ПРИВОД МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02B67/04 

Описание патента на изобретение RU2167318C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов.

Известен привод масляного насоса [1] двигателя В-2, состоящий из конической шестерни коленчатого вала и находящейся с ней в зацеплении ведомой конической шестерни, установленной в нижнем картере и связанной с валом масляного насоса вертикальным шлицевым валиком масляного насоса, закрепленного снаружи двигателя в нижней части картера. Недостатками этого привода является сложность конструкции и необходимость точной установки нижнего картера относительно верхнего. Наружная установка масляного насоса требует обеспечения герметичности масляного насоса и по сочленению его с нижним картером.

Наиболее близкой по исполнению является конструкция привода масляного насоса [2], состоящая из шестерни коленчатого вала, масляного насоса с консолью закрепленной на ведущем вале насоса шестерней и размещенной между этой шестерней и шестерней коленчатого вала промежуточной шестерни, установленной на консольной оси, закрепленной на выступе корпуса масляного насоса. Масляный насос крепится непосредственно на крыше переднего коренного подшипника коленчатого вала.

Конструкция привода масляного насоса по сравнению с предыдущей более простая. Масляный насос установлен внутри двигателя. Не требуется обеспечения полной герметичности масляного насоса. Однако привод масляного насоса обладает определенной сложностью из-за того, что требуется обеспечение точности установки масляного насоса на передней крышке коренного подшипника. Требуется соблюдение точности установки масляного насоса как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Передняя крышка коренного подшипника двигателя выполняется отличной от других крышек коренных подшипников из-за наличия на ней привалочной плоскости и крепежных отверстий для установки масляного насоса.

Требуется обеспечение точности выполнения размера между плоскостью под установку масляного насоса и противоположной плоскостью, сопрягаемую с картером. Требуется обеспечение точности выполнения размера между привалочной плоскостью масляного насоса и осью его ведущего вала. Требуется обеспечение точности установки насоса и его фиксации (например, при помощи штифтов в горизонтальной плоскости). Данная конструкция не обеспечивает унифицированной установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя.

Задача состоит в упрощении конструкции привода масляного насоса, повышении технологичности изготовления и сборки, а также обеспечении унификации установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя.

Решение задачи достигается за счет того, что в приводе масляного насоса двигателя внутреннего сгорания, состоящем из шестерни коленчатого вала, ведомой шестерни масляного насоса, консольно установленной на ведущем валу насоса и расположенной между ними промежуточной шестерни, согласно изобретению масляный насос крепится к картеру двигателя через закрепленную при помощи болтов или шпилек проставку с двумя расточками. Одной расточкой проставка центрируется на оси промежуточной шестерни, закрепленной консольно на торце картера двигателя. В другой расточке проставки центрируется масляный насос. Расстояние между расточками равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней и шестерней масляного насоса.

На картере проставка может крепиться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота вокруг оси поворотной шестерни относительно картера двигателя. В проставке выполнены дополнительные крепежные отверстия для крепления масляного насоса в повернутом вокруг своей оси положении.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показан привод масляного насоса двигателя вертикального исполнения. На фиг. 2 показан разрез А-А фиг. 1. На фиг. 3 показан привод масляного насоса двигателя горизонтального исполнения.

Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания состоит из шестерни 1 коленчатого вала 2 и ведомой шестерни 3 масляного насоса 4, которая консольно установлена на ведущем валу насоса 4. Передача вращения от шестерни 1 коленчатого вала 2 к шестерне 3 масляного насоса 4 осуществляется через промежуточную шестерню 5, установленную на консольной оси, закрепленной на переднем торце картера 7 двигателя. Масляный насос 4 крепится к картеру 7 через промежуточную проставку 8, выполненную в виде серьги с двумя расточками. Одной расточкой 9 проставка центрируется на наружном фланце оси 6 и крепится к переднему торцу картера болтами 10. В другой расточке 11 устанавливается масляный насос 4, крепящийся своим фланцем к проставке 8 болтами 12. На проставке 8 имеются дополнительные отверстия 13 для обеспечения крепления масляного насоса 4 в повернутом относительно своей оси положении. Расстояние между расточками 9 и 11 равно межосевому расстоянию шестерен 3 и 5. Для обеспечения межосевого расстояния между шестернями 3 и 5 требуется только обеспечение точности расточек 9 и 11 и их межосевого расстояния. Погрешности установки проставки 8 по углу поворота относительно оси 6 не влияют на работоспособность привода насоса, т.к. при этом межосевое расстояние шестерен 3 и 5 не меняется. Угловые отклонения установки насоса 4 также не требуют жестких ограничений.

Крепление насоса 4 через проставку 8 упрощает конструкцию привода и снижает требования к точности установки масляного насоса относительно привода картера. Точность установки насоса обеспечивается за счет точности выполнения расточек 9 и 11 на проставке 8. Расточки выполняются на одной детали. Их выполнение не вызывает технологических трудностей.

Наряду с вертикальным расположением цилиндров могут быть модификации двигателя с горизонтальным расположением цилиндров. Как правило картер 7 остается без изменений. Поддон 14 (фиг. 1) заменяется на поддон 15 (фиг. 3).

В известных ранее решениях привод масляного насоса в модификациях двигателей с вертикальным и горизонтальным расположением цилиндров претерпевает существенные изменения, т. к. масляный насос требует либо изменения расположения и поворота на 90o, либо изменения расположения маслозаборника и маслоподводящих труб.

Предлагается конструкция позволяет унифицировать привод масляного насоса для двигателей и вертикального и горизонтального исполнения.

При установке масляного насоса на двигатель горизонтального исполнения по отношению к двигателю вертикального исполнения проставка 8 поворачивается на 60o относительно оси 6, крепится шестью равномерно расположенными болтами 10. Относительно проставки 8 маслонасос поворачивается на 90o и крепится болтами 12, заворачиваемыми в дополнительные резьбовые отверстия 13. Конструкция привода масляного насоса двигателя горизонтального исполнения такая же как и в двигателе вертикального исполнения. Изменения координаты и угла поворота насоса обеспечиваются без применения дополнительных или новых деталей. Конструкция отличается высокой технологичностью изготовления и сборки.

Источники информации
[1] Б. А. Романов. Двигатели внутреннего сгорания. М.: Недра, 1989 г., стр. 86, рис. 4.1.

[2] Автомобильные двигатели. /Под редакцией М.С. Ховака. М.: Машиностроение, 1977, стр. 526, рис. 307.

Похожие патенты RU2167318C2

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Андреев Ю.В.
  • Бояркин М.В.
  • Нугис Г.А.
  • Чемерис А.И.
RU2194174C2
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Андреев Ю.В.
  • Чемерис А.И.
  • Сморкалов В.А.
RU2167319C2
V-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Чемерис А.И.
RU2194169C2
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВОДЯНОЙ НАСОС СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Чемерис А.И.
RU2160387C2
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Андреев Ю.В.
  • Романенко Л.В.
  • Чемерис А.И.
  • Бояркин М.В.
RU2183749C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Бояркин М.В.
  • Червяков Ю.С.
  • Андреев Ю.В.
  • Чемерис А.И.
  • Кухарев Н.Е.
  • Литоренко Е.М.
  • Казак Л.В.
  • Нугис Г.А.
  • Сморкалов В.А.
RU2166651C2
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Андреев Ю.В.
  • Ментешашвили И.Д.
  • Чемерис А.И.
RU2162525C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Чемерис А.И.
  • Нугис Г.А.
  • Андреев Ю.В.
RU2166648C2
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Андреев Ю.В.
  • Валанов Н.К.
  • Сморкалов В.А.
  • Чемерис А.И.
RU2166646C2
СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Котельников Л.Д.
  • Ермолаев А.А.
RU2105160C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 167 318 C2

Реферат патента 2001 года ПРИВОД МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания состоит из шестерни 1 коленчатого вала 2, шестерни 3 масляного насоса 4, консольно установленной на его ведущем валу и расположенной между этими шестернями 1 и 3, промежуточной шестерни 5. Масляный насос 4 крепится к картеру 7 двигателя посредством закрепленной на картере проставки 8 с двумя расточками 9 и 11. Одной расточкой 9 проставка 11 центрируется на оси 6 промежуточной шестерни 5, консольно закрепленной на торцевой стенке картера 7 двигателя, в другой расточке 11 проставки 8 центрируется масляный насос. Межосевое расстояние между расточками 9 и 11 равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней 5 и шестерней 3 масляного насоса 4. Проставка 8 на картере 7 двигателя и масляный насос 4 на проставке 8 могут устанавливаться как минимум в двух положениях при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя. Проставка 8 поворачивается вокруг оси 6 промежуточной шестерни 5 относительно картера 7. Масляный насос 4 поворачивается вокруг своей оси относительно проставки 8. Изобретение упрощает конструкцию привода масляного насоса, обеспечивает унификацию установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя. Конструкция отличается высокой технологичностью изготовления и сборки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 167 318 C2

1. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания, состоящий из шестерни коленчатого вала, шестерни масляного насоса, консольно установленной на его ведущем валу и расположенной между этими шестернями промежуточной шестерни, отличающийся тем, что масляный насос крепится к двигателю через закрепленную на картере проставку с двумя расточками, одной из которых проставка центрируется на оси промежуточной шестерни, закрепленной консольно на торцевой стенке картера, а в другой расточке центрируется масляный насос, расстояние между расточками равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней и шестерней масляного насоса. 2. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что проставка на картере может устанавливаться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота вокруг оси промежуточной шестерни относительно картера, а масляный насос на проставке может устанавливаться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота масляного насоса вокруг своей оси относительно проставок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2167318C2

Привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Дмитриев Владимир Павлович
  • Седько Виктор Васильевич
  • Колосов Александр Анатольевич
SU1663212A2
Привод распределительного вала 1982
  • Григорьев Анатолий Петрович
  • Седько Виктор Васильевич
  • Драган Юрий Евгеньевич
  • Тихомолов Александр Сергеевич
SU1075014A1
ХОВАХ М.С
Автомобильные двигатели
- М.: Машиностроение, 1977, с.526, рис.307.

RU 2 167 318 C2

Авторы

Андреев Ю.В.

Ментешашвили И.Д.

Чемерис А.И.

Даты

2001-05-20Публикация

1997-12-24Подача