Изобретение относится к области создания средств защиты деталей из сплавов на никелевой основе от воздействия агрессивных сред, в частности, к составам металлокерамических покрытий, используемых для защиты проточной части турбин турбонасосных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), работающих в высокотемпературном потоке окислительного генераторного газа, содержащего частицы сплава АМг6, являющегося инициатором возгорания.
Известно использование для защиты никелевых сплавов от возгорания стеклоэмалевых, стеклокерамических покрытий (С.С. Солнцев "Защитные технологические покрытия и тугоплавкие эмали", М., Машиностроение, 1984, с. 200), получаемых по шликерно-обжиговой технологии на проточной части турбонасосного агрегата. Однако эти покрытия при температуре около 650oC разрушаются в потоке инертного газа, содержащего частицы сплава АМг6, из-за хрупкости и малой эрозионной стойкости. К тому же они не формируются на никелевом слое.
Известно также никелевое покрытие, состоящее из NiCrAlY + ZrO2 + MgO2 (патент США N 4289447, НКИ 415-200, 1981). Это покрытие наносится гальваническим и электроплазменным методами, которые не обеспечивают необходимую равномерность толщины слоя покрытий на всех участках деталей сложной формы.
Наиболее близким к настоящему изобретению является композиция для получения металлокерамического покрытия, описанная в авторском свидетельстве СССР N 462808, МКИ C 03 C 8/16, 1975.
Композиция для получения известного покрытия содержит в своем составе, вес. ч.:
Эмалевая фритта - 100
Порошок никеля - 50-150
Оксид хрома - 0,1 - 1,2
Бентонит - 26
Поташ - 0,1 - 0,5
Состав эмалевой фритты, включает, мас.%:
Оксид кремния - 8,74
Оксид бора - 15,14
Оксид бария - 11,15
Оксид свинца - 64,97
Недостатком указанного покрытия, предназначенного для защиты деталей из стали и чугуна, является низкая рабочая температура 300 - 350oC и унос покрытия с деталей, выполненных из никелевого сплава, при температурах выше 500oC.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик металлокерамического покрытия, предназначенного для защиты деталей из никелевых сплавов, покрытых защитным слоем из никеля, в частности, проточной части турбин турбонасосных жидкостных ракетных двигателей.
Техническим результатом изобретения является получение металлокерамического покрытия деталей, выполненных из никелевого сплава с никелевым покрытием, обладающего повышенной стойкостью к термоциклическому и эрозионному воздействию высокоскоростного и высокотемпературного до 900oC потока кислородсодержащего газа, содержащего инициирующие зажигание частицы, а также обеспечение выравнивания суммарной толщины обоих покрытий (никелевого и металлокерамического) на деталях сложной формы и укрепление никелевого покрытия.
Цель изобретения и указанный технический результат достигаются тем, что для получения металлокерамического покрытия композиция, содержащая никель, оксиды бария и бора, дополнительно содержит оксиды алюминия, церия, циркония при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Никель - 36-58
Оксид бария - 16-19
Оксид бора - 7-13
Оксид алюминия - 6-9
Оксид церия - 14-19
Оксид циркония - 1-2
При использовании предлагаемой композиции на никелевом покрытии формируется металлокерамическое покрытие, выравнивающее суммарную толщину защитных слоев на деталях сложной формы, выполненных из никелевых сплавов, и укрепляющее никелевое покрытие. Полученное покрытие выдерживает без разрушения циклическое воздействие высокоскоростного и высокотемпературного потока окислительного генераторного газа.
Для апробирования предлагаемой композиции для получения металлокерамического покрытия на деталях из никелевых сплавов с никелевым покрытием были взяты мелкодисперсные порошки никеля (Ni), оксидов церия (CeO2), циркония (ZrO2), алюминия (Al2O3), бария (BaO), бора (B2O3). В полученную композицию добавляли воду и приготавливали шликер.
Наносили шликер на детали методом окунания, распыления или залива в зависимости от сложности формы детали.
Сушили шликерные слои на воздухе, в сушильной камере или в потоке горячего воздуха.
Обжигали покрытие при нагреве в печи в среде инертного газа, например аргона, при температуре 1000-1100oC, в течение 0,5-1 ч.
Пример осуществления изобретения
В качестве образцов были взяты пластинки из никелевого сплава ЭП741 размером 30х40х2 мм, образцы - лопатки длиной 70 мм, шириной 12 мм, толщиной 3 мм и цельноизготовленное рабочее колесо турбины турбонасосного агрегата ЖРД со слоем покрытия на основе никеля, нанесенного гальваническим методом, толщиной 50-100 мкм.
Согласно рецептуре готовили шликер на основе композиции с содержанием компонентов, указанных в таблице 1, методом окунания, наносили на образцы и рабочее колесо, в качестве детали. Сушили образцы и деталь в потоке горячего воздуха. Обжигали образцы и деталь с нанесенным покрытием в контейнере, заполненном аргоном, при температуре 1000oC в течение 30 мин.
Кроме того были изготовлены образцы пластины и образцы-лопатки с покрытием, полученным в соответствии с указанным выше авторским свидетельством СССР N 462808.
Оценивали прочность сцепления покрытия с подложкой, термическую устойчивость и стойкость к возгоранию образцов-лопаток с покрытием. О прочности сцепления судили по характеру скола от удара 0,5 кгсМ на копре. Термически устойчивым считали покрытие, выдерживающее без разрушения 50 термоциклов нагрева до 900oC и охлаждения до 20oC в воде и вновь нагрев.
Стойкость к возгоранию определяли в потоке газообразного кислорода при температуре до 900oC, при подаче частиц сплава АМг6 размером менее 0,4 мм и массой 0,05 г.
Составы композиции для получения металлокерамических покрытий согласно настоящему изобретению с минимальными, максимальными и средними значениями содержания исходных компонентов и состав известной композиции приведены в табл. 1.
В результате экспериментальных исследований установлено, что уменьшение в предложенной композиции для получения металлокерамического покрытия содержания никеля ниже минимальных значений приводит к охрупчиванию покрытия, уменьшение количества оксида бора повышает температуру обжига, уменьшение содержания оксидов бария, алюминия, церия, циркония увеличивает количество стеклофазы, снижает температуру обжига и приводит к охрупчиванию покрытия и потере прочности сцепления с защищаемой поверхностью.
Увеличение содержания указанных выше компонентов, за исключением оксида бора, выше максимальных значений приводит к повышению температуры обжига, снижению механической прочности покрытия. Увеличение количества оксида бора приводит к увеличению стеклофазы, снижению температуры обжига и прочности сцепления. Режимы обжига и свойства покрытия приведены в таблице 2.
Как следует из представленных в таблице 2 данных, покрытие, полученное с применением предложенной композиции, обеспечивает достижение технического результата в виде повышения стойкости.
Предлагаемое покрытие надежно защищает никелевое покрытие, нанесенное на деталь, от возможного выкрашивания, имеет высокую прочность сцепления, не скалываясь от удара 0,5 кгсМ, обладает высокой термической устойчивостью.
Образцы с этим покрытием выдерживают без возгорания воздействие частиц сплава АМг6, вдуваемых в поток окислительного газа до 20 раз. Известное покрытие, предназначенное для сталей и чугуна, разрушается от удара с образованием скола-пробоя и не работоспособно при температуре 900oC, будучи в перегретом состоянии низковязким, легко сдуваемым потоком газа. Опробование композиции для получения металлокерамического покрытия на рабочем колесе турбонасосного агрегата из никелевого сплава ЭП741НП с никелевым покрытием, как при разгонных испытаниях, так и при работе двигателя, даже со вдувом частиц сплава АМг6, показало, что полученное покрытие прочно удерживается на деталях сложной формы, в том числе и на острых кромках, заполняет полости с тонким никелевым слоем, увеличивая общую толщину защитного слоя, и не разрушается при воздействии вибрационных нагрузок. Использование предлагаемой композиции для получения металлокерамического покрытия на деталях и узлах сложной формы из никелевых сплавов с никелевым слоем обеспечит их работоспособность и надежность при циклическом воздействии высокоскоростного потока окислительного генераторного газа, содержащего частицы сплава АМг6, при температурах до 900oC.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Металлокерамическое покрытие | 2018 |
|
RU2712679C1 |
ПОРОШКОВАЯ ШИХТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ | 1999 |
|
RU2170714C2 |
Способ получения на поверхности детали из никелевого сплава защитного покрытия | 2018 |
|
RU2698163C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛЯХ ИЗ НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ | 2005 |
|
RU2375495C2 |
ПОРОШКОВАЯ ШИХТА И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗ НЕЕ ЗАЩИТНОГО МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДИСПЕРСИОННО-ТВЕРДЕЮЩИХ НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ | 1994 |
|
RU2078849C1 |
КОРПУС КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2158840C2 |
ЗАГЛУШКА КАМЕРЫ ЖРД | 1999 |
|
RU2159350C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ ТОНКОСТЕННЫХ СИЛЬФОНОВ | 1999 |
|
RU2164188C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 1999 |
|
RU2158668C2 |
МОДУЛЬ-ГАЗОГЕНЕРАТОР | 1999 |
|
RU2159349C1 |
Изобретение относится к средствам защиты деталей из сплавов на никелевой основе. Композиция для получения металлокерамического покрытия содержит никель, оксид бария, оксид бора, оксид алюминия, оксид церия и оксид циркония при следующем соотношении компонентов, мас.%: никель 36 - 58; оксид бария 16 - 19; оксид бора 7 - 13; оксид алюминия 6 - 9; оксид церия 14 - 19; оксид циркония 1 - 2. В результате повышаются эксплуатационные характеристики покрытия. 2 табл.
Композиция для получения металлокерамического покрытия, содержащая никель, оксиды бария и бора, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит оксиды алюминия, церия и циркония при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Никель - 36 - 58
Оксид бария - 16 - 19
Оксид бора - 7 - 13
Оксид алюминия - 6 - 9
Оксид церия - 14 - 19
Оксид циркония - 1 - 2
Масса для получения токопроводящего покрытия на стали и чугуне | 1973 |
|
SU462808A1 |
ПРОТЕКТОРНОЕ ПРОТИВОКОРРОЗИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 1995 |
|
RU2085608C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ ГРУНТОВКА ПМ-001ВК И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2085802C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ИЛИ ПРОЛЕТА СООРУЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2303681C1 |
Способ торможения при использовании универсальной самоцентрирующейся системы. | 2016 |
|
RU2632383C2 |
DE 3931046 A1, 22.03.1990 | |||
СПОСОБ, УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯ КАРТЫ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ОСТАТОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЕДИНИЦЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ | 2013 |
|
RU2577471C1 |
Авторы
Даты
2000-11-20—Публикация
1999-02-23—Подача