МЕХАНИЗМ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2000 года по МПК B60N2/06 

Описание патента на изобретение RU2159189C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства.

Известны направляющие для регулируемого сиденья, содержащие нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми полками, верхнюю направляющую, состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей, размещенные между верхним плоским фланцем правой пластины верхней направляющей и нижним плоским фланцем нижней направляющей центральные ролики, причем на правой пластине верхней направляющей закреплены элементы блокировочного механизма, а на левой пластине верхней направляющей расположены элементы крепления ремня безопасности (аналог - заявка Японии N 2-258434 от 19.10.1990).

Недостатком известного решения является сложная конфигурация полок верхней и нижней направляющих и, соответственно, возникающие при этом проблемы, связанные с обеспечением свободного скольжения их относительно друг друга. Кроме того, это усложняет технологичность сборки.

Известен механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, верхнюю направляющую, состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей через тела качения, размещенные между верхней направляющей и нижним плоским фланцем центральной выемки нижней направляющей ролики, причем на правой пластине верхней направляющей закреплены элементы блокировочного механизма (аналог-заявка Великобритании N 2240469 от 28.09.1990, В 60 N 2/06).

Недостатком известного решения является следующее: симметричность конструкции (равенство полок) приводит к тому, что при креплении ремня безопасности к сиденью прилагаемое усилие от ремня (направленное под углом к продольной оси) приводит к перегрузке наружной полки, кроме того, так как горизонтальные полки образуются путем перегиба двух пластин (что ведет к образованию технологических радиусов), то средняя часть ролика недозагружена. Кроме того, при воздействии нагрузок горизонтальные полки стремятся раскрыться в зоне наружных радиусных изгибов.

Известен механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковым стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, и неразъемно соединенную с основанием, верхнюю направляющую (ползун), состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей через тела качения, размещенные между верхней направляющей (ползуном) и нижним плоским фланцем центральной выемки нижней направляющей ролики (прототип-патент США N 5137244 от 27.09.1990, B 60 N 2/06)
Недостатком известного решения является следующее. Симметричность конструкции (равенство полок) приводит к тому, что прилагаемое усилие от ремня безопасности (направленное под углом к продольной оси) приводит к перегрузке наружной полки; кроме того, так как горизонтальные полки образуются путем перегиба двух пластин (что ведет к образованию технологических радиусов), то средняя часть ролика недозагружается; кроме того, при воздействии нагрузок горизонтальные полки стремятся раскрыться в зоне наружных радиусных изгибов.

Задача, решаемая изобретением, состоит в том, чтобы наиболее рационально использовать всю поверхность ролика при перемещении направляющей и ползуна относительно друг друга, а также усилить наружную полку верхней направляющей, воспринимающую нагрузки от ремня безопасности.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном механизме продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащем направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками и неразъемно соединенную с основанием, ползун, состоящий из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками направляющей через тела качения, размещенные между ползуном и нижней плоскостью центральной выемки направляющей ролики, в соответствии с изобретением внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, а на наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности.

Ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке, чтобы получить максимальную рабочую поверхность по площади и минимальное давление, а следовательно, и износы поверхности.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное решение имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность достичь нового технического результата, следовательно предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное решение применимо, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, т. к. может быть изготовлено в условиях массового производства, следовательно соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Фиг. 1 - механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства в крайнем заднем положении, вид сбоку;
Фиг. 2 - то же, вид сверху;
Фиг. 3 - то же, вид слева.

Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит направляющую 1, имеющую центральную выемку 2 с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками 3, и неразъемно соединенную с основанием 4. Ползун 5 состоит из двух отдельных пластин, внутренней 6 и наружной 7, заканчивающихся горизонтальными полками 8. Горизонтальные полки 8 ползуна 5 взаимодействуют с отогнутыми полками 3 направляющей 1 через тела качения 9. Внутренняя 6 пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой 10, расположенной выше горизонтальных полок 8 ползуна и образующей гнездо 11. Между гнездом 11 внутренней пластины ползуна 5 и нижней плоскостью центральной выемки 2 направляющей 1 размещены ролики 12. При этом наружная 7 пластина ползуна имеет меньшие, чем внутренняя пластина размеры. На наружной пластине 7 ползуна 5 в точке "K" крепятся элементы (не показаны) крепления ремня безопасности.

Ролик 12 имеет фаску 13 только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке.

Основание 4 охватывает направляющую 1 также и в зоне наружного радиусного изгиба наружной горизонтальной полки.

Устройство работает следующим образом.

При ударе усилие от ремня безопасности передается под некоторым углом к продольной оси автомобиля на наружную пластину ползуна в точке "K". Исходя из того, что на показанных фигурах представлена правая направляющая сиденья (по ходу движения) водителя, усилие от ремня безопасности стремится развернуть ползун в сторону левой боковины автомобиля. При этом нагружается в основном горизонтальная полка наружной пластины ползуна. Т.к. эта полка выполнена более короткой, чем полка внутренней пластины ползуна, а стало быть является и более жесткой, то она выдерживает большие нагрузки. Кроме того, дополнительную жесткость придает то, что в этой же зоне основание охватывает направляющую.

Выполнение внутренней пластины ползуна с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, позволяет наиболее рационально использовать поверхность ролика при перемещении направляющей и ползуна относительно друг друга, т.к. в этом случае полностью используется вся рабочая поверхность ролика.

Похожие патенты RU2159189C1

название год авторы номер документа
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Комин Л.А.
RU2174920C2
УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Комин В.Л.
  • Мосягин В.Н.
  • Сухов Ю.П.
  • Галко А.П.
RU2202482C2
ТРАНСПОРТНАЯ КАССЕТА ДЛЯ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2001
  • Рожков В.В.
  • Чапаев И.Г.
  • Батуев В.И.
  • Лузин А.М.
  • Филиппов Е.А.
  • Маслов Н.Н.
  • Авдеев Е.И.
RU2216802C2
БЫСТРОСЪЕМНАЯ ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ 2004
  • Артемов В.Н.
  • Богуш В.А.
RU2259510C1
Устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства 2020
  • Коморин Сергей Владимирович
RU2748395C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРЕЖДАЮЩЕГО НАТЯЖЕНИЯ ЛЯМКИ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Тедер Леонид Оскарович
RU2116902C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТРЕЗАНИЯ И ПОГРУЗКИ СИЛОСА И СЕНАЖА 2002
  • Дубинин В.Ф.
  • Павлов И.М.
  • Майоров И.А.
  • Шакалов М.О.
  • Шиневский Г.Е.
RU2224410C2
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ ЛЮКА К ПОТОЛОЧНОМУ ПЕРЕКРЫТИЮ 2008
  • Гриднев Сергей Владимирович
  • Супханкулова Наталия Владимировна
RU2386557C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Горн Сергей Викторович
  • Сорокин Александр Владимирович
  • Лисовская Елена Аркадьевна
  • Козлов Алексей Алексеевич
RU2293668C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯЖЕНИЯ ЛЯМКИ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, УСТАНАВЛИВАЕМОЕ В СИДЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Милишников Пауль Геннадиевич
  • Отс Айду Вайнович
RU2116901C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 159 189 C1

Реферат патента 2000 года МЕХАНИЗМ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства. Механизм продольного перемещения состоит из направляющей, роликов и ползуна. Внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик. На наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности. Ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке, чтобы получить максимальную рабочую поверхность по площади и минимальное давление, а следовательно, и износы поверхности. Технический результат - увеличение прочности механизма продольного перемещения сиденья и повышение износостойкости поверхности ролика. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 159 189 C1

1. Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, и неразъемно соединенную с основанием, ползун, состоящий из двух отдельных пластин, заканчивающийся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками направляющей через тела качения, размещенные между ползуном и нижней плоскостью центральной выемки направляющей ролики, отличающийся тем, что внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, а на наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности. 2. Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки внутренней пластины к горизонтальной полке. 3. Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что основание охватывает направляющую также и в зоне наружного радиусного изгиба наружной горизонтальной полки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2159189C1

US 5137244, 11.08.1992
RU 2066435 C1, 27.08.1997
RU 94003903 A1, 20.10.1995
1980
SU927580A1
Сиденье транспортного средства 1986
  • Тищенко Владимир Федорович
  • Баханов Анатолий Афанасьевич
  • Заяц Яков Израилевич
  • Глузман Илья Александрович
  • Ребров Андрей Викторович
SU1668176A1
US 5338119, 16.08.1994
EP 9484024 A1, 06.05.1992
Агрегат для понижения пней 2020
  • Авдеева Елена Владимировна
  • Орловский Сергей Николаевич
  • Панов Алексей Иванович
RU2735427C1
DE 4030807 A1, 08.08.1991.

RU 2 159 189 C1

Авторы

Комин В.Л.

Мосягин В.Н.

Сухов Ю.П.

Галко А.П.

Даты

2000-11-20Публикация

1999-03-09Подача