Изобретение относится к игровым дидактическим устройствам и предназначено для повышения эффективности развития школьно-значимых функций детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Известен способ формирования навыка письма на основе непосредственно графических действий - обведение фигур, элементов букв (например, Комарова Т.С. Тетрадь для подготовки дошкольников к письму. - М., 1984). Но вследствие недостаточного развития нервных центров регуляции движений, слабого развития мелких мышц кисти дети быстро утомляются и отказываются от деятельности.
На занятиях по рисованию из-за постоянного выделения ведущей руки снижается активность не ведущей. Кроме того, приемы держания карандаша при рисовании не совпадают с положением ручки при письме. Не совпадают, например, приемы рисования прямых линий карандашом, что приводит к формированию привычки к прямому письму и т.д.
Поэтому использование вышеперечисленных приемов при подготовке к овладению графикой письма малоэффективно, более того, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка при продолжительном применении. В дошкольный период развития ребенка подготовка должна осуществляться косвенно посредством игровых видов деятельности, таким образом, чтобы сформированные и закрепленные навыки с началом систематического обучения были перенесены на процесс письма.
Известны также различные виды мозаики, игры с которыми способствуют развитию мелкой моторики у детей, но конструктивные особенности игровых элементов таковы, что ребенок работает, как правило, ведущей рукой, не происходит оптимизации нажимных усилий пальцев рук, участвующих в акте письма, и также мозаика имеет низкие игровые возможности - невозможно удержать игровой интерес на время, необходимое для формирования прочного навыка.
Наиболее близким, принятым за прототип, является игровой набор [1], содержащий столик с отверстиями, обозначенными разноцветными кружочками, и цветные грибочки. С помощью этого игрового набора возможно "развитие мелких мышц кисти, движений пальцев", но низкие игровые и дидактические возможности набора препятствуют использованию его для успешной подготовки ребенка к обучению в школе - овладению графикой письма.
Для повышения игровых и дидактических возможностей разработан игровой дидактический комплект, содержащий разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости, при этом игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений, причем размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля.
Игровые манипуляции с конусовидными элементами игрового дидактического комплекта позволяют эффективно формировать у детей навыки, необходимые для успешного овладения графикой письма за счет повышения степени развития мышечно-связочного аппарата кисти, "ручной умелости", уровня развития координации в системе "глаз-рука". Игры с дидактическим комплектом способствуют формированию чувства ритма и пространственных представлений.
Манипуляции с фишками (или захватами) конусовидной формы позволяют оптимизировать нажимные усилия пальцев, принимающих основное участие в акте письма (большой, указательный и средний), - при чрезмерно сильном нажиме на среднюю часть вследствие конусовидной формы фишка будет выдавлена из пальцев, при слабом - не будет захвачена.
В процессе игры, особенно групповой игры-соревнования, происходит оптимизация стиля и развивается произвольность деятельности - ребенок вынужден сам решать в какой последовательности брать и ставить фишки. Кроме вышеперечисленных качеств во время игр с набором развиваются способность к концентрации внимания, цветовосприятие и цветоразличение. Применение сменных игровых полей с углублениями в виде геометрических фигур, букв, цифр и соответствующих игровых элементов с захватами конусовидной формы позволит проводить игры, направленные на развитие способности к различению формы, размеров предметов, а также повысить эффективность обучения грамоте и счету.
Для повышения занимательности игровые поля помещаются на устройство, которое позволяет вращать игровое поле с определенной скоростью.
Игровой комплект состоит из сменных окрашенных игровых полей (например, фиг. 1а-1с, 2а-2с, 3а-3с, 6а, 7а), игровых элементов (далее фишки) (фиг.4, 6б, 7б) и устройства для вращения игрового поля с регулятором скорости (фиг. 5а, 5б).
Сменные игровые поля - плоские, предпочтительно округлой формы. Размер игрового поля подбирается в соответствии со средними антропометрическими данными детей таким образом, чтобы ребенок с места (стоя около стола или сидя за столом) мог дотянуться до любого участка игрового пространства.
Определенные участки игровых полей окрашиваются в определенные цвета и каждый вариант игрового поля используется для решения конкретных дидактических задач.
Игровые поля с лицевой стороны (или обеих сторон) имеют углубления с окрашенными в определенные цвета основаниями.
Размеры углубления должны быть достаточными для того, чтобы фишка не смещалась при вращении игрового поля и ребенок мог захватить пальцами стоящую в углублении фишку.
Для повышения занимательности производится смена игровых полей и/или они помещаются на устройство, которое позволяет вращать игровое поле с определенной скоростью. Линейная скорость вращения игрового поля подбирается в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.
Пример конкретного исполнения. Сменное игровое поле - плоское, толщиной 6-10 мм, круглой формы, диаметром 30 см, с 37-ю углублениями, диаметром 15-17 мм и глубиной 4-5 мм. Количество углублений прямопропорционально возрасту и определяется средней продолжительностью устойчивого внимания детей. Игровая поверхность окрашивается в соответствии с решаемыми дидактическими задачами.
Например, для развития внимания, цветовосприятия и цветоразличения используются плоские элементы с однородным фоном игрового поля:
фиг.1a - цвет углублений одинаков и отличается от цвета фона;
фиг.1б - цвет углублений различен и отличается от цвета фона;
фиг. 1с - цвет углублений различен и часть углублений окрашена в цвет, совпадающий с цветом фона.
Для оптимизации стиля деятельности, развития произвольности внимания используются плоские игровые элементы с разделением игрового поля на различно окрашенные участки, например игровое поле разделено на два (фиг.2а), четыре (фиг.2б) и шесть (фиг.2с) секторов с цветом углублений, отличающимся от цвета сектора игрового поля.
Для повышения занимательности и соответственно сложности, используются другие варианты, например (фиг.3а-с).
Диаметр основания углублений должен быть больше диаметра основания фишек на 10-20% и подбирается таким образом, чтобы ребенку с места из положения сидя за столом (или стоя около стола) был виден закрашенный участок основания углубления даже тогда, когда там находится фишка (фиг.4).
Передвижные игровые элементы - фишки конусовидной формы (фиг.4). Диаметр фишки в средней части должен быть примерно равен среднему диаметру учебной ручки (6-8 мм). Диаметр основания должен быть равен удвоенному диаметру средней части фишки (порядка 15 мм) и высотой примерно равной диаметру основания.
Фишки изготавливаются из твердых материалов, преимущественно из пластмассы или твердых пород дерева, и окрашиваются в соответствии с цветом углублений.
Формирование навыков, которые являются основой для последующего развития графических навыков, происходит во время манипуляций с конусовидными игровыми элементами - фишками. Фишки соответствующего цвета выбираются из комплекта фишек, лежащих рядом с игровым полем или находящихся в руке ребенка, и помещаются в соответствующие углубления с учетом цвета основания углубления, и, таким образом, заполняются все углубления игрового поля.
Для повышения дидактических возможностей применяются сменные игровые поля с углублениями в виде геометрических фигур (фиг.6а); букв, цифр (фиг.7а) и перемещаемыми соответствующими элементами с конусовидными устройствами для захвата (фиг.6б, 7б).
Знакомство детей с геометрическими фигурами, буквами и цифрами происходит во время заполнения игрового поля с соответствующими углублениями.
Таким образом, предлагаемый игровой дидактический комплект позволяет в игровой форме эффективно сформировать школьно-значимые функции, в том числе навыки, необходимые для успешного овладения графикой письма, повысить уровень координации в системе "глаз-рука", степень развития мышечно-связочного аппарата кисти; способствует формированию чувства ритма, пространственных представлений, "ручной умелости", оптимизации нажимных усилий пальцев рук, участвующих в акте письма; способствует развитию внимания, произвольности деятельности, цветовосприятия и цветоразличения, а также обладает более высокими игровыми и дидактическими возможностями в сравнении с прототипом.
Технический результат от применения игрового дидактического комплекта - повышение эффективности развития школьно-значимых функций детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Источники информации
1. Сборник игр к "Программе воспитания в детском саду". Сост. Е.Г. Батурина. - М.: Просвещение, 1974, с.33.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНСТРУКТОР-ТРЕНАЖЕР | 1998 |
|
RU2153911C2 |
УЧЕБНАЯ ПАРТА | 1998 |
|
RU2160030C2 |
СПОРТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 1999 |
|
RU2153379C1 |
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2265890C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ | 2008 |
|
RU2378710C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ | 2008 |
|
RU2378709C1 |
ИГРОВОЙ НАБОР ПСИХОЛОГА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2018 |
|
RU2699010C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 2009 |
|
RU2405523C1 |
Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста | 2021 |
|
RU2772546C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
Игровой дидактический комплект предназначен для повышения эффективности развития школьно-значимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста и может быть использован в настольных играх. Игровой дидактический комплект содержит разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости. Игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений. Размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля. В комплекте повышены игровые и дидактические возможности. 7 ил.
Игровой дидактический комплект, содержащий разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости, при этом игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений, причем размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля.
БАТУРИНА Е.Г | |||
Сборник игр к "Программе воспитания в детском саду" | |||
- М.: Просвещение, 1974, с.33 | |||
RU 93039625 А, 03.08.1993 | |||
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРИСТОСТИ И НАСЫЩЕННОСТИ ПЛАСТОВ ОДНОВРЕМЕННО ПО ТЕПЛОВЫМ И НАДТЕПЛОВЫМ НЕЙТРОНАМ | 2011 |
|
RU2468393C1 |
МОЗАИКА "ПАРЯЩИЕ МИРАЖИ" | 1996 |
|
RU2110413C1 |
US 4188734 А, 19.02.1980 | |||
GB 1246436 А, 15.09.1971. |
Авторы
Даты
2003-10-27—Публикация
2000-04-07—Подача