Изобретение относится к области животноводства и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия, животных из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки, а также при других технологических стрессах, возникающих в период выращивания, доращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.
Известен способ профилактики и терапии стрессовых нагрузок при транспортировке, включающий использование в качестве антистрессанта нейролептика феназепам, применение которого перед транспортировкой убойного скота, из расчета 1,5 мг/кг живой массы, дает положительный седативный эффект и способствует снижению потерь живой массы на 5,0-6,5 кг [1].
Однако наряду с положительным эффектом, получаемым при использовании феназепама и других транквилизаторов и нейролептиков (успокаивающее действие на центральную нервную систему, устранение эмоциональной напряженности, чувства страха и тревоги, мышечно-расслабляющее и противосудорожное действие) важной проблемой, возникающей при их использовании, является отсутствие данных о безвредности продуктов их распада для здоровья человека.
Известен способ профилактики стресса и его вредных последствий у крупного рогатого скота, включающий применение дилудина в дозе 2,5 мг/кг живой массы в сутки за 7 суток до транспортировки [2].
Недостатками способа являются непродолжительность действия антистрессанта - дилудина, дороговизна, низкая эффективность из-за усиления энергетического распада углеводов и жиров, что вызывает обезвоживание тканей.
Технический результат - изыскание эффективного способа снижения отрицательного влияния стресса на организм животных и сокращения потерь живой массы и качества мяса реализуемого скота при транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, а также из хозяйств-поставщиков на откормочные площадки и комплексы.
Это достигается применением глицина, который скармливают животным в дозе 2,0-3,0 мг/кг живой массы в сутки в течение 4-5 дней перед транспортировкой.
Глицин - препарат нового поколения, относится к классу заменимых аминокислот (аминоуксусная кислота, гликокол), содержится в животных тканях. В наибольшем количестве он содержится в тканях головного и спинного мозга. Глицин является составной частью глутатиона, гиппуровой, гликоколевой кислот, используется для синтеза фосфолипидов (лецитина), окситоцина и вазопрессина, глицин является естественным тормозным медиатором, взаимодействует с глицинергическими рецепторами, способен связывать различные эндогенные и экзогенные соединения. Установлено, что использование глицина при стрессовых ситуациях вызывает седативный эффект.
Глицин с целью профилактики и коррекции транспортного стресса и снижения потерь живой массы молодняка крупного рогатого скота при перевозке не применялся.
Опыт по использованию глицина проводился на бычках 15-месячного возраста. Глицин использовали в качестве подкормки с концентрированными кормами в дозе 2,0-3,0 мг/кг живой массы в сутки в течение 3-7 суток до транспортировки убойного молодняка на мясокомбинат.
Пример 1. Для отработки оптимальной дозы и экспозиции было проведено 5 опытов. Для каждого из опытов по принципу аналогов были подобраны 4 группы молодняка по 10 голов в каждой, из которых одна группа контрольных животных (интактные - не получавшие глицин) и три опытные. В каждом из опытов первая опытная группа до транспортировки получала глицин в количестве 2,0 мг/кг живой массы в сутки, вторая - 2,5 мг/кг и третья - 3,0 мг/кг. Различие в опытах заключалось в экспозиции применения глицина. Так, в первом опыте глицин использовался за трое суток до транспортировки животных на мясокомбинат, во втором - четверо, третьем - пять, четвертом - шесть, в пятом - за семь суток.
Результаты первого опыта представлены в таблице 1.
Анализ полученных данных по использованию глицина в различных дозах за 3 суток до транспортировки убойного молодняка показал, что потери живой массы за перевозку у животных подопытных групп были различными. Самые большие потери живой массы 24,09 кг (5,98%) были у животных контрольной группы, в опытных группах потери живой массы за транспортировку по сравнению с контролем были меньше соответственно на 3,7 кг (0,89%) - 3,89 кг (0,97%) - и на 3,6 кг (0,87%).
Наименьшими потерями живой массы характеризовались бычки 2-й опытной группы, получавшие глицин в дозе 2,5 мг/кг живой массы. По сохранности массы туши молодняк опытных групп превосходил бычков контрольной группы соответственно на 5,29; 7,98 и 2,9 кг, а по выходу туш - на 1,03%; 1,35; 0,46%.
Из опытных групп наибольший выход туши отмечен у скота 2-й опытной группы (56,85%).
Глицин, скармливаемый убойному молодняку в количестве 2,5 мг/кг живой массы в сутки за 3 суток до транспортировки явился наиболее эффективной дозой, что позволило сократить потери живой массы за транспортировку на 3,9 кг (0,97%), а массу туши повысить (сохранить) на 7,98 кг. Увеличение экспозиции использования глицина (опыт 2) до 4 суток в различных дозах позволило установить положительное влияние на сокращение потерь живой и убойной массы (табл. 2). При этом потери живой массы за транспортировку у контрольных животных составили 25,35 кг (6,32%), а у животных первой, второй и третьей опытных групп они были меньше соответственно на 5,68 кг (1,44%); 7,12 кг (1,81%) и 5,01 кг (1,27%).
Наименьшие потери живой массы отмечены у скота 2-й опытной группы, получавшей глицин в дозе 2,5 мг/кг живой массы - 18,23 кг (4,51%). Опытные бычки отличались и большей сохранностью массы туш. Если масса туш контрольного молодняка составляла 208,09 кг, то у опытных животных она была больше соответственно на 9,25 кг; 11,88 и 6,39 кг. Бычки опытных групп превосходили сверстников из контрольной группы по массе внутреннего сала. В среднем по этому показателю они превышали контрольных на 0,21-0,39%.
Самый лучший эффект за опыты был получен при использовании глицина в дозе 2,5 мг/кг живой массы с экспозицией 5 суток (опыт 3).
Анализ полученных данных показал, что использование глицина позволило сократить потери живой массы до 10,85 кг (2,72%), увеличить (сохранить) массу туши - на 14,48 кг (6,85%) (табл. 3).
Использование различных доз глицина в течение шести и семи суток до транспортировки животных на мясокомбинат показало, что эффект сокращения потерь массы и качества мяса с увеличением экспозиции, начиная с шести суток, снижался (табл. 4).
Таким образом, в результате исследований была установлена целесообразность использования глицина с целью снижения стрессового состояния животных в период транспортировки, при этом наиболее эффективной дозой глицина является 2,5 мг/кг живой массы в сутки, а экспозицией - пять суток до транспортировки молодняка крупного рогатого скота, при этом потери живой массы у молодняка за транспортировку сокращаются на 10,85 кг (2,72%) масса туши увеличивается (сохраняется) на 14,48 кг (6,85%), а внутреннего сала на 3,26 кг (25,53%).
С целью подтверждения полученных результатов и сравнительного изучения эффективности использования глицина и дилудина, взятого за прототип, была произведена производственная проверка на трех группах животных по 18 голов в каждой.
Первая опытная группа молодняка получала перед транспортировкой глицин, вторая - дилудин. Доза и экспозиция глицина и дилудина были идентичными (2,5 мг/кг и 5 сут.). Контрольная группа бычков антистрессанты не получала.
Результаты проверки показали, что дача бычкам перед транспортировкой глицина заметно снизила возбуждение, нормализовала по сравнению с контрольными аналогами клиническое состояние. При сравнении гематологических показателей бычков до и после транспортировки было установлено, что содержание общего белка в крови молодняка контрольной группы возросло на 0,52%, сахара - на 7,5 мг%, у животных опытных групп происходило незначительное снижение уровня белка и увеличение содержание сахара. Так, во второй опытной группе содержание сахара увеличилось на 0,9 мг%, а в первой группе, наоборот, снизилось на 0,8 мг%. Это указывает на повышение расхода энергетических резервов организма, причем этот процесс более ускоренно и интенсивно шел у контрольных животных. Показатель величины гематокрита (общий объем эритроцитов) у контрольных животных увеличился на 3,4%, а у опытного молодняка второй группы на 0,2%, причем у молодняка первой опытной группы, получавшей глицин, она даже снизилась на 0,4%.
Подтверждением тому, что организм бычков контрольной группы в большей степени реагировал на транспортировку, является увеличение в крови молодняка липидов. Если количество липидов в первой и второй опытной группе снизилось соответственно на 8,9 мг% и 3,4 мг%, то у аналогов из контрольной группы его содержание повысилось на 56,3 мг%.
Таким образом, наиболее благоприятное влияние на состояние животных во время транспортировки оказало использование глицина, при этом опытный молодняк за время транспортировки терял 17,2 кг (4,0%) живой массы (табл. 5), аналоги из второй опытной группы, поучавшие дилудин (прототип), - 19,6 кг (4,6%), а контрольные бычки теряли 22,6 кг (5,3%). Следовательно, применение глицина позволило сократить потери живой массы молодняка по сравнению с контрольными на 5,4 кг (2,34%), а опытными бычками второй группы - на 2,4 кг (1,2%). Бычки первой группы превосходили аналогов из второй по увеличению (сохранению) массы туши на 2,8 кг (1,24%) и бычков контрольной группы на 4,2 кг (1,9%).
Количество конфискатов у контрольных бычков было больше, чем у опытных животных, соответственно по группам на 0,8 кг и 1,9 кг.
Если выход туш к предубойной живой массе у всех изучаемых групп молодняка был на уровне 55,11- 55,25%, то по выходу туши к съемной живой массе преимущество было за животными, получавшими глицин (52,6%).
Таким образом, глицин способен снизить возбуждение животных, нормализовать обмен веществ при возникновении транспортного стресса.
Глицин стабилизирует клиническое состояние, обеспечивает снижение распада белков, жиров и углеводов за счет нейтрализации перекисных соединений, повышает гуморальные факторы защиты организма и способствует тем самым сокращению потерь говядины при транспортном стрессе.
Источники информации
1. Стояновский В.Г. Транквилизирующий эффект аминазина и феназепама на развитие адаптационных реакций телят разных половозрастных групп при транспортном стрессе // Науч.:-техн. бюлл. Укр. НИИ физиологии и биохимии с.х. животных. 1987, N 9/1, с. 27-30.
2. Кобзев Н. А. Влияние дилудина на мясную продуктивность и показатели крови при транспортировке бычков к местам убоя // Тез. докл. науч.-практ. конф. - Оренбург, 1987, с. 7-8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160533C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2153802C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2005 |
|
RU2300881C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1994 |
|
RU2073513C1 |
КОРМОВАЯ ДОБАВКА ДЛЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2001 |
|
RU2203560C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1994 |
|
RU2069950C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ В ПЕРИОД ВЫРАЩИВАНИЯ, ДОРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2005 |
|
RU2301522C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2007 |
|
RU2334396C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1992 |
|
RU2033048C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1995 |
|
RU2125881C1 |
Изобретение относится к сельскому хозяйству. Способ предусматривает скармливание глицина животным в смеси с концентрированными кормами за 5 суток до их транспортировки в дозе 2 - 3 мг/кг живой массы в сутки. Способ повышает гуморальные факторы защиты организма и способствует сокращению потерь говядины при транспортном стрессе. 5 табл.
Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий введение в организм животных с кормом антистрессанта, отличающийся тем, что в качестве антистрессанта используют глицин (аминокислоту) в количестве 2 - 3 мг/кг живой массы в сутки за 5 суток перед транспортировкой.
Кобзев Н.А | |||
Влияние дилудина на мясную продуктивность и показатели крови при транспортировке бычков к местам убоя | |||
Тезисы докладов научно-практической конференции | |||
- Оренбург, 1987, с.7, 8 | |||
Стояновский В.Г | |||
Транквилизирующий эффект аминазина и феназепама на развитие адаптационных реакций телят разных половозрастных групп при транспортном стрессе | |||
Научно-технический бюллетень Украинского научно-исследовательского института физиологии и биохимии сельскохозяйственных животных, 1987, N 9/1, с.27-30. |
Авторы
Даты
2000-12-20—Публикация
1999-08-31—Подача