Изобретение относится к области неразрушающего контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций и предназначено для контроля и прогнозирования момента потери устойчивости несущих металлических строительных конструкций.
Известен способ неразрушающего контроля момента потери устойчивости металлических строительных конструкций, изложенный в Строительных нормах и правилах (СНиП II-3-81) [1], опирающийся на труды: В.З. Власов "Тонкостенные упругие стержни", Москва, 1959 г. Госиздат [2] и С.П. Тимошенко "Устойчивость упругих систем", Гостехиздат, 1955 г. [3]
Упомянутый способ, принятый в качестве ближайшего аналога, включает определение критических прогибов и углов закручивания элементов конструкции и упругих характеристик металла (E, G) с последующим расчетом критических нагрузок и сопоставлением их с предельными значениями нагрузок.
Недостаток этого способа - недостаточная достоверность полученных результатов и прогнозов ввиду отсутствия адекватной теоретической модели потери устойчивости.
Технический результат изобретения - упрощение и повышение надежности контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций за счет создания адекватной теоретической модели напряженно-деформированного состояния при потере устойчивости.
Технический результат обеспечивается тем, что способ контроля потери устойчивости металлических строительных стержневых конструкций включает определение критических прогибов и углов закручивания элементов конструкции и упругих характеристик металла (E, G) с последующим расчетом критических нагрузок и сопоставлением их с предельными значениями нагрузок. Дополнительно определяют критические нагрузки Ny ф, Nx ф, , вызывающие изгибно-крутильную форму потери устойчивости и изгибно-крутильные деформации из системы дифференциальных уравнений устойчивости:
(1)
где Jx - момент инерции поперечного сечения элементов конструкции относительно оси OX;
Jy - момент инерции площади поперечного сечения элементов конструкции относительно оси OY;
крутильный момент инерции поперечного сечения элементов конструкции при раздельном включении;
J
F - площадь поперечного сечения элементов конструкции.
И из условия Тд ≤ Тф, где Тд, Tф - работа действительных и фиктивных сил на перемещениях при потере устойчивости, вычисляют критическую нагрузку Pкр д и сравнивают ее с предельно возможной нагрузкой Pпред, действующей на конструкцию, и при Pкр д ≥ Pпред делают вывод о потере устойчивости конструкции.
Способ может характеризоваться тем, что критическую нагрузку определяют из условия
где l - длина элемента конструкции, z - продольная координата.
Входящие в систему уравнений (1) критические нагрузки и изгибно-крутильные деформации представляют собой Ny ф, Nx ф - критические осевые фиктивные нагрузки, действующие в плоскостях ZOX и ZOY соответственно, определяемые из граничных условий. критическая фиктивная нагрузка поперечного обжатия, при чисто крутильной форме потери устойчивости, определяемая из граничных условий. то же, что и но при свободном кручении. E, G - модуль Юнга при сжатии и кручении соответственно. ζ - продольные перемещения элемента конструкции вдоль оси Z. ξ - прогиб элемента конструкции в плоскости ZOX. η - прогиб элемента конструкции в плоскости ZOY. угол закручивания элемента конструкции при чисто крутильной форме потери устойчивости элементов конструкции. угол закручивания элемента конструкции при депланирующей форме потери устойчивости элементов конструкции. h - высота поперечного сечения элемента конструкции.
В основе изобретения лежат следующие предпосылки и теоретические обоснования. При исследовании проблемы устойчивости большое внимание уделяется постановке задачи о центрально сжатом стержне. В дополнении к Эйлеровской концепции устойчивости (потеря устойчивости "в малом") в патентуемом изобретении предлагается новая концепция закритических состояний элементов конструкции - потеря устойчивости "в большом", предполагающая возможность варьирования классами нагрузок.
Эта концепция, понятие "аналогия" в форме потери устойчивости и теорема об аналогии позволили обосновать метод аналогии в устойчивости (см. А.П. Лещенко. "Строительная механика тонкостенных конструкций". М.: Стройиздат. 1989, с. 95 и далее) [4], которые лежат в основе патентуемого способа контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций. Вариационный метод и новые подходы позволили значительно уточнить физику явления и получить результаты, хорошо согласующиеся с научным экспериментом и основными законами механики.
Сущность изобретения поясняется на примерах расчета критических нагрузок тонкостенных стержневых конструкций, примеры которых представлены на чертежах:
на фиг. 1 показана схема нагружения упругого элемента действительными нагрузками I класса;
на фиг. 2 - схема нагружения упругого элемента фиктивными нагрузками II класса;
на фиг. 3 - поперечное сечение опытного образца (опыт 1);
на фиг. 4 - поперечное сечение опытного образца (опыт 2).
Контроль потери устойчивости металлических строительных конструкций по заявляемому способу осуществляют следующим образом.
Для стержня (на фиг. 1 и 2) с нагрузкой внецентренного сжатия Nд выделяют наиболее опасную изгибную форму потери устойчивости в плоскости ZOX и вычисляют критическую нагрузку по условию (2), которая в данном случае имеет вид ([4], стр. 131):
где η* - деформации изгиба в плоскости ZOY, определяемые деформационным расчетом
ζ* - суммарная продольная деформация внецентренно сжатого стержня;
δ(z-l) - дельта-функция Дирака.
Расчет внецентренно сжатого стержня (см. фиг. 3) по формуле (3) дает следующий результат: 2430 дан.
Соответственно, для стержня с другими размерами поперечного сечения (см. фиг. 4) имеем 1147 дан.
Отметим, что проведенный расчет хорошо согласуется с экспериментом, уточняет физику явления, а при сопоставлении результата с данными, полученными для аналогичной расчетной схемы по ближайшему аналогу [1], выявлена погрешность 42% и 58,7%, идущая не в запас прочности на устойчивость (см. табл. 1). Далее рассмотрим случай определения потери устойчивости для другого вида нагрузок - поперечной нагрузки, воздействующей на стержень (фиг. 1, 2). Критические нагрузки для Pд, qд и Мд вычисляют по формулам
Полученные результаты по определению критических нагрузок сведены в таблицу 2. В этой же таблице для сравнения приведены данные, рассчитанные по известным формулам (1) с привлечением конкретных формул из книги: "Прочность, устойчивость и колебания", Справочник в 3-х томах под редакцией И.А. Биргера, 1968 г. [5]. Приведенные в табл. 2 расчеты показывают, что патентуемый способ контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций значительно уточняет физическую модель потери устойчивости строительной конструкции и позволяет тем самым повысить надежность конструкции в эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИ ПОТЕРЕ УСТОЙЧИВОСТИ СТЕРЖНЯ | 1997 |
|
RU2121665C1 |
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ МИНИМАЛЬНОЙ МАССЫ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБВОДООБРАЗУЮЩИХ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2013 |
|
RU2542801C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ПРОГИБА ОДНОПРОЛЕТНЫХ СОСТАВНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ БАЛОК С УКРУПНИТЕЛЬНЫМИ СТЫКАМИ | 2006 |
|
RU2308699C1 |
Строительный железобетонный элемент | 1990 |
|
SU1717761A1 |
КРЫЛО С УПРАВЛЯЕМОЙ ЗАКРУТКОЙ | 2018 |
|
RU2696138C1 |
Кулачок зажимного патрона | 1985 |
|
SU1292931A1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ СНАРЯДОВ РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ (РСЗО) В ПОЛЕТЕ, ОСНОВАННЫЙ НА СНИЖЕНИИ ВЛИЯНИЯ ФЛАТТЕРНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2009 |
|
RU2409801C2 |
Упругая предохранительная муфта | 1987 |
|
SU1523771A1 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ | 2006 |
|
RU2338665C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2314937C1 |
Изобретение относится к области неразрушающего контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций и предназначено для контроля и прогнозирования моментов потери устойчивости несущих металлических строительных конструкций. Сущность способа: определяют критические прогибы и углы закручивания элементов конструкции и упругие характеристики металла, при этом дополнительно определяют критические нагрузки, вызывающие изгибно-крутильную форму потери устойчивости и изгибно-крутильные деформации из системы дифференциальных уравнений устойчивости и из условия Тд ≤ Тф, где Тд, Тф - работа действительных и фиктивных сил на перемещениях при потере устойчивости, вычисляют нагрузку Ркр д и сравнивают ее с предельно возможной нагрузкой Рпред, действующей на конструкцию, и при Ркр д ≥ Рпред делают вывод о потере устойчивости конструкции. Изобретение обеспечивает повышение надежности контроля потери устойчивости за счет создания адекватной теоретической модели напряженно-деформированного состояния. 4 ил., 2 табл.
Способ контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций, включающий определение критических прогибов и углов закручивания элементов конструкции и упругих характеристик металла E, G с последующим расчетом критических нагрузок и сопоставлении их с предельными значениями нагрузок, отличающийся тем, что дополнительно определяют критические нагрузки Ny ф, Hх ф, , вызывающие изгибно-крутильную форму потери устойчивости и изгибно-крутильные деформации из системы дифференциальных уравнений устойчивости
где Jx - момент инерции поперечного сечения элементов конструкции относительно оси OX;
Jy - момент инерции площади поперечного сечения элементов конструкции при раздельном кручении относительно оси OY;
крутильный момент инерции поперечного сечения элементов конструкции при раздельном кручении;
J
F - площадь поперечного сечения элементов конструкции;
ζ - продольные перемещения элемента конструкции вдоль оси OZ;
ξ - прогиб элемента конструкции в плоскости ZOX;
η - прогиб элемента конструкции в плоскости ZOY;
угол закручивания элемента конструкции при чисто крутильной форме потери устойчивости элементов конструкции;
угол закручивания элемента конструкции при депланирующей форме потери устойчивости элементов конструкции;
h - высота поперечного сечения элемента конструкции;
из условия Tд ≤ Tф, где Tд, Tф - работа действительных и фиктивных сил на перемещениях при потере устойчивости, вычисляют критическую нагрузку
где l - длина стержня;
z - продольная координата,
сравнивают ее с предельно возможной нагрузкой Pпред, действующей на конструкцию, и при Pкр д ≥ Pпред делают вывод о потере устойчивости конструкции.
Строительные нормы и правила | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
- Госстрой СССР, 1982 | |||
Устройство для испытания образцов на устойчивость | 1987 |
|
SU1606905A1 |
БЕЗУХОВ К.И | |||
Испытания инженерных сооружений | |||
- Л.; Гос.издат | |||
строительной литературы, 1941, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
ЛЕЩЕНКО А.П | |||
Новые начала строительной механики тонкостенных конструкций | |||
- М.: Стройиздат, 1995, с | |||
Приспособление, обнаруживающее покушение открыть замок | 1910 |
|
SU332A1 |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1999-02-04—Подача