ИНЕРЦИОННАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА Российский патент 2001 года по МПК F16H47/04 F16H33/14 

Описание патента на изобретение RU2162972C2

Изобретение относится к гидромеханическим передачам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходимо бесступенчатое изменение передаточного отношения трансмиссии от ∞ до 1.

Известна инерционная гидромеханическая передача, содержащая корпус, входной и выходной валы, импульсный механизм планетарного типа, включающий солнечную шестерню, связанное непосредственно с входным валом водило и сателлиты с неуравновешенными грузами, регулируемую объемную гидропередачу, насос и гидромотор которой закреплены на корпусе, и обратные клапаны (SU 1028924 A (Липецкий политехнический институт), 15.07.1983, F 16 H 47/04, 5 листов), принята за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известной инерционной гидромеханической передачи, принятой за прототип, относится то, что в известной передаче на выходной вал передается только положительный импульс инерционного момента импульсного механизма, а отрицательный импульс используется для разгона водила импульсного механизма и связанных с ним вращающихся частей приводного двигателя, что является причиной увеличения массы грузовых звеньев и габаритных размеров импульсного механизма по сравнению с предлагаемой инерционной передачей, передающей на выходной вал оба импульса инерционного момента. Кроме того, трансформация момента в известной инерционной гидромеханической передаче происходит с разрывом силового потока, что обуславливает высокий уровень динамической нагруженности звеньев известной передачи, в отличие от предлагаемой инерционной гидромеханической передачи, в которой трансформация момента происходит без разрыва силового потока и отсутствует перекладка зазоров в импульсном механизме, свойственная известной инерционной гидромеханической передаче.

Сущность изобретения состоит в уменьшении массы грузов и габаритных размеров импульсного механизма (при этом также снижаются нагрузки на опоры неуравновешенных звеньев импульсного механизма), при сохранении средней величины инерционного момента на выходному валу и одинаковой частоте вращения входного вала передачи. Также снижается общий уровень динамической нагруженности инерционной гидромеханической передачи вследствие структурного изменения рабочего цикла передачи и устранения разрыва силового потока при трансформации момента.

Получаемый при этом технический результат выражается в уменьшении габаритных размеров импульсного механизма, снижении динамической нагрузки на опоры сателлитов импульсного механизма и звенья инерционной передачи и устранении разрыва силового потока при трансформации момента.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной инерционной гидромеханической передаче, содержащей корпус, входной и выходной валы, импульсный механизм планетарного типа, включающий солнечную шестерню, связанное непосредственно с входным валом водило и сателлиты с неуравновешенными грузами, регулируемую объемную гидропередачу, насос и гидромотор которой закреплены на корпусе, и обратные клапаны, импульсный механизм планетарного типа имеет коронную шестерню, с которой связан вал насоса, солнечная шестерня связана с выходным валом и валом гидромотора, а обратный клапан установлен между всасывающей и напорной магистралями регулируемой объемной гидропередачи и подключен входом к всасывающей магистрали.

Трансформация момента в предлагаемой инерционной гидромеханической передаче происходит следующим образом. Положительный импульс момента, т.е. совпадающий с направлением вращения двигателя, воспринимается солнечной шестерней и передается на выходной вал механическим путем. Импульсы момента, воспринимаемые солнечной и коронной шестернями, находятся в противофазе. Поэтому вместо отрицательного импульса, возникающего на солнечной шестерне, используется положительный, воспринимаемый коронной шестерней и передаваемый на выходной вал посредством объемной гидропередачи.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемой передачи; на фиг. 2 и 3 - схемы движения неуравновешенного звена.

Инерционная гидромеханическая передача содержит корпус 1, входной 2 и выходной валы, импульсный механизм 4 планетарного типа, водило 5 которого связано непосредственно с входным валом 2, солнечную шестерню 6, связанную с выходным валом 3, коронную шестерню 7, также связанную с выходным валом 3, но посредством регулируемой объемной гидропередачи 8, насос 9 и гидромотор 10 которой закреплены на корпусе 1, а их валы связаны при помощи зубчатых передач с коронной шестерней 7 и выходным валом 3 соответственно. Насос 9 и гидромотор 10 соединены всасывающей и напорной магистралями, между которыми установлен обратный клапан 11, подключенный входом к всасывающей магистрали. Сателлиты 12 импульсного механизма 4 снабжены неуравновешенными грузами 13.

Работа передачи осуществляется следующим образом. При вращении входного вала 2, неуравновешенные сателлиты 12 обкатываются по солнечной шестерне 6, так как она вращается медленнее, чем входной вал 2, либо неподвижна. Вращение сателлитов 12 относительно водила 5 характеризуется некоторой неравномерностью. При положении груза 13 в правой полуплоскости относительно прямой ОО1 (фиг. 2), сателлит 12 замедляет свое вращение относительно водила 5 вследствие возникновения инерционной силы Pцб, которая воздействует на плечо hi и создает момент Mи = Pцб · hi, направленный противоположно вращению сателлита 12.

Находящиеся в зацеплении с сателлитом 12 солнечная 6 и коронная 7 шестерни также изменяют свою скорость вращения: скорость солнечной шестерни увеличивается, а коронной - уменьшается. Это происходит вследствие того, что инерционные моменты сателлитов 12 складываются на солнечной шестерне 6 и образуют выходной момент импульсного механизма 4, совпадающий с направлением вращения солнечной шестерни 6 и водила 5. Объемная гидропередача 8 в данный момент не участвует в передаче момента. Это объясняется следующим образом. Как отмечалось выше, насос 9 и гидромотор 10 объемной гидропередачи связаны при помощи зубчатых передач с коронной шестерней 7 и выходным валом 3 соответственно. При вышеописанном изменении скоростей вращения звеньев импульсного механизма 4, также изменяются скорости вращения валов насоса и гидромотора: скорость, а следовательно и подача насоса 9, уменьшается, а расход гидромотора 10 - увеличивается. В этих условиях происходит обращение объемной гидропередачи (гидромотор работает как насос, а насос - как гидромотор), при этом передача момента может осуществляться через объемную гидропередачу в обратном направлении - от выходного вала 3 на коронную шестерню 7. Для предотвращения этого явления, между всасывающей и напорной магистралями установлен обратный клапан 11, который компенсирует снижение подачи насоса, перепуская рабочую жидкость из всасывающей магистрали под давлением насоса подпитки (насос подпитки на схеме не показан) на вход гидромотора 10.

Таким образом, при положении груза 13 в правой полуплоскости относительно прямой ОО1 (фиг. 2), выходной инерционный момент импульсного механизма 4 передается солнечной шестерней 6 на выходной вал 3 механическим путем, а гидромашины 9 и 10 не оказывают сопротивления вращению связанных с ними звеньев 3 и 7 инерционной передачи.

Когда груз 13 переместится в левую полуплоскость относительно прямой ОО1 (фиг. 3), сателлит 12 увеличивает скорость своего вращения относительно водила 5 вследствие возникновения инерционной силы Pцб, которая воздействует на плечо hi и создает момент Mи = Pцб· hi, направленный в сторону вращения сателлита 12. Находящиеся в зацеплении с сателлитом 12 солнечная 6 и коронная 7 шестерни также изменяют свою скорость вращения: скорость солнечной шестерни уменьшается, а коронной - увеличивается. Соответственно изменяются скорости вращения обоих гидромашин, следовательно, подача насоса возрастает, а расход гидромотора снижается. Когда подача становится равной расходу, клапан 11 закрывается и объемная гидропередача 8 начинает передавать инерционный момент импульсного механизма 4 с коронной шестерни 7 на выходной вал 3. При этом подача насоса 9 будет превышать расход гидромотора 10, эта разница увеличивается прямо пропорционально давлению в напорной магистрали и являет собой объемные утечки в качающих узлах гидромашин.

При пересечении грузом 13 прямой ОО1 (фиг. 2) инерционный момент вновь начинает передаваться на выходной вал механическим путем.

Для обеспечения нормального функционирования объемной гидропередачи она должна быть снабжена системой автоматического регулирования рабочих объемов гидромашин в зависимости от частот вращения входного 2 и выходного 3 валов передачи. Настройка системы должна обеспечивать положительную величину силы P (фиг. 2 и 3) воздействия неуравновешенного сателлита 12 на солнечную шестерню 6 при передаче инерционного момента инерционной передачей 8. Сила P должна быть близка к нулю при передаче отрицательного импульса момента во избежание перегрузки приводного двигателя, но в то же время должна иметь достаточную величину для предотвращения перекладки зазоров в импульсном механизме 4, для обеспечения неразрывности силового потока и снижения шума при работе передачи.

Преимущество изобретения состоит в уменьшении массы грузов и габаритных размеров импульсного механизма (при этом также снижаются нагрузки на опоры неуравновешенных звеньев импульсного механизма), при сохранении средней величины инерционного момента на выходном валу и одинаковой частоте вращения входного вала передачи. Также снижается общий уровень динамической нагруженности инерционной гидромеханической передачи вследствие структурного изменения рабочего цикла передачи и устранения разрыва силового потока при трансформации момента.

Похожие патенты RU2162972C2

название год авторы номер документа
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2007
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
RU2347966C1
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства 2016
  • Карпухин Сергей Анатольевич
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Васильченков Василий Федорович
  • Селюк Дмитрий Владимирович
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Иванов Роман Алексеевич
RU2613143C1
Инерционная гидромеханическая передача 1983
  • Баженов Светослав Петрович
  • Куприянов Михаил Петрович
SU1110973A1
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Кожевников Владимир Сергеевич
  • Жебелев Константин Сергеевич
  • Кеменов Алексей Владимирович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Платонов Владимир Федорович
  • Сухоруков Александр Калистратович
  • Шарипова Наталья Николаевна
  • Шелест Людмила Анатольевна
  • Зенин Артем Сергеевич
  • Маланин Иван Александрович
RU2444660C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2006
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
RU2298125C1
Коробка передач для трактора 1979
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Любимов Борис Александрович
  • Флеер Давид Ефимович
  • Прицкер Петр Яковлевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Кустанович Семен Львович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Борейшо Владимир Евгеньевич
  • Куратник Михаил Николаевич
SU839753A2
Бесступенчатая гидромеханическая трансмиссия 1984
  • Пилипенко Владимир Иванович
  • Матюшкин Александр Михайлович
  • Астахов Владимир Андреевич
  • Айзикович Валерий Маратович
  • Шевченко Василий Савельевич
  • Назин Анатолий Иванович
SU1194715A1
Гидромеханическая передача 1985
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Митин Борис Ефимович
  • Дьяченко Владимир Алексеевич
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
  • Афанасьев Николай Иванович
  • Ковтун Анатолий Дмитриевич
  • Паляница Михаил Петрович
SU1273273A1
Гидромеханическая передача для транспортной машины 1971
  • Михайлов Вячеслав Алексеевич
  • Шалягин Валерий Николаевич
  • Шмайгер Давид Вольфович
  • Бобиков Аркадий Аркадьевич
  • Халецкий Александр Борисович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Крымский Анатолий Николаевич
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Стецко Петр Александрович
  • Подкидыш Федор Григорьевич
  • Чаботько Анатолий Петрович
  • Ксеневич Иван Павлович
SU449832A1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРАЩЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ 2005
  • Рабинков Борис Иосифович
RU2360164C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 162 972 C2

Реферат патента 2001 года ИНЕРЦИОННАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к гидромеханическим передачам. Инерционная гидромеханическая передача содержит корпус, входной и выходной валы, импульсный механизм планетарного типа, включающий солнечную шестерню, коронную шестерню и водило с неуравновешенными грузами, регулируемую объемную гидропередачу, включающую насос и гидромотор, и обратный клапан. Коронная шестерня связана с валом насоса. Водило связано с входным валом. Солнечная шестерня связана с выходным валом и валом гидромотора. Обратный клапан установлен между всасывающей и напорной магистралями регулируемой объемной гидропередачи и подключен входом к всасывающей магистрали. Такое выполнение гидропередачи позволяет повысить КПД. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 162 972 C2

Инерционная гидромеханическая передача, содержащая корпус, входной и выходной валы, импульсный механизм планетарного типа, включающий солнечную шестерню, связанное непосредственно с входным валом водило и сателлиты с неуравновешенными грузами, регулируемую объемную гидропередачу, насос и гидромотор которой закреплены на корпусе, и обратный клапан, отличающаяся тем, что импульсный механизм планетарного типа имеет коронную шестерню, с которой связан вал насоса, солнечная шестерня и вал гидромотора связаны с выходным валом, а обратный клапан установлен между всасывающей и напорной магистралями регулируемой объемной гидропередачи и подключен входом к всасывающей магистрали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2162972C2

Инерционный гидродифференциальный трансформатор вращающего момента 1980
  • Петров Семен Федорович
  • Баженов Светослав Петрович
SU1028924A1
Инерционная гидромеханическая передача 1983
  • Баженов Светослав Петрович
  • Куприянов Михаил Петрович
SU1110973A1
Инерционный гидродифференциальный трансформатор вращающего момента 1982
  • Баженов Светослав Петрович
  • Петров Семен Федорович
SU1097848A1
ГИДРОИНЕРЦИОННЫЙ ИМПУЛБСАТОР 0
SU314954A1

RU 2 162 972 C2

Даты

2001-02-10Публикация

1998-10-05Подача