Изобретение относится к области обучения, а именно к способам развития творческой деятельности в области искусства.
Известен способ развивающего обучения цветовосприятию в процессе игры (см. патент РФ №2214850, М. кл. 7, А63F 9/00, опубл. 10.03.2002, «Игровой дидактический комплект». Игровой дидактический комплект содержит разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости. Игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений. Размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля.
Известен способ развивающего обучения и дидактическое пособие для его осуществления, в котором предъявляют на носителях элементы для конструирования основы персонажа или образца изделия, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом по меньшей мере одного из рисунков минералов и/или горных пород. По их цвету носители рисунков основы помещают в ряды носителей остальных рисунков соответствующей цветовой палитры. Предъявляют на носителях выкройки основы персонажа или образца и размещают их в ряду носителей рисунков соответствующей цветовой палитры. По контурам выкроек вырезают заготовки основы и ее деталей. Конструируют образец изделия путем размещения на носителях рисунков основы поверх ее очертаний заготовок соответствующих конфигураций в каждом ряду соответствующей цветовой палитры. Совмещают заготовки с основой и ее деталями на рисунке, а его фон заполняют носителями рисунков минералов и/или горных пород, совпадающими с ним по цвету (прототип - патент РФ №2265890, G09B 11/10, G09B 19/00).
Дидактическое пособие содержит носитель, пригодный к резанию, на поверхность которого нанесен рисунок, и носители рисунков, являющиеся элементами конструирования, большая часть площади которых выполнена в одной цветовой палитре, а вместе носители образуют ряды разных цветовых палитр. Элементы конструирования выполнены в виде носителей рисунков основы белого цвета на цветном фоне и носителей цветных выкроек персонажа или образца и его элементов для вырезания по ним заготовок, имеющих сходную конфигурацию по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы персонажа или образца и совпадающее с его цветным фоном цветовое исполнение (прототип - патент РФ №2265890, G09B 11/10, G09B 19/00).
Процесс обучения довольно сложен, специфичен, так как требует знания материала самоцветов Урала и умения их резать.
Задачей изобретения является упрощение способа развивающего обучения при использовании более простого дидактического пособия.
Для этого в способе обучения учащихся изобразительной деятельности, включающем ознакомление с фондом образов и фигур, собранном из детской классики, подбор материала носителя и соответствующего ему образца изделия из фонда, моделирование макета из шаблона изделия, изготовление выкройки из макета и нанесение выкройки на материальный носитель, моделируют макет фигуры задуманного персонажа путем накладывания шаблонов, последующего их комбинирования, обведения карандашом, вырезания и наклеивания на материальный носитель.
Дидактическое пособие содержит носители информации, позволяющие обводить их по контуру, являющиеся элементами-шаблонами разного размера, но одинаковой формы, при этом шаблоны имеют форму изогнутой груши, выполнены из плотного материала, например картона или пластика, в последнем случае они могут быть прозрачными и иметь треугольную прорезь, все шаблоны объединены гибким элементом, например шнурком.
Способ развивающего обучения изобразительному искусству имеет целью научить ребенка видеть внутренним взором объект моделирования, у ребенка развивается мелкая моторика руки, исчезает страх, он освобождается от некоторых психологических барьеров, мешающих самостоятельно творить, в более короткие сроки приобретает навыки работы конструирования и моделирования персонажей сказок. В этом помогает дидактическое пособие в виде набора шаблонов, соединенных шнурком.
При всей простоте выполнения шаблоны являются универсальными. Боковые поверхности их имеют как выпуклую, так и вогнутую поверхность, что позволяет отразить как различные позы персонажей, так и различные психологические состояния, т.е. радость или горе. Так, в угнетенном состоянии персонаж будет иметь сгорбленную спинку. Шаблоны помогут сконструировать любое животное, разные размеры шаблона - это туловище, ручки, ножки или лапки, а также голова. Треугольные прорези - это ротик или ушки, отверстие, через которое продевается шнурок, при обведении дает глазик.
На фиг.1 показаны элементы шаблона, на фиг.2 - набор шаблонов, элементы 1 и 2 которого соединены шнурком 3. Элементы 2 имеют прорези 4.
На фиг.3 показано готовое художественное изделие.
Способ осуществляется следующим образом. Из разных сказок, загадок, детской классики создается фонд персонажей, образов и символов. Среди них, такие как Заяц, Волк, Медведь, Колобок, Мышка, Ворона, Лиса, репка, Кошка, Собака, Дед и Бабка, Незнайка, Лебедь, Рак и Щука, Ослик, Слон, Бегемот, Крокодил, Дельфин и т.п. Изготавливается фонд путем вырезания и наклеивания на материальный носитель, например картон. Дети регулярно на занятиях слушают сказки, отгадывают загадки, поют песни. Учатся моделировать образы путем изготовления аппликаций. Самые простые - солнце, небо и река. Для аппликаций подбирают материал, соответствующий образу по цвету, окраске, может быть лоскуток ткани, фантик или бусинки. При моделировании персонажей сказок, фигурок животных используют набор шаблонов, с помощью которых конструируют фигуру как в статическом, так и в динамичном положении. Сконструированная на цветном носителе плоская фигура вырезается (делается выкройка) и переносится на другой носитель информации, заранее выбранный фон. При необходимости можно использовать песок либо манную крупу для моделирования погодных условий типа снега и дождя или для изображения облаков использовать яичную скорлупу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ | 2008 |
|
RU2378709C1 |
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2265890C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2720842C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2008 |
|
RU2378711C1 |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | 2008 |
|
RU2385500C1 |
КОНСТРУКТОР | 1991 |
|
RU2037324C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2009 |
|
RU2426523C2 |
РИСОВАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР | 2008 |
|
RU2378712C1 |
Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста | 2021 |
|
RU2772546C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2019 |
|
RU2728718C1 |
Изобретение относится к области обучения, а именно к развитию творческой деятельности в области искусства. Моделирование персонажей осуществляют на материальном носителе с помощью шаблонов одинаковой формы, но разного размера. Шаблоны имеют форму груши с выпуклой и вогнутой боковой поверхностью и соединены гибким элементом. Конструирование выкройки производят путем перемещения шаблонов по поверхности носителя информации. Вырезают смоделированную и сконструированную фигуру, переносят на заготовленный заранее носитель информации нужного цвета и приклеивают. Придают персонажу законченный вид путем нанесения отдельных элементов и деталей. Техническим результатом изобретения является развитие навыка конструирования и моделирования. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
1. Способ развития творческих способностей учащихся, включающий формирование базы данных персонажей, образов и символов и изучение их характеристик, моделирование и предъявление обучающимся заранее приготовленных элементов персонажей для изготовления художественного изделия на основе выкройки, сконструированной на бумажном носителе, отличающийся тем, что моделирование персонажей осуществляют на материальном носителе с помощью шаблонов одинаковой формы, но разного размера, которые обводят по контуру, а конструирование выкройки производят путем перемещения шаблонов по поверхности носителя информации, вырезают смоделированную и сконструированную фигуру, переносят на заготовленный заранее носитель информации нужного цвета и приклеивают, придают персонажу законченный вид путем нанесения отдельных элементов и деталей, при этом шаблоны имеют форму груши с выпуклой и вогнутой боковой поверхностью.
2. Дидактическое пособие для моделирования, выполненное на материальном носителе в виде шаблонов разного размера и одинаковой формы, отличающееся тем, что шаблоны имеют форму груши с выпуклой и вогнутой боковой поверхностью, при этом шаблоны соединены гибким элементом.
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2265890C1 |
US 5396713 A, 14.03.1995 | |||
US 3900956 A, 26.08.1975 | |||
Следящий гидропривод управления рабочим органом землеройной машины | 1985 |
|
SU1244250A1 |
US 3633286 A, 11.01.1972 | |||
US 4610096 A, 09.09.1986. |
Авторы
Даты
2010-01-10—Публикация
2008-07-14—Подача