Изобретение относится к области животноводства и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия, животных из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки, а также при других технологических стрессах, возникающих в период выращивания, доращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.
Известно средство для профилактики транспортного стресса, при котором с целью снижения стрессового состояния животных, потерь живой массы крупного рогатого скота перед перевозкой животным вводят транквилизатор аминазин, дозы которого в зависимости от пpодолжительности транспортировки колеблются от 0,5 до 2 мг/кг при внутримышечном введении или от 2,5 до 5 мг/кг при даче с кормом. Внутримышечная инъекция аминазина способствует снижению потерь живой массы при транспортировке на 6,5 кг.
Наряду с положительным эффектом, достигаемым при использовании аминазина и других транквилизаторов и нейролептиков (общее успокоение, устранение аффективных реакций, снижение тревоги, беспокойства, понижение двигательной активности и т.д.), недостатками являются непродолжительность их действия, высокая стоимость и, что самое главное, накопление этих веществ или продуктов их распада в организме животного. В большинстве случаев инъекции этих препаратов являются причиной возникновения инфильтратов в месте их введения, что приводит к конфискации инфильтрированных участков, а следовательно, к дополнительной потере мясной продукции. В США и других странах запрещено использовать транквилизаторы, а если их применяют, то принимают определенные меры.
Для снижения реакции стрессового состояния у животных испытываются новые транквилизаторы, антиоксиданты, биологические препараты, различные солевые (электролитные) композиции, тиреостатические и другие вещества, обладающие адаптогенным действием.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ профилактики транспортного стресса, при котором животным за 6-7 дней перед перевозкой на откормочное предприятие или мясокомбинат дополнительно с рационом скармливают солевую композицию (электролитную) в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки. Наиболее оптимальной дозой оказалась доза в 175-225 мг/кг на голову в сутки при следующем значении составляющих ее компонентов, NaCl 55,0 KCl 19,5 Na2SO4 11,3 Na2CO3 0,7 CaCO3 12,2 MgCO3 1,3
Использование указанной солевой (электролитной) композиции в дозе и экспозиции указанной выше, способствует сокращению потерь живой и убойной массы при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия на 4,8-12,2 (8,5) и 2,2-9,4 (5,8) кг, а также сохранить биологические и технологические показатели мяса. Однако при использовании данной композиции ответная реакция организма на отрицательные последствия стресса проявляется в незначительной степени, что в конечном счете отражается на нормализации физиологического статуса и сокращении потерь продукции.
Цель изобретения изыскание эффективного способа снижения отрицательного влияния стресса на организм животных и сокращения потерь живой и убойной массы реализуемого скота при его транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, а также молодняка из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки с помощью использования дешевого и более доступного средства для профилактики и коррекции транспортного стресса.
Указанная цель достигается применением солевой композиции, включающей хлористый натрий, хлористый калий, сернокислый натрий, углекислый натрий, карбонат кальция, карбонат магния, а также аскорбиновую кислоту (витамин С) и глюкозу в следующем соотношении, NaCl 43,4-45,4 KCl 13,0-18,0 Na2SO4 7,4-9,8 Na2CO3 0,4-0,8 CaCO3 8,0-11,0 MgCO3 1,0-1,4 C6H8O6 0,1-0,3 C6H12O6 H2O 18,0-22,0 в качестве подкормки в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки в течение 3-7 сут до перевозки животных. Отдельные элементы композиции (NaCl, Na2SO4, Na2CO3, CaCO3) используются в составе кормовой соли, которая скармливается животным на протяжении длительного периода времени с целью обеспечения животных необходимыми минеральными веществами. Установлена протективная роль аскорбиновой кислоты в предотвращении токсикоза птиц, ее влияние на стимуляцию гуморального иммунитета и служит иммунологическим промотором в тканях от воздействия стероидов и свободных радикалов. Глюкоза часто включается в состав регидратационных растворов для предотвращения обезвоживания организма животных.
Таким образом, солевая композиция такого состава с целью профилактики и коррекции транспортного стресса и снижения потерь живой и убойной массы молодняка крупного рогатого скота при перевозке не применялась. Поэтому изобретение является новым и имеет изобретательский уровень.
Опыты по использованию солевой композиции проводились на бычках 14,5-месячного возраста, находившихся на выращивании и откорме в условиях промышленного комплекса. Солевую композицию использовали в качестве подкормки с концентрированными кормами в дозах 125-275 мг/кг живой массы на голову в сутки в течение 3-7 сут до транспортировки убойного молодняка на мясокомбинат.
П р и м е р 1. Первоначально в целях выявления наиболее оптимального процентного соотношения компонентов, составляющих солевую композицию, был проведен опыт на четырех группах бычков по 5 голов в каждой. Всем группам убойного молодняка, кроме контрольной, в течение 3 сут до транспортировки скармливания солевую композицию в дозе 125 мг/кг живой массы в сутки с разницей лишь в том, что первая опытная группа бычков получала солевую композицию с минимальным процентным соотношением компонентов ее составляющих, вторая со средним и третья с максимальным процентным соотношением компонентов.
Скармливание солевой композиции проводили в смеси с концентратами. Применение солевой композиции перед перевозкой убойного скота позволило снизить потери живой массы за транспортировку на 2,5-3,6 кг по сравнению со сверстниками контрольной группы (табл. 1). Разница по потерям живой массы между контрольными и опытными животными составляла 2,5 кг (0,55%)-p<0,05; 3,6(0,79)-р<0,001 и 2,9 кг (0,65%)-р<0,02. Следовательно, из изучаемых групп молодняка наибольшим сокращением потерь живой массы за транспортировку характеризовались животные второй опытной группы, которым скармливали солевую композицию, состоящую из среднего процента составляющих ее компонентов.
Подготовка, погрузка в транспортное средство приводила убойный молодняк в возбуждение, которое усиливалось в период транспортировки и продолжалось в период разгрузки и предубойной выдержки. Повышение температуры тела, частоты пульса и дыхания у животных после транспортировки дает основание предполагать, что у них происходит усиление обменных процессов в организме в связи со сменой условий окружающей среды (стрессом). В крови убойного молодняка после транспортировки возрастало содержание сахара, общего белка, что указывает на повышение расхода энергетических резервов организма и усиление распада белков.
Молодняк, которому скармливали перед транспортировкой солевую композицию, вели себя более спокойно, у них отмечалось меньшее количество дыхательных движений. У опытного молодняка количество сахара в крови почти не изменилось, а содержание общих липидов уменьшилось незначительно. Это свидетельствует о торможении в их организме окислительных процессов, что сказалось на ослаблении отрицательного воздействия стресса на животных и тем самым сократило потерю живой массы за транспортировку.
Приведенные данные говорят за то, что в целях снижения потерь живой массы при транспортировке убойного скота наиболее целесообразно применять солевую композицию со средним процентным содержанием составляющих ее компонентов, NaCl 44,4 KCl 15,5 Na2SO4 8,6 Na2CO3 0,6 CaCO3 9,5 MgCO3 1,2 C6H8O6 0,2 C6H12O6 H2O 20,0
П р и м е р 2. В целях отработки оптимальной дозировки и экспозиции были проведены испытания солевой композиции именно со средним содержанием составляющих ее компонентов. В этих целях было проведено 5 опытов. Для каждого из опытов по принципу аналогов были подобраны 5 групп молодняка по 10 голов в каждой, из которых одна группа контрольных животных (интактные не получавшие солевую композицию) и четыре опытных. В каждом из опытов первая опытная группа до транспортировки получала солевую композицию в дозе 125 мг/кг живой массы в сутки, вторая 175 мг/кг, третья 225 и четвертая 275 мг/кг. Различие в опытах заключалось в экспозиции применения солевой композиции. Так, в первом опыте солевая композиция использовалась за трое суток до транспортировки животных на мясокомбинат, во втором четверо, третьем пять, четвертом шесть и в пятом за семь суток.
Результаты первого опыта представлены в табл. 2.
Анализ полученных данных по использованию солевой композиции в различных дозах за 3 суток до транспортировки убойного молодняка показал, что потери живой массы за перевозку у животных подопытных групп были различными. Если убойный молодняк контрольной группы, не получавший солевую композицию, терял за транспортировку 25,4 кг (5,90%) живой массы, то сверстники из первой, второй, третьей и четвертой опытных групп теряли соответственно меньше по сравнению с контрольными на 3,5 кг (0,80%)-р<0,05; 4,0 кг (0,92%)-р<0,05; 4,2 кг (0,96%)-р<0,05; 3,8 кг (0,88%)-р<0,05.
В разрезе опытных групп скота наименьшими потерями живой массы характеризовались животные третьей группы, получившие солевую композицию в дозе 225 кг/мг живой массы. Однако существенной разницы в потерях живой массы между всеми изучаемыми опытными группами скота не установлено.
Использование перед транспортировкой животных солевой композиции позволило увеличить (сохранить) и массу туши. По данному показателю молодняк опытных групп превосходил контрольных на 2,6 кг; 4,0; 5,1 и 2,9 кг, а по выходу туш на 0,31% 0,52% 0,81; 0,41% Из опытных групп наибольшим выходом туш отличался скот третьей группы (56,60%).
Следовательно, доза 225 мг/кг живой массы солевой композиции, скармливаемая убойному молодняку в течение 3 сут до транспортировки на мясокомбинат, оказалась наиболее эффективной и позволила сократить потери живой массы за транспортировку на 4,2 кг (0,96%), а массу туши повысить (сохранить) на 5,1 кг.
Скармливание солевой композиции в различных дозах за четверо суток (опыт 2) до перевозки на мясокомбинат показало, что увеличение экспозиции использования солевой композиции оказало положительное влияние на сокращение потерь живой массы (табл. 3).
Так, потери живой массы за транспортировку у контрольного молодняка составили 26,6 кг (6,21%), а у животных первой, второй, третьей и четвертой опытных групп они были меньше соответственно на 4,9 кг (1,13%); 6,2 кг (1,45% ); 7,3 (1,69%) и 5,3 кг (1,24%). Следовательно, дача животным в течение четырех суток до перевозки солевой композиции дала возможность сократить потери живой массы в среднем на 5,9 кг (1,38%). Наибольшим сокращением потерь живой массы характеризовались животные, получавшие солевую композицию в дозе 225 мг/кг живой массы 7,3 кг (1,69%). Опытный молодняк отличался и большей сохранностью массы туш. Если масса туш контрольного молодняка составляла 225,3 кг, то у опытных животных она была больше на 3,3 кг; 6,0; 7,0 и 4,2 кг. Из опытных групп молодняка большей сохранностью туш отличались бычки третьей группы, получавшие перед транспортировкой солевую композицию в дозе 225 мг/кг. Последние превосходили свои аналоги из первой, второй и четвертой групп соответственно на 3,7; 1,0; 2,8 кг. Опытные животные по сравнению с контрольными имели несколько большую массу внутреннего сала. В среднем по этому показателю они превышали контрольных на 1,15 кг (8,84%).
Использование солевой композиции в течение пяти суток до транспортировки (табл. 4), позволило сократить потери живой массы в среднем на 7,75 кг (1,78%) и увеличить (сохранить) массу туши на 5,69 кг (2,47%), а внутреннего сала на 1,75 кг (0,36%). Лучший эффект получен при использовании солевой композиции в дозе 225 мг/кг живой массы. Сокращение потерь живой массы в этой дозе составило 10,8 кг (2,52%), увеличение (сохранение) массы туши 9,5 кг (4,14%).
Анализ полученных результатов по испытанию различных доз солевой композиции в течение шести (табл. 5) и семи (табл. 6) суток до транспортировки животных на мясокомбинат показал, что эффект сокращения потерь живой массы, сохранения массы туши и внутреннего сала с увеличением экспозиции начиная с шести суток снижался.
Так, если сокращение потерь живой массы молодняка при использовании солевой композиции в течение пяти суток для транспортировки животных в разрезе изучаемых доз (125, 175, 225, 275 мг/кг) составляло соответственно 5,6 кг (1,29% ); 8,3 кг (1,91%); 10,8 кг (2,51%) 6,3 кг (1,47%), то при экспозиции шесть суток он был меньше на 0,5 кг (0,13%); 1,2 (0,27%); 2,8 (0,87%); 0,7 кг (0,13% ), а при экспозиции семь суток на 0,8 кг (0,20%); 2,3 кг (0,54%); 3,9 кг (0,93%); 1,1 кг (0,29%).
Аналогичная закономерность в зависимости от экспозиции солевой композиции установлена и в отношении сохранения массы туши и внутреннего сала. Однако как и при экспозиции солевой композиции в течение трех, четырех и пяти суток, наилучшие показатели по сокращению потерь живой массы, сохранению массы туши и внутреннего сала получены при использовании ее в дозе 225 мг/кг. Так, сокращение потерь живой массы за перевозку при даче молодняку солевой композиции в течение шести суток составило 8,0 кг (1,84%), сохранение массы туши 7,2 кг (3,12%), внутреннего сала 2,1 кг (15,91%), а в течение семи суток соответственно 6,9 кг (1,58%), 6,1 кг (2,64%) и 1,5 кг (11,36%).
Таким образом, испытанием различных доз и экспозиций солевой композиции с целью снижения стрессового состояния животных в период их транспортировки и изучением влияния этой смеси на сокращение потерь их живой массы, сохранение (увеличение) массы туши и внутреннего сала во всех случаях установлена целесообразноcть использования разработанной солевой композиции (табл. 7). Однако наиболее эффективной дозой солевой композиции является 225 мг/кг живой массы, а экспозицией (временем использования) пять суток до транспортировки молодняка крупного рогатого скота. Потери живой массы у молодняка за транспортировку сокращаются на 10,8 кг (2,51%), масса туши увеличивается (сохраняется) на 9,5 кг (4,14%), а внутреннего сала на 2,9 кг (21,17%).
С целью подтверждения полученных результатов и сравнительного изучения эффективности разработанной солевой композиции и солевой смеси, взятой за прототип, была проведена производственная проверка на трех группах животных по 18 голов в каждой. Первая опытная группа молодняка получала перед транспортировкой новую (разработанную) солевую композицию, вторая солевую смесь (прототип). Доза и экспозиция солевых композиций были идентичными (225 мг/кг и 5 сут). Контрольная группа бычков солевую композицию не получала.
Результаты проверки показали, что использование разработанной солевой композиции и солевой смеси (прототип) оказали положительное влияние на смягчение стрессового состояния животных во время транспортировки, что нашло свое отражение в нормализации физиологического статуса животных, сокращении потерь живой и убойной массы, увеличении (сохранении) массы туши и внутреннего сала (табл. 8). Наиболее благоприятное влияние на состояние животных во время транспортировки оказало использование разработанной (новой) солевой композиции нежели прототипа. Так, молодняк первой опытной группы, получавший разработанную солевую композицию, за время транспортировки терял 14,6 кг (3,37% ) живой массы, аналоги из второй группы, получавшие солевую смесь (прототип) 18,0 кг (4,14% ), а контрольные бычки теряли 26,2 кг (6,03%). Следовательно, применение новой солевой композиции позволило сократить потери живой массы молодняка по сравнению с контрольными на 11,6 кг (2,66%), а опытными бычками второй группы на 3,4 кг (0,57%). Бычки первой группы превосходили аналогов из второй по увеличению (сохранению) массы туши на 4,1 кг (1,33%) и внутреннего сала на 1,3 кг (9,42%).
Эффективность использования разработанной солевой композиции подтверждается и данными изменений биохимических показателей крови при перевозке убойных животных. Если количество сахара после перевозки в крови контрольных бычков возрастала в среднем на 37,28 мг/% (р<0,01), то у молодняка первой группы всего на 8,42 и второй на 16,35 мг/% Содержание общих липидов в крови повышалось на 34,08; 4,12; 10,85 мг/% Следовательно, у бычков, получавших новую солевую композицию, потребности в энергии были меньше, и они удовлетворялись меньшей мобилизацией углеводов и липидов.
Использование новой солевой композиции в значительной степени повысило и гуморальные факторы защиты организма от отрицательного влияния последствий стресса. Так, бактерицидная активность сыворотки крови как до перевозки, так и после нее была выше у молодняка первой опытной группы, и по сравнению со второй она была больше на 9,84% а контрольными животными на 15,80% Скармливание бычкам перед транспортировкой новой солевой композиции повысило по сравнению с использованием солевой смеси (прототипа) хранимоспособность, биологическую, пищевую и технологическую ценность мяса.
Таким образом, сущность предлагаемого средства для профилактики и коррекции стресса у животных заключается в способности разработанной солевой композиции стабилизировать (нормализовать) обмен веществ при возникновении транспортного стресса. Солевая композиция нормализует нервно-мышечное возбуждение и обуславливает осмотическое взаимодействие в организме за счет перераспределения воды между внутриклеточной и межклеточной жидкостями, сдерживает мобилизацию энергетических веществ, повышает гуморальные факторы защиты организма, что приводит к снижению потерь клетками влаги и усадке тканей, а следовательно, и к сокращению потерь говядины при транспортном стрессе, сохранению ее качественных показателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1994 |
|
RU2069950C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2153802C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1994 |
|
RU2073513C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160533C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2000 |
|
RU2179803C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160532C1 |
Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота | 1988 |
|
SU1634280A1 |
СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ ПРОДУКЦИИ БЫЧКОВ ПРИ ТРАНСПОРТНОМ И ПРЕДУБОЙНОМ СТРЕССАХ | 2014 |
|
RU2551967C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЖИВОТНЫХ И СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ ПРОДУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПРЕДУБОЙНОМ СОДЕРЖАНИИ | 2016 |
|
RU2658360C2 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2002 |
|
RU2251261C2 |
Использование: в сельском хозяйстве, в частности в способах профилактики и коррекции транспортного стресса у крупного рогатого скота. Сущность изобретения: способ предусматривает скармливание животным за 3-7 сут до их транспортировки в дозе 125-275 мг/кг живой массы в сутки солевой композиции, включающей, мас.%: хлористый натрий 7,4-9,8, углекислый натрий 0,4-0,8, карбонат кальция 8-11, карбонат магния 1-1,4, аскорбиновую кислоту (витамин С) 0,1-0,3, глюкозу 18-22. Средство дается в виде соли в смеси с концентрированными кормами. 8 табл.
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА, включающий введение в организм животных с кормом солевой композиции, содержащей хлористый натрий, хлористый калий, сернокислый натрий, углекислый нарий, карбонат кальция, карбонат магния, отличающийся тем, что в солевую композицию дополнительно вводят аскорбиновую кислоту и глюкозу при следующем соотношении ингредиентов, мас.
Хлористый натрий 43,4 45,4
Хлористый калий 13,0 18,0
Сернокислый натрий 7,4 9,8
Углекислый натрий 0,4 0,8
Карбонат кальция 8,0 11,0
Карбонат магния 1,0 1,4
Аскорбиновая кислота 0,1 0,3
Глюкоза 18,0 22,0
причем солевую композицию скармливают животным в дозе 125 275 мг/кг живой массы в сутки в течение 3 7 суток перед транспортировкой.
Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота | 1988 |
|
SU1634280A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1995-04-20—Публикация
1992-08-18—Подача