СВОБОДНАЯ ТУРБИНА ПРИВОДА ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Российский патент 2000 года по МПК F02C3/10 F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2154179C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для привода газоперекачивающего агрегата (ГПА).

Известна свободная турбина двигателя НК - 12 СТ для ГПА Ц - 6,3 [1], выбранная авторами в качестве прототипа, содержащая ротор турбины, жестко установленный в корпус на двух опорах, и диск турбины, размещенный консольно рядом с передней опорой.

Недостатком данной турбины является повышенная вибрация свободной турбины при наличии дисбаланса ротора.

Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности свободной турбины за счет снижения уровня ее вибрации.

Технический результат достигается тем, что в свободной турбине привода газоперекачивающего агрегата, содержащей корпуса подшипников качения с каналами для подвода смазки, установленные без зазора в корпусе опор ротора, уплотненными резиновыми кольцами, согласно изобретению корпус переднего подшипника качения установлен в корпусе опоры с радиальным зазором 0,1...0,2 миллиметра, выполнен с равномерно расположенными по окружности каналами для протока смазки и имеет радиальный штифт, установленный без зазора в корпус опоры, а в корпус подшипника качения - с зазором, не меньшим радиального зазора между подшипником и корпусом.

На фиг. 1 представлена конструкция свободной турбины, а на фиг. 2 - продольный разрез переднего опорного узла.

Свободная турбина (фиг. 1) содержит ротор 1 на подшипниковых опорах 2, 3 и 4, установленных в корпус опоры 5. Диск турбины 6 размещен консольно рядом с передней опорой. С другой стороны ротора у задней опоры размещен шлицевой пояс 7 для передачи крутящего момента к ГПА с помощью шлицевой рессоры (на фиг. 1 не показаны).

Корпус 8 подшипника качения 2 установлен в корпус опоры 5 с радиальным зазором 9 величиной 0,1...0,2 мм (фиг. 2) и поэтому имеет возможность перемещения в радиальном направлении. Такие пределы для величины зазора выбраны из следующих соображений. Зазор меньше 0,1 мм для величин диаметров подшипников 150...200 мм, на которых размещается втулка, сложно выполнить технологически и трудно поддерживать стабильность при изготовлении. При зазоре, большем 0,2 мм, величина перемещения может превысить величины зазора 10 в лабиринтных уплотнениях 11, что приведет к задеванию ротора о статор. Зазор уплотнен по торцам резиновыми кольцами 12. Шариковый подшипник 4 предназначен для восприятия осевой нагрузки и поэтому установлен в корпус с радиальным зазором. Роликовый подшипник 3 установлен в корпус жестко - без зазора. Масло в подшипник 2 подается через канавку 13 и сверление 14 в корпусе 5 опоры. Резиновые кольца 15 предотвращают утечки подаваемого под давлением масла в картер турбины. Далее масло через кольцевую канавку 16, каналы 17 и 18 в корпусе подшипника 2 попадает на смазку подшипника. Из канавки 16 смазка поступает также и в зазор 9. Через каналы 19, равномерно расположенные по окружности, смазка отводится из полости 20 между подшипником и лабиринтным уплотнением. От вращения корпус переднего подшипника зафиксирован радиальным штифтом 21, который без зазора установлен в корпус 5 опоры по резьбе, а в корпус подшипника 2 - с зазором 22 в окружном и радиальном направлениях, не меньшим радиального зазора 9.

Работа свободной турбины происходит следующим образом. Турбина, вращаясь, приводит в движение через шлицевой пояс и шлицевую рессору ГПА. Поскольку диск 6 турбины расположен консольно в непосредственной близости от подшипника 2, установленного с зазором 9, то при вращении ротора 1 турбины от диска возникают статический и динамический дисбалансы. При этом корпус 2 подшипника из-за наличия радиального штифта 21 не вращается, но начинает совершать колебательные движения в пределах, ограниченных зазорами 9 и 22, которые передаются на корпус турбины. Наличие в передней опоре вокруг корпуса подшипника масляного слоя в уплотненном по торцам зазоре 9 величиной 0,1. . . 0,2 мм позволяет рассеивать энергию колебаний ротора за счет трения между частичками жидкости при перетекании вязкой смазки по зазору. Это приводит к снижению передаваемых усилий через опору на корпус турбины и, как следствие, к снижению напряжений в элементах конструкции турбины, что повышает надежность свободной турбины. Выделяющееся тепло в опоре ротора при его колебаниях уносится потоком смазки, что обеспечивается наличием каналов 19, равномерно расположенных по окружности в корпусе подшипника. Диаметр и количество каналов 19 выбираются в зависимости от величины необходимого теплового потока, отводимого из опоры.

Источники информации
1. Двигатель НК-12 СТ серии 02 /Техническое описание турбовального двигателя со свободной турбиной/ под редакцией Рыжинского И.Н., Баркова М.Н. , г. Куйбышев, 1985 г., 191 с.

Похожие патенты RU2154179C1

название год авторы номер документа
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2735881C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2735040C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2583206C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОКСОВАНИЯ МАСЛА В ОПОРЕ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СОСТАВЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА, ЛИБО ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ДЛЯ ПРИВОДА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА 1994
  • Копылов И.С.
  • Вертьянов В.М.
  • Горелов Ю.Г.
  • Трянов А.Е.
RU2105177C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИНА 1997
  • Смольников В.В.
  • Соколовский М.И.
  • Варин В.В.
  • Глушков Б.К.
  • Горожанцев В.В.
RU2119101C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Важенин Ю.И.
  • Иванов И.А.
  • Матросов В.И.
  • Михаленко С.В.
  • Тимербулатов Г.Н.
RU2170369C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Бояров Константин Владиславович
RU2579646C1
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ 2006
  • Кузин Рудольф Фазгамович
  • Бесхлебников Борис Александрович
  • Иванов Александр Игоревич
  • Ломаев Анатолий Николаевич
  • Борисов Константин Алексеевич
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
  • Козловский Анатолий Юрьевич
RU2353834C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 154 179 C1

Реферат патента 2000 года СВОБОДНАЯ ТУРБИНА ПРИВОДА ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

Свободная турбина предназначена для привода газоперекачивающего агрегата. Свободная турбина привода газоперекачивающего агрегата содержит корпуса подшипников качения с каналами для подвода смазки, установленные без зазора в корпусе опор ротора, уплотненными резиновыми кольцами. Корпус переднего подшипника качения установлен в корпусе опоры с радиальным зазором 0,1 - 0,2 мм, выполнен с равномерно расположенными по окружности каналами для протока смазки и имеет радиальный штифт, установленный без зазора в корпус опоры, а в корпус подшипника качения - с зазором, не меньшим радиального зазора между подшипником и корпусом. Такое выполнение турбины позволит повысить ее надежность и долговечность за счет снижения уровня ее вибрации. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 154 179 C1

Свободная турбина привода газоперекачивающего агрегата, содержащая корпуса подшипников качения с каналами для подвода смазки, установленные без зазора в корпусе опор ротора, уплотненными резиновыми кольцами, отличающаяся тем, что корпус переднего подшипника качения установлен в корпусе опоры с радиальным зазором 0,1-0,2 мм, выполнен с равномерно расположенными по окружности каналами для протока смазки и имеет радиальный штифт, установленный без зазора в корпус опоры, а в корпус подшипника качения с зазором, не меньшим радиального зазора между подшипником и корпусом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2154179C1

Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1
Устройство для подачи масла в подшипниках опоры газотурбинного двигателя 1982
  • Ефименко А.В.
  • Глущенко Н.И.
  • Колотиленко М.Г.
SU1083671A1
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Устюгов В.И.
SU1792123A1
DE 1210626 A, 10.02.1966
DE 1958527 A, 19.07.1973
GB 1301282 A, 29.12.1972.

RU 2 154 179 C1

Авторы

Балякин В.Б.

Кулагин С.Н.

Медведев С.Д.

Новиков Д.К.

Россеев Н.И.

Рыжинский И.Н.

Даты

2000-08-10Публикация

1999-08-18Подача