СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА Российский патент 2000 года по МПК A01K67/02 A61K31/195 

Описание патента на изобретение RU2160532C1

Изобретение относится к области животноводства и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия, животных из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки, а также при других технологических стрессах, возникающих в период выращивания, доращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.

Известен способ профилактики и терапии стрессовых нагрузок при транспортировке, включающий использование в качестве антистрессанта нейролептика феназепам, применение которого перед транспортировкой убойного скота, из расчета 1,5 мг/кг живой массы, дает положительный седативный эффект и способствует снижению потерь живой массы на 5,0-6,5 кг [1].

Однако наряду с положительным эффектом, получаемым при использовании феназепама и других транквилизаторов и нейролептиков (успокаивающее действие на центральную нервную систему, устранение эмоциональной напряженности, чувства страха и тревоги, мышечно-расслабляющее и противосудорожное действие) важной проблемой, возникающей при их использовании, является отсутствие данных о безвредности продуктов их распада для здоровья человека.

Известен способ профилактики стресса и его вредных последствий у крупного рогатого скота, включающий применение дилудина в дозе 2,5 мг/кг живой массы в сутки за 7 суток до транспортировки [2].

Недостатками способа являются непродолжительность действия антистрессанта - дилудина, дороговизна, низкая эффективность из-за усиления энергетического распада углеводов и жиров, что вызывает обезвоживание тканей.

Технический результат - изыскание эффективного способа снижения отрицательного влияния стресса на организм животных и сокращения потерь живой массы и качества мяса реализуемого скота при транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, а также из хозяйств-поставщиков на откормочные площадки и комплексы.

Это достигается применением глицина, который скармливают животным в дозе 2,0-3,0 мг/кг живой массы в сутки в течение 4-5 дней перед транспортировкой.

Глицин - препарат нового поколения, относится к классу заменимых аминокислот (аминоуксусная кислота, гликокол), содержится в животных тканях. В наибольшем количестве он содержится в тканях головного и спинного мозга. Глицин является составной частью глутатиона, гиппуровой, гликоколевой кислот, используется для синтеза фосфолипидов (лецитина), окситоцина и вазопрессина, глицин является естественным тормозным медиатором, взаимодействует с глицинергическими рецепторами, способен связывать различные эндогенные и экзогенные соединения. Установлено, что использование глицина при стрессовых ситуациях вызывает седативный эффект.

Глицин с целью профилактики и коррекции транспортного стресса и снижения потерь живой массы молодняка крупного рогатого скота при перевозке не применялся.

Опыт по использованию глицина проводился на бычках 15-месячного возраста. Глицин использовали в качестве подкормки с концентрированными кормами в дозе 2,0-3,0 мг/кг живой массы в сутки в течение 3-7 суток до транспортировки убойного молодняка на мясокомбинат.

Пример 1. Для отработки оптимальной дозы и экспозиции было проведено 5 опытов. Для каждого из опытов по принципу аналогов были подобраны 4 группы молодняка по 10 голов в каждой, из которых одна группа контрольных животных (интактные - не получавшие глицин) и три опытные. В каждом из опытов первая опытная группа до транспортировки получала глицин в количестве 2,0 мг/кг живой массы в сутки, вторая - 2,5 мг/кг и третья - 3,0 мг/кг. Различие в опытах заключалось в экспозиции применения глицина. Так, в первом опыте глицин использовался за трое суток до транспортировки животных на мясокомбинат, во втором - четверо, третьем - пять, четвертом - шесть, в пятом - за семь суток.

Результаты первого опыта представлены в таблице 1.

Анализ полученных данных по использованию глицина в различных дозах за 3 суток до транспортировки убойного молодняка показал, что потери живой массы за перевозку у животных подопытных групп были различными. Самые большие потери живой массы 24,09 кг (5,98%) были у животных контрольной группы, в опытных группах потери живой массы за транспортировку по сравнению с контролем были меньше соответственно на 3,7 кг (0,89%) - 3,89 кг (0,97%) - и на 3,6 кг (0,87%).

Наименьшими потерями живой массы характеризовались бычки 2-й опытной группы, получавшие глицин в дозе 2,5 мг/кг живой массы. По сохранности массы туши молодняк опытных групп превосходил бычков контрольной группы соответственно на 5,29; 7,98 и 2,9 кг, а по выходу туш - на 1,03%; 1,35; 0,46%.

Из опытных групп наибольший выход туши отмечен у скота 2-й опытной группы (56,85%).

Глицин, скармливаемый убойному молодняку в количестве 2,5 мг/кг живой массы в сутки за 3 суток до транспортировки явился наиболее эффективной дозой, что позволило сократить потери живой массы за транспортировку на 3,9 кг (0,97%), а массу туши повысить (сохранить) на 7,98 кг. Увеличение экспозиции использования глицина (опыт 2) до 4 суток в различных дозах позволило установить положительное влияние на сокращение потерь живой и убойной массы (табл. 2). При этом потери живой массы за транспортировку у контрольных животных составили 25,35 кг (6,32%), а у животных первой, второй и третьей опытных групп они были меньше соответственно на 5,68 кг (1,44%); 7,12 кг (1,81%) и 5,01 кг (1,27%).

Наименьшие потери живой массы отмечены у скота 2-й опытной группы, получавшей глицин в дозе 2,5 мг/кг живой массы - 18,23 кг (4,51%). Опытные бычки отличались и большей сохранностью массы туш. Если масса туш контрольного молодняка составляла 208,09 кг, то у опытных животных она была больше соответственно на 9,25 кг; 11,88 и 6,39 кг. Бычки опытных групп превосходили сверстников из контрольной группы по массе внутреннего сала. В среднем по этому показателю они превышали контрольных на 0,21-0,39%.

Самый лучший эффект за опыты был получен при использовании глицина в дозе 2,5 мг/кг живой массы с экспозицией 5 суток (опыт 3).

Анализ полученных данных показал, что использование глицина позволило сократить потери живой массы до 10,85 кг (2,72%), увеличить (сохранить) массу туши - на 14,48 кг (6,85%) (табл. 3).

Использование различных доз глицина в течение шести и семи суток до транспортировки животных на мясокомбинат показало, что эффект сокращения потерь массы и качества мяса с увеличением экспозиции, начиная с шести суток, снижался (табл. 4).

Таким образом, в результате исследований была установлена целесообразность использования глицина с целью снижения стрессового состояния животных в период транспортировки, при этом наиболее эффективной дозой глицина является 2,5 мг/кг живой массы в сутки, а экспозицией - пять суток до транспортировки молодняка крупного рогатого скота, при этом потери живой массы у молодняка за транспортировку сокращаются на 10,85 кг (2,72%) масса туши увеличивается (сохраняется) на 14,48 кг (6,85%), а внутреннего сала на 3,26 кг (25,53%).

С целью подтверждения полученных результатов и сравнительного изучения эффективности использования глицина и дилудина, взятого за прототип, была произведена производственная проверка на трех группах животных по 18 голов в каждой.

Первая опытная группа молодняка получала перед транспортировкой глицин, вторая - дилудин. Доза и экспозиция глицина и дилудина были идентичными (2,5 мг/кг и 5 сут.). Контрольная группа бычков антистрессанты не получала.

Результаты проверки показали, что дача бычкам перед транспортировкой глицина заметно снизила возбуждение, нормализовала по сравнению с контрольными аналогами клиническое состояние. При сравнении гематологических показателей бычков до и после транспортировки было установлено, что содержание общего белка в крови молодняка контрольной группы возросло на 0,52%, сахара - на 7,5 мг%, у животных опытных групп происходило незначительное снижение уровня белка и увеличение содержание сахара. Так, во второй опытной группе содержание сахара увеличилось на 0,9 мг%, а в первой группе, наоборот, снизилось на 0,8 мг%. Это указывает на повышение расхода энергетических резервов организма, причем этот процесс более ускоренно и интенсивно шел у контрольных животных. Показатель величины гематокрита (общий объем эритроцитов) у контрольных животных увеличился на 3,4%, а у опытного молодняка второй группы на 0,2%, причем у молодняка первой опытной группы, получавшей глицин, она даже снизилась на 0,4%.

Подтверждением тому, что организм бычков контрольной группы в большей степени реагировал на транспортировку, является увеличение в крови молодняка липидов. Если количество липидов в первой и второй опытной группе снизилось соответственно на 8,9 мг% и 3,4 мг%, то у аналогов из контрольной группы его содержание повысилось на 56,3 мг%.

Таким образом, наиболее благоприятное влияние на состояние животных во время транспортировки оказало использование глицина, при этом опытный молодняк за время транспортировки терял 17,2 кг (4,0%) живой массы (табл. 5), аналоги из второй опытной группы, поучавшие дилудин (прототип), - 19,6 кг (4,6%), а контрольные бычки теряли 22,6 кг (5,3%). Следовательно, применение глицина позволило сократить потери живой массы молодняка по сравнению с контрольными на 5,4 кг (2,34%), а опытными бычками второй группы - на 2,4 кг (1,2%). Бычки первой группы превосходили аналогов из второй по увеличению (сохранению) массы туши на 2,8 кг (1,24%) и бычков контрольной группы на 4,2 кг (1,9%).

Количество конфискатов у контрольных бычков было больше, чем у опытных животных, соответственно по группам на 0,8 кг и 1,9 кг.

Если выход туш к предубойной живой массе у всех изучаемых групп молодняка был на уровне 55,11- 55,25%, то по выходу туши к съемной живой массе преимущество было за животными, получавшими глицин (52,6%).

Таким образом, глицин способен снизить возбуждение животных, нормализовать обмен веществ при возникновении транспортного стресса.

Глицин стабилизирует клиническое состояние, обеспечивает снижение распада белков, жиров и углеводов за счет нейтрализации перекисных соединений, повышает гуморальные факторы защиты организма и способствует тем самым сокращению потерь говядины при транспортном стрессе.

Источники информации
1. Стояновский В.Г. Транквилизирующий эффект аминазина и феназепама на развитие адаптационных реакций телят разных половозрастных групп при транспортном стрессе // Науч.:-техн. бюлл. Укр. НИИ физиологии и биохимии с.х. животных. 1987, N 9/1, с. 27-30.

2. Кобзев Н. А. Влияние дилудина на мясную продуктивность и показатели крови при транспортировке бычков к местам убоя // Тез. докл. науч.-практ. конф. - Оренбург, 1987, с. 7-8.

Похожие патенты RU2160532C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1999
  • Горлов И.Ф.
  • Левахин В.И.
  • Эзергайль К.В.
RU2160533C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1999
  • Горлов И.Ф.
  • Левахин В.И.
  • Эзергайль К.В.
RU2153802C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 2005
  • Горлов Иван Федорович
  • Ранделин Александр Васильевич
  • Осадченко Иван Михайлович
  • Сложенкина Марина Ивановна
  • Пархоменко Александр Петрович
  • Левахин Владимир Иванович
  • Скачков Дмитрий Александрович
  • Бушуева Ирина Серафимовна
  • Дикусаров Вячеслав Геннадьевич
RU2300881C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1994
  • Ляпин О.А.
  • Левахин В.И.
  • Уренков А.Г.
RU2073513C1
КОРМОВАЯ ДОБАВКА ДЛЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 2001
  • Горлов И.Ф.
  • Варакин А.Т.
  • Осадченко И.М.
RU2203560C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1994
  • Ляпин О.А.
  • Левахин В.И.
  • Ляпина В.О.
RU2069950C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ В ПЕРИОД ВЫРАЩИВАНИЯ, ДОРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 2005
  • Горлов Иван Федорович
  • Юрина Ольга Станиславовна
  • Семенова Ираида Александровна
  • Мосолов Александр Анатольевич
  • Чугреев Михаил Константинович
RU2301522C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 2007
  • Горлов Иван Федорович
  • Ранделин Александр Васильевич
  • Бушуева Ирина Серафимовна
  • Варакин Александр Тихонович
  • Лупачева Наталья Александровна
  • Маничев Александр Александрович
  • Сивко Алексей Николаевич
  • Шишкунов Виктор Михайлович
  • Дикусаров Вячеслав Геннадьевич
RU2334396C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1992
  • Левахин В.И.
  • Ляпин О.А.
  • Баширов В.Д.
RU2033048C1
СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1995
  • Горлов И.Ф.
  • Безбородин В.В.
  • Каренгина Т.В.
RU2125881C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 160 532 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

Изобретение относится к сельскому хозяйству. Способ предусматривает скармливание глицина животным в смеси с концентрированными кормами за 5 суток до их транспортировки в дозе 2 - 3 мг/кг живой массы в сутки. Способ повышает гуморальные факторы защиты организма и способствует сокращению потерь говядины при транспортном стрессе. 5 табл.

Формула изобретения RU 2 160 532 C1

Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий введение в организм животных с кормом антистрессанта, отличающийся тем, что в качестве антистрессанта используют глицин (аминокислоту) в количестве 2 - 3 мг/кг живой массы в сутки за 5 суток перед транспортировкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2160532C1

Кобзев Н.А
Влияние дилудина на мясную продуктивность и показатели крови при транспортировке бычков к местам убоя
Тезисы докладов научно-практической конференции
- Оренбург, 1987, с.7, 8
Стояновский В.Г
Транквилизирующий эффект аминазина и феназепама на развитие адаптационных реакций телят разных половозрастных групп при транспортном стрессе
Научно-технический бюллетень Украинского научно-исследовательского института физиологии и биохимии сельскохозяйственных животных, 1987, N 9/1, с.27-30.

RU 2 160 532 C1

Авторы

Горлов И.Ф.

Левахин В.И.

Эзергайль К.В.

Даты

2000-12-20Публикация

1999-08-31Подача