Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в турбинах для жидкостных ракетных двигателей.
Известна турбина, содержащая корпус с рабочей камерой, каналом подвода рабочего тела и полостью охлаждения, сообщенной с каналами подвода охлаждающей среды, рабочее колесо с бандажом, размещенное в рабочей камере, и расположенные в корпусе кольцевая охлаждающая полость и каналы для подачи охлаждающей среды (Авторское свидетельство N 1188337, МКИ F 01 D 11/10, 1985).
Известна также турбина, в корпусе которой имеется канал подвода охлаждающей среды, сообщенный с кольцевой полостью подачи охлаждающей среды на рабочее колесо турбины. (Авторское свидетельство N 1537840, МКИ F 01 D 5/08, 1990)
В этих турбинах возможно возгорание при работе на активных окислительных газообразных средах.
Кроме того, известна турбина, в которой имеется корпус с рабочей камерой, каналом подвода рабочего тела и полостью охлаждения, сообщенной с каналами подвода охлаждающей среды, рабочее колесо, размещенное в рабочей камере, и расположенное в торцевой части рабочей камеры со стороны канала подвода рабочего тела средство для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо, выполненное в виде кольцевой камеры, сообщенной с кольцевыми щелями (Патент США N 3883263, НКИ 415-116, 1975).
Эта турбина предназначена для транспортных двигателей. В таком техническом решении сложно обеспечить надежную работу турбины по отношению к возможности возгорания при применении распространенных материалов для случая, когда в качестве рабочего тела применяется высокотемпературная окислительная среда, что имеет место в некоторых современных мощных ЖРД.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состояла в предотвращении аварийности и повышении надежности работы турбины, в которой в качестве рабочего тела используется высокотемпературный окислительный газ.
Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, состоит в предотвращении возгорания во внутренней полости турбины при работе на окислительном газе и повышении ресурса работы турбины.
Для решения поставленной задачи в известной турбине, содержащей корпус, в котором выполнены рабочая камера, канал подвода рабочего тела, сообщенный с рабочей камерой, полость охлаждения, канал подвода охлаждающей среды, сообщенный с полостью охлаждения, рабочее колесо, размещенное в рабочей камере, средство для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо, расположенное в торцевой части рабочей камеры со стороны канала подвода рабочего тела и выполненное в виде кольцевой камеры, сообщенной с кольцевой щелью, расположенной в корпусе и сообщенной с каналом подвода охлаждающей среды, согласно изобретению рабочее колесо снабжено бандажом, введена цилиндрическая втулка, выполненная из материала с теплопроводностью, большей, чем теплопроводность материала корпуса, и расположенная коаксиально рабочему колесу, в корпусе втулка закреплена с образованием охлаждающей полости, расположенной на наружной поверхности втулки, втулка выполнена длиной, большей, чем длина рабочего колеса, и установлена с выступом за его габариты в сторону канала подвода рабочего тела, а наружные поверхности кольцевой камеры и кольцевой щели средства для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо выполнены посредством внутренней поверхности выступающей части втулки.
Возможны дополнительные варианты выполнения изобретения, в которых целесообразно, чтобы:
- была введена проставка, выполненная из материала с большей теплопроводностью, чем теплопроводность материала корпуса, и установленная в корпусе со стороны канала подвода рабочего тела, внутренняя поверхность кольцевой щели средства для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо была выполнена посредством наружной поверхности проставки;
- втулка была выполнена составной из двух частей, которые закреплены между собой в плоскости кольцевой камеры средства для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо;
- втулка была выполнена из бронзы;
На фиг. 1 представлена турбина в продольном относительно канала подвода рабочего тела сечении;
на фиг. 2 - то же, что на фиг. 1, при выполнении наружной поверхности кольцевой щели посредством проставки;
на фиг. 3 - то же, что на фиг. 1, при выполнении втулки из двух частей.
Турбина для жидкостного ракетного двигателя (фиг. 1) имеет корпус 1 с рабочей камерой 2 и каналом 3 подвода рабочего тела, рабочее колесо 4 с бандажом 5, размещенное в рабочей камере 2, и расположенную коаксиально рабочему колесу 4 втулку 6, неподвижно установленную в корпусе 1 с образованием полости 7 охлаждения, сообщенной с каналами 8 подвода охлаждающей среды (на фиг 2 показаны местными вырванными частями корпуса 1). В торцевой части рабочей камеры 2 со стороны канала подвода рабочего тела 3 расположено средство для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо 4, выполненное в виде кольцевой щели 9, сообщенной с кольцевой камерой 10 и связанной с каналами 8 подвода охлаждающей среды.
Кольцевая щель 9 образована концентричными и сопряженными между собой с гарантированным зазором поверхностями 11 и 12 втулки 6 и корпуса 1. Сопрягаемые поверхности 11 и 12 втулки и корпуса могут выполнятся цилиндрическими, коническими либо криволинейными.
Втулка 6 выполнена из материала с теплопроводностью большей, чем теплопроводность материала корпуса 1. Втулка 6 закреплена в корпусе 1 с образованием охлаждающей полости 7, расположенной над ее наружной поверхностью. Втулка 6 выполнена длиной, большей, чем длина рабочего колеса 4 вдоль продольной оси, и установлена с выступом за его габариты в сторону канала 3 подвода рабочего тела. Наружные поверхности кольцевой камеры 10 и кольцевой щели 9 средства для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо выполнены посредством внутренней поверхности выступающей части втулки 6.
В конструкцию (фиг. 2) может быть введена проставка 13, выполненная из материала с большей теплопроводностью, чем теплопроводность материала корпуса 1. Проставка 13 установлена в корпусе 1 со стороны канала 3 подвода рабочего тела. В этом варианте внутренняя поверхность кольцевой щели 9 средства для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо выполнена посредством наружной поверхности проставки 13.
Втулка 6 (фиг. 3) может быть выполнена составной из двух частей 14 и 15, которые закреплены в корпусе 1.
В описанной турбине в качестве охлаждающей среды может быть использован жидкий окислитель, подаваемый из полости 16.
При работе турбины жидкий окислитель из полости 16 через каналы 8 подается в кольцевую камеру 10 и через кольцевую щель 9 впрыскивается в рабочую полость 2. Одновременно жидкий кислород из полости 16 через каналы 8 подается в охлаждающую полость 7, обеспечивая охлаждение втулки 6. Благодаря наличию кольцевой щели 9 обеспечивается непрерывность подачи охладителя по всему диаметру рабочего колеса 4 в зону осевого зазора между бандажом и неподвижными частями корпуса 1. Это повышает эффективность охлаждения рабочего колеса 4 и предотвращает возможность возгорания материалов конструкции в рабочей камере 2.
Наиболее успешно заявленная турбина для жидкостного ракетного двигателя может быть использована в энергетическом машиностроении, в двигателях, функционирующих на активных окислительных газообразных средах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОГЕНЕРАТОР | 1999 |
|
RU2159351C1 |
ЗАГЛУШКА КАМЕРЫ ЖРД | 1999 |
|
RU2159350C1 |
МОДУЛЬ-ГАЗОГЕНЕРАТОР | 1999 |
|
RU2159349C1 |
АМПУЛА С ПУСКОВЫМ ГОРЮЧИМ ДЛЯ ЗАЖИГАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА ЖРД | 1999 |
|
RU2159353C1 |
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА | 1999 |
|
RU2159377C1 |
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ | 1999 |
|
RU2159352C2 |
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЕЕ КОРПУС | 1999 |
|
RU2158841C2 |
БАК ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ВЫТЕСНЕНИЯ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2158699C1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2000 |
|
RU2200258C2 |
СТАБИЛИЗАТОР ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЙ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2183849C2 |
Турбина преимущественно для жидкостного ракетного двигателя содержит корпус, в котором выполнены рабочая камера, канал подвода рабочего тела, сообщенный с камерой, полость охлаждения, сообщенный с ней канал подвода охлаждающей среды. В торцевой части рабочей камеры со стороны канала подвода рабочего тела расположено средство для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо, выполненное в виде кольцевой камеры, сообщенной с кольцевой щелью, расположенной в корпусе, и с каналом подвода охлаждающей среды. Турбина содержит также втулку, выполненную из материала с теплопроводностью, большей, чем теплопроводность материала корпуса, и расположенную коаксиально рабочему колесу. Втулка закреплена в корпусе с образованием охлаждающей полости, расположенной на ее наружной поверхности, выполнена длиной, большей, чем длина рабочего колеса, и установлена с выступом за его габариты в сторону канала подвода рабочего тела. Наружные поверхности кольцевой камеры и кольцевой щели средства для подачи охлаждающей среды на рабочее колесо выполнены посредством внутренней поверхности выступающей части втулки. Рабочее колесо снабжено бандажом и расположено в корпусе. Такое выполнение турбины предотвращает возгорание в ее внутренней полости при работе на окислительном газе. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 3883263 A, 10.08.1976 | |||
Способ защиты элементов проточной части турбины от коррозионного растрескивания | 1986 |
|
SU1344917A1 |
Ступень паровой турбины | 1983 |
|
SU1188337A1 |
Устройство для охлаждения ротора паровой турбины | 1988 |
|
SU1537840A1 |
US 5074762 A, 24.12.1991 | |||
Универсальный всесезонный состав УВС "Воллапласт" | 2016 |
|
RU2640323C2 |
Авторы
Даты
2000-11-20—Публикация
1999-02-23—Подача