Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов.
Известен привод масляного насоса [1] двигателя В-2, состоящий из конической шестерни коленчатого вала и находящейся с ней в зацеплении ведомой конической шестерни, установленной в нижнем картере и связанной с валом масляного насоса вертикальным шлицевым валиком масляного насоса, закрепленного снаружи двигателя в нижней части картера. Недостатками этого привода является сложность конструкции и необходимость точной установки нижнего картера относительно верхнего. Наружная установка масляного насоса требует обеспечения герметичности масляного насоса и по сочленению его с нижним картером.
Наиболее близкой по исполнению является конструкция привода масляного насоса [2], состоящая из шестерни коленчатого вала, масляного насоса с консолью закрепленной на ведущем вале насоса шестерней и размещенной между этой шестерней и шестерней коленчатого вала промежуточной шестерни, установленной на консольной оси, закрепленной на выступе корпуса масляного насоса. Масляный насос крепится непосредственно на крыше переднего коренного подшипника коленчатого вала.
Конструкция привода масляного насоса по сравнению с предыдущей более простая. Масляный насос установлен внутри двигателя. Не требуется обеспечения полной герметичности масляного насоса. Однако привод масляного насоса обладает определенной сложностью из-за того, что требуется обеспечение точности установки масляного насоса на передней крышке коренного подшипника. Требуется соблюдение точности установки масляного насоса как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
Передняя крышка коренного подшипника двигателя выполняется отличной от других крышек коренных подшипников из-за наличия на ней привалочной плоскости и крепежных отверстий для установки масляного насоса.
Требуется обеспечение точности выполнения размера между плоскостью под установку масляного насоса и противоположной плоскостью, сопрягаемую с картером. Требуется обеспечение точности выполнения размера между привалочной плоскостью масляного насоса и осью его ведущего вала. Требуется обеспечение точности установки насоса и его фиксации (например, при помощи штифтов в горизонтальной плоскости). Данная конструкция не обеспечивает унифицированной установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя.
Задача состоит в упрощении конструкции привода масляного насоса, повышении технологичности изготовления и сборки, а также обеспечении унификации установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя.
Решение задачи достигается за счет того, что в приводе масляного насоса двигателя внутреннего сгорания, состоящем из шестерни коленчатого вала, ведомой шестерни масляного насоса, консольно установленной на ведущем валу насоса и расположенной между ними промежуточной шестерни, согласно изобретению масляный насос крепится к картеру двигателя через закрепленную при помощи болтов или шпилек проставку с двумя расточками. Одной расточкой проставка центрируется на оси промежуточной шестерни, закрепленной консольно на торце картера двигателя. В другой расточке проставки центрируется масляный насос. Расстояние между расточками равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней и шестерней масляного насоса.
На картере проставка может крепиться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота вокруг оси поворотной шестерни относительно картера двигателя. В проставке выполнены дополнительные крепежные отверстия для крепления масляного насоса в повернутом вокруг своей оси положении.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показан привод масляного насоса двигателя вертикального исполнения. На фиг. 2 показан разрез А-А фиг. 1. На фиг. 3 показан привод масляного насоса двигателя горизонтального исполнения.
Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания состоит из шестерни 1 коленчатого вала 2 и ведомой шестерни 3 масляного насоса 4, которая консольно установлена на ведущем валу насоса 4. Передача вращения от шестерни 1 коленчатого вала 2 к шестерне 3 масляного насоса 4 осуществляется через промежуточную шестерню 5, установленную на консольной оси, закрепленной на переднем торце картера 7 двигателя. Масляный насос 4 крепится к картеру 7 через промежуточную проставку 8, выполненную в виде серьги с двумя расточками. Одной расточкой 9 проставка центрируется на наружном фланце оси 6 и крепится к переднему торцу картера болтами 10. В другой расточке 11 устанавливается масляный насос 4, крепящийся своим фланцем к проставке 8 болтами 12. На проставке 8 имеются дополнительные отверстия 13 для обеспечения крепления масляного насоса 4 в повернутом относительно своей оси положении. Расстояние между расточками 9 и 11 равно межосевому расстоянию шестерен 3 и 5. Для обеспечения межосевого расстояния между шестернями 3 и 5 требуется только обеспечение точности расточек 9 и 11 и их межосевого расстояния. Погрешности установки проставки 8 по углу поворота относительно оси 6 не влияют на работоспособность привода насоса, т.к. при этом межосевое расстояние шестерен 3 и 5 не меняется. Угловые отклонения установки насоса 4 также не требуют жестких ограничений.
Крепление насоса 4 через проставку 8 упрощает конструкцию привода и снижает требования к точности установки масляного насоса относительно привода картера. Точность установки насоса обеспечивается за счет точности выполнения расточек 9 и 11 на проставке 8. Расточки выполняются на одной детали. Их выполнение не вызывает технологических трудностей.
Наряду с вертикальным расположением цилиндров могут быть модификации двигателя с горизонтальным расположением цилиндров. Как правило картер 7 остается без изменений. Поддон 14 (фиг. 1) заменяется на поддон 15 (фиг. 3).
В известных ранее решениях привод масляного насоса в модификациях двигателей с вертикальным и горизонтальным расположением цилиндров претерпевает существенные изменения, т. к. масляный насос требует либо изменения расположения и поворота на 90o, либо изменения расположения маслозаборника и маслоподводящих труб.
Предлагается конструкция позволяет унифицировать привод масляного насоса для двигателей и вертикального и горизонтального исполнения.
При установке масляного насоса на двигатель горизонтального исполнения по отношению к двигателю вертикального исполнения проставка 8 поворачивается на 60o относительно оси 6, крепится шестью равномерно расположенными болтами 10. Относительно проставки 8 маслонасос поворачивается на 90o и крепится болтами 12, заворачиваемыми в дополнительные резьбовые отверстия 13. Конструкция привода масляного насоса двигателя горизонтального исполнения такая же как и в двигателе вертикального исполнения. Изменения координаты и угла поворота насоса обеспечиваются без применения дополнительных или новых деталей. Конструкция отличается высокой технологичностью изготовления и сборки.
Источники информации
[1] Б. А. Романов. Двигатели внутреннего сгорания. М.: Недра, 1989 г., стр. 86, рис. 4.1.
[2] Автомобильные двигатели. /Под редакцией М.С. Ховака. М.: Машиностроение, 1977, стр. 526, рис. 307.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2194174C2 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2167319C2 |
V-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2194169C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВОДЯНОЙ НАСОС СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2160387C2 |
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2183749C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166651C2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2162525C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166648C2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166646C2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2105160C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания состоит из шестерни 1 коленчатого вала 2, шестерни 3 масляного насоса 4, консольно установленной на его ведущем валу и расположенной между этими шестернями 1 и 3, промежуточной шестерни 5. Масляный насос 4 крепится к картеру 7 двигателя посредством закрепленной на картере проставки 8 с двумя расточками 9 и 11. Одной расточкой 9 проставка 11 центрируется на оси 6 промежуточной шестерни 5, консольно закрепленной на торцевой стенке картера 7 двигателя, в другой расточке 11 проставки 8 центрируется масляный насос. Межосевое расстояние между расточками 9 и 11 равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней 5 и шестерней 3 масляного насоса 4. Проставка 8 на картере 7 двигателя и масляный насос 4 на проставке 8 могут устанавливаться как минимум в двух положениях при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя. Проставка 8 поворачивается вокруг оси 6 промежуточной шестерни 5 относительно картера 7. Масляный насос 4 поворачивается вокруг своей оси относительно проставки 8. Изобретение упрощает конструкцию привода масляного насоса, обеспечивает унификацию установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя. Конструкция отличается высокой технологичностью изготовления и сборки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1663212A2 |
Привод распределительного вала | 1982 |
|
SU1075014A1 |
ХОВАХ М.С | |||
Автомобильные двигатели | |||
- М.: Машиностроение, 1977, с.526, рис.307. |
Авторы
Даты
2001-05-20—Публикация
1997-12-24—Подача