Изобретение относится к области животноводства и может быть использовано при транспортировке скота на мясоперерабатывающие предприятия, а также при других технологических стрессах, возникающих в период выращивания, доращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.
Известно средство для профилактики транспортного стресса, при котором с целью снижения стрессового состояния животных, потерь живой массы крупного рогатого скота, перед перевозкой животным вводят транквилизатор аминазин, доза которого в зависимости от продолжительности транспортировки колеблется от 0,5 до 2 мг/кг при внутримышечном введении или от 2,5 до 5 мг/кг живой массы при даче с кормом [1].
Наряду с положительным эффектом, достигаемым при использовании аминазина и других транквилизаторов и нейролептиков (общее успокоение, устранение аффективных реакций, снижение тревоги, беспокойства, понижение двигательной активности) имеются недостатки, а именно непродолжительность их действия, высокая стоимость и, что самое главное, - накопление этих веществ или продуктов их распада в организме животного.
В большинстве случаев инъекции этих препаратов являются причиной возникновения инфильтратов в месте их введения, что приводит к конфискации инфильтрированных участков, а следовательно, к дополнительной потере мясной продукции.
Наиболее близким техническим решением является способ профилактики и коррекции транспортного стресса у крупного рогатого скота, при котором животным за 3-7 суток перед транспортировкой дополнительно с рационом скармливают солевую композицию в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки [2]. Состав солевой композиции следующий:
Хлористый натрий - 43,4 - 45,5
Хлористый калий - 13,0 - 18,0
Сернокислый натрий - 7,4 - 9,8
Углекислый натрий - 0,4 - 8,0
Карбонат кальция - 8,0 - 11,0
Карбонат магния - 1,0 - 1,4
Аскорбиновая кислота - 0,1 - 0,3
Глюкоза - 18,0 - 22,0
Использование указанной солевой композиции способствует сокращению живой массы на 10,8 кг (2,51%), масса туши увеличивается на 9,5 кг (4,14%).
Технический результат - изыскание эффективного способа снижения отрицательного транспортного стресса на организм животных и сокращения потерь живой и убойной массы путем использования натуральных, дешевых и доступных средств.
Это достигается применением добавки "Бишас", включающей бишофит, аскорбиновую кислоту и глюкозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Бишофит - 78,75 - 80,85
Аскорбиновая кислота - 0,15 - 0,25
Глюкоза - 19,0 - 21,0
При этом добавку скармливают животным в дозе 210-230 мг/кг живой массы в сутки в течение 4-5 суток перед транспортировкой.
Бишофит, входящий в добавку "Бишас", представляет собой раствор природного минерала, содержащий в основе хлорид магния с некоторыми примесями гидрокарбоната, сульфата, хлорида, бромида магния, и кальция, хлоридов калия, натрия и микроэлементов. Природный бишофит по данным ИОНХ АН СССР имеет следующий состав, мас.%:
Хлорид магния - 90 - 96
Сульфат кальция - 0,1 - 0,7
Хлорид натрия - 0,1 - 0,4
Хлорид калия и магния - 0,1 - 5,5
Сульфат магния - 0,1 - 2,5
Бромид магния - 0,4 - 0,95
Микроэлементы:
Бор - 0,002 - 0,08
Кадмий - 0,003 - 0,005
Висмут - 0,0005 - 0,001
Молибден - 0,0005 - 0,001
Железо - 0,003 - 0,030
Алюминий - 0,001 - 0,02
Титан - 0,0005 - 0,001
Медь - 0,0001 - 0,003
Кремний - 0,02 - 0,20
Барий - 0,0001 - 0,0006
Стронций - 0,001 - 0,020
Рубидий - 0,0001 - 0,002
Цезий - 0,0001 - 0,001
Литий - 0,0001 - 0,0003
В состав бишофита входят макро- и микроэлементы, играющие важную роль в процессах пищеварения, всасывания и усвоения питательных веществ, обусловливая биологическую активность ферментов, витаминов и гормонов. Известно, что введение в рационы сельскохозяйственных животных бишофита способствует повышению продуктивности животных на 10-15% при снижении затрат кормов на 7-10% в результате более аффективного усвоения питательных веществ рациона.
Установлена протективная роль аскорбиновой кислоты в предотвращении токсикоза птиц, ее влияние на стимуляцию гуморального иммунитета, и она служит иммунологическим промотором в тканях от воздействия стероидов и свободных радикалов. Глюкоза входит в состав регидратационных растворов для предотвращения обезвоживания организма животных.
Таким образом, добавка "Бишас" на основе комплексного минерала бишофит, богатейший состав которого самой природой объединен в максимально благоприятном сочетании, с целью профилактики и коррекции транспортного стресса и снижения и потерь живой и убойной массы молодняка крупного рогатого скота при транспортировке не применялась.
Опыты по использованию добавок "Бишас" проводились на бычках 14,5-месячного возраста, находившихся на выращивании и откорме в условиях промышленного комплекса племзавода, колхоза "Путь Ленина" Суровикинского района Волгоградской области. "Бишас" использовали в качестве подкормки с концентрированными кормами в количестве 125-275 мг/кг живой массы на голову в сутки в течение 3-7 суток до транспортировки убойного молодняка на мясокомбинат.
Пример 1. Первоначально в целях выявления наиболее оптимального процентного соотношения компонентов, составляющих добавку "Бишас", был проведен опыт на четырех группах бычков по 5 голов в каждой. Всем группам убойного молодняка, кроме контрольной, в течение 3 суток до транспортировки скармливали добавку "Бишас" в количестве 125 мг/кг живой массы в сутки, причем первая группа бычков получала "Бишас" при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Бишофит - 81,9
Аскорбиновая кислота - 0,1
Глюкоза - 18,0
Вторая опытная группа получала:
Бишофит - 79,8
Аскорбиновая кислота - 0,2
Глюкоза - 20
Третья опытная группа получала:
Бишофит - 77,7
Аскорбиновая кислота - 0,3
Глюкоза - 22,0
Скармливание добавки "Бишас" проводили в смеси с концентратами. Применение "Бишаса" перед перевозкой убойного скота позволило снизить потери живой массы за транспортировку на 2,3-3,1 кг по сравнению со сверстниками контрольной группы (табл. 1). Разница по потерям живой массы между контрольными и опытными животными составляла 2,3 кг (0,52%) - P<0,05; 3,1 (0,74%) P<0,001 и 2,5 кг (0,58%) - P<0,02.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что в целях снижения потерь живой массы при транспортировке убойного скота наиболее целесообразно применять добавку "Бишас" со следующим содержанием составляющих ее композицию, %:
Бишофит - 79,8
Аскорбиновая кислота - 0,2
Глюкоза - 20,0
Пример 2. В целях отработки оптимальной дозировки и экспозиции было проведено 5 опытов. Для каждого из опытов по принципу аналогов были подобраны 5 групп молодняка по 10 голов в каждой, из которых одна группа контрольных животных (интактные - не получавшие добавку "Бишас") и четыре опытных. В каждом из опытов первая опытная группа до транспортировки получала добавку "Бишас" в дозе 125 мг/кг живой массы в сутки, вторая - 175 мг/кг, третья - 225 и четвертая - 275 мг/кг. Различие в опытах заключалось в экспозиции применения добавки "Бишас". Так, в первом опыте "Бишас" использовали за 3 суток до транспортировки животных на мясокомбинат, во втором - четверо, третьем - пять, четвертом - шесть и пятом - за семь суток.
Результаты первого опыта представлены в табл. 2.
Анализ полученных данных показал, что потери живой массы за перевозку у животных опытных групп по сравнению с контрольными были меньше на 3,7 кг (0,86%) - P<0,05; 4,2 кг (0,98%) - P<0,05; 4,4 кг (1,03%) - P<0,05; 3,9 кг (0,90%) - P<0,05.
Наименьшими потерями живой массы опытными группами скота характеризовались животные третьей группы, получившие добавку "Бишас" в дозе 225 мг/кг живой массы. Однако существенной разницы в потерях живой массы между всеми изучаемыми группами скота не установлено.
Использование перед транспортировкой животных добавки "Бишас" позволило увеличить (сохранить) и массу туши. По данному показателю молодняк опытных групп превосходил контрольных на 3,1 кг; 4,2; 5,5 и 3,2 кг, а по выходу туш - на 0,28%; 0,52; 0,78 и 0,41%. Из опытных групп наибольшим выходом туш отличался скот третьей группы (56,24%).
Следовательно, "Бишас" в количестве 225 мг/кг живой массы, скармливаемый убойному молодняку в течение 3 суток до транспортировки на мясокомбинат, оказался наиболее эффективным и позволил сократить потери живой массы за транспортировку на 4,4 кг (1,03%), а массу туши повысить (сохранить) на 5,5 кг.
Скармливание "Бишас" в различных дозах за четверо суток (опыт 2) до перевозки на мясокомбинат показало, что увеличение экспозиции использования добавки "Бишас" оказало положительное влияние на сокращение потерь живой массы (табл. 3).
Так, потери живой массы за транспортировку у контрольного молодняка составили 25,6 кг (6,01%), а у животных первой, второй, третьей и четвертой опытных групп они были меньше соответственно на 4,7 кг (1,1%); 6,0 (1,42%); 7,2 (1,69%) и 5,4 кг (1,27%). Следовательно, дача животным в течение четырех суток до перевозки добавки "Бишас" дала возможность сократить потери живой массы в среднем на 5,82 кг (1,37%). Наибольшим сокращением потерь живой массы характеризовались животные, получавшие "Бишас" в количестве 225 мг/кг живой массы - 7,202 (1,69%).
Опытный молодняк отличался и большей сохранностью массы туш. Если масса туш контрольного молодняка составляла 223,3 кг, то у опытных животных она была больше на 3,8 кг; 5,9; 7,4 и 4,5 кг. Из опытных групп молодняка большей сохранностью туш отличались бычки третьей группы, получавшие перед транспортировкой "Бишас" в количестве 225 мг/кг, они превосходили своих аналогов из первой, второй и четвертой групп соответственно на 3,6; 1,5; 2,9 кг. Опытные животные по сравнению с контрольными имели большую массу внутреннего сала, по этому показателю они в среднем превышали контрольных на 1,05 кг (8,07%).
Использование добавки "Бишас" в течение пяти суток до транспортировки (табл. 4) позволило сократить потери живой массы на 5,5-11,3 кг (1,28-2,63%) и увеличить в среднем массу туши на 6,25 кг (2,75%), а внутреннего сала - на 1,70 кг (12,34%). Лучший эффект получен при использовании "Бишаса" в дозе 225 мг/кг живой массы. Сокращение потерь живой массы при этом составило 11,3 кг (2,63%), увеличение (сохранение) массы туши - 8,7 кг (3,83%).
Анализ получаемых результатов по испытанию различных доз добавок "Бишас" в течение шести (табл. 5) и семи (табл. 6) суток до транспортировки животных на мясокомбинат показал, что эффект сокращения потерь живой массы, сохранения массы туши и внутреннего сала с увеличением экспозиции, начиная с шести суток, снижался.
Так, если сокращение потерь живой массы молодняка при использовании добавок "Бишас" в течение пяти суток для транспортировки животных в разрезе изучаемых доз (125, 175, 225, 275 мг/кг) составляло соответственно 5,5 кг (1,28%); 7,3 кг (1,7%); 11,3 кг (2,63%); 6,6 кг (1,53%), то при экспозиции шесть суток он был меньше на 0,2 кг (0,1%); 0,4 кг (0,11%); 3,6 кг (0,85%); 0,7 кг (0,17%), а при экспозиции семь суток он был меньше на 0,6 кг (0,14%); 1,8 кг (0,42%); 4,7 кг (1,08); 1,4 кг (0,33%).
Аналогичная закономерность в зависимости от экспозиции добавки "Бишас" установлена и в отношении сохранения массы туши и внутреннего сала.
Таким образом, испытания различных доз и экспозиций добавки "Бишас" с целью снижения стрессового состояния животных в период их транспортировки показали, что наиболее эффективной дозой добавки "Бишас" является 225 мг/кг живой массы, а экспозицией (временем использования) - пять суток до транспортировки молодняка крупного рогатого скота. Потери живой массы у молодняка за транспортировку сокращаются на 11,3 кг (2,63%), масса туши увеличивается (сохраняется) на 8,7 кг (3,83%), а внутреннего сала на 2,73 кг (19,83%) (табл. 7).
С целью подтверждения полученных результатов и сравнительного изучения эффективности разработанной добавки "Бишас" и солевой композиции, взятой за прототип, была проведена производственная проверка на трех группах животных по 20 голов в каждой. Первая опытная группа молодняка получала перед транспортировкой новую (разработанную) добавку "Бишас", вторая - солевую композицию (прототип). Доза и экспозиция были идентичными (225 мг/кг и 5 сут. ). Контрольная группа бычков добавку "Бишас" не получала.
Результаты проверки показали, что использование разработанной добавки "Бишас" и солевой композиции (прототип) оказало положительное влияние на смягчение стрессового состояния животных во время транспортировки, что нашло свое отражение в нормализации физиологического статуса животных, сокращение потерь живой и убойной массы, увеличении (сохранении) массы туши и внутреннего сала (табл. 8). Наиболее благоприятное влияние на состояние животных во время транспортировки оказало использование разработанной (новой) добавки "Бишас" нежели прототипа. Так, молодняк первой опытной группы, получавший разработанную добавку "Бишас", за время транспортировки терял 15,14 кг (3,52%) живой массы, аналоги из второй группы, получавшие солевую композицию (прототип) - 19,37 кг (4,51%), а контрольные бычки теряли 27,0 кг (6,29%). Следовательно, применение добавки "Бишас" позволило сократить потери живой массы молодняка по сравнению с контрольными на 11,86 кг (2,77%), а опытными бычками второй группы - на 4,23 кг (0,99%). Бычки первой группы превосходили аналогов из второй по увеличению (сохранению) массы туши на 5,5 кг (2,57%) и внутреннего сала - на 1,2 кг (9,31%).
Эффективность использования разработанной добавки "Бишас" подтверждается и данными изменений биохимических показателей крови при привозке убойных животных. Если количество сахара после перевозки в крови контрольных бычков возрастало в среднем на 36,83 мг% (p<0,01), то у молодняка первой группы всего на 7,68 и второй - на 15,12 мг%. Содержание общих липидов в крови повышалось на 34,11; 4,05; 11,06 мг%. Следовательно, у бычков, получавших новую добавку "Бишас", потребности в энергии были меньше, и они удовлетворялись меньшей мобилизацией углеводов и липидов.
Использование новой добавки "Бишас" в значительной степени повысило и гуморальные факторы защиты организма от отрицательного влияния последствий стресса. Так, бактерицидная активность сыворотки крови как при перевозке, так и после нее была выше у молодняка первой опытной группы, и по сравнению со второй она была больше на 9,17%, а контрольными животными на 16,04%. Скармливание бычкам перед транспортировкой новой добавки "Бишас" повысило по сравнению с использованием солевой композиции (прототип) биологическую, пищевую и технологическую ценность мяса.
Таким образом, сущность предлагаемого средства для профилактики и коррекции стресса у животных заключается в способности новой разработанной добавки "Бишас" стабилизировать (нормализовать) обмен веществ при возникновении транспортного стресса. Добавка "Бишас", основой которой является бишофит - природный минеральный комплекс, нормализует нервно-мышечное возбуждение, сдерживает мобилизацию энергетических веществ, повышает гуморальные факторы защиты организма, сокращает потери говядины при транспортном стрессе, сохраняет ее качество.
Кроме того, добавка "Бишас" за счет природного бишофита является экологически чистым средством. Продукты распада добавки сходны с естественными продуктами обмена веществ организма животного и, не накапливаясь, выводятся естественным путем.
Источники информации
1. Беломытцева Н.М. Применение аминазина для снижения потерь живого веса при перевозке автотранспортом. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук. - Минск: БелНИИЭВ, 1975, 24 с.
2. Патент РФ N 2033048, кл. A 61 K 33/00, 1995.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160533C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160532C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2007 |
|
RU2334396C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1992 |
|
RU2033048C1 |
КОРМОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2001 |
|
RU2182439C1 |
КОРМОВАЯ ДОБАВКА ДЛЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2001 |
|
RU2203560C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1995 |
|
RU2125881C1 |
СПОСОБ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ КОРМОВ | 2000 |
|
RU2195840C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2005 |
|
RU2300881C1 |
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ ТЕЛЯТ | 1998 |
|
RU2134956C1 |
Изобретение используется в сельском хозяйстве. Способ предусматривает скармливание животным за 4 - 5 сут. до их транспортировки в дозе 210 - 230 мг/кг живой массы в сутки добавки, включающей, мас.%: бишофит 78,75 - 80,85; аскорбиновую кислоту (витамин С) 0,15 - 0,25; глюкозу 19 - 21. Добавку скармливают в смеси с концентрированными кормами. Способ позволяет стабилизировать обмен веществ при возникновении транспортного стресса и повысить биологическую, пищевую и технологическую ценность мяса. 8 табл.
Способ профилактики и коррекции транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий введение в организм животных с кормом минерально-витаминной добавки, содержащей солевую композицию, аскорбиновую кислоту и глюкозу, отличающийся тем, что в качестве солевой композиции используют бишофит при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
Бишофит - 78,75 - 80,85
Аскорбиновая кислота - 0,15 - 0,25
Глюкоза - 19,00 - 21,00
причем добавку скармливают животным в дозе 210-230 мг/кг живой массы в сутки в течение 4-5 суток перед транспортировкой.
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1992 |
|
RU2033048C1 |
Беломытцева Н.М | |||
Применение аминазина для снижения потерь животного веса при перевозке автотранспортом | |||
Автореферат дисс | |||
на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук | |||
- Минск: БелНИИЭИ, 1975, 24 с. |
Авторы
Даты
2000-08-10—Публикация
1999-05-05—Подача