СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02B47/04 C10L1/10 

Описание патента на изобретение RU2163677C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен способ введения топливной добавки в бензин или дизельное топливо в виде окисных соединений цинка, железа, бария, меди и магния с помощью смазочного масла как легкого основания (заявка Великобритании N 2216138, МПК C 10 L 1/10, 1989 г. ). Основным ее назначением является нейтрализация действия серы при работе ДВС. Установлено также, что входящая в состав добавки "окись магния дает полезные эффекты, когда используется в двигателе".

Однако этот способ имеет следующие недостатки.

1. Добавка не оказывает нейтрализующего действия на основные токсические компоненты отработавших газов (ОГ) (CO, CnHm, NO).

2. В добавке не используются окислительно-восстановительные катализаторы (ОВК) на основе окислов марганца, никеля, хрома и кобальта как заменители корпусных каталитических нейтрализаторов (КН) на благородных металлах с указанной в п.1 целью.

Задачей изобретения является высокая степень нейтрализации ОГ в цилиндрах ДВС с использованием химических соединений некоторых тяжелых и легирующих цветных металлов, добавляемых в топливо в растворах или на выносителях; снижение стоимости КН за счет отказа от использования устройства для введения ОВК в топливо; равная степень КН ОГ на всех режимах работы ДВС; работоспособность системы КН при использовании бензина с любыми антидетонационными добавками (АДД); исключение необходимости в микропроцессорном управлении КН ОГ; повышение мощности ДВС за счет энергии, выделяющейся при нейтрализации (сжигании!) компонентов ОГ в цилиндрах ДВС; отсутствие необходимости экологического контроля состава ОГ.

Поставленная задача решается тем, что добавление растворов ОВК в топливо производится на нефтеперерабатывающих заводах, а питающее устройство ДВС регулируется на избыток воздуха в топливовоздушной смеси (ТВС), например до α = 1,05-1,1.

Способ осуществляется тем, что раствор ОВK, состоящий из химических соединений железа и некоторых окисных соединений тяжелых и легирующих цветных металлов (F2O3, ZnO, CuO, Cr2O3, MnO2, NiO и других) в виде растворимых в бензине или ультрамелкодисперсных взвесей с добавлением стабилизаторов, вводится на нефтеперерабатывающих заводах в готовый к употреблению бензин из расчета нескольких миллилитров (например, 2-10 мл 10-20%-ного раствора) на 10 кг топлива. При этом раствор ОВК совершенно равномерно смешивается с бензином, и в таком виде им заправляются автомобили на бензозаправочных станциях. Питающее устройство автомобиля (карбюратор, инжектор или устройство на принципе ультразвукового распыления) регулируется таким образом, чтобы ТВС образовывалась с некоторым избытком воздуха в ней (например, α = 1,05-1,1). При сжигании бензина с микродобавками ОВК происходит сгорание бензина и КН ОГ в ходе конкурентно протекающих реакций, при этом избытка воздуха достаточно для их завершения в цилиндрах ДВС. Важной особенностью предлагаемого способа является то, что нейтрализация (сжигание!) компонентов ОГ происходит в цилиндрах ДВС, что несколько повышает мощность ДВС за счет дополнительно выделяющейся энергии, тогда как в КН на благородных металлах эта энергия бесполезна. Кроме того, при этих процессах в КН может возникать аварийный перегрев корпуса и находящегося в нем гранулированного катализатора или его блочного носителя.

В процессе сгорания ТВС в цилиндрах ДВС при температурах 1800-2500К и давлении 3-6 МПа скорость протекания окислительно-восстановительных реакций (ОВР) в присутствии микродобавок ОВК возрастает на несколько порядков по сравнению с процессами в КН на благородных металлах при температурах от 490К (холостой ход) до 870К (форсированный режим). При мощностном обогащении ТВС температура может достигать 1000-1170К, а при неисправностях в системах зажигания и питания - 1270-1370К, что приводит к спеканию катализатора и прогару реактора и корпуса.

При использовании предлагаемого способа все эти возможные аварийные ситуации исключаются полностью, а выделяющаяся энергия при КН ОГ используется для создания дополнительной мощности ДВС.

Эффект предлагаемого способа заключается в высокой степени КН ОГ при высоких температурах и давлении в цилиндрах ДВС; повышении мощности ДВС; поддержании 100% КН ОГ в течение всего срока эксплуатации автомобиля; в полном отсутствии необходимости в микропроцессорной системе и ее компонентах для регулирования процессов КН ОГ; снижении стоимости процессов КН в сотни раз по сравнению со стоимостью КН на благородных металлах; отсутствии необходимости экологического контроля чистоты выхлопа; отсутствии необходимости в периодической (через 80-100 тыс. км пробега автомобиля) заменe дорогостоящего КН на благородных металлах.

Похожие патенты RU2163677C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Кошарко К.А.
RU2133843C1
СПОСОБ ЭТИЛИРОВАНИЯ БЕНЗИНА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Кошарко Константин Антонович
RU2119086C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Кошарко Константин Антонович
RU2109162C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Кошарко Константин Антонович
RU2065529C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Кошарко Константин Антонович
RU2119085C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Кошарко Константин Антонович
SU1733648A1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Дураджи Валентин Николаевич
  • Дураджи Юрий Валентинович
RU2301348C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ РЕГЕНЕРАЦИИ ТЕРМИЧЕСКИ СОСТАРЕННЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ КАТАЛИТИЧЕСКИХ НЕЙТРАЛИЗАТОРОВ ОКСИДОВ АЗОТА В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩИМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ОБЕДНЕННЫХ СМЕСЯХ 2007
  • Экхофф Штефан
  • Виттрок Майке
  • Гёбель Ульрих
  • Мюллер Вильфрид
  • Кройцер Томас
RU2429355C2
ТЕРМОСТОЙКИЙ СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЮВЕЛИРНЫЙ МАТЕРИАЛ 2013
  • Дымшиц Ольга Сергеевна
  • Жилин Александр Александрович
RU2545380C2

Реферат патента 2001 года СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение может быть использовано в системах питания двигателей внутреннего сгорания. Способ каталитической нейтрализации отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания металлическими окислительно-восстановительными катализаторами заключается в использовании в качестве окислительно-восстановительных катализаторов следующих окисных соединений металлов: F2O3, ZnO, CuO, Cr2O3, MnO2, NiO, добавляемых в топливо в виде растворов или на выносителях. Добавление растворов окислительно-восстановительных катализаторов в топливо производится на нефтеперерабатывающих заводах. Питающее устройство двигателя регулируется на избыток воздуха в топливовоздушной смеси до α = 1,05 - 1,1. Технический результат - повышение степени нейтрализации отработавших газов.

Формула изобретения RU 2 163 677 C2

Способ каталитической нейтрализации отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания металлическими окислительно-восстановительными катализаторами, заключающийся в использовании в качестве окислительно-восстановительных катализаторов следующих окисленных соединений металлов F2O3, ZnO, CuO, Cr2O3, MnO2, NiO, добавляемых в топливо в виде растворов или на выносителях, отличающийся тем, что добавление растворов окислительно-восстановительных катализаторов в топливо производитсяа на нефтеперерабатывающих заводах, а питающее устройство двигателя регулируется на избыток воздуха в топливовоздушной смеси до α = 1,05 - 1,1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2163677C2

КУЛЬТИВАТОРНАЯ ЛАПА 2001
  • Стребков С.В.
  • Булавин С.А.
  • Макаренко А.Н.
  • Горбатов С.А.
RU2216138C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СИГНАЛА ГЕТЕРОДИНА МНОГОКАНАЛЬНОГО СУПЕРГЕТЕРОДИННОГО РАДИОПРИЕМНИКА 1995
  • Косарев В.М.
  • Задорожный В.В.
RU2109404C1
Способ питания дизельного двигателя 1990
  • Фомин Валерий Михайлович
  • Куцевалов Виктор Андреевич
  • Андреенко Эмма Филипповна
  • Патрахальцев Николай Николаевич
  • Савастенко Андрей Александрович
SU1740749A1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ОСНОВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА 1993
  • Ильин Александр Петрович
RU2105041C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВВОДА ДОБАВКИ СМЕСИ ИЗ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЧАСТНОСТИ С ВКЛЮЧЕНИЯМИ ЦЕРИЯ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ 1991
  • Милтиатис Маркоу[Gr]
RU2080461C1
US 4362130 А, 07.12.1982
US 4475483 А, 09.10.1984.

RU 2 163 677 C2

Авторы

Кошарко К.А.

Даты

2001-02-27Публикация

1999-02-08Подача