Техническое решение относится к повышению жизнестойкости судна при образовании ремонтируемой пробоины, изменению остойчивости в результате крена при заполнении отсека судна водной средой, при необходимости изменения параметров движения судна, когда неизбежно столкновение с другим судном или со сторонним объектом.
Техническое решение может быть использовано на любом судне существенного значения как для народного хозяйства, так и для судна с экологически опасным грузом или для военного судна.
Мореплавание имеет отрицательный опыт, когда имеет место столкновение судна в открытом море. Это приводит к образованию пробоины с последующим заполнением внутренней полости водной средой. И даже наличие отсеков с герметичными переборками не позволяет спасти судно, груз и людей. Такие случаи имели место при столкновении "Титаника" с айсбергом, с образованием пробоины и затоплением судна, несмотря на перекрытие переборок, которые отделяли отсек с пробоиной от остального внутреннего пространства судна.
Аналогичный случай произошел при столкновении пассажирского судна "Адмирал Нахимов" с другим судном при отличной видимости и вблизи берега (в пределах видимости).
В обоих случаях имелись герметичные переборки и в обоих случаях крен судна был выше допустимого, что и привело к быстрому развитию аварийной ситуации.
Сохранение плавучести судна путем герметизации отсека с пробоиной известны. Как показано выше на двух примерах, герметизации поврежденного отсека недостаточно для сохранения жизнестойкости судна. После операций по герметизации отсека стараются провести работы по заделке пробоины. Наиболее широко известным способом является наложение герметизирующего щита со стороны внутренней полости, и этот способ всегда демонстрируется при иллюстрации спасательных работ во всех учебных фильмах.
Известен способ заведения пластыря с наружной стороны. Оба описанных способа требуют дополнительного времени для ликвидации течи через пробоину и не всегда могут быть использованы. Названные способы не могут быть использованы при значительной по величине пробоине, а также, если произошло сцепление судна с препятствием, что не позволит завести пластырь (так было с "Титаником", когда айсберг соединился с пробоиной судна).
Существует способ заделки пробоины путем размещения в пробоине корпусной детали с мягкими кромками, которые прилегают к корпусу вокруг пробоины, причем корпусную деталь размещают со стороны гидростатического давления, в полости пробоины располагают змеевик, в который подают охлаждающую среду до образования ледовой пробки (а.с. N 1188045, кл. В 63 C 7/14, 1984 год).
Недостатками можно считать:
- трудность установки корпусной детали на ходу судна, а это имеет место для военного судна;
- корпусная деталь должна иметь различные размеры и форму для перекрытия пробоины любого вида;
- образование ледовой пробки практически невозможно в потоке жидкости, т.к. отсутствует направленный теплоотвод;
- при сцеплении пробоины с препятствием нельзя завести корпусную деталь.
Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:
- устранение или, по крайней мере, снижение опасного крена у судна;
- сохранение плавучести с устранением крена, причем без остановки судна, что особенно важно для военного назначения плавсредств;
- возможность изменения параметров движения для избежания столкновения или от попадания снаряда.
Технический результат достигается тем, что по бортам судна устанавливаются реактивные двигатели в воздушной среде, которые соединяют гибкими магистралями с источником энергоносителя и поджига, а сами двигатели устанавливают на выдвижных и поворотных штангах.
Пояснения к способу.
1. Реактивные двигатели могут быть любого типа, например турбореактивного типа. Реактивные двигатели могут быть с уже отработанным ресурсом. Двигатели закрепляются на выдвижных штангах, которые перемещают их за корпус из утопленного положения, которое обеспечивает сохранение аэродинамических свойств судна.
Возможен вариант размещения двигателей на верхней палубе.
Штанга может вращаться. Эти движения могут быть реализованы пневмоцилиндром и сцеплением рейки с нарезкой на штанге вдоль ее всего хода.
2. Рассмотрим следующие варианты.
2-1. Пробоина и образование крена. Реактивные двигатели располагают выходным соплом вниз у места крена. Возможно размещение сопел вверх у точек, которые противоположны месту образования подтопления (крена).
2-2. Необходимо быстро остановить судно или придать ему ускорение.
Двигатели разворачивают в соответствующую сторону и дополняют усилие от винта. Современные суда имеют скорости около 60 км/час. Двигатели, допустим, от ТУ-134 создают тягу в несколько десятков тонн. Если таких двигателей, допустим, с каждой стороны по 5 штук, то общая тяга будет такой величины, которая позволит даже при огромной инерции движения за короткий временной промежуток остановить судно или придать ему форсированное движение. Для судна от десяти тысяч тонн водоизмещения установка таких двигателей по стоимости незначительна, но эффективна.
Для более крупных судов можно использовать более мощные реактивные двигатели, которые выпускаются промышленностью, например, от "Руслана". Технических проблем для использования способа нет, т.к. при незначительной доработке способ может быть использован на всех судах, имеющих значение.
Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАДЕЛКИ ПРОБОИНЫ В КОРПУСЕ СУДНА | 1999 |
|
RU2160686C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ | 1999 |
|
RU2144402C1 |
СПОСОБ ОСТАНОВКИ ТЕЧИ ЧЕРЕЗ ПРОБОИНУ В КОРПУСЕ СУДНА | 1999 |
|
RU2160685C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ ИСТЕЧЕНИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ЧЕРЕЗ ПРОБОИНУ В ТАНКЕРЕ | 1999 |
|
RU2160684C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА | 1997 |
|
RU2127691C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ | 1995 |
|
RU2083242C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ВОДНОЙ СРЕДЕ | 1998 |
|
RU2123956C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 1990 |
|
RU2034737C1 |
РЕАКТИВНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2160208C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ ИЗ-ЗА ПРОБОИНЫ НА СУДНЕ | 1997 |
|
RU2130853C1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам повышения безопасности плавания судна. Способ включает сохранение параметров движения судна при образовании пробоины, при этом по бортам судна устанавливают реактивные двигатели в воздушной среде. Реактивные двигатели устанавливают на выдвижных и поворотных штангах, а магистрали подачи энергоносителя и поджига выполняют гибкими. Достигается сохранение плавучести судна с устранением крена без остановки судна, возможность оперативно остановить судно или придать ему ускорение. 1 з.п.ф-лы.
Устройство для предотвращения опрокидывания плавсредства | 1981 |
|
SU1022868A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СУДНА НА ПЛАВУ В АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ | 1990 |
|
RU2009066C1 |
Захват | 1986 |
|
SU1397280A1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В КВАЗИСИНУСОИДАЛЬНОЕ С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2348100C1 |
Авторы
Даты
2000-07-20—Публикация
1999-05-25—Подача