УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2007 года по МПК B60N2/07 

Описание патента на изобретение RU2293668C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности кресла машиниста.

Известно устройство для горизонтального перемещения сиденья транспортного средства, содержащее направляющие, взаимодействующие между собой посредством тел качения, механизм фиксации (а.с. 912564, В 60 N 1/08, публ. 15.03.82, бюлл. №10).

Недостатком известного решения является недостаточное удобство в эксплуатации, кроме того, при большом диапазоне регулирования продольного перемещения конструкция устройства предполагает значительные габариты деталей и высокую точность обработки пазов для устранения люфтов подвижных направляющих П-образных профилей.

Наиболее близким к предлагаемому решению является устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащее основание, подвижную платформу, направляющие, элементы качения (а.с. 1689145, В 60 N 2/06, публ. 07.11.91, бюлл. №41).

Известное устройство сложно как конструктивно, так и технологически, невозможно производить регулирование и продольное перемещение сиденья без использования привода, оснащение же приводом, пультом управления приводит к увеличению себестоимости изделия, а порой и невозможности его применения в небольшом пространстве кабины локомотива.

Технической задачей предлагаемого решения является упрощение конструкции с обеспечением возможности бесприводного регулирования положения сиденья в большом диапазоне перемещений, надежность в работе и удобство в эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащее основание, подвижную платформу, направляющие, элементы качения, снабжено фиксирующим механизмом, установленным на платформе, имеющей продольную направляющую ось, на основании выполнены расположенные в ряд фиксирующие отверстия, направляющие основания выполнены в виде жестко закрепленных параллельно расположенных продольных пластин, вдоль которых скользят закрепленные на платформе элементы качения, и кронштейна с отверстием, в который входит направляющая ось подвижной платформы, фиксирующий механизм выполнен содержащим закрепленный на платформе корпус, в котором смонтированы шток с подпружиненной педалью, фиксатор, качалка и вал, при этом шток и фиксатор установлены в отверстиях корпуса с возможностью вертикального перемещения, качалка установлена с возможностью поворота на валу, ось которого перпендикулярна оси корпуса, и взаимодействует одним концом с подпружиненным штоком, а другим - с фиксатором, входящим в фиксирующие отверстия основания, корпус в центральной части для ограничения угла поворота качалки имеет опорную поверхность со скошенными гранями, наклоненными под углом друг к другу таким образом, что вершина угла в разрезе примыкает к нижней поверхности качалки и расположена на оси ее симметрии.

Платформа снабжена дополнительным дублирующим узлом для расфиксации платформы, содержащим корпус, шток с педалью, качалку, конструктивно выполненные аналогично соответствующим элементам фиксирующего механизма, при этом качалка дублирующего узла посажена на вал фиксирующего механизма. К боковым граням платформы в передней ее части жестко прикреплены кронштейны, имеющие угловой профиль сечения, а к основанию прикреплены кронштейны ]-образного профиля с загнутыми внутрь свободными концами, охватывающими горизонтальные полки кронштейнов платформы.

На фиг.1 показано устройство для продольного перемещения сиденья, вид сбоку, на фиг.2 - то же, вид сверху, на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2, на фиг, 4 - разрез Б-Б на фиг.2, на фиг 5 - разрез В-В на фиг.1, на фиг 6 - разрез ГГ на фиг.1, на фиг.7 - разрез Д-Д на фиг.2.

Устройство для продольного перемещения сиденья содержит основание 1, выполненное в виде металлического листа или тонкой плиты, и подвижную платформу 2. На основании 1 жестко закреплены продольные направляющие пластины 3, направляющий кронштейн 4 и имеются фиксирующие отверстия 5, расположенные в ряд через определенный шаг.

Подвижная платформа 2 содержит корпус 6, на которой закреплена направляющая ось 7, фиксирующий механизм 8, четыре шпильки 9 для установки сиденья транспортного средства. Направляющая ось 7 проходит в отверстии направляющего кронштейна 4 и концы ее закреплены посредством втулок 10 на противоположных торцевых сторонах корпуса 6. Платформа 2 перемещается по основанию 1 посредством тел качения 11, выполненных в виде роликов или подшипников, которые при перемещении скользят вдоль продольных пластин 3.

Фиксирующий механизм 8 содержит закрепленный на каретке 6 корпус 12, на котором смонтированы шток 13, фиксатор 14, качалка 15 и вал 16. Педаль 17 установлена на штоке 13 и подпружинена пружиной 18. Шток 13 и фиксатор 14 установлены с возможностью вертикального перемещения в симметрично расположенных относительно оси корпуса сквозных отверстиях 19. Качалка 15 установлена на горизонтальном валу 16 с возможностью поворота. При нажатии на педаль 17 движение от штока 13 к фиксатору 14 передается через качалку 15, которая взаимодействует одним концом с подпружиненным штоком 13, а другим - с фиксатором 14, входящим в фиксирующие отверстия 5 основания 1. Для ограничения угла поворота качалки 15 корпус 12 в центральной части имеет опорную поверхность со скошенными гранями, наклоненными под углом друг к другу таким образом, что вершина угла в разрезе примыкает к нижней поверхности качалки 15 и расположена на оси ее симметрии.

Для удобства в эксплуатации на другом конце платформы установлен дополнительный дублирующий узел для расфиксации платформы, содержащий корпус 20, шток 21 с педалью 22, качалку 23, посаженную на вал 16 фиксирующего механизма 8. Конструктивно корпус 20, шток 21 с педалью 22, качалка 23 выполнены аналогично соответствующим элементам фиксирующего механизма 8. Движение от дублирующей педали 22 передается через шток 21, качалку 23 на вал 16 фиксирующего механизма, который в свою очередь поворачивает качалку 15, фиксатор 14 выводится из фиксирующего отверстия 5 основания 1.

К боковым граням корпуса 6 платформы 2 в передней ее части жестко прикреплены кронштейны 24, имеющие угловой профиль сечения, а к основанию 1 - кронштейны 25 ]-образного профиля с загнутыми внутрь свободными концами, охватывающими горизонтальные полки кронштейнов 24, что обеспечивает удерживание платформы от опрокидывания в переднем положении.

Работает устройство следующим образом.

В исходном положении, когда платформа 2 с сиденьем неподвижна, фиксатор 14 находится в фиксирующем отверстии 5 основания 1. Для перемещения платформы 2 необходимо ее расфиксировать, для чего необходимо нажать на педаль 17, при этом шток 13 опускается вниз и поворачивает качалку 15, которая другим концом поднимет фиксатор 14 и выведет его из зацепления с фиксирующим отверстием 5. Расфиксированная платформа 2 может свободно перемещаться на роликах 11 взад или вперед. При перемещении платформы 2 фиксатор 14 скользит по плите 1 и попадет в следующее фиксирующее отверстие 5 основания.

Для удобства в эксплуатации перемещение платформы 2 можно регулировать от дублирующего узла, для чего необходимо нажать на педаль 22, при этом шток 21, опускаясь вниз, поворачивает качалку 23 и вал 16 фиксирующего механизма 8, который в свою очередь поворачивает качалку 15 и выводит фиксатор 14 из фиксирующего отверстия 5 основания 1. Платформа 2 на роликах может свободно перемещаться.

Предлагаемое устройство имеет простое конструктивное выполнение, надежно и удобно в эксплуатации, позволяет регулировать продольное перемещение сиденья в больших диапазонах с фиксацией в нужном желаемом для оператора положении. Регулировка перемещения платформы и ее фиксация представляют собой простое, эффективное решение, не вызывающее проблем при эксплуатации. Для расфиксации платформы и ее перемещения достаточно простого нажатия ногой на педаль, что удобно в эксплуатации и особенно необходимо для перемещения сиденья при аварийной ситуации для покидания водителем рабочего места.

Похожие патенты RU2293668C1

название год авторы номер документа
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2023
  • Харитонов Павел Валерьевич
RU2811204C1
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ 2003
  • Панин Е.П.
RU2252809C2
СКЛАДНОЙ ВЕЛОМОБИЛЬ 2004
  • Баженов Олег Семенович
RU2274575C1
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Тканко Юрий Федорович
RU2620443C2
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Панин Евгений Петрович
RU2318572C2
СИЛОВОЕ УСТРОЙСТВО К КОМПЬЮТЕРУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ САМОЛЕТОМ 2012
  • Федотов Александр Евгеньевич
RU2498833C1
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Панин Евгений Петрович
RU2295992C2
СКЛАДНОЙ ВЕЛОМОБИЛЬ 2002
  • Баженов О.С.
RU2243124C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ 2013
  • Кузнецов Борис Васильевич
RU2513859C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 293 668 C1

Реферат патента 2007 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности кресла машиниста локомотива. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит основание, подвижную платформу, направляющие, элементы качения, снабжено фиксирующим механизмом, закрепленным на платформе, имеющей продольную направляющую ось. На основании выполнены расположенные в ряд фиксирующие отверстия. Направляющие основания выполнены в виде жестко закрепленных параллельно расположенных продольных пластин, вдоль которых скользят закрепленные на подвижной платформе элементы качения, и кронштейна с отверстием, в который входит направляющая ось подвижной платформы. Фиксирующий механизм содержит корпус, в котором смонтированы шток с подпружиненной педалью, фиксатор, качалка и горизонтальный вал. Шток и фиксатор установлены в отверстиях корпуса с возможностью вертикального перемещения. Качалка установлена на горизонтальном валу с возможностью поворота и взаимодействия одним концом с подпружиненным штоком, а другим - с фиксатором, входящим в фиксирующие отверстия основания. Корпус в центральной части для ограничения поворота качалки имеет опорную поверхность со скошенными гранями, наклоненными под углом друг к другу таким образом, что вершина угла в разрезе примыкает к нижней поверхности качалки и расположена на оси ее симметрии. Технический результат - упрощение конструкции с обеспечением возможности бесприводного регулирования положения сиденья в большом диапазоне перемещений, надежность в работе и удобство в эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 293 668 C1

1. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащее основание, подвижную платформу, направляющие и элементы качения, отличающееся тем, что устройство снабжено фиксирующим механизмом, закрепленным на подвижной платформе, имеющей продольную направляющую ось, на основании выполнены расположенные в ряд фиксирующие отверстия, направляющие основания выполнены в виде жестко закрепленных параллельно расположенных продольных пластин, вдоль которых скользят закрепленные на подвижной платформе элементы качения, и кронштейна с отверстием, в который входит указанная продольная направляющая ось подвижной платформы, при этом фиксирующий механизм содержит корпус, в котором смонтированы шток с подпружиненной педалью, фиксатор, качалка и вал, при этом шток и фиксатор установлены в отверстиях корпуса с возможностью вертикального перемещения, качалка установлена на валу с возможностью поворота и взаимодействия одним концом с подпружиненным штоком, а другим - с фиксатором, входящим в указанные фиксирующие отверстия основания, корпус в центральной части для ограничения поворота качалки имеет опорную поверхность со скошенными гранями, наклоненными под углом друг к другу таким образом, что вершина угла в разрезе примыкает к нижней поверхности качалки и расположена на оси ее симметрии.2. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что подвижная платформа снабжена дополнительным дублирующим узлом для расфиксации платформы, содержащим корпус, шток с педалью, качалку, конструктивно выполненные аналогично соответствующим элементам фиксирующего механизма, при этом качалка дублирующего узла посажена на вал фиксирующего механизма.3. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что к боковым граням подвижной платформы в передней ее части жестко прикреплены кронштейны, имеющие угловой профиль сечения, а к основанию прикреплены кронштейны ] - образного профиля с загнутыми внутрь свободными концами, охватывающими горизонтальные полки указанных кронштейнов платформы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2293668C1

Рабочее место водителя транспортного средства 1989
  • Козлов Игорь Николаевич
  • Скрипка Святослав Леонидович
  • Новиков Евгений Константинович
SU1689145A1
Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства 1978
  • Комин Леонид Андреевич
SU994318A1
Сиденье транспортного средства 1991
  • Комин Леонид Андреевич
SU1772011A1
Способ получения целлюлозы для химической переработки 1974
  • Лаптев Лев Николаевич
  • Оспищева Мария Владимировна
  • Халандовский Идель Нухимович
  • Иванов Михаил Алексеевич
  • Де-Милло Леонора Евгеньевна
  • Легоцкий Сергей Сергеевич
  • Нагродский Иосиф Абрамович
  • Добрынин Николай Андреевич
  • Меллер Яков Михайлович
  • Сенченко Тамара Сергеевна
  • Бейзер Элла Юрьевна
SU507678A1

RU 2 293 668 C1

Авторы

Горн Сергей Викторович

Сорокин Александр Владимирович

Лисовская Елена Аркадьевна

Козлов Алексей Алексеевич

Даты

2007-02-20Публикация

2005-06-29Подача