Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства.
Известны направляющие для регулируемого сиденья, содержащие нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми полками, верхнюю направляющую, состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей, размещенные между верхним плоским фланцем правой пластины верхней направляющей и нижним плоским фланцем нижней направляющей центральные ролики, причем на правой пластине верхней направляющей закреплены элементы блокировочного механизма, а на левой пластине верхней направляющей расположены элементы крепления ремня безопасности (аналог - заявка Японии N 2-258434 от 19.10.1990).
Недостатком известного решения является сложная конфигурация полок верхней и нижней направляющих и, соответственно, возникающие при этом проблемы, связанные с обеспечением свободного скольжения их относительно друг друга. Кроме того, это усложняет технологичность сборки.
Известен механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, верхнюю направляющую, состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей через тела качения, размещенные между верхней направляющей и нижним плоским фланцем центральной выемки нижней направляющей ролики, причем на правой пластине верхней направляющей закреплены элементы блокировочного механизма (аналог-заявка Великобритании N 2240469 от 28.09.1990, В 60 N 2/06).
Недостатком известного решения является следующее: симметричность конструкции (равенство полок) приводит к тому, что при креплении ремня безопасности к сиденью прилагаемое усилие от ремня (направленное под углом к продольной оси) приводит к перегрузке наружной полки, кроме того, так как горизонтальные полки образуются путем перегиба двух пластин (что ведет к образованию технологических радиусов), то средняя часть ролика недозагружена. Кроме того, при воздействии нагрузок горизонтальные полки стремятся раскрыться в зоне наружных радиусных изгибов.
Известен механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковым стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, и неразъемно соединенную с основанием, верхнюю направляющую (ползун), состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей через тела качения, размещенные между верхней направляющей (ползуном) и нижним плоским фланцем центральной выемки нижней направляющей ролики (прототип-патент США N 5137244 от 27.09.1990, B 60 N 2/06)
Недостатком известного решения является следующее. Симметричность конструкции (равенство полок) приводит к тому, что прилагаемое усилие от ремня безопасности (направленное под углом к продольной оси) приводит к перегрузке наружной полки; кроме того, так как горизонтальные полки образуются путем перегиба двух пластин (что ведет к образованию технологических радиусов), то средняя часть ролика недозагружается; кроме того, при воздействии нагрузок горизонтальные полки стремятся раскрыться в зоне наружных радиусных изгибов.
Задача, решаемая изобретением, состоит в том, чтобы наиболее рационально использовать всю поверхность ролика при перемещении направляющей и ползуна относительно друг друга, а также усилить наружную полку верхней направляющей, воспринимающую нагрузки от ремня безопасности.
Поставленная задача решается за счет того, что в известном механизме продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащем направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками и неразъемно соединенную с основанием, ползун, состоящий из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками направляющей через тела качения, размещенные между ползуном и нижней плоскостью центральной выемки направляющей ролики, в соответствии с изобретением внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, а на наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности.
Ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке, чтобы получить максимальную рабочую поверхность по площади и минимальное давление, а следовательно, и износы поверхности.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности "новизна".
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное решение имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность достичь нового технического результата, следовательно предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Предложенное решение применимо, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, т. к. может быть изготовлено в условиях массового производства, следовательно соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Фиг. 1 - механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства в крайнем заднем положении, вид сбоку;
Фиг. 2 - то же, вид сверху;
Фиг. 3 - то же, вид слева.
Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит направляющую 1, имеющую центральную выемку 2 с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками 3, и неразъемно соединенную с основанием 4. Ползун 5 состоит из двух отдельных пластин, внутренней 6 и наружной 7, заканчивающихся горизонтальными полками 8. Горизонтальные полки 8 ползуна 5 взаимодействуют с отогнутыми полками 3 направляющей 1 через тела качения 9. Внутренняя 6 пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой 10, расположенной выше горизонтальных полок 8 ползуна и образующей гнездо 11. Между гнездом 11 внутренней пластины ползуна 5 и нижней плоскостью центральной выемки 2 направляющей 1 размещены ролики 12. При этом наружная 7 пластина ползуна имеет меньшие, чем внутренняя пластина размеры. На наружной пластине 7 ползуна 5 в точке "K" крепятся элементы (не показаны) крепления ремня безопасности.
Ролик 12 имеет фаску 13 только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке.
Основание 4 охватывает направляющую 1 также и в зоне наружного радиусного изгиба наружной горизонтальной полки.
Устройство работает следующим образом.
При ударе усилие от ремня безопасности передается под некоторым углом к продольной оси автомобиля на наружную пластину ползуна в точке "K". Исходя из того, что на показанных фигурах представлена правая направляющая сиденья (по ходу движения) водителя, усилие от ремня безопасности стремится развернуть ползун в сторону левой боковины автомобиля. При этом нагружается в основном горизонтальная полка наружной пластины ползуна. Т.к. эта полка выполнена более короткой, чем полка внутренней пластины ползуна, а стало быть является и более жесткой, то она выдерживает большие нагрузки. Кроме того, дополнительную жесткость придает то, что в этой же зоне основание охватывает направляющую.
Выполнение внутренней пластины ползуна с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, позволяет наиболее рационально использовать поверхность ролика при перемещении направляющей и ползуна относительно друг друга, т.к. в этом случае полностью используется вся рабочая поверхность ролика.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2174920C2 |
УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2202482C2 |
ТРАНСПОРТНАЯ КАССЕТА ДЛЯ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2001 |
|
RU2216802C2 |
БЫСТРОСЪЕМНАЯ ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ | 2004 |
|
RU2259510C1 |
Устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства | 2020 |
|
RU2748395C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРЕЖДАЮЩЕГО НАТЯЖЕНИЯ ЛЯМКИ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2116902C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТРЕЗАНИЯ И ПОГРУЗКИ СИЛОСА И СЕНАЖА | 2002 |
|
RU2224410C2 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ ЛЮКА К ПОТОЛОЧНОМУ ПЕРЕКРЫТИЮ | 2008 |
|
RU2386557C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293668C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯЖЕНИЯ ЛЯМКИ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, УСТАНАВЛИВАЕМОЕ В СИДЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2116901C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства. Механизм продольного перемещения состоит из направляющей, роликов и ползуна. Внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик. На наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности. Ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке, чтобы получить максимальную рабочую поверхность по площади и минимальное давление, а следовательно, и износы поверхности. Технический результат - увеличение прочности механизма продольного перемещения сиденья и повышение износостойкости поверхности ролика. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 5137244, 11.08.1992 | |||
RU 2066435 C1, 27.08.1997 | |||
RU 94003903 A1, 20.10.1995 | |||
1980 |
|
SU927580A1 | |
Сиденье транспортного средства | 1986 |
|
SU1668176A1 |
US 5338119, 16.08.1994 | |||
EP 9484024 A1, 06.05.1992 | |||
Агрегат для понижения пней | 2020 |
|
RU2735427C1 |
DE 4030807 A1, 08.08.1991. |
Авторы
Даты
2000-11-20—Публикация
1999-03-09—Подача