РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2001 года по МПК F01D5/06 

Описание патента на изобретение RU2162947C2

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а точнее - к ротору турбины ГТД.

Известен ротор турбины, диск и дефлектор которого стянуты между собой призонным болтом с гайкой, причем гайка контрится пластинчатым парным замком - один замок на две соседние гайки с загибкой усика замка на плоскую грань гайки [1].

Такая конструкция отличается простотой и технологичностью, однако обладает низкой надежностью: особенно при высоких центробежных нагрузках и в условиях действия высоких температур, так как детали ротора и контровочный замок расширяются в этих условиях по-разному.

Наиболее близким к заявляемому является ротор турбины, в котором дефлектор крепится к диску с помощью болтов, причем каждый болт контрится индивидуальным пластинчатым замком, а сам замок фиксируется относительно дефлектора путем загибки усика за осевой кольцевой выступ дефлектора, расположенный к оси вращения ротора от головки болта [2].

Недостатком известной конструкции является то, что в такой конструкции возможна отгибка фиксирующего выступа замка под действием центробежных сил. Центробежные силы в этом случае работают на изгиб, что снижает надежность конструкции. Кроме того, выполнение кольцевого осевого выступа с кольцевой канавкой приводит к появлению концентраторов напряжений в этой канавке, что также снижает надежность конструкции.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности ротора турбины за счет исключения деформации осевого выступа роторной детали.

Выполнение в осевом выступе роторной детали радиальных пазов с тангенциально-расположенным по отношению к плоскости крепления контровочного замка донышка позволяет повысить надежность двигателя за счет того, что радиальные пазы не создают концентраторов напряжений на роторной детали, на которой расположена головка болта. Контровочный замок фиксируется своим выступом относительно детали, которую крепит болт, причем фиксирующий выступ в этом случае расположен по действию центробежной силы, действующей на него, и поэтому работает только на растяжение. Т.е. фиксирующий выступ не может быть деформирован от действующих на него центробежных сил.

На фиг. 1 изображен продольный разрез ротора турбины.

На фиг. 2 - элемент 1 на фиг. 1 в увеличенном виде с фиксирующим выступом контровочного замка.

На фиг. 3 - элемент 1 на фиг. 1 без фиксирующего выступа контровочного замка.

На фиг. 4 - вид А на фиг. 2.

Ротор 1 двухступенчатой турбины состоит из вала 2 с закрепленным на нем диском 1 ступени 3 и диском II ступени 4. На диске 4 с помощью болтов 5, зафиксированных чашечными контровочными замками 6, закреплен дефлектор диска II ступени 7. Контровочный замок 6 расположен между головкой 8 болта 5 и торцом 9 дефлектора 7 и фиксируется относительно дефлектора 7 с помощью выступа 10, расположенного в радиальном пазу 11 осевого выступа 12 дефлектора 7, а фиксация болта 5 относительно контровочного замка 6 осуществляется подмятием 13 контровочного замка 6 в пазы 14 головки 8 болта 5. Донышко (поверхность) 15 паза 11 выполняется с углом α к поверхности 9, к которой головкой 8 болта 5 прижат замок 6, т.е. тангенциально по касательной, причем угол α является острым (90o > α >0o), т.е. не более 90o - в этом случае на поверхности 9 не образуется концентраторов напряжений, снижающих ресурс роторных деталей.

Работает устройство следующим образом. При работе двигателя на дефлектор 7 и контровочный замок 6 действуют центробежные силы большой величины. Так как пазы 11 для размещения выступа 10 замка 6 выполнены радиально и от оси по отношению к головке 8 болта 5, то на выступ 10 замка 6 действуют только растягивающие напряжения от центробежных сил, а тангенциальное расположение донышка 15 паза 11 к опорной поверхности 9 исключает появление повышенных напряжений на нагруженной роторной детали (например, дефлекторе 7).

Источники информации
1. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Под общей ред. Д.В. Хронина. - М.: Машиностроение, 1989 г., с. 189, рис. 4. 43 г.

2. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Под общей ред. Д.В. Хронина. - М.: Машиностроение, 1989 г., с. 188, рис. 4. 42 г. - прототип.

Похожие патенты RU2162947C2

название год авторы номер документа
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2235918C2
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Иноземцев А.А.
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
  • Торопчин С.В.
RU2166640C2
Ротор турбины 2017
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
RU2664902C1
РОТОР ТУРБИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2517462C1
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Аликин Н.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2186258C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2225538C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2204042C2
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иноземцев А.А.
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Рокка Н.И.
RU2180046C2
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2141036C1
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Фадеев С.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Язев В.М.
RU2226609C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 162 947 C2

Реферат патента 2001 года РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ротор турбины газотурбинного двигателя содержит диск с закрепленной на нем болтом роторной деталью. Контровочный замок болта зафиксирован относительно осевого выступа роторной детали. В осевом выступе роторной детали выполнены радиальные пазы с тангенциально расположенным по отношению к плоскости крепления контровочного замка донышком. Предложенное техническое решение позволяет повысить надежность ротора турбины за счет исключения деформации осевого выступа роторной детали. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 162 947 C2

Ротор турбины газотурбинного двигателя, содержащий диск с закрепленной на нем болтом роторной деталью и с контровочным замком болта, зафиксированным относительно осевого выступа роторной детали, отличающийся тем, что в осевом выступе роторной детали выполнены радиальные пазы с тангенциально расположенным по отношению к плоскости крепления контровочного замка донышком.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2162947C2

ХРОНИН Д.В
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1989, с
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
ХРОНИН Д.В
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1989, с
Питательный кран для вагонных резервуаров воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU189A1
Узел соединения дисков рабочего колеса турбомашины 1983
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1141206A1
Устройство для уплотнения зазора между кожухом и плитовыми холодильниками доменной печи 1968
  • Щербаков И.И.
SU272966A1
Способ очистки растворов от мышьяка 1970
  • Шарова А.К.
  • Гертман Е.М.
  • Штин А.П.
  • Ветренко Е.А.
  • Халезов Б.Д.
  • Чемезов Н.С.
  • Бокаш В.Д.
  • Ковтун А.П.
SU327771A1
Опорный каток гусеничного движителя 1973
  • Олейников Николай Георгиевич
  • Олексюк Степан Александрович
  • Устименко Евгений Иванович
SU461015A1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФАРФОРА ПО ВИДУ МАТЕРИАЛА 2009
  • Платова Раиса Абдулгафаровна
  • Платов Юрий Тихонович
  • Сорокин Дмитрий Александрович
RU2401421C1
Способ передачи данных регистратора параметров системы автоматического управления торможением поезда (РПС) на сервер взаимодействия с локомотивом по цифровому радиоканалу (СВЛТР) 2020
  • Галеев Альберт Иванович
  • Воробьев Сергей Валерьевич
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Пуцик Андрей Андреевич
  • Коблов Александр Сергеевич
RU2743774C1
КРЕПЛЕНИЕ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ К ВАЛУ 1992
  • Иванов Н.А.
  • Пыхтин Ю.А.
  • Черняев И.А.
RU2042832C1

RU 2 162 947 C2

Авторы

Кузнецов В.А.

Иванов В.В.

Даты

2001-02-10Публикация

1999-04-06Подача