СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ МНОГОПРОЛЕТНЫХ НЕРАЗРЕЗНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ Российский патент 2000 года по МПК E01D2/00 E04C3/26 E04G21/12 B28B21/60 B28B23/04 

Описание патента на изобретение RU2149944C1

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных железобетонных плитных пролетных строений мостов.

Известен способ предварительного напряжения железобетонных пролетных строений мостов [Стрелецкий Н. Н. Сталежелезобетонные пролетные строения мостов. М. , Транспорт, 1981 г., с. 25-29]. Способ заключается в том, что пролетное строение бетонируют в положении, при котором оно над промежуточной опорой приподнято на величину Δ по сравнению с проектным положением, а после набора прочности бетоном осуществляют опускание на величину Δ средней части. В результате этого опускания в зоне промежуточной опоры и прилегающей к ней части возникает изгибающий момент, обратный по знаку тому, который возникает от эксплуатационной нагрузки. Недостаток данного способа - сложность производства работ и громоздкость оборудования.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ создания предварительного напряжения в железобетонных конструкциях, включающий операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения конструкции при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния путем электротермического нагрева арматурных стержней, уложенных в каналы, выполненные в бетоне конструкции, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое, работающее совместно поперечное сечение путем заанкеривания в бетоне нагретых стержней и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации [Справочник строителя. Бетонные и железобетонные работы, под редакцией В.Д. Топчия, М., Стройиздат, 1980 г.].

Недостатком данного способа является сложное и трудоемкое производство работ, особенно в связи с тем, что нагреваемые стержни и каналы омоноличивания находятся в нижней части пролетного строения. Кроме того, осуществляются затраты на формирование дополнительных ненужных продольных сил, поскольку изгибающий момент образуется за счет внецентренного сжатия.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении трудоемкости и сложности производства работ.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в способе предварительного напряжения многопролетных неразрезных железобетонных плитных пролетных строений мостов, включающем операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое, работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации, операцию формирования разности температур отдельных элементов осуществляют в период набора прочности бетоном за счет разности термического сопротивления S теплоизоляции, размещаемой на верхней и нижней поверхностях бетонируемой плиты в обе стороны от каждой промежуточной опоры моста на участках длиной "а", при этом операцию закрепления элементов в единое, работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25-0,30)R28, путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях S термического сопротивления плиты пролетного строения, при этом "а" определяют из выражения

где l - средняя длина пролетов, см;
M1g - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов на промежуточной опоре, кг•см;

α - коэффициент линейного расширения, 1/град;
Δt - перепад температуры между нижней и верхней поверхностями бетонируемой плиты в момент достижения бетоном прочности (0,25-030)R28, град;
R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты, см;
E - модуль упругости бетона, кг/см2;
I - момент инерции сечения плиты пролетного строения, см4;
S - разность термического сопротивления теплоизоляции на нижней и верхней поверхностях плиты, час•град/ккал;
S = SН - SВ (на 1 м2 поверхности);
SН ≥ 2,0 час•град/ккал - термическое сопротивление на нижней поверхности плиты в период набора прочности бетоном;
SВ ≤ 0,2 час•град/ккал - то же на верхней поверхности плиты.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 изображена схема трехпролетной неразрезной балки моста прямоугольного поперечного сечения (плиты) постоянной высоты;
на фиг.2 - эпюра моментов в балке, изображенной на фиг. 1, от постоянной нагрузки при предварительном напряжении предлагаемым способом;
на фиг. 3 - схема трехпролетной неразрезной балки моста прямоугольного поперечного сечения (плиты) переменной высоты;
на фиг. 4 - эпюра моментов в балке, изображенной на фиг. 3, от постоянной нагрузки без предварительного напряжения;
на фиг. 5 - эпюра дополнительных моментов от предварительного напряжения за счет устройства теплоизоляции;
на фиг. 6 - эпюра разности температур по высоте сечения плиты, расположенного в пределах зоны "2а" (см. фиг. 1), в период превращения бетонной смеси в твердое тело.

Предлагаемый способ предварительного напряжения многопролетных неразрезных железобетонных плитных пролетных строений мостов заключается в следующем.

Способ содержит 4 операции.

Операция 1. Укладка бетонной смеси в опалубку.

Пролетное строение 1 (неразрезное: например, трехпролетное) бетонируют в опалубке в проектном положении на подвижных 2 и неподвижной 3 опорных частях, размещенных, в свою очередь, на опорах 4 моста. Длина пролетов в общем случае разная - l1, l2 и l3, но не отличается более чем на 10-20%. Перед бетонированием опалубку у каждой промежуточной опоры на длине 2а снизу утепляют теплоизоляцией 5 (пенопласт, опилки и т. п.) с термическим сопротивлением SН. Это термическое сопротивление должно быть достаточно большим, чтобы практически ликвидировать на стадии набора прочности бетоном, когда идет интенсивный разогрев бетона за счет экзотермии цемента, теплообмен с окружающим воздухом.

Расчеты показали, что минимальным значением такого сопротивления является значение 2,0 час•град/ккал (на 1 м2 площади).

Для верхней поверхности требуется, наоборот, сильный теплообмен с окружающей средой с целью недопущения разогрева этой поверхности за счет экзотермии цемента. Однако с точки зрения недопущения влагообмена поверхность бетона должна покрываться, по крайней мере, одним слоем пленки. Это соответствует термическому сопротивлению, равному примерно SВ = 0,2 час•град/ккал. Для остальной части пролетного строения (за исключением этих участков длиной 2а) создают условия теплообмена одинаковые для верхней и нижней поверхностей, чтобы перепада температур по сечению не допустить.

Операция 2. Формирование разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния (т.е. при отсутствии внутренних напряжений).

Эта операция предполагает выдерживание забетонированного пролетного строения в соответственном расчетном температурном режиме с момента укладки бетонной смеси до момента, пока бетон находится в пластичном состоянии.

Температуру наружного воздуха над верхней поверхностью, начальную температуру бетона, состав бетона и вид цемента подбирают теплофизическим расчетом так, чтобы в пределах зон 2а в процессе нахождения бетонной смеси в пластичном состоянии постепенно сформировался перепад температур ΔT, а распределение температур по высоте имело бы форму 6 (см. фиг. 6).

Температура воздуха снизу для зон в пределах 2а существенного значения не имеет, так как в этих зонах снизу расположена мощная теплоизоляция, практически исключающая теплообмен. Для остальной части пролетного строения температура воздуха снизу должна обеспечивать при соответствующем значении теплоизоляции снизу тот же теплообмен, что и происходит сверху (перепада температур быть не должно).

Операция 3. Закрепление элементов сечения при разной их температуре в единое, работающее совместно поперечное сечение (т.е. замыкание в единое сечение).

Эта операция заключается в выстойке забетонированной конструкции в определенном температурном режиме в период превращения бетонной смеси в бетон и набора им нужной степени прочности (0,25-0,30)R28, где R28 - марочная прочность бетона. Режим охарактеризован при описании операции 2.

Операция 4. Выстойка изготовленной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации.

Эта операция заключается в выстойке забетонированной конструкции с момента набора прочности (0,25-0,30)R28 до выравнивания температуры по сечению, распалубливании, укладке проезжей части и вводе в эксплуатацию.

Дополнительное напряженное состояние возникает после остывания пролетного строения (точнее выравнивания температуры по сечению). В этот момент возникает условный перепад температур по сечению (-Δt), характеризуемый эпюрой 7 (см. фиг. 6), которая полностью соответствует эпюре 6, но противоположна по знаку. Это происходит потому, что более нагретая часть сечения пытается сократиться при остывании до той же температуры, что и менее нагретая часть, но при этом она встречает сопротивление последней. В соответствии с основной предпосылкой сопротивления материалов - гипотезой плоских сечений - сечение после деформации из вертикального положения 8 в момент формирования перепада температур 6 займет положение 9. При этом для рассматриваемых условий Δt1≈ -Δt, т.е. условный перепад сохранится таким же. При этом укорочение нижних волокон сечения по сравнению с верхними приведет к искривлению пролетного строения на участках 2а и попытке "оторваться" от промежуточных опор, что приведет к появлению в указанных опорах дополнительной реакции и, как следствие, к образованию дополнительной эпюры моментов с максимальной ординатой M1g (фиг. 5). Суммирование эпюр моментов, изображенных на фиг. 4 (эпюра моментов при отсутствии преднапряжения) и фиг. 5 (эпюра моментов от преднапряжения), приводит к формированию эпюры моментов на фиг. 2:
М11 = M12 - M1g,
М21 = М22 + М2g,
М31 = М32 + М1g.

При этом величину преднапряжения мы подбираем таким образом, чтобы M11 ≈ M21 ≈ М31. Тогда мы можем обеспечить постоянство сечения, изображенное на фиг. 1.

Требуемые для осуществления преднапряжения параметры могут быть определены по предлагаемой формуле

где l - средняя длина пролетов, см;
М1g - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов на средней опоре:

α - коэффициент линейного расширения бетона,
α = 1•10-5, 1/град;
Δt - перепад температуры между нижней и верхней поверхностями бетонируемой плиты в момент достижения бетоном прочности (0,25-0,30)R28, град;
R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты, см;
E - модуль упругости бетона, кг/см2;
I - момент инерции сечения плиты, см4;
S = SН - SВ (на 1 м2 поверхности) - разность термического сопротивления теплоизоляции на нижней и верхней поверхностях плиты, час•град/ккал;
SН >> 2,0 час•град/ккал - термическое сопротивление на нижней поверхности плиты в период набора прочности бетоном;
SВ << 0,2 час•град/ккал - то же на верхней поверхности плиты.

Перераспределение эпюры моментов, т.е. достижение примерного равенства М11, M21 и М31, позволяет обеспечить постоянное поперечное сечение пролетного строения по длине моста (см. фиг. 1), при котором h11 = h21. Это резко упрощает технологию сооружения по сравнению со схемой пролетного строения, изображенного на фиг. 3, когда его высота над опорой h12 больше, чем на остальной части (h22).

Использование предлагаемого способа предварительного напряжения многопролетных неразрезных железобетонных плитных строений мостов позволяет снизить трудоемкость и сложность производства работ при повышении качества сооружаемых конструкций.

Похожие патенты RU2149944C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДВУХПРОЛЕТНЫХ НЕРАЗРЕЗНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 1999
  • Пассек В.В.
  • Антипов А.С.
  • Антонов Е.А.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2152476C1
СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РАМНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 1999
  • Пассек В.В.
  • Антипов А.С.
  • Антонов Е.А.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2149236C1
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗНОЙ МАССИВНОСТИ 1998
  • Соловьянчик А.Р.
  • Шифрин С.А.
  • Руденко А.Е.
RU2143047C1
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА 1998
  • Пассек В.В.
  • Заковенко В.В.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2132903C1
ОПАЛУБОЧНЫЙ ЩИТ 1998
  • Пассек В.В.
  • Антонов Е.А.
  • Заковенко В.В.
  • Величко В.П.
RU2149243C1
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2001
  • Соловьянчик А.Р.
  • Шифрин С.А.
  • Коротин В.Н.
  • Вейцман С.Г.
RU2208093C2
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ УКРУПНЕННЫМИ БЛОКАМИ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЬНОГО ТИПА С ПОЭТАПНЫМ ВОЗВЕДЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СВЕРХУ ВНИЗ 2003
  • Соловьянчик А.Р.
  • Шифрин С.А.
  • Морозов А.В.
  • Бигвава Г.Д.
RU2246588C1
СПОСОБ ЦИКЛИЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ НАДВИЖКИ НЕРАЗРЕЗНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА 2004
  • Куракин П.П.
  • Коротин В.Н.
  • Чаленко В.В.
  • Дударев С.В.
  • Мелконян А.С.
  • Бирюков Е.Н.
  • Потапов С.В.
RU2242559C1
МОНОЛИТНАЯ ДВУХСЛОЙНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛИТА 2003
  • Пассек В.В.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
  • Величко В.П.
  • Антонов Е.А.
  • Заковенко В.В.
RU2243316C1
СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2003
  • Решетников В.Г.
  • Кручинкин А.В.
  • Егоров В.П.
  • Решетников И.В.
  • Кручинкин А.А.
RU2246573C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 149 944 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ МНОГОПРОЛЕТНЫХ НЕРАЗРЕЗНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных железобетонных плитных пролетных строений мостов. Технический результат изобретения заключается в снижении трудоемкости и сложности производства работ. Способ включает операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения конструкции при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разности их температур в единое, работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации. Новым является то, что перед бетонированием опалубку снизу утепляют теплоизоляцией (пенопласт, опилки и т.п.), размещаемой в обе стороны от каждой промежуточной опоры на участках длиной "а", а верхнюю поверхность бетонируемой конструкции покрывают слоем пленки. Для остальной части пролетного строения (за исключением этих участков длиной "а") создают условия теплообмена, одинаковые для верхней и нижней поверхностей, чтобы не допустить перепада температур по сечению. Операцию формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния осуществляют в период набора прочности бетоном за счет разности термического сопротивления теплоизоляции, размещаемой на верхней и нижней поверхностях бетонируемой конструкции в обе стороны от каждой промежуточной опоры моста на участках длиной "а". Операцию закрепления элементов сечения при разной их температуре в единое, работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25-0,30)R28, путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях S термического сопротивления плиты пролетного строения. Длину участка "а" определяют из приведенной зависимости. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 149 944 C1

Способ предварительного напряжения многопролетных неразрезных железобетонных плитных пролетных строений мостов, включающий операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации, отличающийся тем, что операцию формирования разности температур отдельных элементов осуществляют в период набора бетоном прочности за счет разности термического сопротивления S теплоизоляции, размещаемой на верхней и нижней поверхностях бетонируемой конструкции в обе стороны от каждой промежуточной опоры моста на участках длиной "а", при этом операцию закрепления элементов в единое работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25 ÷ 0,30)R28 путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях S термического сопротивления плиты пролетного строения, причем "а" определяют из выражения

где l - средняя длина пролетов, см;
M1g - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов на промежуточной опоре, кг • см;

α - коэффициент линейного расширения бетона;
α - 1 • 10-5, 1/град;
Δt - перепад температуры между нижней и верхней поверхностями бетонируемой плиты в момент достижения бетоном прочности (0,25 ÷ 0,30)R28, град;
R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты, см;
Е - модуль упругости бетона, кг/см2;
I - момент инерции сечения плиты пролетного строения, см4;
S=Sн-Sв(на 1 м2 поверхности) - разность термического сопротивления теплоизоляции на нижней и верхней поверхностях плиты, ч • град/ккал;
Sн ≥ 0,2 ч • град/ккал - термическое сопротивление на нижней поверхности плиты в период набора прочности бетоном;
Sв ≤ 0,2 ч • град/ккал - то же, на верхней поверхности плиты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2149944C1

Топчий В.Д
Справочник строителя
Бетонные и железобетонные работы
- М.: Стройиздат, 1980, с
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию 0
  • Названов М.К.
SU73A1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН 1988
  • Тимохин Павел Николаевич
RU2015271C1
Железобетонная балка 1986
  • Мордич Александр Иванович
  • Соломатов Василий Ильич
  • Маркевич Николай Николаевич
  • Поляков Александр Лазаревич
SU1368403A1
Анкер для закрепления витков гибкой арматуры 1984
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1377358A1
АНКЕР ДЛЯ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 1991
  • Тимохин Павел Николаевич
RU2016995C1
Анкер для закрепления витков гибкой арматуры и устройство для фиксации на поддоне формы анкера и его варианты 1980
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1052638A1
АНКЕР ДЛЯ АРМАТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА 1987
  • Тимохин Павел Николаевич[By]
RU2070263C1
Анкер для закрепления витков гибкой арматуры и устройство для засылки на него навиваемой арматуры 1982
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1168685A1
RU 2056490 C, 20.03.1996
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 1990
  • Тимохин Павел Николаевич[By]
RU2068921C1
Способ анкеровки гибкой арматуры 1989
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1649068A1

RU 2 149 944 C1

Авторы

Пассек В.В.

Антипов А.С.

Антонов Е.А.

Постовой Ю.В.

Прохоров И.Г.

Даты

2000-05-27Публикация

1999-04-21Подача