или слив жидкости в случае ее непригодности к дальнейшему использованию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ "СВС-6" | 1989 |
|
RU2026216C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2145555C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2145556C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТА УТЕЧКИ ГАЗОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОТБОРА ПРОБЫ | 1999 |
|
RU2145704C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2114014C1 |
Гидравлическая система управления приводом пружинного энергоаккумулятора транспортного средства | 1984 |
|
SU1245465A1 |
ГРАНУЛЯТОР МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ | 1996 |
|
RU2113898C1 |
СПОСОБ ГРАНУЛИРОВАНИЯ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2233699C2 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
ПЛЕНОЧНЫЙ ВЫПАРНОЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2149669C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Способ включает поочередное присоединение шланга устройства к перепускному клапану сцепления или тормозной системы и отвертывание его на 1/2-3/4 оборота, вытеснение тормозной жидкости резким нажатием на педаль сцепления или тормоза 3-5 раз с интервалами между нажатиями 2-3 с до прекращения выхода пузырьков воздуха из системы тормозов или сцепления. Устройство, предварительно заполненное жидкостью до определенного уровня и установленное на высоту 0,8 - 1,0 м, соединяется с тормозной системой или сцеплением для создания статического давления жидкости 800-1000 Па, перепускной клапан сцепления или тормозной системы отворачивается на 1/2 - 3/4 оборота на весь период работы, начиная каждый раз с контура, наиболее удаленного от главного цилиндра, тормозная жидкость очищается на фильтре с размером ячейки 0,8 -1,0 мм. Устройство включает сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью, и шланг. Сосуд, выполненный в виде цилиндра, представляет собой стакан из прозрачного материала, уравнительную трубку, имеющую в нижней части резьбу для крепления, в центральной боковой части - продольное отверстие для слива очищаемой жидкости. Два штуцера с приваренными гайками, имеющие с одной стороны резьбу, закрепляются в днище стакана и служат для подачи жидкости в стакан. Штуцер слива с приваренной гайкой имеет с одной стороны резьбу для крепления его в дне стакана и навинчивания на него уравнительной трубки, а крестообразные прорези в верхней части - для полного перелива жидкости. В результате повышается надежность и производительность удаления воздуха из гидроприводов. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Приспособление для изменения угла атаки и профиля крыльев самолетов | 1925 |
|
SU2104A1 |
Устройство | |||
Ремонт | |||
/Под ред | |||
В.А.Вершигора и др | |||
- М.: Транспорт, 1991, с.80, 146 - 148 | |||
Гидравлический привод тормоза и муфты сцепления самоходной машины | 1977 |
|
SU653155A1 |
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРОТЯЖЕННЫХ СТРИКТУР УРЕТРЫ | 2004 |
|
RU2306106C2 |
US 4421212 A, 20.12.1983. |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1999-04-26—Подача