Данное техническое решение относится к области конструирования и производства летательных аппаратов, предназначенных для грузопассажирских перевозок.
Известен аналог экраноплана, содержащий кабину, крыло и кормовые устройства стабилизации в виде вертикального и горизонтального оперений, а также в виде вращающегося маховика, установленного внутри крыла на вертикальной оси (патент РФ N 2106991, кл. B 60 V 1/08, 1998 г., прототип).
Недостатком данного прототипа является низкая эффективность стабилизации при посадке экраноплана на малой скорости, а также при большой волне. Во время посадки при задевании крылом волны экраноплан может быть развернут вокруг оси вплоть до переворота.
Имеющиеся кили у прототипа не эффективны на малой скорости, а маховик бесполезен при разворотах экраноплана вокруг продольной оси.
Целью данного изобретения является устранение указанных недостатков экраноплана путем оснащения его дополнительным устройством стабилизации.
Указанная цель достигается тем, что в экраноплане, содержащем кабину, крыло и устройство стабилизации, одно из которых выполнено в виде вращающегося маховика, установленного внутри крыла под кабиной на вращающейся оси, применено дополнительное устройство стабилизации - откидные гидрокили, установленные на задней кромке крыла с имеющимися на концах грузами для изменения центра тяжести экраноплана, а также тем, что ось маховика имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана, и снабжена стопорным устройством, взаимодействующим с гидрокилями через рычажно-тросовую передачу с пневмоприводом.
Использование указанного устройства стабилизации позволяет существенно увеличить устойчивость экраноплана во время посадки на малых скоростях и при более высокой волне.
На прилагаемых чертежах изображены: фиг. 1 - экраноплан, вид сбоку; фиг. 2 - вид экраноплана спереди: фиг. 3 - вид экраноплана сверху: фиг. 4 - поперечное сечение крыла с гидрокилем; фиг. 5 - рычажно-тросовая передача с пневмоприводом; фиг. 6 - ось маховика с упором; фиг. 7 - направляющая верхнего конца оси маховика; фиг. 8 - подвижная опора оси маховика.
Как показано на фиг. 1, экраноплан имеет кабину 1, крыло 2 (фиг. 2), устройства стабилизации в виде вертикального 3 и горизонтального 4 оперений, а также вращающегося маховика 5 (фиг. 3), установленного внутри крыла на вертикальной оси.
В соответствии с целью изобретения экраноплан снабжен дополнительным устройством стабилизации - откидными гидрокилями 6. (фиг. 4), установленными на задней кромке крыла 2, причем на конце гидрокилей 6 установлены грузы 7. На фиг. 1 гидрокили показаны в рабочем положении пунктирной линией 8. Ось 9 (фиг. 5) выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана, и снабжена стопорным устройством, состоящим из штока 10 и пружины 11, которое взаимодействует с гидрокилями 6, покоящимися в посадочно-фиксирующем седле 12, через барабан 13 и рычажно-тросовую передачу 14 с пневмоприводом 15. Пунктирной линией 16 показано положение маховика в момент посадки после выкидывания гидрокилей 6, которые имеют треугольный профиль 17 с округлыми рабочими гранями.
На фиг. 6 показано устройство, обеспечивающее поворот оси 9 маховика 5 в вертикальной плоскости. Оно состоит из закрепленной на обшивке 18 направляющей 19 (фиг. 7) верхнего конца оси 9 маховика 5, которая имеет гнездо 20 и продольный паз 21, а также подвижной опоры 22 (фиг. 8) с отверстием 23 оси 9 маховика 5 и отверстием 24 штока 10 стопорного устройства.
Дополнительное устройство стабилизации работает следующим образом. Во время посадки экраноплана выкидываются гидрокили 6 с грузами 7 на концах, при этом резко нарушается центровка за счет перемещения центра тяжести назад, в связи с чем увеличивается угол атаки. Выкидывание гидрокилей 6 осуществляется посредством барабана 13, на котором намотаны два конца тросов рычажно-тросовой передачи 14 по одному витку в разные стороны: один на подъем, а другой на выкидывание гидрокилей 6. Барабан 13 приводится в движение через рычажно-тросовую передачу 14 пневмоприводом 15. Одновременно с этим происходит расстопоривание маховика 5 путем выдергивания штока 10 стопорного устройства из гнезда 20 направляющей 19 оси 9 маховика 5. Таким образом верхний конец оси 9 маховика 5 начинает движение в продольном пазу 21 направляющей 19, и маховик 5 принимает положение, показанное пунктирной линией 16 на фиг. 5. После посадки гидрокили 6 приводятся посредством пневмопривода 15, барабана 13, рычажно-тросовой передачи 14 в исходное положение, как показано на фиг. 5, и шток 10 стопорного устройства, подпружиненный пружиной 11, входит в гнездо 20 направляющей 19 верхнего конца оси 9 маховика 5, тем самым фиксируя его первоначальное положение вместе с подвижной опорой 22.
По сравнению с прототипом данное дополнительное устройство стабилизации позволяет держать экраноплан от заноса при касании воды, а также существенно уменьшить посадочную скорость, что обеспечивает безопасную посадку при любой волне.
Указанный положительный эффект способствует более комфортабельной перевозке пассажиров и сохранности грузов за счет производства мягкой посадки, а также эксплуатацию экраноплана в более жестких климатических условиях. Данное положительное качество повышает экономическую целесообразность использования экраноплана с дополнительным устройством стабилизации для грузопассажирских перевозок в различных географических зонах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКРАНОПЛАН | 1998 |
|
RU2134206C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 1997 |
|
RU2106991C1 |
Воздушная транспортная система | 2021 |
|
RU2764036C1 |
ЭКРАНОПЛАН ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ | 2016 |
|
RU2629463C1 |
ПАССАЖИРСКИЙ ЭКРАНОПЛАН | 2020 |
|
RU2751561C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2002 |
|
RU2254250C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН | 2013 |
|
RU2546357C2 |
ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ | 2019 |
|
RU2737406C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА | 2010 |
|
RU2539443C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ И НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ (НВА) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2127202C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования и производства экранопланов для грузопассажирских перевозок. Экраноплан имеет кабину, крыло и устройства стабилизации. Одно из устройств стабилизации выполнено в виде вращающегося маховика. Маховик установлен внутри крыла на вертикальной оси. Экраноплан снабжен дополнительным устройством стабилизации - откидными гидрокилями. Гидрокили установлены на задней кромке крыла. На концах гидрокилей установлены грузы. Целесообразно ось вращающегося маховика такого экраноплана выполнять с возможностью поворота в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана. Ось этого маховика может быть снабжена стопорным устройством, взаимодействующим с гидрокилями через рычажно-тросовую передачу с пневмоприводом. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности стабилизации экраноплана при его посадке на малой скорости и при большой волне. 1 з.п.ф-лы., 8 ил.
ЭКРАНОПЛАН | 1997 |
|
RU2106991C1 |
ВОДКА "БРАВИССИМО" | 1997 |
|
RU2120990C1 |
СПОСОБ РЕЗИСТИВНО-ТИРИСТОРНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИ СИЛОВОГО ТРАНСФОРМАТОРА | 2015 |
|
RU2606405C1 |
Авторы
Даты
2001-02-10—Публикация
1999-12-16—Подача