ШАРОВОЙ КРАН Российский патент 2000 года по МПК F16K5/20 

Описание патента на изобретение RU2156907C1

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в составе магистральных трубопроводов для перекрытия транспортируемой рабочей среды.

Известны шаровые краны, содержащие корпус и сферическую поворотную пробку, размещенную в седловых уплотнениях, нагруженных в сторону пробки упругодеформируемым элементом (EP, 0401443, A1, кл. F 16 K 5/06, 1989 г.), в том числе в виде тарельчатой пружины (RU, 2098706, C1, кл. F 16 K 5/06, 1997 г. ; RU, 95113139, кл. F 16 K 5/06, 1997 г.). Наиболее близким техническим решением к заявляемому является шаровой кран, содержащий корпус, сферическую поворотную пробку и седловые уплотнения, каждое из которых поджато к поверхности пробки тарельчатой пружиной, взаимодействующей с пробкой опорной поверхностью меньшего диаметра, при этом поверхность каждого из уплотнений, обращенная в сторону от пробки, выполнена конической, а пружина введена в контакт с последней боковой поверхностью (DE 3305193A1, F 16 K 5/20, 25.08.83 г.). В условиях воздействия на запорный орган рабочей среды высокого давления усилия одной пружины может оказаться недостаточно для обеспечения герметичности пары седло-пробка.

Настоящее изобретение решает задачу повышения герметичности шарового крана в области седел путем изменения механизма взаимодействия пружины и уплотнения за счет изменения конструкции упомянутых элементов.

Задача решается тем, что в шаровом кране, содержащем корпус, размещенные во внутренней полости сферическую поворотную пробку и седловые уплотнения, каждое из которых нагружено в сторону пробки размещенной в проточке корпуса тарельчатой пружиной, поверхность уплотнения, обращенная в сторону от пробки, выполнена конической и пружина введена в контакт с ней боковой поверхностью, дополнительно введена вторая пружина, размещенная с возможностью взаимодействия с первой опорной поверхностью большего диаметра, а объем проточки корпуса, ограниченный внутренней конической поверхностью первой пружины и плоскостью, совпадающей с ее опорной поверхностью большего диаметра, принят большим или равным объема части седлового уплотнения, ограниченной его поверхностью, введенной в контакт с пружиной плоскостью, совпадающей с опорной поверхностью меньшего диаметра упомянутой пружины и частью наружной поверхности уплотнения между упомянутой плоскостью и поверхностью уплотнения, обращенной к пружине. Экспериментальным путем установлено, что наилучшим соотношением объемов является 1,05 к 1,0. Установленная подобным образом пара пружин под воздействием давления со стороны пробки, обусловленного рабочей средой, сжимается, при этом внутреннее напряжение уплотнения (выполненного, как правило, из упругодеформируемого материала) оказывается направленным так, что обеспечивает герметичность соединений уплотнения с пробкой и внутренней поверхностью корпуса.

В шаровом кране, предназначенном для использования в трубопроводах сверхвысокого давления, с каждой из пружин дополнительно введена в контакт по наружной поверхности по меньшей мере одна тарельчатая пружина, взаимодействующая боковой поверхностью с внутренней поверхностью либо первой, либо второй пружины. Количество пружин в "пакете" определяется расчетным или экспериментальным путем.

Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг. 1 представлен разрез шарового крана; на фиг. 2 - разрез уплотнительного узла.

Шаровой кран включает корпус 1, размещенные во внутренней полости корпуса сферическую поворотную пробку 2, седловые уплотнения 3 и взаимодействующие между собой опорными поверхностями большего диаметра первую и вторую тарельчатые пружины 4 и 5. Пружина 4 введена в контакт с ответной поверхностью уплотнения своей наружной конической поверхностью. Объем V1 части внутренней полости корпуса, ограниченной внутренней конической поверхностью пружины 4 и плоскостью, совпадающей с ее опорной поверхностью большего диаметра, выбран не меньшим объема части седлового уплотнения 3, ограниченной его поверхностью, контактирующей с пружиной 4, плоскостью, совпадающей с опорной поверхностью меньшего диаметра пружины 4 и частью наружной поверхности уплотнения 3 между упомянутой плоскостью и поверхностью уплотнения, обращенной в сторону от пробки. С возможностью взаимодействия с пружинами 4 и 5 внутренними коническими поверхностями введены дополнительные пружины 6 и 7 соответственно. Поворотная пробка 2 связана с приводом 8 посредством штока 9.

Шаровой кран функционирует следующим образом.

В состоянии крана "открыт" рабочая среда свободно проходит через его внутреннюю полость. Поворотом пробки посредством привода 8 на угол 90o кран переводится в положение "закрыт", при этом давлением среды через пробку 2 и уплотнение 3 происходит сжатие пружин 4 и 5 (а также 6 и 7). Усилие сжатых пружин обеспечивает поджатие уплотнения к поверхности пробки и герметичность запорной системы.

Шаровой кран используется в составе трубопроводов, транспортирующих рабочую среду (жидкость, газ, пар) высокого давления.

Похожие патенты RU2156907C1

название год авторы номер документа
ШАРОВОЙ КРАН 1997
  • Галаганов В.Н.
RU2136999C1
ШАРОВОЙ КРАН 1998
  • Галаганов В.Н.
  • Крылов А.И.
  • Наумов В.С.
  • Петров М.М.
RU2138719C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАРОВОГО КРАНА 2001
  • Галаганов В.Н.
RU2193130C2
ШАРОВОЙ КРАН 1999
  • Галаганов В.Н.
  • Крылов А.И.
  • Наумов В.С.
RU2156906C2
ШАРОВОЙ КРАН 1996
  • Фортунатов Р.П.
  • Галаганов В.Н.
  • Рязанов А.А.
RU2086843C1
ШАРОВОЙ КРАН (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Галаганов В.Н.
RU2267048C1
ШАРОВОЙ КРАН 1997
  • Фортунатов Р.П.
  • Рязанов А.А.
  • Галаганов В.Н.
RU2115050C1
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 1999
  • Комраков И.И.
  • Белов И.В.
RU2142889C1
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 1998
  • Комраков И.И.
  • Белов И.В.
RU2126752C1
ШАРОВОЙ КРАН И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1997
  • Галаганов В.Н.
RU2136998C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 156 907 C1

Реферат патента 2000 года ШАРОВОЙ КРАН

Изобретение относится к запорной арматуре магистральных трубопроводов и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды. Шаровой кран содержит корпус, сферическую поворотную пробку и седловые уплотнения. Каждое из уплотнений нагружено в сторону пробки тарельчатой пружиной. Поверхность каждого из уплотнений, обращенная в сторону от пробки, выполнена конической. Пружина введена в контакт с последней боковой поверхностью. В шаровой кран дополнительно введена вторая пружина, размещенная с возможностью взаимодействия с первой опорной поверхностью большего диаметра. Объем проточки корпуса, ограниченный внутренней поверхностью первой пружины и плоскостью, совпадающей с ее опорной поверхностью большего диаметра, больше или равен объему части уплотнения, ограниченной его поверхностью, контактирующей с первой пружиной, плоскостью, совпадающей с опорной поверхностью меньшего диаметра первой пружины, и наружной поверхностью уплотнения между упомянутой плоскостью и поверхностью уплотнения, обращенной к пружине. Изобретение позволяет повысить герметичность шарового крана. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 156 907 C1

1. Шаровой кран, содержащий корпус, размещенные в проточке корпуса сферическую поворотную пробку и седловые уплотнения, каждое из которых нагружено в сторону пробки тарельчатой пружиной, при этом поверхность каждого из уплотнений, обращенная в сторону от пробки, выполнена конической, а пружина введена в контакт с последней боковой поверхностью, отличающийся тем, что в него дополнительно введена вторая пружина, размещенная с возможностью взаимодействия с первой опорной поверхностью большего диаметра, а объем проточки корпуса, ограниченный внутренней поверхностью первой пружины и плоскостью, совпадающей с ее опорной поверхностью большего диаметра, выбран большим или равным объемом части уплотнения, ограниченной его поверхностью, контактирующей с первой пружиной, плоскостью, совпадающей с опорной поверхностью меньшего диаметра первой пружины, и наружной поверхностью уплотнения между упомянутой плоскостью и поверхностью уплотнения, обращенной к пружине. 2. Шаровой кран по п.1, отличающийся тем, что дополнительно введена, по меньшей мере, одна пружина, взаимодействующая боковой поверхностью с внутренней поверхностью первой пружины. 3. Шаровой кран по п.1 или 2, отличающийся тем, что дополнительно введена, по меньшей мере, одна пружина, взаимодействующая боковой поверхностью с внутренней поверхностью второй пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2156907C1

DE 3305193 A1, 25.08.1983
ШАРОВОЙ КРАН 1997
  • Фортунатов Р.П.
  • Рязанов А.А.
  • Галаганов В.Н.
RU2115050C1
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ ДЛЯ ПЕРОРАЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОГО ЙОДА 1998
  • Дуан Йонгджун
  • Хики Джон
  • Паникуччи Рик
  • Кесслер Джек
RU2213564C2
US 3669406 A, 13.06.1972
FR 1543939 A, 31.10.1968
DE 4143306 A1, 01.10.1992
Экономайзер 0
  • Каблиц Р.К.
SU94A1

RU 2 156 907 C1

Авторы

Галаганов В.Н.

Крылов А.И.

Наумов В.С.

Даты

2000-09-27Публикация

1999-04-20Подача