ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ "СВС-6" Российский патент 1995 года по МПК B60T13/56 B60T13/57 B60T13/60 

Описание патента на изобретение RU2026216C1

Изобретение относится к тормозным устройствам транспортных средств, в частности к гидровакуумным приводам тормозов, и может быть использовано в автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении.

Целью изобретения является повышение эффективности действия тормозных систем автопоезда путем достижения совместимости тормозного управления прицепа с тормозным управлением автомобиля-тягача.

На фиг. 1 изображен схематично привод тормозов; на фиг. 2 - управляющий клапанный узел, разрез.

Гидровакуумный привод тормозов состоит из тормозного цилиндра 2, соединенного с тормозной камерой 2, которая разделена подпружиненной диафрагмой 3 на рабочую 4 и штоковую 5 полости, вакуумный резервуар 6, соединенный трубкой 7 со штоковой полостью камеры и трубкой 8 через обратный клапан 9 с соединительной магистралью 10, которая соединяет рабочую полость 4 тормозной камеры 2 с управляющим клапанным узлом 11, расположенным в непосредственной близости от тягово-сцепного устройства. Управляющий клапанный узел 11 посредством вакуумного шланга 12 через обратный клапан 13 и кран 14 подсоединен к всасывающему коллектору 15 двигателя тягача.

Управляющий клапанный узел 11 содержит разъемный корпус, поршень 16, установленный внутри корпуса с возможностью возвратно-поступательного перемещения посредством гидропривода тормозной системы тягача по магистрали высокого давления 17. Поршень 16 взаимодействует с клапанной системой механизма слежения, состоящей из подпружиненного вакуумного клапана 18, соединенного штоком 19 с атмосферным клапаном 20, сообщающимся с внешней средой через фильтр 21. Поршень 16 жестко связан с плунжером 22, полость цилиндра которого соединена с магистралью высокого давления 17.

На поршне 16 установлена с возможностью регулирования положения по высоте посредством гайки 23 внутренняя выпуклая тарелка 23, выполненная в виде усеченного конуса с ребристой поверхностью. В корпусе управляющего клапана 11 закреплена наружная вогнутая тарелка 25. Одна выполнена в виде вогнутого усеченного конуса с ребристой поверхностью и своими ребрами входит в зацепление с ребрами внутренней тарелки 24.

На выступающие части сопрягаемых ребер внутренней 24 и наружной 25 тарелок опирается диафрагма 26, которая имеет наружный поясок, размещенный в месте соединения частей корпуса управляющего узла 11 для его герметизации. Диафрагма 26 делит полость управляющего узла 11 на нижнюю вакуумную 27 и верхнюю отслеживающую 28 камеры.

Для соединения тормозных систем прицепа и тягача служит соединительная головка 29, а для впуска воздуха в штоковую полость 5 тормозной камеры 2 к вакуумному резервуару 6 укреплен кран 30.

Гидровакуумный привод тормозов для транспортного средства с прицепом работает следующим образом.

При отпущенной педали тормоза тягача и работающем двигателе разрежение от всасывающего коллектора 15 посредством вакуумного шланга 12 через кран 14 и обратный клапан 13 создается в вакуумной камере 27, а затем через канал в поршне 16 - в отслеживающей камере 28. Плунжер 22 с поршнем 16 и диафрагмой 26 при этом находятся в крайнем нижнем положении. В таком же положении находится и подпружиненный вакуумный клапан 18 вместе со штоком 19 и атмосферным клапаном 20. В этом состоянии атмосферный клапан 20 закрыт, а вакуумный клапан 18 открыт, образуя зазор "А" между его запорной плоскостью и седлом поршня 16 управления.

Далее разрежение создается в системе: - соединительная магистраль 10 - рабочая полость 4 тормозной камеры 2 - обратный клапан 9 - вакуумный резервуар 6 - штоковая полость 5.

Таким образом, в штоковой 5 и рабочей 4 полостях тормозной камеры 2 разрежение воздуха одинаково. При этом диафрагма 3 усилием пружины отжимается в исходное крайнее левое положение.

При нажатии на педаль тормоза тягача жидкость давит на плунжер 22. Под влиянием возрастающего давления поршень 16 поднимается, закрывает вакуумный клапан 18 и открывает атмосферный клапан 20. При открытии атмосферного клапана 20 воздух из внешней среды поступает через фильтр 21 в отслеживающую камеру 26 и через соединительную магистраль 10 заполняет рабочую полость 4 тормозной камеры, повышая в ней давление. В штоковой полости 5 при этом разрежение сохраняется. Под влиянием разности давлений в штоковой 5 и рабочей 4 полостях диафрагма 3 посредством поршня и штока давит на поршень тормозного цилиндра 1.

Механизм слежения, состоящий из вакуумного 16 и атмосферного 20 клапанов, обеспечивает соответствие между давлением жидкости в рабочей тормозной системе тягача и разрежением воздуха в рабочей полости 4 тормозной камеры прицепа. Это осуществляется следующим образом.

Заданное водителем давление в тормозной системе тягача создает соответствующее усилие на плунжере 22. В то же время при открытом атмосферном клапане 20 давление в отслеживающей камере 28 повышается и создается соответствующее усилие на поршень 16, который перемещается вниз. При некотором положении поршня атмосферный клапан 20 закрывается и отслеживающая камера 28 вместе с рабочей полостью 4 тормозной камеры 2 разобщается с атмосферой. При этом давление жидкости на плунжер 22 и воздуха на поршень 16 уравнивается, а усилие в тормозном цилиндре 1 стабилизируется.

При ослаблении усилия на тормозную педаль давление на плунжер 22 уменьшается, он перемещается вниз, открывая вакуумный клапан 18. Давление воздуха в отслеживающей камере 28 понижается, усилие на поршень 16 снижается, он снова перемещается вверх и запирает вакуумный клапан 18.

При снятии усилия с тормозной педали поршень 16 перемещается вниз и открывает вакуумный клапан 18, при этом воздух откачивается от рабочей полости 4 тормозной камеры 2 прицепа. Диафрагма 3 отжимается пружиной в исходное положение и торможение прицепа прекращается.

Клапан 13 предназначен для того, чтобы изолировать гидровакуумный привод тормозов от колебаний разрежения воздуха в коллекторе 15 двигателя. В зависимости от режимов работы двигателя степень разрежения воздуха во всасывающем коллекторе 15 колеблется, а благодаря обратному клапану 13 в вакуумной системе привода тормозов разрежение будет постоянным. При отсоединении прицепа от тягача раскрывается соединительная головка 29 и тормозная система автопоезда разобщается. Для продолжения движения необходимо на тягаче закрыть кран 14, чтобы предотвратить подсос воздуха в заборный коллектор двигателя, а на прицепе впустить воздух в штоковую полость 5 посредством крана 30, чтобы прицеп растормозился.

Для приведения управляющего воздействия гидровакуумного привода тормозов прицепа в соответствие с тормозной системой тягача необходимо переместить либо вверх, либо вниз внутреннюю подвижную тарелку 24 посредством вращения гайки 23.

Если тормозная система прицепа была отрегулирована на работу в составе автопоезда с автомобилем ГАЗ-24 (рабочее давление в тормозной системе 50-75 кгс/см2, а его перецепили к автомобилю "Москвич-2141") (рабочее давление в тормозной системе 75-110 кгс/см2, то в этом случае даже при слабом нажатии на педаль тормоза тягача поршень 16 будет держать атмосферный клапан 20 открытым и колеса прицепа будут тормозить на юз.

Для уменьшения тормозных усилий на прицепе необходимо тарелку 24 поднимать вверх до требуемого положения. При этом ребра тарелки 24 на большем диаметре высвободятся из сопрягаемых ребер тарелки 25 и рабочая поверхность диафрагмы 26 увеличится. При увеличенной рабочей поверхности диафрагмы 26 потребуется меньший вакуум в отслеживающей камере 28 для возвращения поршня управления 16 в исходное положение, а меньшему вакууму соответствует и меньшее тормозное усилие привода.

Для увеличения тормозных усилий на прицепе тарелку 24 надо опускать вниз.

Тормозная система автопоезда считается правильно отрегулированной, если при плавном увеличении усилия на педаль тормоза тягача, удельные тормозные силы на колесах автопоезда будут нарастать с минимальной разницей.

Похожие патенты RU2026216C1

название год авторы номер документа
ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ "СВС-5" 1989
  • Соколов А.И.
  • Семенюк В.Н.
  • Василенко Д.В.
  • Подлесный В.Д.
SU1835728A1
Гидровакуумный привод тормозов прицепа 1989
  • Буланый Николай Иванович
  • Гурьянов Иван Петрович
  • Ли Вячеслав Дмитриевич
SU1794719A1
Гидровакуумный тормозной привод автопоезда 1987
  • Трот Эрнест Александрович
  • Мазур Геннадий Викторович
SU1549831A1
Гидровакуумный привод тормозов прицепа 1982
  • Воробец Владимир Николаевич
  • Радченко Валерий Борисович
SU1030223A1
Комбинированный тормозной привод автопоезда 1983
  • Дуденко Алексей Васильевич
  • Ломан Леонид Сергеевич
  • Майстренко Сергей Павлович
SU1220978A1
ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ для ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ 1973
  • С. И. Басе, С. Г. Фадеев Л. С. Фаин Союзная
SU379429A1
Гидравлическая тормозная система автопоезда 1985
  • Шуклинов Сергей Николаевич
  • Федосов Александр Сергеевич
  • Скляров Вячеслав Николаевич
SU1296457A1
Двухпроводная пневматическая тормозная система прицепа 1981
  • Антонов Павел Всеволодович
  • Вишняков Николай Николаевич
  • Гапоян Дмитрий Трдатович
  • Дьячков Николай Константинович
SU965844A1
Пневматический привод тормозов автопоезда 1982
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Ивандиков Михаил Петрович
  • Павлович Александр Эдуардович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1024326A1
Пневматический привод тормозов автопоезда 1984
  • Павлович Александр Эдуардович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Козача Игорь Михайлович
  • Бергер Иосиф Исакович
  • Малясов Евгений Александрович
SU1162645A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 026 216 C1

Реферат патента 1995 года ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ "СВС-6"

Изобретение относится к тормозным устройствам транспортных средств, в частности к гидровакуумным приводам тормозов, и может быть использовано в автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении. Целью изобретения является повышение эффективности действия тормозных систем автопоезда путем достижения совместимости тормозного управления прицепа с тормозным управлением автомобиля-тягача. Управляющий клапанный узел 11 снабжен установленной на поршне 16 с возможностью регулирования по высоте внутренней выпуклой тарелкой 24, выполненной в виде усеченного конуса с ребристой поверхностью. В корпусе закреплена наружная вогнутая тарелка 25, выполненная в виде вогнутого усеченого конуса с ребристой поверхностью и входящая своими ребрами в сопряжение с ребрами тарелки 24. Диафрагма 26 при этом опирается на выступающие части сопрягаемых ребер тареллок 24, 25 и имеет наружный поясок, размещенный в месте соединения частей корпуса, для его герметезации. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 026 216 C1

ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ "СВС-6".

Гидровакуумный привод тормозов для транспортного средства с прицепом, содержащий тормозной цилиндр прицепа, соединенный с тормозной камерой, которая разделена подпружиненной диафрагмой на рабочую и штоковую полости, вакуумный резервуар, сообщенный одной трубкой со штоковой полостью тормозной камеры и другой трубкой - с обратным клапаном, причем рабочая полость тормозной камеры сообщена с соединительной магистралью, подключенной к управляющему клапанному узлу, который посредством вакуумного шланга через обратный клапан подсоединен к всасывающему коллектору двигателя тягача, при этом управляющий клапанный узел включает в себя разъемный корпус, внутри которого размещен поршень с установленной на нем диафрагмой, разделяющей полость управляющего клапана на верхнюю отслеживающую камеру и нижнюю вакуумную камеру, которая через канал, выполненный в поршне, сообщена с отслеживающей камерой, в верхней части которой размещен механизм слежения, состоящий из вакуумного клапана и соединенного с ним посредством штока атмосферного клапана, перекрывающего канал, сообщенный с атмосферой через фильтр, поршень жестко соединен с плунжером, установленным в цилиндре, полость которого соединена магистралью высокого давления с гидроприводом тормозного управления тягача, а диафрагма выполнена с наружным пояском, размещенным в месте соединения частей корпуса для его герметизации, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности действия тормозных систем автопоезда путем достижения совместимости тормозного управления прицепа с тормозным управлением автомобиля-тягача, управляющий клапанный узел снабжен установленной на поршне с возможностью регулирования положения по его высоте внутренней выпуклой тарелкой, выполненной в виде усеченного конуса с ребристой поверхностью, и наружной вогнутой тарелкой, закрепленной в корпусе и выполненной в виде вогнутого усеченного конуса с ребристой поверхностью, входящей своими ребрами в сопряжение с ребрами внутренней выпуклой тарелки, при этом диафрагма оперта на выступающие части сопрягаемых ребер внутренней и наружной тарелок, вакуумный резервуар через обратный клапан подключен к рабочей полости тормозной камеры, а вакуумный шланг подключен к всасывающему коллектору посредством крана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2026216C1

Гидровакуумный тормозной привод автопоезда 1987
  • Трот Эрнест Александрович
  • Мазур Геннадий Викторович
SU1549831A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 026 216 C1

Авторы

Соколов А.И.

Семенюк В.Н.

Василенко В.Г.

Липшиц Б.С.

Даты

1995-01-09Публикация

1989-12-18Подача