СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РАМНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ Российский патент 2000 года по МПК E01D2/00 E04C3/26 E04G21/12 B28B21/60 B28B23/04 

Описание патента на изобретение RU2149236C1

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных железобетонных плитных пролетных строений мостов.

Известен способ предварительного напряжения железобетонных пролетных строений мостов [Н.П.Андреев, А.И.Дубровский, И.С.Файнштейн. Справочник по постройке искусственных сооружений. М., Трансжелдориздат, 1957, с. 22]. Способ заключается в том, что создают натяжение арматурных стержней (или металлических канатов), расположенных внецентренно по отношению к центру тяжести поперечного сечения пролетного строения и заанкеренных в бетоне после их натяжения. После передачи давления на анкеры в бетонном сечении возникает изгибающий момент, величину которого регулируют степенью натяжения арматуры и размером эксцентриситета. Недостаток данного способа - сложность производства работ и громоздкость оборудования.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ создания предварительного напряжения в железобетонных конструкциях, включающий операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения конструкции при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния путем электротермического нагрева арматурных стержней, уложенных в каналы, выполненные в бетоне конструкции, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение путем заанкеривания в бетоне нагретых стержней и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации [Справочник строителя. Бетонные и железобетонные работы, под редакцией В.Д.Топчия, М., Стройиздат, 1980 г.].

Недостатком данного способа является сложное и трудоемкое производство работ. Кроме того осуществляются затраты на формирование дополнительных ненужных продольных сил, поскольку изгибающий момент образуется за счет внецентренного сжатия.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении трудоемкости и сложности производства работ.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в способе предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов, включающем операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации, операцию формирования разности температур отдельных элементов осуществляют в период набора прочности бетоном за счет разности термического сопротивления "S" теплоизоляции,размещаемой на верхней и нижней поверхностях бетонируемого ригеля в обе стороны от поперечной оси пролетного строения на участках длиной "a", при этом операцию закрепления элементов в единое работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25 - 0,30)R28, путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях "S" термического сопротивления плиты пролетного строения, при этом "a" определяют из выражения:

где l - длина плиты ригеля, см;
Mg - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов в середине пролета, кг•см;


α - коэффициент линейного расширения бетона, 1/град;
Δt - перепад температуры между верхней и нижней поверхностями бетонируемой плиты в момент достижения бетоном прочности (0,25 - 0,30)R28, град;
R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты ригеля, см;
E - модуль упругости бетона, кг/см2;
h - высота стойки, см;
I1 - момент инерции сечения плиты ригеля пролетного строения, см4;
I2 - момент инерции сечения стойки, см4;
S = Sв - Sн, час•град/ккал (на 1 м2 поверхности) - разность термического сопротивления теплоизоляции на верхней и нижней поверхностях ригеля;
Sв ≥ 2,0 час•град/ккал - термическое сопротивление на верхней поверхности ригеля в период набора прочности бетоном;
Sн ≤ 0,2 час•град/ккал - то же, на нижней поверхности ригеля.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 изображена схема рамной балки моста прямоугольного поперечного сечения (плиты ригеля) постоянной высоты;
на фиг. 2 - эпюра моментов в балке, изображенной на фиг. 1, от постоянной нагрузки при предварительном напряжении предлагаемым способом:
на фиг. 3 - схема рамной балки моста прямоугольного поперечного сечения (плиты ригеля) переменной высоты;
на фиг. 4 - эпюра моментов в балке, изображенной на фиг. 3, от постоянной нагрузки без предварительного напряжения;
на фиг. 5 - эпюра дополнительных моментов от предварительного напряжения за счет устройства теплоизоляции;
на фиг. 6 - эпюра разности температур по высоте сечения плиты ригеля, расположенного в пределах зоны "2a" (см. фиг. 1), в период превращения бетонной смеси в твердое тело.

Предлагаемый способ предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов заключается в следующем.

Способ содержит 4 операции.

Операция 1. Укладка бетонной смеси в опалубку.

Пролетное строение 1 (рамной системы) бетонируют в опалубке в проектном положении на стойках 2, которые, в свою очередь, расположены на шарнирно-неподвижных опорных частях 3. Опорные части размещены на фундаменте 4. Длина пролета - 1. Перед бетонированием опалубку в обе стороны от поперечной оси пролетного строения на участках длиной "a" сверху утепляют теплоизоляцией 5 (пенопласт, опилки и т.п.) с термическим сопротивлением Sв. Это термическое сопротивление должно быть достаточно большим, чтобы практически ликвидировать на стадии набора прочности бетоном, когда идет интенсивный разогрев бетона за счет экзотермии цемента, теплообмен с окружающим воздухом.

Расчеты показали, что минимальным значением такого сопротивления является Sв = 2,0 час•град/ккал (на 1 м2 площади).

В отдельных случаях (в зависимости от соотношения жесткостей стоек и пролетного строения) расположение теплоизоляции 5 может быть обратным, т.е. снизу.

Для нижней поверхности требуется, наоборот, сильный теплообмен с окружающей средой с целью недопущения разогрева этой поверхности за счет экзотермии цемента. Однако с точки зрения недопущения влагообмена поверхность бетона должна покрываться, по крайней мере, одним слоем пленки. Это соответствует термическому сопротивлению, равному примерно Sн = 0,2 час•град/ккал. Для остальной части пролетного строения (за исключением этого участка длиной 2a) создают условия теплообмена одинаковые для верхней и нижней поверхностей, чтобы перепада температур по сечению не допустить.

Операция 2. Формирование разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния (т.е. при отсутствии внутренних напряжений).

Эта операция предполагает выдерживание забетонированного пролетного строения в соответственном расчетном температурном режиме с момента укладки бетонной смеси до момента, пока бетон находится в пластичном состоянии.

Температуру наружного воздуха под нижней поверхностью, начальную температуру бетона, состав бетона и вид цемента подбирают теплофизическим расчетом так, чтобы в пределах зоны 2a в процессе нахождения бетонной смеси в пластичном состоянии постепенно бы сформировался перепад температур Δt, а распределение температур по высоте имело бы форму 6 (см. фиг. 6).

Температура воздуха сверху для зоны в пределах 2a существенного значения не имеет, так как в этой зоне сверху расположена мощная теплоизоляция, практически исключающая теплообмен. Для остальной части пролетного строения температура воздуха сверху должна обеспечивать при соответствующем значении теплоизоляции сверху тот же теплообмен, что и происходит снизу (перепада температур быть не должно).

Операция 3. Закрепление элементов сечения при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение (т.е. замыкание в единое сечение).

Эта операция заключается в выстойке забетонированной конструкции в определенном температурном режиме в период превращения бетонной смеси в бетон и набора им нужной степени прочности (0,25 - 0,30)R28, где R28 - марочная прочность бетона. Режим охарактеризован при описании операции 2.

Операция 4. Выстойка изготовленной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации.

Эта операция заключается в выстойке забетонированной конструкции с момента набора прочности (0,25 - 0,30)R28 до выравнивания температуры по сечению, распалубливании, укладке проезжей части и вводе в эксплуатацию.

Дополнительное напряженное состояние возникает после остывания пролетного строения (точнее выравнивания температуры по сечению). В этот момент возникает условный перепад температур по сечению (-Δt), характеризуемый эпюрой 7 (см. фиг. 6), которая полностью соответствует эпюре 6, но противоположна по знаку. Это происходит потому, что более нагретая часть сечения пытается сократиться при остывании до той же температуры, что и менее нагретая часть, но при этом она встречает сопротивление последней. В соответствии с основной предпосылкой сопротивления материалов - гипотезой плоских сечений - сечение после деформации из вертикального положения 8 в момент формирования перепада температур 6 займет положение 9. При этом для рассматриваемых условий Δt1≈ -Δt, т.е. условный перепад сохранится таким же. При этом укорочение верхних волокон сечения по сравнению с нижними приведет к искривлению пролетного строения на участке 2a и как следствие к образованию дополнительной эпюры моментов с максимальной ординатой Mg (фиг. 5). Суммирование эпюр моментов, изображенных на фиг. 4 (эпюра моментов при отсутствии преднапряжения) и фиг. 5 (эпюра моментов от преднапряжения), приводит к формированию моментов на фиг. 2:
M11 = M12 - Mg,
M21 = M22 + Mg.

При этом величину преднапряжения мы подбираем таким образом, чтобы M11 ≈ M21. Тогда мы может обеспечить постоянство сечения, изображенного на фиг. 1.

Требуемые для осуществления преднапряжения параметры могут быть определены по предлагаемой формуле

где

l - длина плиты ригеля, см;
Mg - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов в середине пролета, кг•см;

α - коэффициент линейного расширения бетона,
α = 1•10-5, 1/град;
Δt - перепад температуры между верхней и нижней поверхностями бетонируемой плиты в момент достижения бетоном прочности (0,25 - 0,30)R28, град;
R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты ригеля, см;
E - модуль упругости бетона, кг/см2;
h - высота стойки, см;
I1 - момент инерции сечения плиты ригеля пролетного строения, см4;
I2 - момент инерции сечения стойки, см4;
S = Sв - Sн, час•град/ккал (на 1 м2 поверхности) - разность термического сопротивления теплоизоляции на верхней и нижней поверхностях плиты ригеля;
Sв ≥ 2,0 час•град/ккал - термическое сопротивление на верхней поверхности плиты ригеля в период набора бетоном прочности;
Sн ≤ 0,2 час•град/ккал - то же, на нижней поверхности плиты ригеля.

Перераспределение эпюры моментов, т.е. достижение равенства M11 и M21, позволяет обеспечить постоянное поперечное сечение пролетного строения по длине моста (см. фиг. 1), при котором h11 = h21. Это резко упрощает технологию сооружения по сравнению со схемой пролетного строения, изображенного на фиг. 3, когда его высота в середине пролета h12 больше, чем на остальной части (h22).

Использование предлагаемого способа предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов позволяет снизить трудоемкость и сложность производства работ при повышении качества сооружаемых конструкций.

Похожие патенты RU2149236C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ МНОГОПРОЛЕТНЫХ НЕРАЗРЕЗНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 1999
  • Пассек В.В.
  • Антипов А.С.
  • Антонов Е.А.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2149944C1
СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДВУХПРОЛЕТНЫХ НЕРАЗРЕЗНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 1999
  • Пассек В.В.
  • Антипов А.С.
  • Антонов Е.А.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2152476C1
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗНОЙ МАССИВНОСТИ 1998
  • Соловьянчик А.Р.
  • Шифрин С.А.
  • Руденко А.Е.
RU2143047C1
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА 1998
  • Пассек В.В.
  • Заковенко В.В.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2132903C1
ОПАЛУБОЧНЫЙ ЩИТ 1998
  • Пассек В.В.
  • Антонов Е.А.
  • Заковенко В.В.
  • Величко В.П.
RU2149243C1
МОНОЛИТНАЯ ДВУХСЛОЙНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛИТА 2003
  • Пассек В.В.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
  • Величко В.П.
  • Антонов Е.А.
  • Заковенко В.В.
RU2243316C1
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ПРОТЯЖЕННЫХ ПО ПЛОЩАДИ 2001
  • Пассек В.В.
  • Антонов Е.А.
  • Цернант А.А.
  • Цимеринов А.И.
  • Заковенко В.В.
  • Величко В.П.
RU2211892C2
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА 1998
  • Пассек В.В.
  • Заковенко В.В.
  • Постовой Ю.В.
  • Прохоров И.Г.
RU2132902C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВЫХ ОПОР-СТЕНОК 2001
  • Величко В.П.
  • Пассек В.В.
  • Антонов Е.А.
  • Цернант А.А.
  • Цимеринов А.И.
  • Заковенко В.В.
RU2208082C2
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПЕРЕКРЫТИЙ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2001
  • Антонов Е.А.
  • Пассек В.В.
  • Цернант А.А.
  • Хабибулин К.И.
  • Сычев А.П.
  • Цимеринов А.И.
  • Заковенко В.В.
  • Величко В.П.
  • Дмитриев А.И.
  • Мордухович И.М.
RU2206679C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 149 236 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РАМНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных железобетонных плитных пролетных строений мостов. Технический результат изобретения заключается в снижении трудоемкости и сложности производства работ. Способ включает операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения конструкции при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации. Новым является то, что перед бетонированием опалубку в обе стороны от поперечной оси пролетного строения моста на участках длиной "а" утепляют сверху теплоизоляцией (пенопласт, опилки и т.п.), а снизу поверхность бетонируемой конструкции укрывают слоем пленки. Для остальной части пролетного строения, за исключением участков длиной "а", создают условия теплообмена, одинаковые для верхней и нижней поверхностей, чтобы не допустить перепада температур по сечению. Операцию формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния осуществляют в период набора прочности бетоном за счет разности термического сопротивления теплоизоляции, размещаемой на нижней и верхней поверхностях бетонируемой конструкции в обе стороны от поперечной оси пролетного строения моста на участках длиной "а". Операцию закрепления элементов сечения при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25 - 0,30)R28, путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях термического сопротивления "S" плиты ригеля пролетного строения. Длину участка "а" определяют из приведенной зависимости. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 149 236 C1

Способ предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов, включающий операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации, отличающийся тем, что операцию формирования разности температур отдельных элементов осуществляют в период набора бетоном прочности за счет разности термического сопротивления "S" теплоизоляции, размещаемой на верхней и нижней поверхностях бетонируемой конструкции в обе стороны от поперечной оси пролетного строения моста на участках длиной "а", при этом операцию закрепления элементов в единое работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25 - 0,30)R28 путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях "S" термического сопротивления плиты ригеля пролетного строения, причем "а" определяют из выражения

где l - длина плиты ригеля, см;
Мg - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов в середине пролета, кг•см;


α - коэффициент линейного расширения бетона α = 1•10-5, 1/град;
Δt - перепад температуры между верхней и нижней поверхностями бетонируемой плиты в момент достижения бетоном прочности (0,25 - 0,30)R28, град, R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты ригеля, см;
Е - модуль упругости бетона, кг/см2;
h - высота стойки, см;
I1 - момент инерции сечения плиты ригеля пролетного строения, см4;
I2 - момент инерции сечения стоек, см4;
S = Sв - Sн, ч•град/ккал (на 1 м2 поверхности) - разность термического сопротивления теплоизоляции на верхней и нижней поверхностях плиты ригеля, Sв≥ 2,0 ч•град/ккал - термическое сопротивление на верхней поверхности плиты ригеля в период набора бетоном прочности, Sн≤ 0,2 ч•град/ккал - то же, на нижней поверхности плиты ригеля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2149236C1

ТОПЧИЙ В.Д
Справочник строителя
Бетонные и железобетонные работы
- М.: Стройиздат, 1980 г., с.73, 74, 78 - 82, 168 - 171
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН 1988
  • Тимохин Павел Николаевич
RU2015271C1
Железобетонная балка 1986
  • Мордич Александр Иванович
  • Соломатов Василий Ильич
  • Маркевич Николай Николаевич
  • Поляков Александр Лазаревич
SU1368403A1
Анкер для закрепления витков гибкой арматуры 1984
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1377358A1
АНКЕР ДЛЯ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 1991
  • Тимохин Павел Николаевич
RU2016995C1
Анкер для закрепления витков гибкой арматуры и устройство для фиксации на поддоне формы анкера и его варианты 1980
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1052638A1
АНКЕР ДЛЯ АРМАТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА 1987
  • Тимохин Павел Николаевич[By]
RU2070263C1
Анкер для закрепления витков гибкой арматуры и устройство для засылки на него навиваемой арматуры 1982
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1168685A1
RU 2056490 С1, 20.03.1996
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 1990
  • Тимохин Павел Николаевич[By]
RU2068921C1
Способ анкеровки гибкой арматуры 1989
  • Тимохин Павел Николаевич
SU1649068A1

RU 2 149 236 C1

Авторы

Пассек В.В.

Антипов А.С.

Антонов Е.А.

Постовой Ю.В.

Прохоров И.Г.

Даты

2000-05-20Публикация

1999-04-21Подача