УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 1998 года по МПК B60T11/26 B60T17/02 

Описание патента на изобретение RU2114014C1

Изобретение относится к тормозным системам автомобилей.

Известен способ удаления воздуха из тормозной системы легкового автомобиля (Вайсман Я. М., Горенкова В.И. Автомобиль "Жигули". -М., Издательство "Транспорт", 1985, 216 с., с. 77-79). Способ требует для своего осуществления не менее двух участников с использованием эстакады или смотровой канавы. Для выполнения этого способа требуется накидной ключ размером 8 мм, резиновый шланг, сосуд для тормозной жидкости и 0,25-0,3 кг тормозной жидкости, обтирочный материал.

Перед удалением воздуха заполняют бачок главного цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня, то есть до нижней кромки наливного отверстия.

Последовательность операций при осуществлении способа:
ключ размером 8 мм накидывают на шестигранник перепускного клапана;
один конец шланга надевают на головку перепускного клапана, другой опускают в сосуд с тормозной жидкостью;
один человек, стоящий в смотровой канаве, отворачивает перепускной клапан на полтора-два оборота, а другой, сидящий в автомобиле человек, в это время резко нажимает на педаль тормоза, затем плавно отпускает и снова резко нажимает на нее (данное действие выполняют до тех пор, пока пузырьки воздуха перестанут появляться);
при прекращении выделения пузырьков нажимают на педаль и держат в таком положении, пока находящийся внизу человек не затянет перепускной клапан до отказа.

Операцию повторяют на каждом колесе и каждый раз перед началом прокачки доливают тормозную жидкость в бачок до нормы.

Данный способ удаления воздуха из тормозной системы автомобиля является трудоемким и дорогим, так как в его реализации участвуют два человека-оператора. Этот недостаток является следствием применения перепускного клапана существующей конструкции, выполненного в виде штуцера, представляющего собой единую металлическую деталь, имеющего резьбу для соединения с корпусом тормозного барабана, ниже резьбовой части, в сторону тормозного барабана, имеющего цилиндрический поясок меньшего диаметра, кончающийся усеченным конусом, перпендикулярно оси перепускного клапана выполнено цилиндрическое отверстие с заходом на нижнем цилиндрическом пояске, пересекающееся с глухим снизу цилиндрическим отверстием, имеющим заход от верхнего торца перепускного клапана вдоль его оси. В верхней части, непосредственно примыкая к резьбе, выполнен шестигранник для закручивания и откручивания перепускного клапана, а выше него выполнена цилиндрическая проточка, выше которой выполнен цилиндрический хвостовик с фаской, предназначенный для крепления защитного колпачка.

Описанный выше способ и устройство удаления воздуха из тормозной системы автомобиля приняты за наиболее близкий аналог к предлагаемому техническому решению.

Задачей изобретения является снижение трудоемкости и стоимости осуществления способа удаления воздуха из тормозной системы автомобиля за счет изменения конструкции перепускного клапана.

Решение поставленной задачи осуществляется за счет того, что
1) в способ для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля, включающий операции, выполняемые человеком-оператором по наполнению тормозной жидкости до нормы в бачке главного тормозного цилиндра, снятию защитного колпачка с головки перепускного клапана тормоза колеса, по откручиванию на 1,5-2 оборота перепускного клапана, по надеванию на эту головку одного конца шланга и опусканию другого конца в сосуд, вводятся операции, состоящие в том, что тот же человек оператор переходит на сиденье водителя, нажимает и отпускает 5-6 раз педаль тормоза, затем подходит к сосуду с опущенным в него концом шланга и убеждается, что в него из шланга вылилось 10-20 г тормозной жидкости, после чего ключом закручивает перепускной клапан и после этого повторяет описанные выше операции по удалению воздуха из тормозов остальных колес;
2) в устройстве для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля в виде перепускного клапана тормоза колеса, содержащем металлический штуцер с резьбой, на которой с одной стороны резьбы имеется цилиндрический поясок меньшего диаметра, в котором перпендикулярно ему выполнено цилиндрическое отверстие до пересечения с другим отверстием, ось которого совпадает с осью штуцера, с другой стороны резьбы выполнен шестигранник, за которым имеется цилиндрическая канавка, а за ней выполнен цилиндрический хвостовик с фаской, перепускной клапан выполнен составным, при этом в осевом отверстии штуцера, выполненном сквозным двухступенчатым в части с большим диаметром помещена цилиндрическая винтовая пружина сжатия, расположенная на валике золотника, а золотник представляет собой клапан в виде усеченного конуса, переходящего в цилиндрический поясок, к которому примыкает другой цилиндрический поясок-упор меньшего диаметра, переходящий в валик, суммарная длина этого пояска и валика на 1-2 мм меньше длины части отверстия большего диаметра штуцера, диаметр цилиндрического пояска-упора на золотнике выполнен равным большему диаметру осевого отверстия штуцера с посадкой, обеспечивающей возможность перемещения по нему винтовой цилиндрической пружины при сближении цилиндрического пояска золотника со штуцером вдоль его оси.

На фиг. 1 изображен перепускной клапан в исходном положении; на фиг.2 - при его установке в тормозном барабане.

На фиг. 1 и 2 показаны 1 - штуцер, 2 - золотник, 3 - пружина. Штуцер 1 представляет собой металлическую деталь, имеющую резьбу 4 для соединения его с ободом тормозного барабана, ниже резьбовой части имеется цилиндрический поясок 5 меньшего диаметра, перпендикулярно оси штуцера 1 выполнено цилиндрическое отверстие 6 с заходом от поверхности цилиндрического пояска 5 диаметра порядка 1 мм, пересекающееся со сквозным также цилиндрическим отверстием 7, соосным оси штуцера, в верхней его части переходящим в отверстие 8 меньшего диаметра. Снаружи верхней части штуцера 1, непосредственно примыкая к резьбе 4, выполнен шестигранник 9, предназначенный для поворотов штуцера 1, выше него выполнена цилиндрическая расточка 10 меньшего диаметра, после которой выполнен цилиндрический хвостовик 11 с фаской большего диаметра, предназначенный для крепления резинового защитного колпачка. Золотник 2 в нижней своей части представляет собой клапан 12 в виде усеченного конуса, переходящего в цилиндрический поясок 13, к которому примыкает другой цилиндрический поясок-упор 14 меньшего диаметра, переходящий в валик 15. Суммарная длина этого пояска 14 и валика 15 на 1-2 мм меньше длины отверстия 7 в нижней части штуцера 1 для обеспечения прижатия торцевой части цилиндрического пояска 13 к торцу цилиндрического пояска 5. На валике 15 помещена цилиндрическая винтовая пружина на сжатия 3. При этом диаметр нижнего цилиндрического пояска 14 на золотнике 2 выполнен равным диаметру большого отверстия 7 штуцера с посадкой, обеспечивающей возможность перемещения по нему пружины 3 при сближении золотника 2 со штуцером 1 вдоль его оси.

В обычном рабочем положении штуцер 1 завернут до упора в корпус тормозного барабана 16 (фиг.2), отверстие 17 трубопровода перекрыто клапаном 12 золотника 2, и тормозная жидкость отделена от внутренней полости перепускного клапана. При выворачивании штуцера 1 на 1,5-2 оборота из корпуса 16 обода тормозного барабана пружина 3, будучи сжатой, прижимает золотник 2 к корпусу 16 обода тормозного барабана и, таким образом, тормозная жидкость из трубопровода 17 не проникает во внутреннюю полость штуцера 1, если теперь нажать педаль тормоза, то сила давления жидкости в трубопроводе 17 преодолеет силу прижатия пружины 3, и золотник 2, переместясь вверх до упора со штуцером 1, откроет путь для тормозной жидкости из трубопровода 17 через зазор 18 в отверстие 6, а из него - в отверстия 7, 8 и наружу. При отпускании педали пружина 3 возвращает золотник 2 на прежнее место и выход жидкости через отверстие 8 прекращается.

Реализация предложенного способа удаления воздуха из тормозной системы автомобиля теперь производится одним человеком-оператором с помощью следующих операций:
ключ размером 8 мм накидывается на шестигранник 9 штуцера 1;
один конец шланга надевают на головку 11 штуцера 1, а другой опускают в пустой сосуд для сбора тормозной жидкости;
один человек-оператор, стоящий в смотровой канаве, отворачивает штуцер 1 перепускного клапана на полтора-два оборота, затем переходит на сиденье водителя и нажимает на педаль тормоза 5-6 раз;
этот же человек выходит из кабины, подходит к колесу и визуально определяет, что в сосуд вылилось 10-20 г тормозной жидкости, закручивает штуцер 1 до упора, снимает с головки 11 штуцера шланг и закрывает ее резиновым защитным колпачком;
после этого он доливает жидкость в бачок до нормального уровня, спускается в смотровую канаву, снимает резиновый защитный колпачок с головки 11 штуцера 1 второго колеса и повторяет описанные выше операции способа. Затем же операции повторяет для тормозов третьего и четвертого колес.

При отсутствии смотровой канавы доступ к перепускному клапану можно обеспечить путем подъема с помощью домкрата соответствующего колеса автомобиля и снятия этого колеса.

Нетрудно видеть, что трудоемкость операции удаления воздуха из тормозной системы значительно снижена и обеспечена возможность осуществления этого способа одним человеком-оператором. Это особенно важно, если водителю одному требуется произвести прокачку тормозной системы.

Опыт использования способа и устройства на разных автомобилях марки "Жигули" свидетельствует о более качественном и оперативном прокачивании системы, а потому и менее трудоемком способе, не требующем строго согласованных действий двух человек.

Похожие патенты RU2114014C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРОПРИВОДОВ СЦЕПЛЕНИЯ И ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ 1999
  • Курило Николай Иванович
RU2149782C1
ГИДРОВАКУУМНЫЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ "СВС-6" 1989
  • Соколов А.И.
  • Семенюк В.Н.
  • Василенко В.Г.
  • Липшиц Б.С.
RU2026216C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Болштянский Павел Александрович
  • Болштянский Алексей Александрович
RU2643013C2
ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Погосбеков М.И.
RU2048995C1
ВВОРАЧИВАЕМЫЙ ШТУЦЕР ДЛЯ ВЫПУСКА ВОЗДУХА ИЗ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Магировский Георгий Николаевич
  • Куликов Владимир Александрович
  • Шахов Виктор Сергеевич
RU2043227C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПНЕВМОЗАМЕДЛИТЕЛЬ ХОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА КРУТЫХ ПОВОРОТАХ 2013
  • Аквильянова Ирма Николаевна
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Бачурихин Александр Васильевич
  • Тихомиров Игорь Владимирович
RU2526927C2
Двухконтурная гидравлическая тормозная система транспортного средства 1985
  • Дьячков Николай Константинович
  • Баранчик Геннадий Николаевич
SU1258738A1
Гидравлическая антиблокировочная тормозная система для транспортных средств 1986
  • Глин Филлип Реджинальд Фарр
SU1484290A3
Устройство для затягивания длинномерных изделий в монтажные трубки 1980
  • Лапин Александр Михайлович
  • Чугуненко Юлиан Сергеевич
  • Ганчлевский Федор Федорович
SU983856A1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАЗМАФЕРЕЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕМБРАННОГО ФИЛЬТР-ПОРШНЯ И КЛАПАН ОДНОНАПРАВЛЕННОГО ПОТОКА 1999
  • Соловьев А.П.
RU2164443C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 114 014 C1

Реферат патента 1998 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ

Устройство предназначено для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля. Представляет собой перепускной клапан тормоза колеса, содержащий штуцер с резьбой, клапан снабжен золотником, установленным в осевом отверстии штуцера. Золотник выполнен подпружиненным, что позволяет ходом тормозной педали регулировать выход тормозной жидкости через отверстие в штуцере. Техническим результатом является более качественное и оперативное прокачивание системы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 114 014 C1

Устройство для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля, представляющее собой перепускной клапан тормоза колеса, содержащий металлический штуцер с резьбой, с одной стороны резьбы выполнен цилиндрический поясок меньшего диаметра, в нем перпендикулярно оси штуцера выполнено цилиндрическое отверстие до пересечения с другим отверстием, ось которого совпадает с осью штуцера, а с другой стороны резьбы выполнен шестигранник, к которому примыкает цилиндрическая расточка, а за ней выполнен цилиндрический хвостовик с фаской, отличающееся тем, что перепускной клапан снабжен золотником, установленным в осевом отверстии штуцера, выполненным сквозным и двухступенчатым, при этом в части с большим диаметром помещена цилиндрическая винтовая пружина сжатия, расположенная на валике золотника, а золотник в нижней своей части представляет собой клапан в виде усеченного конуса, переходящего в цилиндрический поясок, к которому примыкает другой цилиндрический поясок-упор меньшего диаметра, переходящий в валик, суммарная длина этого пояска и валика на 1-2 мм меньше длины части отверстия большего диаметра штуцера, диаметр цилиндрического пояска-упора на золотнике выполнен равным большему диаметру осевого отверстия штуцера с посадкой, обеспечивающей возможность перемещения по нему винтовой цилиндрической пружины при сближении цилиндрического пояска золотника с штуцером вдоль его оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2114014C1

Вайсман Я.М., Горенков В.И
Автомобиль "Жигули"
- М.: Транспорт, 1985, с
Приспособление для подвешивания тележки при подъемках сошедших с рельс вагонов 1920
  • Немчинов А.А.
SU216A1

RU 2 114 014 C1

Авторы

Лишенко Ю.Н.

Плотников П.К.

Даты

1998-06-27Публикация

1997-04-02Подача