Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к узлам и агрегатам транспортных средств, преимущественно к мобильным устройствам для размещения оборудования различного назначения, в том числе оборудования производственного назначения. Наиболее важное назначение предлагаемого изобретения - для создания и размещения мобильных модульных заводов (ММЗ) различного назначения и производительности, позволяющих исключить нерациональные перевозки сырья от их источников к местам переработки, готовой продукции - к базам хранения и сбыта, развить производство и обеспечить занятость трудовых ресурсов в труднодоступных, удаленных и малоосвоенных районах. Предлагаемое транспортное средство может быть использовано также для создания мобильных магазинов, госпиталей, пунктов по сбору и временному размещению вынужденных переселенцев, беженцев, населения, пострадавшего от стихийных бедствий или других чрезвычайных событий, электростанций, АТС, складов, мастерских, гаражей, помещений бытового назначения, пунктов по сбору и переработке сырья, отходов и т.п.
Известны железнодорожные и автомобильные транспортные средства [1, 2], предназначенные для перевозки различных грузов ограниченных габаритов. Известны также технические решения транспортных средств, направленные на увеличение их вместимости, оснащение их погрузочно-разгрузочными приспособлениями [3, 4, 5], на расширение эксплуатационных возможностей [6].
В качестве наиболее близкого по технической сущности и назначению к предлагаемому техническому решению транспортного средства для размещения мобильных модульных заводов выбран железнодорожный грузовой вагон [5], который содержит кузов с элементами продольного и поперечного силового набора и ходовую часть, включающую в себя собственно ходовую часть и раму, на которой установлены вертикальные стойки, несущие кузов с крышей, причем кузов разделен на секции, ограниченные указанными стойками.
Недостатками известной конструкции является ограниченная вместимость, невозможность быстрого увеличения полезных площадей и объемов указанных вагонов, а также ограниченность путей транспортировки в случае выбора для них крупногабаритных размеров, не соответствующих существующим габаритным ограничениям, что сужает его функциональные и эксплуатационные возможности.
В основу изобретения поставлена задача создания транспортного средства, конструкция которого позволяет увеличить его исходную полезную площадь и объем в требуемое число раз, обусловленное необходимостью размещения соответствующего оборудования для создаваемого на его базе мобильного модульного завода (ММЗ) определенного назначения, расширить его функциональные и эксплуатационные возможности.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном устройстве [5] , содержащем ходовую часть и кузов, согласно изобретению кузов выполнен сборно-разборным и снабжен дополнительными секциями-щитами соответствующего назначения и размеров для обеспечения использования их в качестве дополнительных секций стен, крыши и пола, при этом каждая из секций снабжена соответствующими крепежно-установочными соединительными элементами. Предусмотрены также установка дополнительных секций пола на домкраты или регулируемые опоры и соединение их между собой с помощью крепежно-установочных элементов.
Введение отличительных признаков в предлагаемой конструкции транспортного средства для размещения мобильных модульных заводов позволяет увеличить объем и полезную рабочую площадь каждого транспортного средства по крайней мере в 2-7 раз при развертывании из походного положения в рабочее, а также позволяет сочленять соседние транспортные средства в продольном и поперечном направлениях теоретически не ограниченное количество раз, то есть в целом позволяет расширить функциональные и эксплуатационные возможности предлагаемого транспортного средства и тем самым решить поставленную задачу.
Сущность изобретения поясняется графическими изображениями на фиг. 1 - 16, где представлены варианты конструкции предлагаемого транспортного средства:
внешний вид с торца - для вариантов транспортного средства с увеличением первоначального полезного объема и площади соответственно:
двукратным - фиг. 1 - 2,
трехкратным - фиг. 3 - 4,
четырехкратным - фиг. 5,
семикратным - фиг. 8;
внешний вид сбоку - для вариантов транспортного средства с увеличением первоначального полезного объема и площади двух-, трех- или четырехкратным - фиг. 6, внешний вид которых с торца представлен соответственно на фиг. 2, 4, 5;
пример поперечного сочленения в единую конструкцию двух транспортных средств с трехкратным увеличением первоначального объема каждого из них - фиг. 7 (внешний вид с торца), причем правое транспортное средство соответствует варианту, представленному на фиг. 3, а левое - на фиг. 4;
пример продольного сочленения в единую конструкцию двух транспортных средств с трех-четырехкратным увеличением первоначального объема каждого из них - фиг. 12;
иллюстрация вариантов конструктивного исполнения и последовательности развертывания из походного в рабочее положение для транспортного средства с увеличением полезного объема:
в 4 раза - фиг. 9 (вид с торца), фиг. 10 (вид сбоку), фиг. 11 (вид сверху на транспортное средство в полуразвернутом положении - крыша условно не показана, пол, боковые и торцевые стенки правой и левой консолей транспортного средства уже развернуты в рабочее положение, а опоры и откосы еще уложены на полу в походном положении);
в 7 раз - фиг. 13 (вид с торца), фиг. 14 (вид сбоку);
пример предлагаемого транспортного средства на базе самоходного плавучего устройства - фиг. 15, 16.
Позициями на графических материалах обозначены:
1 - основная оболочка (кузов) транспортного средства в походном положении с элементами продольного и поперечного силового набора, обшивкой, крышей и окнами,
2 - ходовая часть с несущей рамой,
2.1 - ходовая часть,
2.2 - несущая рама,
3 - домкрат для подъема оболочки на уровень второго,..., К-го этажа,
4 - опора для фиксации оболочки второго,..., К-го этажа,
5 - горизонтальные оси (шарниры) опор 4,
6 - домкраты с опорными площадками (регулируемые опоры),
7 - полы дополнительных оболочек (консолей),
8 - горизонтальные оси крыши и полов дополнительных оболочек (консолей),
9 - крыши дополнительных оболочек (консолей) с окнами,
10 - боковые стенки консолей с окнами,
11 - шарниры или оси для поворота боковых стенок консолей,
12 - торцевые стенки консолей с окнами,
13 - вертикальные оси для поворота торцевых стенок консолей,
14 - торцевые стенки центральной части первого этажа с окнами,
15 - пол центральной части первого этажа,
16 - пол второго,..., К-го этажа,
17 - опоры для повышения жесткости крепления осей 8 крыши консолей и пола второго,..., К-го этажа,
18 - откосы,
19 - оси (шарниры) вращения откосов относительно опор 4,
20 - поперечные балки,
21 - дополнительный сегмент (секция) крыши,
22 - дополнительные секции-щиты,
23 - поплавки (понтоны),
24 - регулируемые механические связи,
25 - надстройки с оборудованием плавучего устройства,
26 - водоем.
Предлагаемое транспортное средство для размещения мобильных модульных заводов содержит основную оболочку (кузов) 1 и ходовую часть с несущей рамой 2 (несущая рама 2.2 закреплена на ходовой части 2.1). Основная оболочка (кузов) 1 выполнена сборно-разборной и снабжена дополнительными секциями-щитами соответствующего назначения и размеров, а также соединительно-запорными и крепежно-установочными элементами для обеспечения использования секций-щитов в качестве дополнительных секций стен, крыши и пола. Поэтому кузов 1 фактически является только основной оболочкой 1 первого этажа транспортного средства в походном (свернутом) положении. При необходимости увеличения объема транспортного средства в рабочем положении основная оболочка 1 поднимается вверх и становится оболочкой последнего этажа транспортного средства либо раскладывается в стороны для формирования дополнительных объемов и площадей в виде дополнительных оболочек (консолей).
Подробно конструкция предлагаемого технического решения рассмотрена на примерах транспортного средства с четырех- и семикратным увеличением первоначальных полезных площади и объема - фиг. 9 - 16.
Согласно фиг. 5, 6, 9 - 11, когда предложенная конструкция рассчитана на увеличение в 4 раза полезного объема транспортного средства, в его состав включаются основная оболочка 1, ходовая часть 2.1 с несущей рамой 2.2, домкраты 3 для подъема основной оболочки 1 на уровень второго этажа, опоры 4, которые в походном положении укладываются вдоль боковых стен внутри основной оболочки 1 с возможностью разворота на 90o вокруг горизонтальных осей или шарниров 5, расположенных вдоль торцевых стен внутри основной оболочки 1, домкраты (или регулируемые опоры) с опорными площадками 6, перевозимые внутри транспортного средства и служащие для исключения влияния рессор и амортизаторов транспортного средства, повышения жесткости всей конструкции в рабочем положении и обеспечения горизонтального расположения и поддерживания полов консолей транспортного средства 7 при его развертывании в рабочее положение, горизонтальные оси или шарниры 8, расположенные попарно вдоль продольных стен внутри основной оболочки 1 на полу и на уровне установки крыши консолей транспортного средства 9 при развертывании, боковые стенки консолей 10, соединенные с соответствующими полами консолей 7 с помощью шарниров или осей 11, торцевые стенки консолей 12, в походном положении установленные вдоль боковых стен транспортного средства и поворачивающиеся вокруг вертикальных осей 13, торцевые стенки 14 центральной части первого этажа транспортного средства, пол центральной части первого этажа транспортного средства 15, жестко соединенный с рамой 2.2, пол второго этажа 16, опоры 17 для крепления верхних осей 8 на уровне установки крыши консолей 9, откосы 18, соединенные с опорами 4 с помощью осей или шарниров 19, обеспечивающие повышение жесткости конструкции при подъеме или в процессе подъема второго этажа и в рабочем положении, соединительно-запорные и крепежно-установочные элементы и специальные грузоподъемные приспособления для развертывания и свертывания транспортного средства (на чертежах не показаны). Оборудование мобильного модульного завода крепится к полу центральной части первого этажа 15 и после развертывания транспортного средства в рабочее положение устанавливается на всех свободных площадях в соответствии с требованиями по размещению оборудования ММЗ. При необходимости наращивания оборудования до рабочего положения вверх (выше первого этажа) пол второго этажа 16 не устанавливается, для сохранения жесткости конструкции в этом случае в процессе развертывания дополнительно устанавливаются поперечные балки 20, которые вместе со стойками 17, откосами 18, опорами 4, рамой 2.2, обвязками и обшивкой основной оболочки 1 образуют шпангоуты и обеспечивают необходимую прочность, жесткость и устойчивость конструкции транспортного средства в развернутом положении. При необходимости размещения на втором этаже общежития, столовой, оборудования для производства, жизнеобеспечения или административных помещений в полу второго этажа 16 предусматриваются и заранее выполняются отверстия для части оборудования, укрепленного на полу центральной части первого этажа 15, как подлежащего, так и не подлежащего перемещению в пределах первого этажа при развертывании. Для обеспечения полного разворота опор 4 на 90o при неполном подъеме основной оболочки 1 на уровень второго этажа в полу второго этажа 16 также заготавливаются специальные отверстия. Все эти отверстия при развертывании после окончательного подъема основной оболочки 1 до уровня второго этажа вместе с частью оборудования, закрепленного в этой оболочке на полу 16 и поднимаемого при развертывании, закрываются дополнительными щитами. Кроме того, предусматриваются также двери, люки и лестницы (лифты) для входа, выхода и подъема обслуживающего персонала, сырья и готовой продукции на второй этаж, для доступа в пространство под полом транспортного средства и для входа и выхода наружу, а также для погрузки и выгрузки оборудования, сырья и готовой продукции (на чертеже не показаны). В частности, роль двери могут выполнять как торцевые стенки консолей 12 совместно с вертикальными осями 13 и боковые стенки консолей 10 совместно с горизонтальными осями 11, так и торцевые стенки центральной части первого этажа 14 при выполнении их поворотными одно- или двухстворчатыми.
Конструкция предлагаемого транспортного средства, первоначальный полезный объем которого увеличивается в рабочем состоянии в три раза, проще по сравнению с описанным выше: в одном варианте от основной оболочки 1 используются только крыша и торцевые стенки, но не требуются домкраты 3, опоры 4 и откосы 18 - фиг. 3, во втором варианте не требуются пол 7, торцевые стенки 12, домкраты с опорными площадками 6 и крыша 9 для одной из консолей, например для левой консоли - фиг. 4.
Конструкция предлагаемого транспортного средства, первоначальный полезный объем которого увеличивается в рабочем состоянии в два раза, также упрощается: либо не требуются пол 7, торцевые стенки 12, домкраты с опорными площадками 6 и крыша 9 для обеих консолей - фиг. 2, либо от основной оболочки 1 используется только крыша и не требуются домкраты 3, опоры 4, откосы 18, пол 7, торцевые стенки 12, домкраты с опорными площадками 6 и крыша 9 для одной из консолей, например для правой консоли - фиг. 1.
Особенностью транспортных модулей с 5-7-кратным увеличением первоначального полезного объема - фиг. 8, 13, 14 - является наличие дополнительного количества опор 4, 17, откосов 18, домкратов 3, домкратов или регулируемых опор с опорными площадками 6, выполнение этих элементов соответствующей длины, а также выполнение более длинными и прочными силовых конструкций шпангоутов и лонжеронов.
Принципиально наращивание площадей и объемов возможно и более чем в 7 раз. В одном случае применяются большие фермы между крышей последнего этажа и полом 7 дополнительных оболочек каждого транспортного средства и дополнительное большое количество секций или щитов. В другом случае предусматривается вместо одной секции пола консоли 7, двух торцевых стенок консоли 12 и потолка консоли 9 установка по N = 1, 2... секций пола 7 и крыши 9 консоли, практически одинаковой ширины и длины, шарнирно соединенных с помощью 2N горизонтальных осей 11, при этом обе торцевые стенки консоли 12 также выполняются в виде 2М (М = 1, 2...) секций, соединенных между собой с помощью 2М вертикальных осей 13. В походном положении такие дополнительные секции-щиты 7, 9 и 12 складываются в виде гармошки, а при развертывании в рабочее положение раскладываются и формируют дополнительную оболочку (консоль) транспортного средства с объемом в N раз большем, чем объем консоли, показанной на фиг. 9.
Возможно соединение рассмотренных выше развернутых транспортных средств между собой в продольном (фиг. 12) и поперечном (фиг. 7) направлениях для размещения большего количества оборудования, чем помещается в одном развернутом транспортном средстве. Возможность продольного сочленения (фиг. 12) предоставлена за счет выполнения торцевых стенок транспортного средства поворотными и одно- или двухстворчатыми и введения в состав транспортного средства дополнительных сегментов (секций) крыши 21 и дополнительных секций-щитов 22, которые обеспечивают продольное сочленение соседних транспортных средств теоретически не ограниченное количество раз. Возможность поперечного сочленения (фиг. 7) предоставлена за счет применения дополнительных профилей, уплотнителей и накладок, снижающих требования к точности маневрирования соседних транспортных средств и обеспечивающих герметичное и прочное поперечное сочленение соседних транспортных средств теоретически не ограниченное количество раз.
Конструктивное исполнение предлагаемого транспортного средства не ограничивается приведенным выше примером его осуществления. Так, в рамках данного изобретения возможны иные исполнения предлагаемого транспортного средства:
выполнение основной оболочки в виде К ≥ 2 вложенных друг в друга оболочек с возможностью их вертикального перемещения друг относительно друга на уровень второго, третьего,..., К-го этажа и снабжение ее средствами для подъема и закрепления дополнительных К-1 оболочек, например гидроподъемниками, заранее устанавливаемыми в транспортном средстве;
разделение дополнительных щитов и секций на элементы, линейные размеры которых не обязательно кратны соответствующим размерам основного кузова, но при их совместном сочленении обеспечивает формирование дополнительных полезных объемов, количество их выбирается из условия удобства и облегчения развертывания предлагаемой конструкции из походного положения в рабочее и обеспечения прочности, жесткости и устойчивости конструкции в развернутом состоянии;
разделение дополнительных щитов и секций на элементы, линейные размеры которых выбираются, например, из соотношения
L1c = Hc/N - Δ1 и L2c = Lк/M - Δ2
где Hc - высота кузова транспортного средства, Lк - длина кузова транспортного средства, N, М - натуральные числа, не равные нулю, Δ1 - поправка, учитывающая высоту крыши кузова, размеры соединительно-запорных и крепежно-установочных элементов, Δ2 - поправка, учитывающая длину неразворачиваемых элементов транспортного средства (например, длину кабины водителя грузового автомобиля, длину носовой или кормовой части плавучего средства, на которой устанавливаются типовые элементы его конструкции - капитанская рубка, средства причаливания или сигнализации и т.п.), а также размеры соединительно-запорных и крепежно-установочных элементов;
оборудование дополнительных секций-щитов торцевых и боковых стен и потолка в дополнительно формируемых оболочках транспортного средства, а также крыши, боковых и торцевых стен основной оболочки и его неразворачиваемой части окнами максимально допустимых размеров, позволяющими экономить электроэнергию за счет естественного освещения рабочих помещений, а секций-щитов, предназначенных для полов оболочек, - люками;
выполнение боковых, и/или торцевых стенок, пола и/или потолка консолей поворотными, прикрепление их с помощью осей (шарниров) к элементам силового набора первого, второго или К-го этажей в виде гармошки и снабжение их устройствами для крепления в походном положении и быстрого освобождения при развертывании;
выполнение секций-щитов потолка и боковых стенок консолей в виде элементов для формирования (сборки) дополнительных объемов консолей, опирающихся на пол дополнительных консолей, прикрепляемых к полу и шпангоутам крыши самого верхнего этажа и совместно с крышей и элементами поперечного силового набора полов консолей и полов центральной части транспортного средства формирующих шпангоуты транспортного средства в развернутом положении;
установка дополнительных подрамных ящиков для размещения в них вспомогательного оборудования и инструмента;
установка решеток, сеток и/или секций-щитов с вентиляционными окнами и с окнами для прокладывания сетей жизнеобеспечения (электро-, тепло-, пневмо-, теле-, радиосети, сети водоснабжения и канализации), устанавливаемых снаружи по периметру развернутого транспортного средства и снабженных установочно-запорными приспособлениями. Такие решетки/щиты обеспечивают защиту от проникновения посторонних лиц либо животных в пространство между полом и поверхностью (грунтом, водой, болотом, снегом, льдом) под развернутым транспортным средством, то есть обеспечивают пассивную охрану мобильного модульного завода и не препятствуют организации жизнеобеспечения ММЗ, а также повышают живучесть и стойкость ММЗ от наводнений за счет поднятия плоскости полов, на которых размещается оборудование, относительно поверхности на высоту регулируемых опор;
применение для щитов стен, пола и крыши элементов силового набора, на котором крепятся небольшие гофрированные секции, которые соединяются между собой при развертывании транспортного средства в рабочее положение, а в походном положении перевозятся внутри этого же транспортного средства, применение таких секций снижает требования к уровню квалификации сборочных бригад и грузоподъемному оборудованию;
снабжение секций-щитов пола основной и дополнительных оболочек и блоков оборудования ММЗ приспособлениями для облегчения его перемещения, например системой направляющих и роликов;
выполнение ходовой части предлагаемого транспортного средства в виде:
железнодорожной ходовой части, самоходной или буксируемой,
автомобильной ходовой части, самоходной или буксируемой,
ходовой части плавучего средства, самоходного или буксируемого,
ходовой части амфибии,
ходовой части снегоходного устройства, лыж или саней,
ходовой части средства на воздушной подушке,
при этом важно отметить, что нет принципиальной разницы, на какой именно ходовой части 2 устанавливается предлагаемая конструкция оболочек транспортного средства с указанными отличительными признаками - на ходовой части железнодорожного вагона, автомобиля, автомобильного прицепа-трейлера, полуприцепа, плавучего устройства (баржи, корабля, понтона), амфибии, саней, лыжных, снегоходных средств или транспортных средств на воздушной подушке - важен достигаемый результат: высокие маневренные возможности предлагаемого транспортного средства в сочетании с возможностями по созданию на их базе мобильных модульных заводов различных и наиболее целесообразных для рассматриваемой местности профилей производства и мощности, а также других объектов требуемого назначения (при использовании ходовой части 2.1 плавучих устройств, самоходных или буксируемых, амфибий или транспортных устройств на воздушной подушке в качестве несущей рамы 2.2 используется палуба выбранного устройства, а в качестве опорных площадок - поплавки или понтоны 23);
введение дополнительных поплавков и/или понтонов, на которые опираются домкраты и/или регулируемые опоры, обеспечивающие горизонтальное положение полов дополнительно разворачиваемых оболочек;
введение регулируемых механических связей поплавков (понтонов) с транспортным средством - поплавки (понтоны) соединяются в процессе развертывания с основным транспортным плавучим устройством выбранного типа (кораблем, баржей, амфибией или устройством на воздушной подушке) с помощью механических связей, регулируемых с учетом массы и порядка размещения оборудования ММЗ, сырья и готовой продукции и обеспечивающих горизонтальное положение пола оболочек.
Введение отличительных признаков в предлагаемой конструкции транспортного средства для размещения мобильных модульных заводов позволяет увеличить объем и полезную рабочую площадь транспортного средства при развертывании из походного положения в рабочее теоретически не ограниченное количество раз, позволяет размещать перевозимое оборудование в стандартных железнодорожных, автомобильных, водных габаритах, соответствующих существующим ограничениям (дороги, шлюзы, мосты), позволяет осуществлять движение как по бездорожью, так и по любым дорогам без дополнительных согласований с Государственной автомобильной, железнодорожной, водной и т.д. инспекцией и в целом позволяет расширить функциональные и эксплуатационные возможности предлагаемого транспортного средства.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
В походном положении предлагаемые транспортные средства по внешнему виду и габаритам практически не отличаются от известных транспортных средств, но могут быть дополнительно оборудованы большими окнами, сдвигаемыми секциями крыши 21, специальными грузоподъемными приспособлениями для развертывания и свертывания, подрамными ящиками (для сухопутных вариантов).
Принцип перевода предлагаемого транспортного средства из походного (транспортного) положения в рабочее иллюстрируют фиг. 9 - 16.
Развертывание транспортного средства производится в следующей последовательности и в направлениях, указанных стрелками, обозначенными на указанных фигурах цифрами внутри окружности:
1 - вертикальный неполный подъем основной оболочки 1 до уровня второго, третьего,..., К-го этажа вместе с полом 16 и, возможно, с укрепленной на нем частью оборудования с помощью домкратов 3, страхуемый опорами 4 с откосами 18;
2 - подъем крыши консолей 9 с поворотом вокруг верхних осей 8, при этом используются либо заранее смонтированные на крыше предлагаемого транспортного средства лебедки и грузовые стрелы, либо дополнительные краны (самоходные либо размещаемые на дополнительных транспортных средствах или плавучих устройствах);
3 - опускание с помощью лебедок (кранов) полов консолей 7 с поворотом вокруг нижних осей 8 вместе с боковыми стенками консолей 10 и осями 11 и предварительное выравнивание в горизонтальной плоскости полов 7 с помощью домкратов и опорных площадок 6 либо поплавков (понтонов) 23;
4 - подъем боковых стенок консолей 10 с поворотом вокруг осей 11;
5 - поворот торцевых стенок консолей 12 вокруг вертикальных осей 13;
6 - окончательный подъем основной оболочки 1, полный доворот опор 4 на 90 вокруг осей 5, и фиксация опор 4 с оболочкой второго этажа 1 и торцевыми стенками 14 первого этажа;
7 - укрепление мест соединения боковых 10 и торцевых 12 стенок консолей между собой, а также с полом консолей 7 и с крышей консолей 9;
8 - установка дополнительных щитов (сеток, решеток), загораживающих пространство между полом и поверхностью установки (грунтом, водой, болотом, снегом, льдом) по периметру транспортного средства, для пассивной защиты от посторонних лиц либо животных;
9 - перемещение, установка и закрепление оборудования ММЗ в соответствии с существующими для него требованиями.
Последовательность развертывания в рабочее положение может быть другой, если предлагаемое транспортное средство собрано иным образом, например сначала выполняется операция 3, затем 4, 2, 5 (или в другой последовательности - сначала операция 5, затем - 2), а потом - операции 7 и 8. Далее перемещается оборудование ММЗ из центральной части в дополнительные оболочки (консоли) и только затем выполняются операции 1 и 6.
Если полы 7, торцевые стенки 12 и крыша 9 консоли в походном положении складываются в форме гармошки, то при их развертывании потребуются дополнительные временные опорные конструкции, обеспечивающие безопасность проведения операций свертывания и развертывания.
Оборудование мобильного модульного завода в походном положении крепится к полу центральной части первого этажа 15, а после развертывания транспортного средства в рабочее положение устанавливается на всех свободных площадях в соответствии с требованиями по размещению этого оборудования и по обеспечению необходимых технологических проходов.
При необходимости наращивания оборудования вверх до рабочего положения выше потолка первого этажа пол второго этажа 16 не устанавливается, но при этом устанавливаются поперечные балки 20. Однако при необходимости размещения на втором этаже общежития, столовой, оборудования для производства, жизнеобеспечения или административных помещений в полу второго этажа 16 заранее предусматриваются отверстия для той части оборудования, укрепленного на полу центральной части первого этажа 15, которая при развертывании в рабочее положение вообще перемещаться не должна. Для обеспечения полного разворота опор 4 на 90o при неполном подъеме оболочки второго этажа 1 в полу второго этажа 16 также заготавливаются специальные отверстия. Все эти отверстия при развертывании после окончательного подъема основной оболочки 1 на уровень последнего этажа вместе с оборудованием, закрепленным в этой оболочке на полу 16, закрываются дополнительными щитами. Во всех случаях обеспечивается наличие необходимых технологических проходов между оборудованием, которое в рабочем положении перемещается на дополнительно развертываемые (формируемые) площади, и в местах для складирования и хранения сырья и готовой продукции.
При развертывании предлагаемого транспортного средства и установке оборудования ММЗ или объектов другого назначения в качестве соединительно-запорных и крепежно-установочных элементов используются:
поперечные балки 20, устанавливаемые в случае отказа от полов второго, третьего, . . . , К-го этажа транспортного средства и вместе со стойками 17, откосами 18, опорами 4, с обвязками и обшивкой основной оболочки 1 и несущей рамой 2.2 образующие шпангоуты и обеспечивающие необходимую прочность, жесткость и устойчивость конструкции транспортного средства в развернутом положении - фиг. 5, 8, 9, 10, 13, 14;
специальные накладки или профили, обеспечивающие жесткие и герметичные соединения соседних секций-щитов как в одной плоскости, так и во взаимно перпендикулярных плоскостях и одновременно снижающие требования к точности изготовления секций-щитов, а также к точности маневрирования соседних транспортных средств при их продольном и/или поперечном сочленении;
ограничители положения крыши 9 консолей транспортного средства относительно боковых 10 и торцевых 12 стенок консолей, обеспечивающие жесткие и герметичные их соединения;
фиксаторы раскладываемых секций-щитов в походном положении;
дополнительные защитные секции-щиты с окнами для подвода коммуникаций жизнеобеспечения ММЗ, решетки или сетки, обеспечивающие пассивную защиту подрамного и подконсольных пространств от проникновения животных и посторонних лиц, устанавливаемые по периметру транспортного средства после его развертывания и соединяемые между собой специальными профилями или накладками;
дополнительные усилительные поперечные и продольные поворотные балки, в походном положении укладываемые вдоль несущей рамы 2.2 и укрепляемые с помощью фиксаторов, а в развернутом положении опирающиеся на домкраты 6 и поддерживающие полы 7 консолей;
лестницы, лифты, люки, ворота и двери для доступа внутрь транспортного средства и в пространство под полом транспортного средства, а также для подъема персонала, оборудования, сырья и готовой продукции на второй, третий,.. ., К-ый этаж, погрузки и выгрузки оборудования, сырья и готовой продукции.
В качестве специальных грузоподъемных приспособлений, необходимых при развертывании и свертывании транспортного средства, используются:
домкраты 3 для подъема вверх или опускания вниз основной оболочки 1;
лебедки, необходимые для подъема опор 4 с откосами 18, подъема и опускания крыши консолей 9, плавного опускания и подъема пола консолей 7 совместно с боковой стенкой консоли 10, для перемещения секций-щитов 22 и сегментов крыши 21 при сочленении соседних транспортных средств;
поворотные стрелы, монтируемые на крыше транспортного средства и обеспечивающие необходимые направления прикладывания сил, создаваемых лебедками;
вспомогательные краны, самоходные или буксируемые, выполняющие функции упомянутых лебедок, поворотных стрел и домкратов 3.
В развернутом состоянии предлагаемое транспортное средство с установленным в нем оборудованием функционирует столько времени, сколько требуется от него по местным условиям (например, пока не будет истощен источник сырья, на базе которого работает мобильный модульный завод, или не завершен сезон сбора грибов, ягод и т.п., для переработки которых развернут ММЗ, установленный на транспортном средстве предлагаемой конструкции). Далее он сворачивается из рабочего состояния в походное и свободно перемещается к следующему требуемому и рациональному месту базирования как по транспортным путям с соблюдением существующих габаритных ограничений для железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, так и по бездорожью.
Возврат предлагаемого транспортного средства из состояния эксплуатации в походное состояние осуществляется в обратной последовательности по сравнению с тем, как осуществлялось развертывание. Сначала сворачивается оборудование мобильных модульных заводов, затем сворачивается конструкция предлагаемого транспортного средства из состояния эксплуатации в качестве помещения для мобильного модульного завода в состояние походное - в качестве транспортного средства для перемещения мобильного модульного завода к новому месту расположения.
Использование транспортных средств предлагаемой конструкции позволяет быстро развертывать ММЗ различного профиля в труднодоступных и относительно необжитых районах со слабо развитой промышленностью и запасами сырья, нерентабельными для стационарных заводов, позволяет маневрировать заводами с соблюдением габаритных ограничений железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, сохранять работоспособность сухопутных вариантов ММЗ при наводнениях и в условиях военного времени.
Функциональные и эксплуатационные возможности предлагаемого транспортного средства, благодаря введению отличительных признаков, значительно расширены и создают практически неограниченные возможности по созданию на их базе мобильных модульных заводов различных и наиболее целесообразных в рассматриваемой местности профилей производства, обеспечивая следующие преимущества, по сравнению с вариантом стационарных заводов.
1. Возможность комплектования мобильных модульных заводов широким набором производственного и вспомогательного оборудования, так как оно обычно и разрабатывается с учетом габаритов и грузоподъемности вагонов, автомобилей и транспортных средств других типов.
2. Исключение нерациональных перевозок сырья от источников к заводам, а готовой продукции - от заводов к базам хранения и сбыта и снижение дальности перевозок сырья.
3. Возможность привлечения относительно дешевых свободных трудовых ресурсов в слабо охваченных промышленностью районах в непосредственной близости от источников сырья.
4. Возможность выбора наиболее выгодного времени года для размещения мобильных модульных заводов вблизи труднодоступных источников с небольшими запасами сырья.
5. Возможность хранения готовой продукции и сырья в транспортных средствах предлагаемой конструкции как за счет применения сушилок, холодильного и морозильного оборудования, так и за счет использования дополнительных оболочек.
6. Исключение понятия "недоступность" по отношению к источникам сырья.
Кроме того, предлагаемое транспортное средство может быть использовано также для создания мобильных модульных объектов непроизводственного назначения (передвижных магазинов, госпиталей и др.).
При этом основными преимуществами транспортного средства предлагаемой конструкции по сравнению с аналогичными стационарными конструкциями дополнительно являются следующие:
1. Отсутствие массивных фундаментов.
2. Возможность наращивания полезных площадей и объемов как за счет конструктивных особенностей каждого транспортного средства предлагаемой конструкции, так и за счет продольного и поперечного соединения нескольких таких транспортных средств.
3. Возможность выбора для транспортного средства, в зависимости от местных условий, ходовой части рационального типа.
4. Повышенная живучесть и стойкость от наводнений, стихийных бедствий, а также от ударов авиации в условиях военного времени.
5. Возможность использования списанных несущих рам и ходовых частей для сборки на них транспортных средств предлагаемой конструкции.
Из рассмотренного видно, что введение отличительных признаков в предлагаемой конструкции транспортного средства для размещения мобильных модульных заводов позволяет увеличить объем и полезную рабочую площадь транспортного средства при развертывании из походного положения в рабочее, повысить мобильность и проходимость транспортного средства и тем самым расширить его функциональные и эксплуатационные возможности.
Предлагаемое техническое решение обеспечивает его работу как транспортного средства, так и средства для создания и размещения мобильных модульных заводов, передвижных магазинов, госпиталей, пунктов по сбору и временному размещению вынужденных переселенцев, беженцев, населения, пострадавшего от стихийных бедствий или других чрезвычайных событий, электростанций, АТС, складов, мастерских, гаражей, помещений бытового назначения, пунктов по сбору и переработке сырья, отходов и т.п. Реализация его на основе самоходных или буксируемых средств наземного или водного транспорта (железнодорожных вагонов, грузовых автомобилей и автомобильных прицепов-трейлеров, полуприцепов, плавучих средств), а также средств высокой проходимости (амфибий, санных, лыжных, снегоходных средств или транспортных средств на воздушной подушке) позволяет быстро развертывать мобильные модульные заводы, а также объекты другого назначения в труднодоступных и относительно необжитых районах со слабо развитой промышленностью и запасами сырья, нерентабельными для стационарных заводов, свертывать указанные объекты при изменении условий и перебазировать их с соблюдением объективно существующих габаритных ограничений для железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, а также по бездорожью.
Предлагаемое изобретение разработано на уровне рабочих чертежей и представлено в составе "Концепции организации и развития фирмы ..., предназначенной для детальной разработки, производства и эксплуатации ... мобильных модульных заводов на базе ... предлагаемой конструкции", заверенной нотариусом Котомкиной Г. В. в г. Твери 8 июля 1999 года.
Источники информации
1. Железнодорожный грузовой вагон. Авторское свидетельство СССР N 703393, М. кл. В 61 D 3/04, 1978.
2. Вагон электроподвижного состава. Патент США N 3626464, М. кл. В 61 D 1/00, 1971.
3. Почтовый вагон. Авторское свидетельство СССР N 521169, М. кл. В 61 D 1/00, В 61 D 17/10, 1972.
4. Несущая конструкция кузова двухэтажного пассажирского вагона. Авторское свидетельство СССР N 1402464, М. кл. B 61 D 1/00, B 61 D 17/04, 1986.
5. Сочлененный автобус. Авторское свидетельство СССР N 567622, М. кл. В 60 К 1/00, В 62 D 31/02, 1977.
6. Железнодорожный грузовой вагон. Авторское свидетельство СССР N 1122535, М. кл. B 61 D 3/00, 1986, прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ ЗАЩИТНЫМ ЭКРАНОМ | 2010 |
|
RU2447393C1 |
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА | 2019 |
|
RU2737921C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КУЗОВ-КОНТЕЙНЕР ПЕРЕМЕННОГО ОБЪЁМА, ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСФОРМИРУЕМОГО ОТСЕКА МОБИЛЬНОГО КУЗОВА-КОНТЕЙНЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАНЕЛЕЙ ТРАНСФОРМИРУЕМОГО ОТСЕКА МОБИЛЬНОГО КУЗОВА-КОНТЕЙНЕРА | 2002 |
|
RU2229569C1 |
КУЗОВ ВАГОНА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2087352C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПОЛЕВОЙ БАНИ | 2007 |
|
RU2329162C1 |
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ ЗАЩИТНЫМ ЭКРАНОМ | 2006 |
|
RU2331037C1 |
ПОДЪЕМНО-ВЫНОСНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ МАЧТЫ | 2019 |
|
RU2719351C1 |
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ТИПА ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА, МОТОРНОГО ВАГОНА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ИЛИ ЛОКОМОТИВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ, ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА | 2005 |
|
RU2294294C1 |
МОБИЛЬНЫЙ БЫСТРОРАЗВОРАЧИВАЕМЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС | 2009 |
|
RU2389852C1 |
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНАЯ МАШИНА | 2011 |
|
RU2477231C1 |
Изобретение относится к транспортной технике и касается создания транспортных устройств для размещения на них оборудования различного назначения, в том числе оборудования производственного назначения. Транспортное средство содержит ходовую часть и кузов. Кузов выполнен сборным и снабжен дополнительными секциями-щитами соответствующего назначения и размеров для обеспечения использования их в качестве дополнительных секций стен, крыши и пола. Каждая из секций снабжена соответствующими крепежно-установочными соединительными элементами. Целесообразно дополнительные секции пола устанавливать на домкраты или регулируемые опоры и соединять между собой посредством крепежно-установочных элементов. Технический результат - создание конструкции транспортного средства, позволяющей увеличивать его исходную полезную площадь и объем в требуемое число раз, обусловленное необходимостью размещения соответствующего оборудования для создаваемого на базе транспортного средства мобильного модульного завода определенного назначения, а также расширение функциональных и эксплуатационных возможностей транспортного средства. 1 з.п.ф-лы, 16 ил.
ПЛАВУЧИЙ МОДУЛЬ ДЛЯ СБОРНОГО ПЛАВУЧЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА | 1991 |
|
RU2025399C1 |
Волока | 1986 |
|
SU1398946A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЧИСТКИ ЗАГРЯЗНЕННОГО ВОЗДУХА | 2003 |
|
RU2275230C2 |
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
Железнодорожный грузовой вагон | 1982 |
|
SU1122535A1 |
Авторы
Даты
2000-12-27—Публикация
1999-07-28—Подача