Изобретение относится к энергетике, а более конкретно к газотурбинным силовым установкам большого диаметра, в которых осуществляется совместное использование энергии углеводородного топлива и энергии ветра.
Уровень техники
Известны стационарные газотурбинные установки, работающие на углеводородном жидком или газообразном топливе, с высокой температурой рабочего тела на лопатках турбины и высокой скоростью движения газа в проточной части турбомашины /см. "Стационарные газотурбинные установки" под редакцией Л.В. Арсеньева, Л.: Машиностроение, 1989 г., стр. 14-18/.
ГТУ имеют невысокий эффективный КПД, не превышающий 28-32% и сравнительно небольшую мощность - до 20-28 тыс. л.с., что является следствием отбора большей части сжатого воздуха от компрессора на цели снижения температуры продуктов сгорания до требуемого уровня температуры на лопатках турбины.
Известны также установки комбинированного типа, в которых используется энергия продуктов сгорания углеводородного топлива и энергия ветра. Например, ветроагрегаты с дизельными тепловыми двигателями, причем ветроагрегат содержит ветродвигатель с диффузором, корпусом, в котором размещена многоступенчатая турбина с направляющими сопловыми аппаратами.
Использование в этой схеме двух двигателей с электрическими генераторами существенно повышает стоимость киловатт-часа, снижает надежность электрической станции, и значительно возрастает стоимость одного киловатта мощности установки.
Сущность изобретения.
Целью изобретения является снижение расхода углеводородного топлива за счет существенного повышения термического и эффективного КПД силовой установки, повышения ее мощности, а также обеспечения ее работы и на энергии ветра.
Поставленная в изобретении цель достигается за счет дополнительного снабжения газотурбинной установки комбинированного типа многоступенчатым /многоструйным/ струйным аппаратом/ эжектором с несколькими рабочими соплами/, размещенным между камерой сгорания и многоступенчатой турбиной и выполненным в виде корпуса с отверстиями для всасывания атмосферного воздуха, площадь сечения которых регулируется установленными в них поворотными клапанами-заслонками, а внутри корпуса последовательно друг за другом установлены сопла, площадь выходных отверстий которых увеличивается от камеры сгорания в сторону многоступенчатой турбины.
Кроме того, поставленная в изобретении цель достигается за счет ввода в камеру сгорания всего объема сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором, и участия его в процессе горения, а охлаждение стенок пламенной трубы /камеры сгорания/ осуществляется влажным воздухом.
В режиме работы на энергии ветра поставленная цель - увеличение КПД и мощности силовой установки - достигается за счет снабжения многоступенчатой турбины ветрогазотурбинной электростанции струйным аппаратом-эжектором, выполненным в виде кольцевого сопла, размещенным коаксиально относительно корпуса турбины, причем корпус содержит патрубок, шарнирно установленный на столе башни.
В результате чего обеспечивается свободный поворот вокруг ствола башни многоступенчатой турбины и установка "на ветер" за счет разности сил, динамического давления ветра на поверхность корпуса и кольцевого сопла.
Во втором варианте силовой установки поставленная цель - увеличение КПД и повышение мощности - достигается за счет размещения многоступенчатых турбин на поворотных пустотелых балках, симметрично установленных относительно башни последовательно друг за другом по ее высоте, причем поворот балок и установка турбин на "ветер" осуществляется принудительно системой автоматики, а многоступенчатый струйный аппарат подсоединен к камере сгорания и стволу башни.
Из изложенного видно, что критерий "новизны" в заявленном техническом решении заключается в новом конструктивном его исполнении, описанном новой совокупностью существенных признаков.
Таким образом, весь сжатый воздух поступает от компрессора в камеру сгорания и участвует в процессе горения, в результате чего многократно повышается мощность силовой установки, а охлаждение стенок пламенной трубы /камеры сгорания/ этим же воздухом, увлажненным впрыском воды, позволяет реализовать преимущества от повышения начальной температуры цикла ветрогазотурбинной установки, заключающиеся в увеличении КПД /термического/. Вместе с этим повышается и эффективный КПД газотурбинного агрегата за счет отсутствия потерь энергии на подачу компрессором вторичного воздуха /в рабочем цикле ветрогазотурбинной установки вторичного воздуха нет/, а также более высокого термического КПД.
В режиме работы газотурбинного агрегата на энергии ветра поступающий через конфузор воздух под напором ветра последовательно отдает свою кинетическую энергию на каждой ступени двигателя, в результате чего многократно повышается коэффициент использования энергии ветра, а установка струйного аппарата в виде кольцевого сопла /эжектора/ еще в большей степени способствует увеличению мощности. Учитывая изложенное правомерен вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "промышленная применимость".
Перечень фигур
- на фиг. 1 показан поперечный разрез по однокорпусной ветрогазотрубинной электростанции;
- на фиг. 2 показан продольный разрез турбинного двигателя ветрогазотурбинной электростанции.
- на фиг. 3 показана развертка по турбине и направляющим сопловым аппаратам;
- на фиг. 4 показан вид сверху на камеру с вспомогательными механизмами /по II-II/.
- на фиг. 5 показан в поперечном сечении узел N - конструкция опирания и уплотнения патрубка корпуса турбины и ствола башни;
- на фиг. 6 показан поперечный разрез по многокорпусной ветрогазотурбинной электростанции;
- на фиг. 7 - вид сверху на турбинный двигатель по III-III.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.
В целях существенной экономии природных углеводородных топлив, а также реального уменьшения выбросов в атмосферу твердых частиц и частиц жидкости, различных газов и большего количества теплоты, ниже рассматривается два типа газотурбинных установок с турбинами большого диаметра, в которых осуществляется совместное использование энергии углеводородных топлив и энергии ветра в широком диапазоне скоростей.
1-ый тип ветрогазотурбинной электростанции
На фиг. 1 показана однокорпусная ветрогазотурбинная электростанция /ВГТС/, содержащая: многоступенчатую турбину 1 активного типа со ступенями скорости, установленную в корпусе 2 /см. фиг. 2/, который с помощью цилиндрического "патрубка" большого диаметра 3 шарнирно расположен на трубчатой башне 4, имеющей в месте соединения ее с патрубком 3 суженную цилиндрическую часть 5.
Опирание трубчатой части 4 на фундаменты осуществляется с помощью опор 6. Башня 4 в нижней части имеет многоступенчатый /многоструйный/ эжектор, состоящий из ряда сопел 7, 8, 9, 10, 11, 12, последний из которых подсоединен к газоходу 13 к камере сгорания 14. Все сопла размещены в одном корпусе 15 многоступенчатого эжектора, с одной стороны имеющего входные отверстия для поступления атмосферного воздуха, в которых установлены клапаны-заслонки 16, обеспечивающие изменение площади входных отверстий при повороте их с помощью системы автоматического регулирования /не показана/.
В конце корпуса 2 турбин соосно /коаксиально/ к нему укреплено кольцевое сопло 17, образующее совместно с корпусом струйный аппарат /эжектор/, обеспечивающий на всех возможных скоростях ветра обтекающего корпус существенное увеличение скорости воздушного потока от ветра внутри корпуса - в проточной части многоступенчатой турбины - и значительное повышение мощности ВГТС.
Ветрогазотурбинная силовая установка электростанции, показанная на фиг. 1-2, содержит многоступенчатую турбину 1 в корпусе 2, которая в свою очередь состоит из барабана 18, имеющего на концах полуоси 19, 20. На барабане установлено два ряда рабочих лопаток многоступенчатой турбины - первой ступени рабочие лопатки 21 и второй - 22, между которыми размещен направляющий аппарат с лопатками 23, укрепленными на внутренней поверхности корпуса 2. Барабан турбин с помощью полуосей установлен в подшипниках, размещенных в переднем и заднем направляющих сопловых аппаратах 24 и 25, причем полуось 19 служит также в качестве вала, соединенного через муфту с электрогенератором 26.
Электрогенератор размещен в обтекателе 27, который укреплен на неподвижном переднем направляющем аппарате 24.
Электрогенератор может быть соединен через редуктор.
Корпус 2 имеет внутреннюю поверхность, выполненную со стороны входа воздуха, генерируемого ветром, в виде конфузора 28, и с размещением многоступенчатой турбины в его расширяющейся части /диффузоре/.
Подвод смеси продуктов сгорания с воздухом к турбине осуществляется через патрубок 3, каналы 29, выполненные в корпусе, и сопла 30, 31 и 32.
Кольцевой канал 33, образуемый корпусом 2 и кольцевым соплом 17, выполнен с переменным сечением, уменьшающимся в сторону движения воздуха, что создает условия для повышения скорости воздушного потока в наименьшем сечении 34 сопла. Выходное отверстие сопла - поз. 35.
Камера сгорания 14 силовой установки выполнена переменным сечением и размещена внутри кожуха 36, являющегося силовым корпусом и рубашкой охлаждения. С торца камеры сгорания установлена форсунка 37, а на боковых поверхностях размещены окна 38, через которые поступает вовнутрь камеры сгорания сжатый и нагретый воздух в смеси с парами воды.
Для нагрева жидкого топлива в камере 14 установлен трубчатый теплообменник 39, топливный насос 40, компрессор 41, водяной насос 42, теплообменник для нагрева воды 43.
На фиг. 5 показаны устройства, обеспечивающие опирание и свободный поворот вокруг оси патрубка 3 силовой установки.
Устройства состоят из опорного кольцевого бруса 44, закрепленного на суженной части 5 башни 4, в кольцевой полости которого свободно перемещаются опорные ролики 45, установленные равномерно по окружности на кронштейнах 46, которые в свою очередь соединены с другим кольцевым брусом 47, жестко закрепленным на патрубке 3.
Для предотвращения утечки продуктов сгорания между кольцевыми брусьями 44, 47 выполненно лабиринтное уплотнение 48 в виде вертикальных гребней, размещенных на поверхностях дополнительных колец 49, 50.
Кроме того, патрубок 3 силовой установки касается суженной части 5 башни через ролики 51, с передачей к ним усилия и центрирования патрубка 3, по отношению к оси башни, с помощью пружин 52 и нажимной гайки 53 с выступом, опирающимся на пружину, размещенную в цилиндрах 54, прикрепленных к патрубку на заданном расстоянии друг от друга, по его периметру.
В целях уменьшения потерь тепла башня 4 и корпус 15 многоступенчатого эжектора, газоход 13 и кожух 36 камеры сгорания снаружи покрываются слоем теплоизоляции, поз. 55.
Сущность работы ветрогазотурбинной электростанции заключается в следующем:
- в периоды отсутствия ветра ВГТС работает в режиме газотурбинной установки за счет сгорания топлива в камере 14 при подаче в нее через форсунку 37 топлива и сжатого воздуха от компрессора 41. При этом в ствол башни 4 поступают нагретые газы в смеси с атмосферным воздухом, инжектируемые через многоступенчатый струйный аппарат /эжектор/ 15.
В результате на многоступенчатую турбину 1 через сопла 30, 31, 32 поступает газовая смесь с температурой, значительно меньшей, чем температура продуктов сгорания в камере сгорания 14, что обеспечивает передачу энергии топлива большей массе газа и работу лопаток турбины при низких температурах.
- в периоды слабых ветров, когда воздух с небольшой скоростью входит в двигатель через конфузор 28 и отдает свою кинетическую энергию на рабочих лопатках 21, 22 многоступенчатой турбины 1, системой автоматического регулирования /не показана/ уменьшается подача топлива форсункой 37 в камеру сгорания 14. В этом случае силовая установка работает в комбинированном режиме - как газовая и воздушная многоступенчатая турбина, причем количество сжигаемого топлива в камере сгорания 14 уменьшается с увеличением скорости ветра.
- в период умеренных и сильных ветров /при скоростях ветра от 10-12 м/с до 25-30 (50-55) м/с/ ветрогазотурбинная электростанция /ВГТС/, в зависимости от ее конструкции /имеется ввиду как величина среднего диаметра турбины с лопатками корытообразной формы/ может работать:
а/ наполовину в режиме газовой и воздушной многоступенчатой турбины при достижении скорости ветра V=10-12 м/с, или при этой для данной ВГТС уже расчетной скорости ветра полностью переходить на режим воздушной турбины с использованием только энергия ветра и отключением камеры сгорания 14;
б/ поддерживать горение в камере сгорания на минимальном расходе /подаче форсункой 37 топлива/ горючего при достижении ветром расчетной скорости /10-12 м/с/ с работой турбины в комбинированном режиме. Этот режим работы силовой установки необходим в тех районах строительства ВГТС, в которых наблюдается неустойчивый характер возникновения и действия ветров.
Однако на любых режимах работы ветер в описываемой силовой установке ВГТС комбинированного типа является только дополнительным источником энергии при непрерывном генерировании станцией электрической энергии.
В результате обеспечивается, за счет использования энергии ветра в этой станции, реальное, достигающее для отдельных районов, от 45 до 65 /75/% снижение расхода основного минерального сырья - углеводородного топлива планеты и значительное сокращение вредных и вреднейших /мышьяка, урана/ выбросов в атмосферу, а также ликвидируется угроза повышения температуры планеты за счет парникового эффекта, из-за накопления в воздухе углекислого газа и водяного пара, твердых частиц угольной золы и избыточного сбросного тепла.
Вместе с тем ветер, а не углеводородное топливо в некоторых районах суши или на морской поверхности может оказаться не дополнительным источником энергии в комбинированной силовой установке ВГТС, а основным источником энергии, а сжигание в камере сгорания углеводородного топлива становится необходимым лишь в периоды отсутствия ветра на короткое время или его низкой скорости. Например, в районах крайнего Севера, Камчатке и др.
Рассмотрим работу отдельных агрегатов ветрогазотурбинной электростанции более подробно.
Камера сгорания ВГТС
Камера сгорания /или несколько камер/ показана на фиг. 1,4.
Камера сгорания 14 или по другой терминологии - пламенная /жаровая/ труба /см. "Стационарная газотурбинные установки" - Справочник под редакцией Л.В. Арсеньева и др. Л.: Машиностроение, 1989 г., стр. 250 - 2662 (1), размещена внутри корпуса /кожуха/ 36 и имеет воздухоприемное устройство с окнами 38. Кроме того, внутри пламенной трубы 214 установлен теплообменник /нагреватель/ 39 для жидкого топлива. Рабочее сопло 12 и газоход 13 /короткий отвод из камеры сгорания, точнее пламенной трубы 14/ выполняются водоохлаждаемыми.
Корпус /кожух/ 36 является еще и рубашкой охлаждения, имеющей патрубок 56 пламенной трубы 14 /камеры сгорания/.
В этой камере сгорания в отличие от камер сгорания существующих ГТУ весь воздух от компрессора 41 поступает в пламенную трубу 14 через воздухоприемное устройство с окнами 38 и полностью участвует в горении и нагревается от ее стенок /которые могут выполняться: гладкими, оребренными или оребренными с искусственной шероховатостью на поверхности трубы и ребер, по типу камер сгорания жидкостных ракетных двигателей /см."Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей" под редакцией В.М. Кудрявцева, М.: Высшая школа, 1983 г., стр. 429 - 437 (2)/.
В ввиду сравнительно удельной теплоемкости газа - воздуха для интенсификации охлаждения пламенной трубы 14 в патрубок 56 установлена форсунка /не показана/, через которую с помощью насоса 42 поступает сильно нагретая вода или пар. Вода или пар поступает из теплообменника 43. Сжатый воздух от компрессора 41 также поступает в патрубок 56 и смешивается с жидкой или газообразной водой, что существенно /в несколько раз - в зависимости от количества подаваемой воды/ увеличивает эффективность охлаждения.
В результате этого метода комбинированного охлаждения стенок пламенной трубы обеспечивается возможность значительного повышения температуры продуктов сгоранияв пламенной трубе и реализация преимуществ от повышения начальной температуры цикла ветрогазотурбинной электростанции, заключающиеся в увеличении удельной мощности и КПД ВГТС.
Вместе с тем комбинированное охлаждение позволяет получать такие температурный уровень и перепады градиентов температуры в материале охлаждаемой пламенной трубы, которые обеспечивают ее надежность во всем диапазоне рабочих режимов.
Процесс нагрева воздуха, поступающего в камеру сгорания за счет теплоты нагретых до высокой температуры стенок трубы, как известно позволяет повысить экономичность газотурбинной установки /регенерация/, а нагрев топлива /жидкого, а также и газообразного/ в теплообменнике 39 до высокой температуры tT=200-300oC и выше создает условия для еще большего повышения экономичности ВГТС.
Холодная вода подается в теплообменник 43, который размещается, например, в направляющем /спрямляющем/ сопловом аппарате 25 многоступенчатой турбины 1 или в охлаждающем тракте газохода 13 и сопла 12. Из-за простоты конструкции, а также возможности нагрева воды до высокой температуры предпочтительным оказывается второй вариант, который и следует применять на практике.
В этом варианте вода нагревается до температуры кипения и перегревается, например, до температуры tB=160-180oC, т.е. она нагревается и перегревается в рубашках охлаждения сопла 12 и газохода 13 и поступает в форсунку, установленную в патрубке 56. Вытекая из форсунки, частицы воды дробятся на мелкие капли, подхватываются струей сжатого воздуха, поступающего в патрубок 56 из компрессора 41, и испаряются за счет внутренней теплоты перегрева и высокой температуры пламенной трубы 14 с образованием влажного воздуха, обеспечивающего охлаждение трубы 14.
Влажный и сильно нагретый волздух поступает через окна 38 в пламенную трубу 14 и смешивается с топливом, вытекающим из форсунки 37, образуя горячую смесь, которая поджигается запальным устройством /не показано/, с дальнейшим горением новых порций топлива самостоятельно.
Влагосодержание, т.е. отношение веса пара к весу чистого воздуха в смеси влажного охлаждающего воздуха, регулируется за счет изменения подачи воды через форсунку, установленную в патрубке 56.
"Точно установлено, что вода позволяет: снизить температуру горения и скорость горения горючей смеси, снизить концентрацию особо токсичных составляющих в дымовых газах; ускоряет превращение вредной окиси углерода в нейтральную двуокись; уменьшает содержание в дымовых газах окислов азота и экономить топливо" /см. К. Чириков "Двигатель", Знание, Техника, N 2, 1983 г., 40-46 (3)/.
Однако в целях повышения КПД силовой установки, зависящего от начальной температуры цикла, необходимо вести процесс горения с высокой скоростью сгорания горючей смеси, что достигается за счет подачи в пламенную трубу 14 влажного воздуха с температурой R1=400-450oC и выше, нагретого от конвективного теплообмена со стенками трубы 14, и поступления через форсунку 37 в камеру сгорания /точнее смесительное устройство с воздухом в начале пламенной трубы 14/ не струй жидкого топлива, а паровой струи топлива, обеспечивающей увеличение скорости горения горючей смеси.
Причем в данном процессе горения достигается и наименьший коэффициент избытка воздуха, приближающийся к теоретическому значению - α ≈1,01-1,05, что также обеспечивает повышение температуры цикла и КПД рабочего процесса. Нагрев жидкого топлива до температуры испарения и перегрев паров осуществляется в теплообменнике 39, расположенном в виде экрана в трубе 14 камеры сгорания.
В целях существенного увеличения температурного перепада и достижения высокого КПД силовой у газотурбинной установки ВГТС между камерой сгорания 14 и многоступенчатой турбиной 1 размещена многоступенчатая струйная установка 15 с рабочими соплами 7-12 /в этом аппарате (установке) число сопел-ступеней устанавливается расчетным путем и уточняется экспериментальным способом для каждой конкретно заданной ВГТС/.
Причем основным рабочим соплом является сопло 12 с наибольшим давлением Pp1, температурой t1 и скоростью истечения газов V1, а сопла 11-7 являются одновременно рабочими соплами и камерами смешения, с поступлением в них атмосферного воздуха через отверстия в корпусе 15 перекрытыми заслонками 16 обеспечивающие возможность изменения площади отверстий для входа воздуха.
При последовательной схеме включения струйных аппаратов полный перепад давлений (Pc-Pp), где Pc - давление смеси газов и воздуха за соплом 7 в стволе башни 4, получается в результате работы нескольких последовательно установленных друг за другом ступеней /сопел 7-12/, и энергетическая эффективность многоступенчатой струйной установки характеризуется суммарным коэффициентом инжекции U. /см. Е.Я.Соколов "Струйные аппараты", Энергия, М., 1970 г. , стр. 20-22 (4)/. Коэффициент /суммарный/ инжекции опр., например, по следующим формулам:
при двухступенчатой схеме
при трехступенчатой схеме
где U', U'', U''' - коэффициенты инжекции первой, второй и третьей ступени:
G'н - расход инжектируемой среды в первой ступени; G'p, G''p, G'''p - расходы рабочей /инжектирующей/ среды в первой, второй и третьей ступенях /см. стр. 22/.
Однако в отличие от паровоздушной струйной установки, для которой выведены вышеприведенные формулы, в многоступенчатом струйном аппарате 15 существует только один источник рабочей среды, вытекающей из сопла 12, а в качестве рабочих и инжектирующих сред в первой, второй и т.д. ступенях становятся смеси продуктов сгорания и всасываемого воздуха, поступающего через отверстия в корпусе 15, площадь сечения которых регулируется с помощью заслонок 16.
Во время работы камеры сгорания поток газов из сопла 12 увлекает атмосферный воздух из нижнего отверстия корпуса 15 многоступенчатого струйного аппарата, смешивается с ним с понижением температуры газов, и уже в качестве смеси газов вытекает из сопла 11 в сопло 10 с поступлением дополнительного количества атмосферного воздуха из вышерасположенного отверстия в корпусе 15.
В результате последовательного всасывания атмосферного воздуха и его смешивания - вначале с продуктами сгорания, а выше по корпусу 15 - со смесью газов и воздуха, повышается КПД аппарата, коэффициент инжекции и расход инжектируемой среды с одновременным уменьшением температуры смеси газов и воздуха до заданных значений. В итоге температура смеси газов в башне становится равной t2≈250-400oC, что обеспечивает работу многоступенчатой турбины 1 при нормальных условиях, а не в потоке раскаленных газов, и выполнение ее из обычных конструкционных сталей с низкой стоимостью.
Причем КПД многоступенчатого струйного аппарата 15 повышается, за счет снижения потери энергии на удар в каждом двухпоточном эжекторе /например, сопло 12 и корпус 15, сопло 11 и корпус 15 и т.д./, в связи со значительно меньшей разностью скоростей смешивающихся потоков в каждом из них.
Этот вывод подтверждается работой многоструйного эжектора Шведской фирмы "Пиаб", в котором расход воздуха снижен на 90% /4-х ступенчатый эжектор/, по сравнению с одноступенчатым. /см. журнал ИР N 1, 1987 г., стр. 27/.
Многоступенчатая турбина 1 работает в режиме газовой и воздушной турбины одновременно. Она выполняется большого диаметра - от нескольких метров до нескольких десятков метров, в связи с использованием энергии ветра, имеющего невысокую плотность на один квадратный метр /800-1000 Вт/м2 для районов Крайнего Севера/. Ветер входит через конфузор 28 и отдает свою кинетическую энергию с помощью направляющих сопловых аппаратов 24, 23 на рабочих лопатках 21, 22 турбины 1.
Кроме того, при отсутствии ветра или его небольшой скорости многоступенчатая турбина работает одновременно и как газовая, за счет работы камеры сгорания 14 и многоступенчатого струйного аппарата 15, из которых смесь продуктов сгорания и атмосферного воздуха с низкой температурой поступает через сопла 30, 31, 32 также на лопатки 21, 22 турбины.
Совместное воздействие на турбину энергии ветра и энергии топлива обеспечивает поддержание номинальной мощности ветрогазотурбинной электростанции при любых погодных условиях на местности.
В зависимости от мощности и расхода газов впуск смеси продуктов сгорания с воздухом на турбину 1 может быть осуществлен через одно, два, три /как на чертеже поз. 30-32/ или более сопл, т.е. при различной степени парциальности ε /см. С.Н. Григорьев "Тепловые двигатели и компрессоры", М., 1959 г. Трансжелдориздат, стр. 244 (5)/, для турбин активного типа.
В целях увеличения мощности многоступенчатой турбины 1 в периоды действия ветра в конце корпуса 2 коаксиально к нему /соосно/ установлено кольцевое сопло 17, которое совместно с наружной поверхностью корпуса образует струйный аппарат или эжектор /см. 4, стр. 86-93/, позволяющий снизить давление воздуха за корпусом 2 и увеличить среднюю скорость воздушного потока от ветра внутри корпуса - в проточной части многоступенчатой турбины 1 и значительно повысить мощность /примерно в 1,52-1,6 раза/ силовой установки. Башня 4 опирается на фундаменты 57.
2-ой вариант. Многокорпусная ветрогазотурбинная электростанция
Принципиальная схема многокорпусной ветрогазотурбинной электростанции /МК ВГТС/ показана на фиг. 6,7.
В этой установке многоступенчатые турбины 1 расположены на поворотных балках 58 симметрично относительно друг друга, которые в свою очередь с помощью цилиндрических опор 59 шарнирно установлены на башне 60 на разных уровнях по ее высоте.
В конструктивном отношении нет принципиальной разности в работе турбин по сравнению с однокорпусной установкой /фиг. 1/, Отличие лишь в том, что корпуса 2 турбин жестко закреплены на поворотных балках 58, а вход газов осуществляется по патрубкам 61, пустотелым балкам 58 и щелевым барабанам 62, установленным в башне 60. Каждый барабан состоит из нескольких направляющих жестких ребер 63 /см. фиг. 7/ и служит в качестве не только направляющего газ аппарата, но и в виде усиливающего звена ствола башни в месте размещения балок 58.
Каждая цилиндрическая опора 59 балок 58 с помощью кронштейнов 46 с роликами 45 опирается на кольцевой брус 44 /как и в первом варианте силовой установки по фиг. 1/ и обеспечивает балкам 58 с многоступенчатыми турбинами 1 свободный поворот вокруг оси башни 60 и установку их "на ветер" с помощью системы автоматики /не показана/. Уплотнение на поверхности башни 60 цилиндрических опор 59 и предотвращение утечки газов осуществляется также с помощью устройств, показанных на фиг. 5, т.е. с помощью лабиринтных уплотнений 48 выполненных в виде вертикальных гребней, размещенных на поверхностях дополнительных колец 49, 50 установленных, в отличие от первого варианта, с 2-х сторон опор 59.
Многоступенчатый эжектор в корпусе 15, как и в первом типе ВГТС, размещен снизу башни 60 и подсоединен к камере сгорания 14 в корпусе 36.
Работает МК ВГТС так же как и однокорпусная установка при совместном использовании энергии топлива и ветра, и отличается от первой существенно более высокой мощностью.
Технико-экономическая часть.
Использование ветрогазотурбинной электростанции новой конструкции обеспечивает:
- масса воздуха, поступающего в камеру, сгорания, обычно в существующих стационарных газотурбинных установках, существенно /примерно в три раза и более - до 9/ превышает требуемую для полного сгорания топлива, благодаря чему в них достигается заданный температурный уровень продуктов сгорания перед газовой турбиной /см. 1, стр. 250 - 275/.
Эта особенность работы известных ГТУ накладывает существенные ограничения на достигаемую мощность и эффективный КПД силовой установки, и дальнейшее повышение характеристик ГТУ на современном уровне развития материаловедения практически невозможно.
В описываемой ВГТС заданный температурный уровень продуктов сгорания перед турбиной достигается за счет многоступенчатого всасывания атмосферного воздуха и смешения его с высокотемпературными продуктами сгорания, вытекающими из сопла 12, и со смесью газов и воздуха в последующих соплах 11-7. В результате значительно - в 8-12 и более раз, по сравнению с объемом продуктов сгорания, увеличивается поток смеси газов и воздуха на турбину с одновременным снижением температуры до 250 - 400oC на лопатках первой ступени турбины.
Причем сжатый воздух поступает из компрессора в камеру сгорания 14 /пламенную трубу/ в полном объеме его производительности, с одновременным нагревом его от стенок камеры 14 и охлаждением их и полностью участвует в процессе горения топлива, поступающего из форсунки 37.
В итоге мощность турбины 1 повышается, по сравнению с известными ГТУ в три и более раз, и значительно снижается ее стоимость за счет применения сплавов с более низкой жаропрочностью для изготовления турбины.
Кроме того, установка между камерой сгорания 14 и турбиной 1 многоступенчатого струйного аппарата /эжектора/ в корпусе 15 позволяет не только существенно повысить термической и эффективный КПД ВГТС, но и обеспечить значительное уменьшение числа оборотов турбины.
КПД цикла газовой турбины 1 повышается за счет существенного повышения температуры продуктов сгорания, вытекающих из сопла 12, с доведением этой температуры до 2200 - 2700 K, вместо максимум 1370 K для известных ГТУ, что обеспечивает по уравнению /см. В.В. Сушков "Техническая термодинамика", М. Л., 1960 г. Госэнергоиздат, стр. 99-100 (6)/ повышение термического КПД в 1,4 - 1,5 раза.
Одновременно повышается и эффективный КПД турбины за счет отсутствия потерь энергии на подачу компрессором 41 вторичного воздуха Gвт, причем в несколько раз большего по весу, чем первичного воздуха, идущего на горение, используемого для смешения с продуктами сгорания в целях снижения их температуры до требуемого уровня, а также более высокого термического КПД (η).
Использование на турбине 1 больших масс смеси продуктов сгорания и воздуха обеспечивает изготовление ее большого диаметра, а невысокая скорость этой смеси газов U на лопатках турбины позволяет значительно снизить частоту вращения ее, исходя из уравнения
Эта особенность выполнения турбин 1 большого диаметра также позволяет работать в режиме воздушной турбины и использовать энергию ветра.
- многоступенчатый /многоструйный/ струйный аппарат, размещенный в корпусе 15 /эжектор/, содержит несколько сопел 12-7, каждое из которых является одновременно рабочим соплом и смесительной камерой с выравниванием поля скоростей движущихся потоков газов в стволе 4,60 башни ВГТС.
Как известно принцип действия одноступенчатого эжектора основан на увлечении свободной рабочей струей частиц жидкости или в данном случае газа /воздуха/ из пространства в котором она движется, причем чем больше длина свободной струи, увлекающей инжектируемый газ, и чем больше температура рабочего потока, тем больше коэффициент инжекции. Этим условиям и отвечает многоступенчатый струйный аппарат 15, в котором длина, а следовательно, и площадь наружной поверхности рабочих струй равна сумме длин каждой из струй, вытекающих из сопел 12-7 (см. 4, стр. 48-53, 59-60).
Коэффициент инжекций "и" газоструйного аппарата пропорционален корню квадратному из отношения абсолютных температур рабочего и инжектируемого потоков растет при повышении температуры рабочего потока и падает при повышении температуры инжектируемого потока.
Причем расход инжектируемого потока пропорционален произведению "и" на расход рабочего потока: Gн="И"•Gp /см. 4, стр. 59-60/.
Таким образом, в многоступенчатом струйном аппарате с несколькими рабочими потоками, вытекающими из ряда сопел 12-7 достигается большая длина и наружная поверхность суммарной свободной струи, увлекающей большое количество инжектируемого воздуха по сравнению с известными - одноступенчатыми, поступающего в аппарат через отверстия в корпусе 15, площадь сечения которых регулируется с помощью заслонок 16.
Одновременно от первого сопла 12 к последнему 7 уменьшается скорость свободной струи ω и соответственно снижается так называемая потеря на удар, связанная со смешением двух соосных потоков с разными начальными скоростями.
В результате коэффициент полезного действия многоступенчатого струйного аппарата, в связи с большим коэффициентом инжекции "и" по сравнению с одноступенчатым и меньшей средней скоростью суммарного рабочего потока существенно превосходит одноступенчатый, примерно в 1,9 раз и более
где ep, eн, ec - удельные эксергии рабочего, инжектируемого и сжатого потоков. /см. 4, стр. 13-14/.
Этот вывод подтверждается на практике работой "Эжекторных турбин", см. О. М. Емин и др. "Воздушные и газовые турбины с одиночными соплами". М.: Машиностроение, 1975 г. , гл. 6 (7) и многоструйного эжектора, выпускаемого Шведской фирмой "Пиаб", см. ИР N 1/87, стр. 27, в котором расход сжатого воздуха снижен на 90% в сравнении с известными одноступенчатыми эжекторами.
Причем КПД многоступенчатого струйного аппарата возрастает пропорционально увеличению температуры и давления продуктов сгорания в камере сгорания 14 и первом сопле 12.
Важной особенностью многоступенчатого эжектора с суживающими соплами 12-7 является возможность срабатывания только части давления продуктов сгорания в каждом из них и достижения небольшой скорости газов по всему тракту движения от сопла 12 к соплу 7, что способствует существенному повышению КПД многоступенчатого струйного аппарата по сравнению с любыми из известных газоструйных компрессоров, эжекторов и инжекторов.
Как известно в них устанавливаются расширяющиеся сопла Лаваля со сверхкритической скоростью движения рабочего потока, практически в неподвижном инжектируемом потоке газов. В результате чего велики потери энергии на удар, а КПД установок не превышает 40-41% /см. 4, стр. 39/;
- охлаждение стенок пламенной /жаровой трубы или камеры сгорания/ трубы влажным воздухом с изменяемой степенью влажности за счет регулирования расхода воды через форсунку, установленную в патрубке 56 /не показана/, позволяет увеличить теплонапряженность камеры сгорания и температуру продуктов сгорания. В результате обеспечивается существенное повышение коэффициента инжекции многоступенчатого струйного аппарата и его КПД, а вместе с ним КПД турбинного агрегата;
- важной особенностью работы ветрогазотурбинной электростанции является метод смесеобразования в камере сгорания. Он заключается в подаче в камеру через форсунку 37 не струй жидкого топлива, а паровых струй с парообразованием его в теплообменнике 39, размещенном в камере 14 и выполненном в виде экрана. Струя из паров топлива находится в одном агрегатном состоянии со сжатым воздухом, в результате обеспечивается качественное смешивание их в камере сгорания /пламенной трубе/ и существенное уменьшение коэффициента избытка воздуха α с приближением его значения до теоретической величины /единицы/. В итоге снижается расход топлива и повышается термический и эффективный КПД ВГТС.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО ПЕРЕПАДА В ТЕПЛОВОМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2151310C1 |
ВЕТРОТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2010 |
|
RU2446310C1 |
ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 1996 |
|
RU2132966C1 |
ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 1998 |
|
RU2147693C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ РЫБЫ | 2005 |
|
RU2297137C2 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ АППАРАТА НА ВОЗДУШНОЙ СМАЗКЕ И АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ СМАЗКЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2411138C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ МНОГОТОПЛИВНОГО ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И КОМПРЕССОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2386825C2 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ(ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2154738C2 |
САМОЛЕТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ | 2012 |
|
RU2490173C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕАКТИВНОГО ПОЛЕТА | 2008 |
|
RU2387582C2 |
Ветрогазотурбинная электростанция содержит компрессор, камеру сгорания с форсунками для подачи топлива, а также нагретой воды или пара, и с воздухоприемными окнами, корпус, многоступенчатый струйный аппарат, трубчатую башню с наружным слоем теплоизоляции и с установленной на ней силовой установкой в виде ветрогазотурбинного двигателя, имеющего конфузор для подвода воздушного потока. Силовая установка снабжена многоступенчатой турбиной, выполненной с направляющими сопловыми аппаратами и эжектором. Эжектор выполнен в виде кольцевого сопла, расположенного коаксиально относительно корпуса. Корпус выполнен в виде диффузора и конфузора спереди и снабжен патрубком, шарнирно установленным на стволе трубчатой башни. Осуществление изобретения позволяет повысить КПД ветрогазотурбинной электростанции. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
УКЛАДКА ДЛЯ БОЕПРИПАСОВ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 1994 |
|
RU2081390C1 |
US 4122675 A, 31.10.1978 | |||
US 4002032 A, 11.01.1977 | |||
ТУРБИНА ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ | 1926 |
|
SU7563A1 |
Башня ветродвигателя | 1986 |
|
SU1451332A1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЛИННЫХ ЛИНИЙ | 0 |
|
SU364106A1 |
Авторы
Даты
2000-10-20—Публикация
1998-09-01—Подача