(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАКТОРА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидропривод трактора | 1979 |
|
SU901091A2 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1299844A1 |
Гидропривод трактора | 1976 |
|
SU640872A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1971 |
|
SU472031A1 |
Коробка передач,преимущественно для трактора | 1969 |
|
SU475297A1 |
ЛЕСНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2118262C1 |
Гидромеханический ходоуменьшитель землеройной машины | 1983 |
|
SU1089214A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Ходоуменьшитель для самоходной машины | 1972 |
|
SU482334A1 |
I
Изобретение относится к тракторостроению, в частности к коробкам передач тракторов, снабженных ходоуменьшителем.
По основному авт. св. № 475297 известна коробка передач преимущественно для трактора, содержащая редуктор, установленные в редукторе соосные входной и выходной валы, параллельные им промежуточный и вал реверса, размещенные на валах шестерни, и расположенный в отдельном корпусе ходоуменьшитель, выполненный в виде планетарного ряда, один из элементов которого - коронная шестерня, соединена с шестерней на валу гидрообъема тормоза, и другие - посредством промежуточных шестерен с соответствующими шестернями, установленными на валу реверса, причем корпус ходоуменьшителя снабжен соединительными элементами для блокирования коронной шестерни 1.
Недостатком известной коробки является невозможность отбора от трактора взаимонезависимых потоков мощности.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности отбора дополнительных потоков мощности - синхронного со скоростью трактора и независимого.
Указанная цель достигается тем, что известная коробка передач снабжена гидропередачей с системой управления, гидронасос которой кинематически связан с соответствующими шестернями коробки передач посредством механизма включения независимого и синхронного со скоростью трактора потоков отбора мощности, а система управления выполнена в виде распределителя,
установленного в напорной гидролинии гидропередачи и сообщенного с регулятором потока рабочей жидкости для подключения его в режиме отбора мощности к напорной гидролинии упомянутой гидропередачи, и напорного гидроклапана, подключенного к последней.
На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач.
В корпусе 1 коробки передач установлен соединенный с двигателем входной вал 2
с шестерией 3, которая через шестерни 4 и 5 соединена с щестерней 6, установленной на валу реверса 7 с возможностью свободного вращения относительно него. Шестерня 6 зацепляется с промежуточной входной
шестерней 8 с ходоуменьшителя, которая жестко соединена с солнечной шестерней 9 планетарного ряда. Солнечная шестерня 9 через сателлиты соединена с короИной шестерней Г&, а оси сателлитов установлены на в.бдиле, жёстко соединенном с промежуточной Bajj-Шестерней 11. На торцовой поверхности коронной шестерни имеются отверстия под Штифты, а на ее наружной цилиндрической поверхности жестко укреплен зубчатый венец 12, соединенный с шестерней 13, кotopaя установлена на валу 14 гидротормоза, состоящего из насоса 15, регулируемого дросселя, предохранительного клапана,.маслобака (не показаны на чертеже). Промежуточная вал-шестерня 11 соединена с промежуточной-выходной шестерней 16 ходоуменьшителя. Все шестерни ходоуменьшителя от входной 8 и до выходной 16 установлены в корпусе 17, который крепится к левому люку коробки передач. В корпусе ходоуменьшителя предусмотрены отверстия для установки штифтов 18, которые одновременно могут входить в отверстия на торцовой поверхности коронной шестерни, блокируя ее на корпус. Промежуточная-выходная шестерня 16 может соединяться с шестерней 19, установленной на шлицах на валу реверса с возможностью осевого перемещения с помощью рычага переключения. При выключенном ходоуменьшителе шестерня 19 зацепляется с шестерней 6, которая в этом случае оказывается сблокированной с валом реверса 7.
На валу реверса 7 с возможностью осевого перемешения установлена шестерня 20 первой передачи и заднего хода, которая зацепляется либо с шестерней 21 (движение перед ходоуменьшителем), либо с шестерней 22 (движение назад с ходоуменьшителем). Шестерня 21 зацепляется с шестерней 23, которая, как и шестерня 22, расположена на промежуточном валу 24 коробки 1 передач. С этим же валом связана двухвенцовая диапазонная шестерня, один венец 25 которой 1ожет зацепляться с шестерней 26, закрепленной на выходном валу 27, а другой 28 при переключении -- с шестерней 29, соединенной с шестерней 30, жестко установленной на выходном валу 27 коробки 1 передач. Выходной вал через задний мост обычным образом связан с движителями - колесами трактора.
К, корпусу 17 ходоуменьшителя крепится гидронасос 31, на валу 32 которого с возможностью осевого перемещения установлен механизм 33 вклю чения независимого и синхронного со скоростью трактора потоков отбора мощности, выполненный в виде двухвенцовой шестерни. В одном положении механизма переключения (как показано на чертеже) больший венец шестерни зацепляется с промежуточной вал-шестерней 11, и при это« гидронасос 31 оказывается соединенным через промежуточную шестерню 16, шестерню 19 и соответствующие шестерни коробки передач с выходным валом 27 и движителями трактора. В другом положении механизма переключения (при перемещении по стрелке) меньший венец шестерни зацепляется с другой промежуточной шестерней 8 ходоуменьшителя, а больший венец из зацепления - с вал-шестерней 11. При этом гидронасос 31 оказывается соединенным через шестерню 6 на валу реверса 7 и соответствующие шестерни коробки передач с первичным валом 2 и двигателем трактора. Возможно также третье (нейтральное) положение механизма переключения, когда он отключает привод гидронасоса 31.
Гидронасос 31 напорной гидролинией 34 соединен с напорным гидроклапаном 35 и с распределителем 36, к выходу которого подключен гидромотор 37. К распределителю 36 подключен регулятор 38 потока рабочем жидкости. Всасывающая 39 и сливная 40 гидролинии соединены с маслобаком 41, сливная гидролиния 42 - с маслобаком 43, сливная гидролиния 44 - с маслобаком 45.
Коробка передач работает следующим образом.
При движении трактора на пониженных скоростях вперед шестерни 19 и 20 на валу реверса включены, как показано на чертеже. Вращающий момент от двигателя через главную муфту сцепления передается к входному валу 2 и через шестерни 3, 4, 6 и 8 - к солнечной шестерне 9, которая, в свою очередь, через сателлиты и водило передает момент на промежуточную вал-шестерню И и шестерни 16, 19, 20, 21, 23, 25 и 26 и далее к выходному валу 27 коробки 1 передач, а затем обычным путем - через задний мост - к движителям трактора.
При отборе потока мощности, синхронного со скоростью трактора, механизм 33 включения соединяет вал 32 гидронасоса 31 с промежуточной вал-шестерней И ходоуменьшителя, при этом осуществляется кинематическая связь гидронасоса 31 с движителем трактора и гидравлическая - с гидромотором 37 (средняя позиция, распределителя 36). В этом случае гидромотор 37 вращает вал отбора мощности.
При переключении механизма 33 включения в направлении, указанном стрелкой на чертеже, вал 32 гидронасоса 31 отсоединяется от промежуточной вал-шестерни 11 и соединяется с промежуточной входной шестерней 8 ходоуменьщителя. При этом осуществляется кинематическая связь гидронасоса 31 с двигателем трактора. Гидронасос 31, вращаясь с достоянной скоростью, определяемой частотой вращения вала двигателя, обеспечивает отбор мощности, независимый от скорости трактора.
Формула изобретения
Коробка передач преимущественно для трактора по авт. св. № 475297, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения возможности отбора дополнительных потоков мощности: синхронного со скоростью трактора и независимого, она снабжена гидропередачей с системой управления, гидронасос которой кинематически связан с соответствующими щестернями коробки передач посредством механизма включения независимого и синхронного со скоростью трактора потоков отбора мощности, а система управления выполнена в виде распределителя, установленного в напорной гидролинии гидропередачи и сообщенного с регулятором потока рабочей жидкости для подключения его в режиме отбора мощности к напорной гидролинии упомянутой гидропередачи, и напорного гидроклапана, подключенного к последней.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 475297, кл. В 60 К 17/08, 1975.
/ч
.-L
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-09-03—Подача