СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ Российский патент 2001 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2168163C1

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности к их испытаниям во время их эксплуатации для принятия решений по их дальнейшей эксплуатации.

Известен способ эксплуатации двухконтурного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию путем периодической очистки проточного тракта двигателя через 300 - 400 часов работы летом или 1000 часов работы зимой [1] . Однако этот способ не учитывает реального состояния конкретного двигателя и окружающей среды, что приводит к несвоевременной запоздалой или, наоборот, преждевременной промывке двигателя, что снижает эксплуатационную экономичность двигателя.

Известен также способ эксплуатации двухконтурного турбореактивного двигателя по его техническому состоянию путем определения отклонения параметров двигателя от исходных значений и определения по ним сроков технического обслуживания (ремонта) [2].

Однако этот способ не экономичен, так как сроки технического обслуживания определяются также недостаточно точно ввиду того, что не учитывается режимное состояние всего двигателя, его эксплуатационные характеристики.

Задача изобретения - при длительной эксплуатации двигателя наиболее точно определить время необходимости промывки двигателя, причем используя для этого те операции, которые легко можно осуществить даже не снимая двигателя с самолета или с другого места его эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что в способе эксплуатации двухконтурного турбореактивного двигателя по его техническому состоянию путем определения отклонения параметров двигателя от исходных значений и определения по ним сроков технического обслуживания при длительной эксплуатации двигателя периодически выводят двигатель на частоту вращения ротора низкого давления, близкую к полученной в начале эксплуатации, создают на турбине перепад давления, близкий к перепаду в начале эксплуатации на этой частоте вращения, измеряют частоту вращения ротора высокого давления, сравнивают ее со значением, полученным в начале эксплуатации, и при увеличении измеренного значения частоты вращения от значения в начале эксплуатации более чем на 1,5% промывают газовый тракт двигателя до уменьшения этого отклонения на 1,5-2,0% от полученного значения.

Кроме того, для двигателей с поворотными направляющими аппаратами компрессора, дополнительно измеряют значения углов поворота направляющих аппаратов компрессора в начале эксплуатации, а при длительной эксплуатации перед измерением частоты вращения ротора высокого давления устанавливают углы поворота направляющих аппаратов, близкими к их значению в начале эксплуатации.

Новым здесь является то, что при длительной эксплуатации двигателя периодически выводят его на частоту вращения ротора низкого давления, близкую к полученной в начале эксплуатации, создают на турбине перепад давления, близкий к перепаду в начале эксплуатации на этой частоте вращения, измеряют частоту вращения ротора высокого давления, сравнивают ее со значением, полученным в начале эксплуатации и при увеличении измеренного значения частоты вращения от значения в начале эксплуатации более чем на 1,5% промывают газовый тракт двигателя до уменьшения этого отклонения на 1,5-2% от полученного значения.

Кроме того, возможно, что для двигателей с поворотными направляющими аппаратами компрессора дополнительно измеряют значения углов поворота направляющих аппаратов компрессора в начале эксплуатации, а при длительной эксплуатации перед измерением частоты вращения ротора высокого давления устанавливают углы поворота направляющих аппаратов, близкими к их значению в начале эксплуатации.

Предельная величина допустимого отклонения измеренной частоты вращения ротора высокого давления (РВД) в 1,5% от частоты вращения в начале эксплуатации выбрана из обеспечения на максимальном режиме тяги двигателя не ниже предела по техническим условиям. Такое увеличение частоты вращения РВД объясняется в основном изменением расходной характеристики компрессоров, вследствие уменьшения расхода воздуха из-за загрязнения проточной части. Промывка проточной части восстанавливает расход воздуха через компрессоры и тем самым снижает частоту вращения РВД n2. Величина уменьшения отклонения n2 от полученного обосновывается тем, что в процессе длительной эксплуатации при ухудшении характеристик двигателя, не связанных с загрязнением газовоздушного тракта, частота вращения РВД при постоянной частоте вращения ротора низкого давления (РНД) n1 и постоянном перепаде на турбине П остается неизменной или снижается в пределах до 0,5% от исходного значения в начале эксплуатации. Стендовые экспериментальные испытания показали, что при получении после промывки частоты вращения РВД в пределах n2 = 96,6 - 99,1% тяга двигателя восстанавливалась практически до исходного значения в начале эксплуатации.

Способ осуществляют следующим образом.

Предварительно на двигателе перед началом его длительной эксплуатации на частоте вращения РНД n1 и перепаде давления на турбине ПТΣ, соответствующих максимальному режиму, измеряют частоту вращения РВД n2. После этого в процессе длительной эксплуатации двигатель периодически выводят на частоту вращения РНД n1, полученную в начале эксплуатации, создают перепад давления ПТΣ на турбине, близкий к перепаду в начале эксплуатации на этой частоте вращения, измеряют частоту вращения РВД n2, сравнивают ее со значением в начале эксплуатации и при увеличении измеренного значения частоты вращения от значения в начале эксплуатации более чем на 1,5% промывают газовоздушный тракт двигателя до уменьшения этого отклонения на 1,5 - 2,0% от полученного.

Для двигателей с поворотными направляющими аппаратами компрессора дополнительно измеряют значения углов поворота α1, α2,...αn направляющих аппаратов компрессора в начале эксплуатации, а при длительной эксплуатации перед измерением частоты вращения n РВД устанавливают углы поворота α1, α2,...αn направляющих аппаратов, близкими к их значению в начале эксплуатации.

Источники информации
1. Козаченко А.H., "Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов", М.: "Нефть и газ", 1999 г., стр. 160-162.

2. Патент США N 3731070, НКИ 73-117.2, 1973 г.

Похожие патенты RU2168163C1

название год авторы номер документа
Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от помпажа при эксплуатации 2015
  • Балабан Юрий Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Хотеенков Иван Александрович
RU2613758C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2011
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Орлов Олег Иванович
RU2476849C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Урусов Алексей Вякифович
RU2623605C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Урусов Алексей Вякифович
RU2623849C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЛЮФТА ВНУТРЕННИХ КОЛЕЦ НАПРАВЛЯЮЩИХ АППАРАТОВ КОМПРЕССОРА ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Крючков Ю.А.
  • Колесникова Л.С.
  • Рокка Н.И.
  • Чирков В.А.
RU2241970C2
Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Урусов Алексей Вякифович
RU2627627C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕЖРОТОРНОГО ПОДШИПНИКА ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Корнишин Денис Викторович
  • Михайлюк Ольга Александровна
  • Сысолятин Денис Николаевич
  • Семенюк Сергей Николаевич
  • Сарьярова Наталья Каримовна
RU2478923C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (ТРД), центральная коническая передача (ЦКП) ТРД, главная коническая шестерённая пара ЦКП ТРД, корпус ЦКП ТРД, ведущее зубчатое коническое колесо ЦКП, ведомое зубчатое коническое колесо ЦКП, узел ЦКП ТРД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Дёмина Любовь Ивановна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сембиева Роза Идиятулловна
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2636626C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2019
  • Брюнина Валентина Сергеевна
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Лебёдкина Наталья Николаевна
RU2731824C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

Способ эксплуатации двухконтурного турбореактивного двигателя относится к испытаниям двигателей во время их длительной эксплуатации и использованию результатов испытаний для принятия решений по их промывке. Предварительно на двигателе перед началом его длительной эксплуатации на частоте вращения РНД n1 и перепаде давления на турбине , соответствующих максимальному режиму, измеряют частоту вращения РВД n2. После этого в процессе длительной эксплуатации двигатель периодически выводят на частоту вращения РНД n1, близкую к полученной в начале эксплуатации, создают перепад давления на турбине, близкий к перепаду в начале эксплуатации на этой частоте вращения, измеряют частоту вращения РВД n2, сравнивают ее со значением в начале эксплуатации и при увеличении измеренного значения частоты вращения от значения в начале эксплуатации более чем на 1,5% промывают газовоздушный тракт двигателя до уменьшения этого отклонения на 1,5-2,0% от полученного. Такой способ позволит при длительной эксплуатации двигателя наиболее точно определить время необходимости промывки двигателя, причем используя для этого те операции, которые легко можно осуществить, даже не снимая двигателя с самолета или с другого места его эксплуатации. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 168 163 C1

1. Способ эксплуатации двухконтурного турбореактивного двигателя по его техническому состоянию путем определения отклонения параметров двигателя от исходных значений и определения по ним сроков технического обслуживания, отличающийся тем, что при длительной эксплуатации двигателя периодически выводят двигатель на частоту вращения ротора низкого давления, близкую к полученной в начале эксплуатации, создают на турбине перепад давления, близкий к перепаду в начале эксплуатации на этой частоте вращения, измеряют частоту вращения ротора высокого давления, сравнивают ее со значением, полученным в начале эксплуатации, и при увеличении измеренного значения частоты вращения от значения в начале эксплуатации более чем на 1,5% промывают газовый тракт двигателя до уменьшения этого отклонения на 1,5 - 2,0% от полученного значения. 2. Способ эксплуатации по п.1, отличающийся тем, что для двигателей с поворотными направляющими аппаратами компрессора дополнительно измеряют значения углов поворота направляющих аппаратов компрессора в начале эксплуатации, а при длительной эксплуатации перед измерением частоты вращения ротора высокого давления устанавливают углы поворота направляющих аппаратов, близкими к их значению в начале эксплуатации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2168163C1

US 3731070 А, 27.04.1971
КОЗАЧЕНКО А.Н
Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов
- М.: Нефть и газ, 1999, с.160 - 162
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА НАЗЕМНОМ СТЕНДЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЕГО УЗЛОВ 1997
  • Ланин В.Г.
RU2135975C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД 1996
  • Виноградов Ю.В.
  • Виноградов В.Ю.
RU2118810C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Куприк В.В.
  • Рогожин В.И.
  • Цыбулько В.А.
  • Щелин С.А.
RU2024001C1
DE 2921976 А, 06.12.1979
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТВОЛА 1999
  • Кожокин Т.И.
  • Кожокина Т.Е.
  • Кожокин И.Т.
  • Липсман Д.Л.
RU2156670C1

RU 2 168 163 C1

Авторы

Андреев А.В.

Куприк В.В.

Рогожин В.И.

Цыбулько В.А.

Чепкин В.М.

Марчуков Е.Ю.

Даты

2001-05-27Публикация

1999-12-16Подача