КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕДЛАМИ Российский патент 2000 года по МПК F16K3/12 F16K3/30 

Описание патента на изобретение RU2153115C2

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к задвижкам с жестким клином, и используется в нефтедобывающей промышленности.

Известна клиновая задвижка с самоустанавливающимися седлами (см. а.с. N 147407), в которой герметичность по запорному органу достигается путем самоустановки седел. Для этого седла выполнены сферическими и зафиксированы в корпусе стопорными резьбовыми кольцами. Седла уплотняются в гнездах внутри корпуса по площади кольцевого касания за счет усилия, получаемого от клина. Поворот седел в гнездах происходит без нарушения контакта между соприкасающимися поверхностями. Гнезда в корпусе выполнены коническими.

Но при работе данной задвижки при высоких давлениях в момент самоустановки седел происходит проскальзывание находящегося в контакте металла седла и корпуса, причем когда клин будет дожимать в своем конечном положении седла, происходит интенсивный износ сферической поверхности седел вдоль оси клина и гнезда, вследствие больших контактных напряжений и чтобы создать герметичное соединение между сферической поверхностью седла и конической поверхностью корпуса необходимы большие контактные напряжения металла. Создать их можно усилием клина, приводящегося в действие шпинделем с насаженными на нем маховиком. В этой связи возникают дополнительные усилия на резьбе гайки шпинделя и как следствие износ этой пары и повышенный износ уплотнительных поверхностей, постоянное смятие металла в зоне герметизации корпуса и седла и, если учесть, что седло от вращения вокруг своей оси не зафиксировано, то можно сделать вывод, что герметичность в данном соединении будет не полной. При этом еще сложна технология изготовления сферической поверхности седла и конической поверхности конуса.

Задачей изобретения является повышение герметичности задвижки с жестким клином и самоустанавливающимися седлами при высоких давлениях, повышение срока службы и снижение трудоемкости при изготовлении.

Технический результат достигается тем, что седла выполнены цилиндрической формы со ступенькой и снабжены шипами, устанавливаются в расточке корпуса с зазорами, необходимыми для свободной самоустановки седла, причем седла уплотнены относительно корпуса по плоскости ступени кольцом из пластичного материала, например графлексом, поджатием клина.

На фиг. 1 показан общий вид задвижки, на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1.

Задвижка состоит из корпуса 1, крышки 2, седел 3, жесткого клина 4, управляющего шпинделя 5 с маховиком 6, закрепленного в шипниковом узле 7, уплотнительных колец 8, изготовленных из пластичного материала.

Седла фиксируются в корпусе своими шипами 9, получаемыми деформацией металла в специальные расточки А корпуса после их установки и обеспечивающими их подвижность между крайними положениями, которые определяет зазор Б - от максимального нуля. Величина зазора Б определяет полную деформацию уплотнительных колец 8, необходимую для создания герметичности между корпусом и седлами. Кроме этого, корпус имеет расточки, обеспечивающие гарантированные зазоры В и Г между корпусом и седлами, обеспечивающие самоустановки седел и компенсирующие допуски угловых размеров клина и седел при их изготовлении. Герметичность по запорному органу достигается шлифовкой поверхности клина и седла и их полным прилеганием друг к другу.

При закрытии задвижки опускающийся клин 4 заходит между седлами 3. Как только седла самоустановятся по клину и наступит полная герметичность, на клин со стороны движения рабочей среды начинает действовать сила, равная произведению удельного давления рабочей среды на площадь проходного сечения седла. Так как клин и шпиндель между собой подвижны, клин вместе с седлом начинает перемещаться и сжимать уплотнительное кольцо 8 тем сильнее, чем больше удельное давление рабочей среды. Клин 4 и седло 3 как бы "плавают" на уплотнительном кольце 8, а материал кольца за счет упругих свойств равномерно сжимается, обеспечивая зазор В одинаковым во всех точках и обеспечивая герметичность между корпусом и седлом.

Похожие патенты RU2153115C2

название год авторы номер документа
ЗАТВОР КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕДЛАМИ 2008
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Караев Рашид Михайлович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2371621C1
СПОСОБ РЕМОНТА ЗАДВИЖЕК 1994
  • Шанаурин А.Л.
  • Филонов В.А.
  • Росляков В.Н.
  • Протасов В.Н.
  • Пласконь И.А.
  • Гаврилов В.Н.
RU2122671C1
Клиновая задвижка 2002
  • Хасанов И.Ю.
  • Хасанов Р.Ю.
  • Дублистов Ю.Г.
RU2225555C2
ЗАДВИЖКА КЛИНОВАЯ 2001
  • Черыков Л.А.
  • Макаров В.В.
  • Шанаурин А.Л.
  • Симанов А.Н.
  • Дерягин Н.Е.
  • Шведов В.Д.
RU2207467C2
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА И СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2000
  • Чернов А.В.
  • Аврин А.Б.
  • Гуцелюк Г.П.
RU2186277C2
СПОСОБ РЕМОНТА ЗАДВИЖЕК 1994
  • Шанаурин А.Л.
  • Филонов В.А.
  • Росляков В.Н.
  • Пласконь И.А.
  • Гаврилов В.Н.
  • Протасов В.Н.
RU2094683C1
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕДЛАМИ 2008
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Караев Рашид Михайлович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2378548C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА С КОРОТКИМ ШИБЕРОМ 2001
  • Аврин А.Б.
  • Чернов А.В.
  • Белокрылов В.Н.
  • Нежинец М.С.
RU2229647C2
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2003
  • Чернов А.В.
  • Белокрылов В.Н.
  • Нежинец М.С.
RU2240462C1
Запирающий элемент задвижки клиновой и задвижка клиновая 2017
  • Нагинский Григорий Михайлович
  • Шорохов Михаил Викторович
  • Кислицын Евгений Алексеевич
  • Мангараков Сергей Арсентьевич
RU2660239C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 153 115 C2

Реферат патента 2000 года КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕДЛАМИ

Изобретение предназначено для перекрытия потока рабочей среды задвижкой с жестким клином и самоустанавливающимися седлами и используется, например, в нефтедобывающей промышленности. Задвижка содержит корпус, крышку, жесткий клин и самоустанавливающиеся седла. Последние выполнены цилиндрической формы, снабжены шипами и установлены в расточке корпуса с зазорами, необходимыми для свободной установки седел. Седла уплотнены относительно корпуса кольцом из пластичного материала, например графлексом, поджатием клина. Такое выполнение позволяет повысить герметичность задвижки при высоких давлениях рабочей среды, повысить срок службы и снизить трудоемкость ее изготовления. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 153 115 C2

Клиновая задвижка, содержащая корпус, крышку, жесткий клин, самоустанавливающиеся седла, отличающаяся тем, что седла выполнены цилиндрической формы и снабжены шипами, устанавливаются в расточке корпуса с зазорами, необходимыми для свободной установки седел, причем седла уплотнены относительно корпуса кольцом из пластичного материала, например графлексом, поджатием клина.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2153115C2

КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯСЕДЛАМИ 0
SU147407A1
RU 94041126 A1, 10.07.1996
GB 1023934 A, 30.03.1966
US 5211373 A, 18.05.1993
DE 1500058 A, 03.12.1970
Машина для разделения сыпучих материалов и размещения их в приемники 0
  • Печеркин Е.Ф.
SU82A1

RU 2 153 115 C2

Авторы

Аврин А.Б.

Чернов А.В.

Белокрылов В.Н.

Даты

2000-07-20Публикация

1998-06-09Подача