Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к устройству маслобака маслосистемы двигателя самолета.
Известен маслобак двигателя самолета, выполненный в виде двух сообщающихся между собой камер и содержащий центробежный воздухоотделитель, устройство для суфлирования и устройства для заправки, контроля уровня, забора, возврата и слива масла /1/.
Известное устройство позволяет обеспечивать питание двигателя маслом в условиях фигурных полетов самолета, однако расположенные последовательно по одну сторону от вертикальной плоскости симметрии двигателя камеры не позволяют унифицировать конструкцию маслобака при использовании его на двухмоторной силовой установке, так как маслобаки левого и правого двигателя получаются конструктивно разными из-за расположения устройств заправки, контроля уровня и слива масла на противоположных сторонах корпуса.
Задачей изобретения является унификация конструкции маслобака для двухмоторной силовой установки, обеспечивающая возможность технической эксплуатации маслобака с любой из двух позиций его установки (справа или слева относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя) при сохранении нормального питания двигателя маслом в условиях фигурных полетов за счет рациональной циркуляции и сепарации масла в камерах.
Задача решается тем, что в маслобаке двигателя двухмоторного самолета, выполненном в виде двух сообщающихся между собой камер и содержащем центробежный воздухоотделитель, устройство для суфлирования и устройства для заправки, контроля уровня, забора, возврата и слива масла, камеры расположены по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщаются друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и дренажными полостями, при этом каждая камера оборудована индивидуальными устройствами заправки, контроля уровня и слива масла, причем одна из камер совмещена с центробежным воздухоотделителем, выполнена в виде цилиндра с образующей, параллельной вертикальной оси двигателя, и со стороны основания цилиндра снабжена дополнительным устройством для забора масла, а патрубок возврата масла тангенциально установлен к боковой поверхности цилиндра в верхней его части.
Расположение камер маслобака по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии двигателя и снабжение каждой из них индивидуальными средствами заправки, контроля уровня и слива масла дает возможность использовать единую конструкцию маслобака как для левого, так и для правого двигателя, что существенно упрощает монтаж и эксплуатацию маслобаков на двухмоторных самолетах.
Выполнение одной из камер маслобака в виде цилиндра с образующей, параллельной вертикальной оси двигателя, и установление патрубка возврата масла тангенциально к боковой поверхности цилиндра позволяет исключить необходимость установки специального, встроенного внутрь маслобака, сепаратора, поскольку его функции по совместительству будет выполнять сама камера. Установка со стороны верхнего основания цилиндрической камеры маслобака дополнительного патрубка забора масла позволяет превратить эту камеру в отсек отрицательных перегрузок, который может обеспечить питание двигателя маслом в условиях перевернутого полета или при отрицательных перегрузках за счет создания внутри одной из камер искусственного циркуляционного объема.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид маслобака двухмоторного самолета; на фиг.2 - вид маслобака сверху; на фиг.3 - вид маслобака при перевернутом полете.
Маслобак двухмоторного самолета состоит из двух камер 1 и 2, расположенных по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии двигателя 3. Одна из камер - камера 1 выполнена произвольной формы, а другая - камера 2 выполнена в виде цилиндра с образующей. параллельной вертикальной оси двигателя. Дренажные полости камер 1 и 2 сообщены между собой дренажным трубопроводом 4, а маслянные полости - маслопроводом 5. Каждая из камер 1 и 2 маслобака оборудованы индивидуальными устройствами заправки, контроля уровня и слива масла, а именно: клапаном 6 заправки, датчиком 7 уровня масла и сливным краном 8. Камера 1 в своей нижней части оборудована заборным патрубком 9 и снабжена устройством для суфлирования 10 дренажных полостей как камеры 1, так и камеры 2. Устройство для суфлирования 10 сообщено с дренажным патрубком 11. Патрубок 12 возврата масла расположен в верхней части цилиндрической камеры 2 и установлен тангенциально к ее боковой поверхности, при этом в верхнем основании камеры 2 расположен дополнительный заборный патрубок 13. В верхнюю часть камеры 2 также выведен патрубок 14 сброса масла, уловленного в системе суфлирования двигателя 3.
Маслобак работает следующем образом. При нормальных режимах полета самолета (близких к горизонтальному полету) масло в двигатель 3 поступает из камеры 1 через заборный патрубок 9, а возвращается через патрубок 12 возврата в камеру 2, выполняющую одновременно функции центробежного статического воздухоотделителя (сепаратора). Входящая в цилиндрическую камеру 2 струя масла направляется по касательной к ее боковой поверхности и закручивается. Под действием центробежных сил масло, как более тяжелая фракция системы, откидывается на перифирию камеры 2, далее под действием гравитационных сил опускается в ее нижнюю часть и по маслопроводу 5 поступает к заборному патрубку 9 для повторного использования. Выделившийся же из масла воздух вытесняется внутрь камеры 2, поднимается вверх и по дренажному трубопроводу 4 переправляется в дренажную полость камеры 1, откуда через систему из двух гравитационных клапанов устройства для суфлирования 10 маслобака устремляется через дренажный патрубок 11 в систему суфлирования двигателя 3.
При фигурных полетах (перевернутый полет или полет с отрицательными перегрузками) масло из нижней части камер 1 и 2 переливается в противоположную сторону, обнажая заборный патрубок 9, маслопровод 5 и один из двух гравитационных клапанов устройства для суфлирования 10 маслобака, при этом масло из камеры 1 может перетекать по дренажному трубопроводу 4 (теперь он будет выполнять функции маслопровода) в камеру 2, которая автоматически превращается в циркуляционный отсек, обеспечивающий нормальное масло-питание двигателя при выполнении фигур и отрицательных перегрузках. Действительно, этот отсек постоянно пополняется маслом при упомянутых эволюциях через патрубок 13 возврата, патрубок 14 сброса масла, улавливаемого из системы суфлирования двигателя, а также через дренажный трубопровод 4 из камеры 1, а дополнительный заборный патрубок 13 обеспечивает постоянный подвод масла в маслосистему двигателя из камеры 1 под действием гравитационных сил. При этом обнажившийся вход в одном из гравитационных клапанов устройства для суфлирования 10 маслобака позволяет обеспечить нормальный дренаж камер 1 и 2.
Источники информации
1. Патент РФ N 2153589, МКИ 7 F 08 C 7/06, 37.07.2000.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСЛОБАК ДВИГАТЕЛЯ ДВУХМОТОРНОГО САМОЛЕТА | 2004 |
|
RU2267627C1 |
МАСЛОБАК | 2011 |
|
RU2456462C1 |
МАСЛОБАК ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 1998 |
|
RU2153589C1 |
МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2144996C1 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2539928C1 |
МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2588324C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА РОТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2623581C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2578784C1 |
МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2143601C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2017 |
|
RU2639262C1 |
Маслобак предназначен для двигателя двухмоторного самолета. Маслобак состоит из двух камер, расположенных по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии двигателя. Каждая камера снабжена индивидуальным клапаном заправки, датчиком уровня масла и сливным краном. Вторая камера выполнена в виде цилиндра с образующей, параллельной вертикальной оси двигателя, и выполняет функции центробежного воздухоотделителя. В верхней части второй камеры расположены дополнительный заборный патрубок и патрубок возврата масла, установленный тангенциально к ее боковой поверхности. Изобретение позволяет использовать единую конструкцию маслобака как для левого, так и для правого двигателя, что упрощает монтаж и эксплуатацию маслобаков на двухмоторных самолетах, а также обеспечивает питание двигателя маслом в условиях перевернутого полета или при отрицательных перегрузках за счет создания внутри второй камеры искусственного циркуляционного объема. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
МАСЛОБАК ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 1998 |
|
RU2153589C1 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ | 1998 |
|
RU2136931C1 |
Система смазки | 1973 |
|
SU560098A1 |
US 4284174 A, 18.08.1981 | |||
US 3779345 A, 18.12.1973 | |||
DE 3242366 A1, 17.05.1984. |
Авторы
Даты
2002-12-10—Публикация
2001-03-21—Подача