Изобретение относится к авиадвигателестроению и касается устройства маслобака маслосистемы двигателя самолета, предназначенного для установки на боевые и спортивные самолеты, выполняющие во время полета фигуры высшего пилотажа.
Известен маслобак двигателя самолета с отсеком для питания двигателя маслом при отрицательных перегрузках, отделенным от полости маслобака горизонтальной перегородкой, в которой встроен центробежный статический воздухоотделитель и выполнен канал для пополнения отсека. [1]
Недостатком известного маслобака является то, что при перевернутом полете либо полете с отрицательными перегрузками из-за утечки масла из отсека в полость маслобака по каналам пополнения и отвода воздуха из воздухоотделителя питание двигателя маслом быстро нарушается, что резко снижает надежность работы двигателя при упомянутых эволюциях самолета и требует жесткого ограничения времени для выполнения фигур высшего пилотажа (не более 15 с).
Другим недостатком упомянутого маслобака является заглубленный в масляную ванну воздухоотделитель, что затрудняет процесс сепарации масловоздушной смеси из-за отсутствия в нем свободного объема. Этот недостаток обусловлен ограниченными размерами маслобака, который должен вписываться в кольцеобразное пространство между мотогондолой самолета и двигателем, и приводит к ухудшению отделения воздуха из масловоздушной эмульсии и, как следствие этого, к снижению надежности работы двигателя.
Задачами изобретения является удержание части масла в отсеке при выполнении фигур высшего пилотажа с отрицательными перегрузками путем перекрытия каналов пополнения отсека и отвода воздуха из воздухоотделителя и повышение эффективности центробежной закрутки масловоздушной эмульсии в последнем при горизонтальном полете путем получения внутри воздухоотделителя дополнительного свободного объема, благодаря выдавливанию из него части масла в отсек посредством дросселирования воздухоотводящего канала. Все это повышает надежность работы маслосистемы.
Указанные задачи достигаются тем, что в маслобаке двигателя самолета, содержащем отсек для питания двигателя маслом при отрицательных перегрузках, отделенный от полости маслобака горизонтальной перегородкой, в которой встроен центробежный статический воздухоотделитель и выполнен канал для пополнения отсека, в нем воздухоотводящий канал воздухоотделителя сообщен с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета. Причем затвор отключающегося клапана может быть подпружинен в сторону седла, а пружина снабжена устройством для регулировки усилия предварительного сжатия, а канал пополнения отсека может быть сообщен с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета.
Новым здесь является то, что воздухоотводящий канал воздухоотделителя сообщен с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета.
Новым является и то, что затвор отключающего клапана может быть подпружинен в сторону седла, а пружина снабжена устройством для регулировки усилия предварительного сжатия, а канал пополнения отсека может быть сообщен с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета.
Снабдив каналы пополнения отсека и сброса воздуха из воздухоотделителя отключающими клапанами, автоматически перекрывающими каналы в момент действия на самолет отрицательных перегрузок, мы предотвращаем утечку масла из отсека в полость маслобака, что позволит более длительное время поддерживать стабильное давление масла на входе в двигатель и в итоге повысить надежность его работы при выполнении самолетом фигур высшего пилотажа.
Установка подпружиненного в сторону седла затвора в отключающем клапане, расположенном в канале сброса воздуха из воздухоотделителя, позволит благодаря его дросселированию получить избыточное давление воздуха внутри воздухоотделителя относительно давления воздуха внутри отсека и тем самым выдавить часть масла из воздухоотделителя в отсек, увеличив свободный объем внутри воздухоотделителя.
Увеличение свободного объема внутри воздухоотделителя повышает эффективность центробежной закрутки поступающей в него масловоздушной эмульсии и улучшает процесс ее сепарации с возвратом в контур масляной системы масла, очищенного от включений воздуха, что повысит надежность работы двигателя на горизонтальных участках полета самолета.
Из уровня техники известны маслобаки двигателей самолета, в которых воздухоотводящий канал воздухоотделителя и канал пополнения отсека отрицательных перегрузок сообщены с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета, а затвор отключающего клапана подпружинен в сторону седла и снабжен устройством для регулировки усилия предварительного сжатия.
Поэтому можно сделать вывод о том, что предложенное техническое решение соответствует критериям "новизны" и "изобретательского уровня".
На чертеже изображена схема маслобака двигателя самолета.
В нижней части корпуса 1 маслобака посредством горизонтальной перегородки 2 образован отсек 3 для питания двигателя маслом при действии на самолет отрицательных перегрузок. В перегородку 2 вмонтирован статический центробежный воздухоотделитель 4 так, что канал 5 сброса воздуха из него сообщен с дренажной полостью 6 маслобака через затвор 7 отключающего клапана инерционного действия, а канал 8 сброса отсепарированного масла выведен внутрь отсека 3 для повторного его использования. Затвор 7 поджат пружиной 9 к седлу 10, ось которого параллельна вертикальной оси самолета. Усилие предварительного сжатия пружины 9 регулируется с помощью винта 11 и определяет величину давления P1 внутри воздухоотделителя 4, которая при заданном давлении P2 в отсеке 3 будет соответствовать определенной величине дополнительного свободного объема. В перегородке 2 выполнен канал 12 для пополнения отсека 3 маслом и суфлирования его при горизонтальном полете самолета в дренажную полость 6.
Канал 12 со стороны отсека 3 снабжен седлом 13, ось которого также параллельна вертикальной оси самолета, и затвором 14 отключающего клапана инерционного действия, взаимодействующего с седлом 13.
Для удаления воздуха из дренажных полостей маслобака в нем предусмотрена система суфлирования, включающая в себя трубопроводы: 15 - для суфлирования полости маслобака при перевернутом полете и полетах с отрицательными перегрузками; 16 - для суфлирования маслобака при наборе высоты; 17 - для суфлирования маслобака при пикировании самолета. Суфлирование маслобака при горизонтальном полете осуществляется одновременно через два трубопровода 16 и 17. Для предотвращения утечки масла из маслобака через его систему суфлирования предусмотрен отключающий клапан инерционного действия, затвор 18 которого взаимодействует с седлом 19.
При горизонтальном полете самолета отделившийся в воздухоотделителе 4 в результате центробежной закрутки масловоздушной эмульсии воздух поступает в канал 5.
Поскольку канал 5 задросселирован затвором 7, давление P1 внутри воздухоотделителя 4 начнет увеличиваться, а уровень масла в нем понижаться до тех пор, пока усилие на затвор от сил давления P1 не превысит усилие предварительного сжатия пружины 9. Затвор 7 откроется, а уровень масла внутри воздухоотделителя 4 будет зафиксирован.
Обычно винтом 11 регулируют усилие предварительного сжатия пружины 9 исходя из условия, при котором зафиксированный уровень масла внутри воздухоотделителя 4 будет несколько выше нижнего среза канала 8, чтобы исключить попадание воздуха внутрь отсека 3. Однако если из-за колебаний давления P1 прорыв воздуха внутрь отсека 3 и произойдет, он будет удален также в дренажную полость 6 через клапан 12, минуя затвор 14 и открытое седло 13.
Суфлирование дренажной полости 6 при горизонтальном полете будет осуществляться через трубопроводы 16 и 17, минуя затвор 18 и седло 19, в атмосферу.
При перевернутом полете самолета либо полетах с отрицательными перегрузками затвор 7 под действуем сил инерции переместится на прикрытие седла 10 (усилие сжатия 9 будет способствовать срабатыванию затвора 7), что исключит утечку масла из отсека 3 в полость 6. Затвор 14 переместится на перекрытие седла 13, что исключит утечку масла из отсека 3 через канал 12 в полость 6. Отделившийся в воздухоотделителе 4 воздух через канал 8 поступит на вход трубопровода 15 и далее на выброс в атмосферу. Затвор 18 переместится на прикрытие седла 19, что исключит утечку масла из полости 6 по трубопроводам 16 и 17 в атмосферу.
Как видно из описания изобретения, для его реализации используются элементы, каждый из которых в отдельности широко используется в промышленности, вследствие чего можно сделать вывод о соответствии заявленного изобретения критерию "промышленная применимость".
Источники информации:
1. Поликовский В. И. "Самолетные силовые установки". - М.: ОБОРОНГИЗ, 1952, с. 152, фиг. 102.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСЛОБАК | 2011 |
|
RU2456462C1 |
МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2144996C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2017 |
|
RU2639262C1 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА | 2017 |
|
RU2640900C1 |
МАСЛОБАК ДВИГАТЕЛЯ ДВУХМОТОРНОГО САМОЛЕТА | 2001 |
|
RU2194176C1 |
МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2588324C1 |
МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2143601C1 |
Система суфлирования воздуха в авиационном газотурбинном двигателе | 2019 |
|
RU2709751C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА РОТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2623581C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2578784C1 |
Маслобак предназначен для установки на боевые и спортивные самолеты, выполняющие во время полета фигуры высшего пилотажа. Маслобак двигателя самолета содержит отсек для питания двигателя маслом при отрицательных перегрузках. Отсек отделен от полости маслобака горизонтальной перегородкой, в которой встроен центробежный статический воздухоотделитель и выполнен канал для пополнения отсека. Воздухоотводящий канал воздухоотделителя сообщен с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета. Затвор отключающего клапана подпружинен в сторону седла, а пружина снабжена устройством для регулировки усилия предварительного сжатия. Канал пополнения сообщен с дренажной полостью маслобака через отключающий клапан инерционного действия с седлом, ось которого параллельна вертикальной оси самолета. Такое выполнение маслобака позволяет удерживать часть масла в отсеке при выполнении фигур высшего пилотажа с отрицательными перегрузками путем перекрытия каналов пополнения отсека и отвода воздуха из воздухоотделителя и повысить эффективность центробежной закрутки масловоздушной эмульсии в последнем при горизонтальном полете путем получения внутри воздухоотделителя дополнительного свободного объема, благодаря выдавливанию из него части масла в отсек посредством дросселирования воздухоотводящего канала. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Поликовский В.И | |||
Самолетные силовые установки | |||
- Оборонгиз, 1952, с.152, фиг.102 | |||
SU 733381 A1, 10.03.96 | |||
RU 95104299 A1, 27.01.97 | |||
Система маслоснабжения турбомашины | 1980 |
|
SU994785A1 |
US 3779345 A, 18.12.73 | |||
DE 3737844 C1, 16.02.89 | |||
Огнеупорная масса для футеровки желобов доменных печей | 1974 |
|
SU513957A1 |
Авторы
Даты
2000-07-27—Публикация
1998-11-19—Подача