Изобретение относится к тормозным системам автомобилей.
Известен способ удаления воздуха из тормозной системы легкового автомобиля (Вайсман Я. М., Горенкова В.И. Автомобиль "Жигули". -М., Издательство "Транспорт", 1985, 216 с., с. 77-79). Способ требует для своего осуществления не менее двух участников с использованием эстакады или смотровой канавы. Для выполнения этого способа требуется накидной ключ размером 8 мм, резиновый шланг, сосуд для тормозной жидкости и 0,25-0,3 кг тормозной жидкости, обтирочный материал.
Перед удалением воздуха заполняют бачок главного цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня, то есть до нижней кромки наливного отверстия.
Последовательность операций при осуществлении способа:
ключ размером 8 мм накидывают на шестигранник перепускного клапана;
один конец шланга надевают на головку перепускного клапана, другой опускают в сосуд с тормозной жидкостью;
один человек, стоящий в смотровой канаве, отворачивает перепускной клапан на полтора-два оборота, а другой, сидящий в автомобиле человек, в это время резко нажимает на педаль тормоза, затем плавно отпускает и снова резко нажимает на нее (данное действие выполняют до тех пор, пока пузырьки воздуха перестанут появляться);
при прекращении выделения пузырьков нажимают на педаль и держат в таком положении, пока находящийся внизу человек не затянет перепускной клапан до отказа.
Операцию повторяют на каждом колесе и каждый раз перед началом прокачки доливают тормозную жидкость в бачок до нормы.
Данный способ удаления воздуха из тормозной системы автомобиля является трудоемким и дорогим, так как в его реализации участвуют два человека-оператора. Этот недостаток является следствием применения перепускного клапана существующей конструкции, выполненного в виде штуцера, представляющего собой единую металлическую деталь, имеющего резьбу для соединения с корпусом тормозного барабана, ниже резьбовой части, в сторону тормозного барабана, имеющего цилиндрический поясок меньшего диаметра, кончающийся усеченным конусом, перпендикулярно оси перепускного клапана выполнено цилиндрическое отверстие с заходом на нижнем цилиндрическом пояске, пересекающееся с глухим снизу цилиндрическим отверстием, имеющим заход от верхнего торца перепускного клапана вдоль его оси. В верхней части, непосредственно примыкая к резьбе, выполнен шестигранник для закручивания и откручивания перепускного клапана, а выше него выполнена цилиндрическая проточка, выше которой выполнен цилиндрический хвостовик с фаской, предназначенный для крепления защитного колпачка.
Описанный выше способ и устройство удаления воздуха из тормозной системы автомобиля приняты за наиболее близкий аналог к предлагаемому техническому решению.
Задачей изобретения является снижение трудоемкости и стоимости осуществления способа удаления воздуха из тормозной системы автомобиля за счет изменения конструкции перепускного клапана.
Решение поставленной задачи осуществляется за счет того, что
1) в способ для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля, включающий операции, выполняемые человеком-оператором по наполнению тормозной жидкости до нормы в бачке главного тормозного цилиндра, снятию защитного колпачка с головки перепускного клапана тормоза колеса, по откручиванию на 1,5-2 оборота перепускного клапана, по надеванию на эту головку одного конца шланга и опусканию другого конца в сосуд, вводятся операции, состоящие в том, что тот же человек оператор переходит на сиденье водителя, нажимает и отпускает 5-6 раз педаль тормоза, затем подходит к сосуду с опущенным в него концом шланга и убеждается, что в него из шланга вылилось 10-20 г тормозной жидкости, после чего ключом закручивает перепускной клапан и после этого повторяет описанные выше операции по удалению воздуха из тормозов остальных колес;
2) в устройстве для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля в виде перепускного клапана тормоза колеса, содержащем металлический штуцер с резьбой, на которой с одной стороны резьбы имеется цилиндрический поясок меньшего диаметра, в котором перпендикулярно ему выполнено цилиндрическое отверстие до пересечения с другим отверстием, ось которого совпадает с осью штуцера, с другой стороны резьбы выполнен шестигранник, за которым имеется цилиндрическая канавка, а за ней выполнен цилиндрический хвостовик с фаской, перепускной клапан выполнен составным, при этом в осевом отверстии штуцера, выполненном сквозным двухступенчатым в части с большим диаметром помещена цилиндрическая винтовая пружина сжатия, расположенная на валике золотника, а золотник представляет собой клапан в виде усеченного конуса, переходящего в цилиндрический поясок, к которому примыкает другой цилиндрический поясок-упор меньшего диаметра, переходящий в валик, суммарная длина этого пояска и валика на 1-2 мм меньше длины части отверстия большего диаметра штуцера, диаметр цилиндрического пояска-упора на золотнике выполнен равным большему диаметру осевого отверстия штуцера с посадкой, обеспечивающей возможность перемещения по нему винтовой цилиндрической пружины при сближении цилиндрического пояска золотника со штуцером вдоль его оси.
На фиг. 1 изображен перепускной клапан в исходном положении; на фиг.2 - при его установке в тормозном барабане.
На фиг. 1 и 2 показаны 1 - штуцер, 2 - золотник, 3 - пружина. Штуцер 1 представляет собой металлическую деталь, имеющую резьбу 4 для соединения его с ободом тормозного барабана, ниже резьбовой части имеется цилиндрический поясок 5 меньшего диаметра, перпендикулярно оси штуцера 1 выполнено цилиндрическое отверстие 6 с заходом от поверхности цилиндрического пояска 5 диаметра порядка 1 мм, пересекающееся со сквозным также цилиндрическим отверстием 7, соосным оси штуцера, в верхней его части переходящим в отверстие 8 меньшего диаметра. Снаружи верхней части штуцера 1, непосредственно примыкая к резьбе 4, выполнен шестигранник 9, предназначенный для поворотов штуцера 1, выше него выполнена цилиндрическая расточка 10 меньшего диаметра, после которой выполнен цилиндрический хвостовик 11 с фаской большего диаметра, предназначенный для крепления резинового защитного колпачка. Золотник 2 в нижней своей части представляет собой клапан 12 в виде усеченного конуса, переходящего в цилиндрический поясок 13, к которому примыкает другой цилиндрический поясок-упор 14 меньшего диаметра, переходящий в валик 15. Суммарная длина этого пояска 14 и валика 15 на 1-2 мм меньше длины отверстия 7 в нижней части штуцера 1 для обеспечения прижатия торцевой части цилиндрического пояска 13 к торцу цилиндрического пояска 5. На валике 15 помещена цилиндрическая винтовая пружина на сжатия 3. При этом диаметр нижнего цилиндрического пояска 14 на золотнике 2 выполнен равным диаметру большого отверстия 7 штуцера с посадкой, обеспечивающей возможность перемещения по нему пружины 3 при сближении золотника 2 со штуцером 1 вдоль его оси.
В обычном рабочем положении штуцер 1 завернут до упора в корпус тормозного барабана 16 (фиг.2), отверстие 17 трубопровода перекрыто клапаном 12 золотника 2, и тормозная жидкость отделена от внутренней полости перепускного клапана. При выворачивании штуцера 1 на 1,5-2 оборота из корпуса 16 обода тормозного барабана пружина 3, будучи сжатой, прижимает золотник 2 к корпусу 16 обода тормозного барабана и, таким образом, тормозная жидкость из трубопровода 17 не проникает во внутреннюю полость штуцера 1, если теперь нажать педаль тормоза, то сила давления жидкости в трубопроводе 17 преодолеет силу прижатия пружины 3, и золотник 2, переместясь вверх до упора со штуцером 1, откроет путь для тормозной жидкости из трубопровода 17 через зазор 18 в отверстие 6, а из него - в отверстия 7, 8 и наружу. При отпускании педали пружина 3 возвращает золотник 2 на прежнее место и выход жидкости через отверстие 8 прекращается.
Реализация предложенного способа удаления воздуха из тормозной системы автомобиля теперь производится одним человеком-оператором с помощью следующих операций:
ключ размером 8 мм накидывается на шестигранник 9 штуцера 1;
один конец шланга надевают на головку 11 штуцера 1, а другой опускают в пустой сосуд для сбора тормозной жидкости;
один человек-оператор, стоящий в смотровой канаве, отворачивает штуцер 1 перепускного клапана на полтора-два оборота, затем переходит на сиденье водителя и нажимает на педаль тормоза 5-6 раз;
этот же человек выходит из кабины, подходит к колесу и визуально определяет, что в сосуд вылилось 10-20 г тормозной жидкости, закручивает штуцер 1 до упора, снимает с головки 11 штуцера шланг и закрывает ее резиновым защитным колпачком;
после этого он доливает жидкость в бачок до нормального уровня, спускается в смотровую канаву, снимает резиновый защитный колпачок с головки 11 штуцера 1 второго колеса и повторяет описанные выше операции способа. Затем же операции повторяет для тормозов третьего и четвертого колес.
При отсутствии смотровой канавы доступ к перепускному клапану можно обеспечить путем подъема с помощью домкрата соответствующего колеса автомобиля и снятия этого колеса.
Нетрудно видеть, что трудоемкость операции удаления воздуха из тормозной системы значительно снижена и обеспечена возможность осуществления этого способа одним человеком-оператором. Это особенно важно, если водителю одному требуется произвести прокачку тормозной системы.
Опыт использования способа и устройства на разных автомобилях марки "Жигули" свидетельствует о более качественном и оперативном прокачивании системы, а потому и менее трудоемком способе, не требующем строго согласованных действий двух человек.
Устройство предназначено для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля. Представляет собой перепускной клапан тормоза колеса, содержащий штуцер с резьбой, клапан снабжен золотником, установленным в осевом отверстии штуцера. Золотник выполнен подпружиненным, что позволяет ходом тормозной педали регулировать выход тормозной жидкости через отверстие в штуцере. Техническим результатом является более качественное и оперативное прокачивание системы. 2 ил.
Устройство для удаления воздуха из тормозной системы автомобиля, представляющее собой перепускной клапан тормоза колеса, содержащий металлический штуцер с резьбой, с одной стороны резьбы выполнен цилиндрический поясок меньшего диаметра, в нем перпендикулярно оси штуцера выполнено цилиндрическое отверстие до пересечения с другим отверстием, ось которого совпадает с осью штуцера, а с другой стороны резьбы выполнен шестигранник, к которому примыкает цилиндрическая расточка, а за ней выполнен цилиндрический хвостовик с фаской, отличающееся тем, что перепускной клапан снабжен золотником, установленным в осевом отверстии штуцера, выполненным сквозным и двухступенчатым, при этом в части с большим диаметром помещена цилиндрическая винтовая пружина сжатия, расположенная на валике золотника, а золотник в нижней своей части представляет собой клапан в виде усеченного конуса, переходящего в цилиндрический поясок, к которому примыкает другой цилиндрический поясок-упор меньшего диаметра, переходящий в валик, суммарная длина этого пояска и валика на 1-2 мм меньше длины части отверстия большего диаметра штуцера, диаметр цилиндрического пояска-упора на золотнике выполнен равным большему диаметру осевого отверстия штуцера с посадкой, обеспечивающей возможность перемещения по нему винтовой цилиндрической пружины при сближении цилиндрического пояска золотника с штуцером вдоль его оси.
Вайсман Я.М., Горенков В.И | |||
Автомобиль "Жигули" | |||
- М.: Транспорт, 1985, с | |||
Приспособление для подвешивания тележки при подъемках сошедших с рельс вагонов | 1920 |
|
SU216A1 |
Авторы
Даты
1998-06-27—Публикация
1997-04-02—Подача