Изобретение относится к области животноводства и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясокомбинаты и других технологических стрессах в период выращивания, доращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота (КРС).
Известен способ профилактики и терапии стрессовых нагрузок при транспортировке, включающий использование в качестве антистрессовой добавки (антистрессанта) нейролептика - феназепама перед транспортировкой убойного скота из расчета 1,5 мг/кг живой массы [1]. Однако использование его ограничено отсутствием данных о безвредности продуктов распада в организме.
Описан способ профилактики транспортного стресса у молодняка КРС [2]. Молодняк КРС откармливали в течение 6 месяцев и перед транспортировкой за 5 суток вводили в рацион добавку антистрессанта - глицина. Глицин относится к классу заменимых аминокислот, является естественным медиатором, используется для синтеза фосфолипидов, обладает седативным действием. В этом способе бычкам 15-16-месячного возраста в рацион вводили глицин из расчета 2-3 мг/кг живой массы. При живой массе 422-437 кг потери ее при транспортировке составляли в контроле 27,5 кг или 6,51%, в варианте с использованием глицина 19,4 кг или 4,44%. Транспортировка проводилась на расстояние 45 км.
Недостатки способа: недостаточная эффективность добавки и относительно большая потеря живой массы.
Технический результат - изыскание эффективного способа снижения отрицательного влияния стресса на организм животных и сокращение потерь живой массы при транспортировке на мясокомбинаты КРС, расширение ассортимента антистрессантов.
Это достигается тем, что в качестве добавки - антистрессанта используют новые комплексные препараты метисел или гликосел из расчета 30 мг на 1 кг живой массы за 5 суток до транспортного стресса (транспортировки).
Препараты разработаны в ГУ Волгоградский научно-исследовательский технологический институт мясо-молочного скотоводства и переработки продукции животноводства Россельхозакадемии.
Добавка метисел (ТУ 2431-123-10514645-05) представляет собой порошкообразное вещество, содержащее в качестве основных компонентов метионин кормовой (99,0%) и селен (0,01%) в виде препарата ДАФС - 25. Добавка гликосел (ТУ 2639-112-10514645-05) - порошок, включающий в качестве основных компонентов глицин (98,5%) и селен (0,00012%) в виде препарата селенопиран.
Выбор препаратов обусловлен тем, что содержащиеся в них аминокислоты и микроэлемент селен используют для профилактики различных заболеваний и поддержания нормального обмена веществ.
Оба препарата являются умеренно опасными веществами, безопасными при использовании в предложенных дозах.
Пример. Методом пар-аналогов было отобрано 3 группы бычков в возрасте 8 месяцев по 15 голов: контрольная группа получала общехозяйственный рацион, I группа дополнительно получала добавку метисел из расчета 30 мг/кг живой массы, II группа - добавку гликосел из расчета 30 мг/кг живой массы.
Общехозяйственный рацион включал сено, сенаж, силос, зерносмесь и добавки макро- и микроэлементов по существующим нормам кормления.
За 7 месяцев абсолютный прирост живой массы составил в контрольной группе 192,07 кг, в I группе - 203,35 кг, во II группе 219,18 кг или среднесуточный прирост бычков соответственно 914,6 кг, 968,3 кг и 1024,7 кг.
В известном способе с использованием добавки глицина среднесуточный прирост живой массы составил в контрольной группе 878 г, в опытной группе 944 г, т.е. в предлагаемом способе достигается более высокая продуктивность молодняка КРС. Физиологические показатели животных всех групп отличались незначительно.
Откормленные животные (в возрасте 15 месяцев) перед транспортировкой за 5 суток получали добавки метисел и гликосел из расчета 30 мг/кг живой массы.
Транспортировку животных проводили на расстояние 120 км в летний период в течение около 24 часов. Замеряли потери живой массы до и после транспортировки. Результаты представлены в таблице.
Из полученных данных видно, что потери живой массы животных при транспортировке в предложенном способе в опытных группах были меньше, чем в известном способе. При этом потери в I группе составили 4,36%, а во II группе - 3,69% против 4,44% в прототипе.
Таким образом, предложенный способ позволяет более эффективно снижать отрицательное влияние транспортного стресса, сократить потери живой массы, более эффективно откармливать молодняк КРС, расширить ассортимент добавок - антистрессантов.
Источники информации
1. Стояновский В.Г. Транквилизирующий эффект аминазина и феназепама на развитие адаптационных реакций телят разных половозрастных групп при транспортном стрессе. // Научн.-техн. бюлл. Укр. НИИ физиологии и биохимии с.-х. животных, 1987, №9/1, С.27-30.
2. Эзергайль К.В. Научное и практическое обоснование приемов и способов коррекции стрессов у молодняка крупного рогатого скота. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук, Волгоград, 2002, С.47.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160532C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2007 |
|
RU2334396C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В ПЕРИОД ВЫРАЩИВАНИЯ, ДОРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА | 2005 |
|
RU2282455C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ В ПЕРИОД ВЫРАЩИВАНИЯ, ДОРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2005 |
|
RU2301522C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160533C1 |
КОРМОВАЯ ДОБАВКА ДЛЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2015 |
|
RU2592447C1 |
Способ повышения мясной продуктивности крупного рогатого скота | 2020 |
|
RU2746500C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1994 |
|
RU2073513C1 |
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА БЫЧКОВ | 2009 |
|
RU2402230C1 |
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА БЫЧКОВ | 2005 |
|
RU2295252C1 |
Изобретение относится к области животноводства. За 5 дней перед транспортировкой животным в качестве антистрессанта при скармливании используют добавки митесел или гликосел из расчета 30 мг/кг живой массы. Способ позволяет снизить отрицательное влияние транспортного стресса и сократить потери живой массы молодняка крупного рогатого скота. 1 табл.
Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий введение в рацион кормления антистрессанта, отличающийся тем, что в качестве антистрессанта используют добавку метисела или гликосела из расчета 30 мг/кг живой массы в сутки за 5 дней перед транспортировкой.
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160532C1 |
КОБЗЕВ Н.А | |||
Влияние дилудина на мясную продуктивность и показатели крови при транспортировке бычков к местам убоя | |||
Тезисы докладов научно-практической конференции | |||
- Оренбург, 1987, с.7, 8. |
Авторы
Даты
2007-06-20—Публикация
2005-11-30—Подача