Изобретение относится к строительству и ремонту инженерных сооружений, в частности мостов.
Известен температурный шов для мостов и других инженерных сооружений, содержащий несущий слой из эластичного резинового материала с двумя канавками на наружной поверхности и одной на внутренней стороне слоя и с расположенной внутри слоя металлической арматурой и защитного слоя, выполненного из металлических профилей [1].
Недостатком данного температурного шва для мостов и других инженерных сооружений является неудовлетворительные низкотемпературные и коррозионно-стойкие эксплуатационные характеристики, определяемые свойствами резины несущего слоя.
Известен температурный шов для мостов и других инженерных сооружений, содержащий несущий слой из эластичного резинового материала, выполненного из резины на основе натурального, бутадиенстирольного или этиленпропиленового каучуков, с двумя канавками на наружной поверхности и одной на внутренней стороне слоя и с расположенной внутри слоя металлической арматурой и защитный резиновый слой из резины на основе полихлоропренового каучука [2].
Недостатком данного температурного шва для мостов и других инженерных сооружений являются неудовлетворительные низкотемпературные эксплуатационные характеристики.
Целью изобретения является улучшение низкотемпературных эксплуатационных характеристик температурного шва для инженерных сооружений при сохранении высокого уровня коррозионно-стойких свойств резиновых слоев.
Указанная цель достигается тем, что температурный шов для инженерных сооружений, содержащий несущий слой из эластичного резинового материала с двумя канавками на наружной поверхности и одной на внутренней стороне слоя и с расположенной внутри слоя металлической арматурой и защитный слой, отличается тем, что несущий слой выполнен из резины, имеющей коэффициент морозостойкости при растяжении при температуре -50oC от 0,30 до 0,60 и изменение массы образца резины после набухания в стандартной жидкости СЖР-1 при температуре +100oC в течение 24 часов от +1,0% до +8,0%. Защитный слой выполнен из резины несущего слоя или из профилей.
На фиг. 1 изображен в поперечном сечении температурный шов для инженерных сооружений с защитным слоем из резины несущего слоя. На фиг. 2 - температурный шов для инженерных сооружений с защитным слоем из металлических профилей.
Температурный шов для инженерных сооружений содержит несущий слой 1 из эластичного резинового материала, выполненного из резины, имеющей коэффициент морозостойкости при растяжении при температуре -50oC от 0,30 до 0,60 и изменение массы образца резины после набухания в стандартной жидкости СЖР-1 при температуре +100oC в течение 24 ч от +1,0% до +8,0%, с двумя канавками на наружной поверхности 2 и одной на внутренней стороне слоя 3 и с расположенной внутри слоя металлической арматурной 4, и защитный слой 5, выполненный из резины несущего слоя или из металлических профилей.
В качестве эластичного резинового материала для несущего и защитного слоев могут использоваться резины на основе пропиленоксидного каучука или его комбинации с малонепредельными каучуками типа бутилкаучука, этиленпропиленового каучука или гидрированного бутадиен-нитрильного каучука.
Металлическую арматуру обкладывают резиновыми листами несущего слоя, затем накладывают резиновые листы защитного слоя или металлические профили защитного слоя. После подобной сборки полученную заготовку помещают в пресс-форму и вулканизуют в прессе под действием температуры и давления. По окончании процесса вулканизации готовый температурный шов для инженерных сооружений извлекают из пресс-формы.
Низкотемпературные эксплуатационные характеристики температурного шва для инженерных сооружений оценивали по показателю коэффициента надежности (КН) при комнатной температуре и -40oC по следующей методике.
Образцы для испытания представляли собой отрезанные в поперечном направлении с полным сохранением сечения фрагменты длиной 350 мм из температурных швов для инженерных сооружений, изготовленные по прототипу и согласно изобретению.
Образец по прототипу имел несущий слой, изготовленный из резины на основе этиленпропиленового каучука.
Испытания проводились на температурных швах для инженерных сооружений с номинальным удлинением 25 мм, которое установлено для данного типа температурного шва для инженерных сооружений. Устройство для испытаний представляло собой горизонтальную разрывную машину со специальным крепежом для образцов температурных швов для инженерных сооружений. До проведения испытаний при -40oC образцы предварительно выдерживались 48 часов в холодильной камере при данной температуре.
Закрепленные образцы температурного шва растягивали на устройстве для испытаний до разрушения, фиксируя при этом удлинение при разрушении. КН вычисляли по формуле:
Коррозионную стойкость защитного и несущего резиновых слоев оценивали по изменению массы образца резины после его набухания в стандартной жидкости СЖР-1 при 100oC в течение 24 ч в соответствии с ГОСТ 9.030-74.
Коэффициент морозостойкости резины несущего и защитных слоев при растяжении при температуре -50oC определяли согласно ГОСТ 408-78 метод A.
Результаты испытаний образцов температурных швов для инженерных сооружений представлены в таблице, из которой можно сделать следующие выводы:
1. Температурные швы для инженерных сооружений (2-4), изготовленные согласно изобретению и контрольному примеру (6), обладают более высокими значениями коэффициента надежности при комнатной и низкой температурах по сравнению с температурным швом для инженерных сооружений, изготовленным по прототипу (1) и контрольному примеру (5).
2. Температурные швы инженерных сооружений (2-4), изготовленные согласно изобретению, имеют более коррозионно-стойкие резиновые слои по сравнению с температурным швом согласно контрольного примера (6) и несущего слоя прототипа (1).
3. Высокие низкотемпературные эксплуатационные характеристики температурного шва для инженерных сооружений при сохранении высокого уровня коррозионно-стойких свойств резиновых слоев могут быть получены только с использованием технического решения согласно изобретению.
Использованная литература
1. Патент ФРГ N 2330640, E 01 D 19/06, 1973.
2. Патент ФРГ N 2709708, E 01 D 19/06, 1981 - прототипо
Изобретение может быть использовано в строительстве и ремонте инженерных сооружений, в частности мостов. Температурный шов для инженерных сооружений состоит из несущего слоя из эластичного резинового материала, выполненного из резины, имеющей коэффициент морозостойкости при растяжении при температуре -50oС от 0,30 до 0,60 и изменение массы образца резины после набухания в стандартной жидкости СЖР-1 при температуре +100oС в течение 24 ч от +1,0 до +8,0%, с двумя канавками на наружной поверхности и одной на внутренней стороне слоя и с расположенной внутри слоя металлической арматурой и защитного слоя, выполненного из резины несущего слоя или металлических профилей. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в улучшении низкотемпературных эксплуатационных характеристик температурного шва для инженерных сооружений при сохранении высокого уровня коррозионно-стойких свойств резиновых слоев. 1 с. и 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ | 2019 |
|
RU2709708C1 |
СПОСОБ ПОГЛОЩЕНИЯ ОКИСЛОВ АЗОТА, ПОЛУЧАЮЩИХСЯ В ВИДЕ ОТБРОСОВ ПРИ ДЕНИТРАЦИИ | 1934 |
|
SU39087A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКОВЫХ ПРЕПАРАТОВ ИЗ СЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА ИЛИ РАПСА | 2018 |
|
RU2804408C2 |
DE 3120822 С2, 16.08.1984 | |||
МАХЛИС Ф.А., ФЕДЮКИН Д.Л | |||
Терминологический справочник по резине | |||
- М.: Химия, 1989, с.228, 354, 355. |
Авторы
Даты
2000-10-10—Публикация
1998-10-27—Подача