Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции и эксплуатации грузовых судов, преимущественно, в ледовых условиях.
В качестве прототипа принято буксируемое погружное судно, патент РФ N 2114024, B 63 B 35/00, 1998, включающее герметичный корпус с грузовыми помещениями, системой погружения-всплытия и герметичной вертикальной шахтой заданной высоты и плавучести с входным люком и проложенными внутри нее трубами и кабелями, подключенными к шлангам и кабелям буксирующего судна.
Недостатком известного судна является невозможность прохода его через мелководные районы шельфов северных морей (18 - 20 м), вызванная большим заглублением его корпуса, которое обусловлено в основном трудностью сохранения положения корпуса при движении вблизи поверхности воды и воздействия на него потока воды от винтов буксирующего судна.
Техническим результатом изобретения является уменьшение заглубления грузового судна и обеспечение устойчивого положения его в вертикальной плоскости при движении вблизи поверхности воды, а также уменьшение высоты вертикальной шахты и улучшение управляемости судна.
Технический результат достигается тем, что в известном судне в кормовой оконечности корпуса установлен поплавок с возвышением над корпусом с возможностью обеспечения запаса плавучести погруженного под воду судна за счет выступающей из воды части этого поплавка.
Кроме того, перед поплавком на корпусе установлен вертикальный стабилизатор с верхним наклонным торцем.
На чертеже изображено грузовое судно в погруженном положении.
Судно представляет собой буксируемый герметичный обтекаемый корпус 1 с установленной в его носовой части вертикальной герметичной шахтой 2 обтекаемого профиля. Высота и плавучесть шахты выбраны из условия заглубления 4 - 5 м и наличия при этом запаса плавучести. Шахта на верхнем торце имеет входной люк 3 для входа-выхода в погруженный корпус 1 сменной вахты из буксирующего судна.
Внутри корпуса размещены грузовые помещения и система погружения-всплытия, включающая балластные, уравнительные и дифферентные цистерны, водяные насосы, баллоны сжатого воздуха и трубопроводы (на чертеже не изображены). В кормовой оконечности корпуса установлен поплавок 4 с заданным возвышением над корпусом 1, соответствующим его заглублению. Плавучесть поплавка 4 выбрана из условия сохранения заглубления и положения корпуса судна, а также наличия совместно с вертикальной шахтой 2 запаса плавучести. Перед поплавком на корпусе установлен вертикальный стабилизатор 5, который облегчает притапливание поплавка под нижнюю кромку льда при движении в ледовом поле, разрушенным буксирующим судном.
Управление судном в горизонтальной плоскости осуществляется вертикальным рулем 6. В погруженном положении шахта 2 судна соединена с буксирующим судном прочной шарнирной подвеской 7. Энергоснабжение судна (электроэнергия, сжатый воздух, гидравлика) осуществляется из буксирующего судна по кабелям и шлангам 8, подключенным к кабелям и трубам, проложенным внутри шахты.
Погружение грузового судна осуществляется следующим образом.
После погрузки заполняют балластные цистерны судна и производят предварительную удифферентовку. Затем постепенным приемом воды в уравнительную цистерну полностью погружают корпус 1, оставляя необходимый запас плавучести за счет выступающей из воды части шахты 2 и поплавка 4, и дополнительно удифферентовывают корпус.
Буксировка грузового судна осуществляется следующим образом.
После присоединения подвески 7, кабелей и шлангов 8 производят буксировку грузового судна. В процессе буксировки поплавком автоматически поддерживается горизонтальное положение судна (при движении на свободной от льда воде или с небольшим дифферентом на корму 2 - 3o - при взаимодействии с плавающими крупными льдинами). При изменении солености (плотности) воды соответственно изменяют плавучесть судна приемом - удалением воды из средней уравнительной цистерны. Обслуживание оборудования и управление осуществляет сменная вахта из состава экипажа буксирующего судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГРУЗОВОЕ СУДНО | 1996 |
|
RU2114024C1 |
САЛОН ТУРИСТИЧЕСКОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2061622C1 |
ШВАРТОВНАЯ БОЧКА | 1992 |
|
RU2049699C1 |
ЗЕМСНАРЯД | 1996 |
|
RU2118731C1 |
ПЛАВУЧИЙ ПОДВОДНЫЙ РЕЗЕРВУАР ДЛЯ СБОРА И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1991 |
|
RU2021959C1 |
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР | 2008 |
|
RU2380274C1 |
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКСИРУЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НИЖЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ | 2015 |
|
RU2672044C2 |
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ ВОДАХ | 2010 |
|
RU2487374C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОБЫЧИ КОНКРЕЦИЙ С МОРСКОГО ДНА | 1990 |
|
RU2007573C1 |
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ ВОДАХ | 2013 |
|
RU2570428C2 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции погружных грузовых судов, преимущественно для эксплуатации в ледовых условиях. Грузовое судно содержит буксируемый погружной корпус с вертикальной герметичной шахтой заданной высоты и плавучести с входным люком на верхнем торце, выступающим из воды. В кормовой оконечности корпуса судна установлен поплавок с возвышением над корпусом с возможностью обеспечения запаса плавучести погруженному под воду судна за счет выступающей из воды части этого поплавка. Достигается уменьшение заглубления грузового судна и устойчивое положение его в вертикальной плоскости при движении вблизи поверхности воды. 1 з. п.ф-лы, 1 ил.
ГРУЗОВОЕ СУДНО | 1996 |
|
RU2114024C1 |
Шенкнехт Р.И др | |||
Суда и судоходство будущего | |||
- Л.: Судостроение, 1981, с.98, 99 | |||
Термосно-паровая кухня | 1921 |
|
SU72A1 |
US 3453980 A, 08.07.1969 | |||
US 3648635 A, 14.03.1972. |
Авторы
Даты
2000-08-10—Публикация
1999-03-16—Подача