ПУТЕВОЙ ДАТЧИК Российский патент 2001 года по МПК B61L1/08 B61L1/16 

Описание патента на изобретение RU2169677C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах железнодорожной автоматики для регистрации прохождения колесных пар подвижного состава.

Известен "Путевой датчик", содержащий постоянный магнит вставленный в "рассечку" центрального стержня Т-образного магнитопровода, закрепленного на шейке рельса перпендикулярно последней, в зазорах, образованных торцами поперечного стержня магнитопровода с гребнем колеса и подошвой рельса, установлены бесконтактные магнитоуправляемые элементы, которые подключены к входам регистратора (а.с. СССР N 1519943, МКИ 4 B 61 L 1/08, 1/16, 07.11.89, бюл. N 41). Однако указанный путевой датчик имеет следующие недостатки. Датчик гальванически связан с регистратором и требует предварительной балансировки. Применение магнитодиодов требует установки на поле, в непосредственной близости отдатчика, регистраторов большой чувствительности.

За прототип принят "магнитоэлектронный путевой датчик", содержащий магнитопровод с двумя постоянными магнитами, расположенными параллельно рельсу, автогенераторы гармонических колебаний и коммутирующие нелинейные индуктивности, включенные в цепь обратной связи генераторов и расположенные в рабочем зазоре между головкой рельса и полюсными наконечниками магнитов (а.с. СССР N 195491, МКИ 4 B 61 L 1/08 04.05.67, бюл. N 10).

Недостатком данного изобретения является то, что использование принципа срыва автоколебаний генераторов для регистрации прохождения колесной пары снижает надежность устройства. Применение в автогенераторах биполярных германиевых транзисторов, обладающих сильной зависимостью основных параметров от температуры окружающей среды, делает этот датчик чувствительным к внешним климатическим воздействиям, что также снижает его надежность и требует постоянной регулировки датчиков в процессе эксплуатации. Гальваническая развязка, выполненная с помощью трансформаторов, увеличивает аппаратные затраты и энергопотребление. Выходной сигнал датчика требует дополнительного преобразования, что не позволяет непосредственно подключать датчик к стандартному элементу ввода из номенклатуры микро Дат. Сложная конструкция механической части датчика повышает стоимость его изготовления и обуславливает необходимость его предварительной регулировки на поле при монтаже.

Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности фиксации прохождения колесной нары, определение направления и скорости движения подвижной единицы. Это достигается тем, что путевой датчик, содержащий постоянный магнит и два магниточувствительных элемента, включенные в цепи обратной связи двух генераторов и ориентированные так, что магнитные силовые линии замыкаются через магниточувствительные элементы, выполненные в виде катушек индуктивности, и зону прохождения реборды колеса, согласно изобретению дополнительно сдержит "PIC-контроллер", с самоадаптирующейся программой и диапазоном рабочих температур от -55oC до +125oC, предназначенный для фиксации факта прохождения колеса и формирования сообщений о направлении и скорости движения подвижной единицы, подключенный к выходам двух генераторов, выполненных в виде генераторов прямоугольных импульсов, при этом кантики индуктивности размещены на замкнутых ферритовых магнитопроводах. Применена оптронная развязка, а все элементы путевого датчика размещены в одном корпусе и залиты эпоксидной смолой. Выходной сигнал датчика может быть непосредственно подан на вход стандартного элемента ввода дискретных сигналов из номенклатуры микро Дат.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый путевой датчик отличается использованием "PIC-контроллера" с самоадаптирующейся программой для фиксации факта прохождения колесной пары и формирования сообщений о направлении и скорости движения подвижной единицы, конструкцией магниточувствительных элементов (содержит один постоянный магнит и две катушки индуктивности, размещенные на замкнутых ферритовых магнитопроводах), использованием оптронной развязки.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема путевого датчика. Чувствительные элементы путевого датчика L1 и L2 включены в цепи обратной связи генераторов прямоугольных импульсов, выполненных на базе ИМС D.1 типа К 1443УДЗ. Выходы генераторов соединены с портом ввода/вывода "PIC-контроллера" D2 типа PICI6F84, R9, R12, VT1, VT2 являются элементами оптронной развязки, R1 - R8 задают режим работы микросхемы D1, элементы VD1, C5, C6 входят в состав встроенного стабилизатора питающего напряжения, выполненного на ИМС D3 типа KP142EН5A. Q, C3, C4 - частотозадающие элементы "PIC-контроллера". Питание датчика осуществляется от стандартной линии СЦБ напряжением +24V.

На фиг. 2 и 3 показано расположение магниточувствительных элементов и постоянного магнита относительно рельса. В пластмассовом цилиндрическом корпусе 6 размещен постоянный магнит 4, катушка индуктивности I, катушка индуктивности II и печатная плата 5, на которой размещены генераторы прямоугольных импульсов, PIC-контроллер, узел оптронной развязки и стабилизатор питающего напряжения. Датчик крепится к стандартной противоугонной скобе 1 с помощью стального кронштейна 2 и болта с гайкой, устанавливаемого в отверстие 3.

Использование двух магниточувствительных элементов позволяет фиксировать с помощью путевого датчика факт прохождения колесной пары, направление движения подвижной единицы и мгновенную скорость колеса. Магниточувствительные элементы размещены таким образом, что срабатывание первого элемента происходит при входе реборды колеса в зону чувствительности датчика, а срабатывание второго элемента происходит при выходе реборды колеса из зоны чувствительности датчика. Путевой датчик работает следующим образом. Оба магниточувствительных элемента имеют одинаковую конструкцию. Рассмотрим работу элемента I. Он ориентирован относительно головки рельса таким образом, что прохождение реборды колеса вызывает изменение напряженности постоянного магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом, и подмагничивающего катушку индуктивности.

Сердечник катушки выполнен из материала с высокой магнитной проницаемостью ((феррита). Такой сердечник обладает резкой зависимостью обратимой магнитной проницаемости от напряженности подмагничивающего поля. В свою очередь изменение магнитной проницаемости сердечника приводит к изменению величины индуктивности катушки. Таким образом, прохождение реборды колеса вызывает изменение величины индуктивности катушки. Поскольку катушка индуктивности включена в цепь обратной связи генератора прямоугольных импульсов, изменение величины индуктивности катушки приводит к изменению периода следования прямоугольных импульсов, изменение величины индуктивности катушки приводит к изменению периода следования прямоугольных импульсов. Факт изменения периода следования импульсов фиксируется "PIC- контроллером". Второй магниточувствительный элемент работает аналогично. В зависимости от того, какой магниточувствительный элемент (I или II) срабатывает раньше "PIC- контроллер" формирует сообщение о направлении движения подвижной единицы. Определение мгновенной скорости движения колеса происходит следующим образом. Рассмотрим выражение

где V - искомая мгновенная скорость;
ΔS - расстояние между двумя магниточувствительными элементами (известная величина);
Δt - интервал времени между моментом срабатывания первого и второго магниточувствительного элемента.

С помощью "PIC-контроллера" вычисляется величина Δt, а затем по формуле (1) мгновенная скорость колеса и "PIC-контроллер" формирует сообщение о скорости движения подвижной единицы.

Предлагаемый путевой датчик по сравнению с прототипом позволяет обеспечить следующие преимущества:
- упрощение конструкции,
- удешевление датчика,
- повышение надежности за счет применения оптронной развязки и "PIC- контроллера" с самоадаптирующейся программой;
- удешевление постовой части, поскольку нет необходимости в дополнительном преобразовании выходного сигнала путевого датчика;
- устойчивость к внешним климатическим воздействиям (-55oC +125oC) и отсутствие необходимости периодической регулировки путевого датчика на посту и поле за счет применения "PIC-контроллера" с самоадаптирующейся программой;
- снижение энергопотребления в 50 раз;
- удешевление датчика в 7 раз;
- ощутимая экономия кабельной продукции за счет использования всего 3-х жил кабеля для любого количества датчиков в "гирлянде" (2 жилы - магистральное питание и 1 жила - для передачи дискретной информации).

Похожие патенты RU2169677C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Логинов Вадим Леонидович
  • Мелехин Геннадий Петрович
  • Юрков Сергей Александрович
RU2564553C2
Система закрепления составов на путях железнодорожной станции 2016
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Золотарев Юрий Федорович
  • Ольгейзер Иван Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Соколов Владислав Николаевич
  • Шабельников Александр Николаевич
RU2618656C1
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК 2008
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Кривда Михаил Александрович
  • Сергеев Борис Сергеевич
RU2372232C1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО УЧАСТКУ ПУТИ 2015
  • Булычев Юрий Васильевич
  • Гнитько Ростислав Васильевич
  • Курганский Андрей Андреевич
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
RU2610733C1
Волоконно-оптический датчик для мониторинга железнодорожного пути 2018
  • Гибнер Яков Михайлович
  • Лябах Николай Николаевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шабельников Александр Николаевич
RU2674547C1
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК 2008
  • Тильк Игорь Германович
  • Сергеев Борис Сергеевич
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Кривда Михаил Алексеевич
RU2370393C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Ададуров Сергей Евгеньевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2467902C1
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК 2008
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Булычев Юрий Васильевич
  • Фомин Юрий Николаевич
  • Сергеев Борис Сергеевич
RU2385814C2
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2012
  • Баклажков Руслан Владиславович
  • Батраев Владимир Владимирович
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Попов Павел Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2519323C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ МАШИНИСТА О ПРОИЗВОДСТВЕ РЕМОНТНЫХ ПУТЕВЫХ РАБОТ 2000
  • Розенберг Е.Н.
  • Лазаренко Ю.В.
  • Лист Ф.Д.
  • Гришанков Б.Т.
RU2175291C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 169 677 C2

Реферат патента 2001 года ПУТЕВОЙ ДАТЧИК

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для регистрации колесных пар подвижного состава. Путевой датчик содержит постоянный магнит. Два магниточувствительных элемента включены в цепи обратной связи двух генераторов. Магнитные силовые линии замыкаются через магниточувствительные элементы и зону прохождения реборды колеса. Имеется "РIС-контроллер" с самоадаптирующейся программой и диапазоном рабочих температур от -55 до 125°С. Он предназначен для фиксации факта прохождения колеса и формирования сообщений о направлении и скорости движения подвижной единицы и подключен к входам двух генераторов. Технический результат заключается в повышении надежности фиксации прохождения колесной пары, определении направления и скорости ее движения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 169 677 C2

Путевой датчик для систем железнодорожной автоматики, содержащий постоянный магнит и два магниточувствительных элемента, включенные в цепи обратной связи двух генераторов и ориентированные так, что магнитные силовые линии замыкаются через магниточувствительные элементы, выполненные в виде катушек индуктивности, и зону прохождения реборды колеса, отличающийся тем, что он дополнительно содержит "РIС-контроллер" с самоадаптирующейся программой и диапазоном рабочих температур от -55 до 125°С, предназначенный для фиксации факта прохождения колеса и формировании сообщений о направлении и скорости движения подвижной единицы, подключенный к выходам двух генераторов, выполненных в виде генераторов прямоугольных импульсов, при этом катушки размещены на замкнутых ферритовых магнитопроводах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2169677C2

МАГНИТОЭЛЕКТРОКНЫЙ ПУТЕВОЙ ДАТЧИК 0
SU195491A1
0
SU157099A1
0
SU158011A1
DE 4316980 A, 05.01.1994
RU 2056069 C1, 1996.03.10
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК ДЛЯ СЧЕТА ОСЕЙ 1996
  • Литвин А.Г.
  • Савицкий А.Г.
RU2096222C1
Устройство для контроля аналого-цифровых преобразователей 1986
  • Банченко Евгений Алексеевич
  • Смирнов Валерий Вадимович
  • Зурканаев Зисангир Залькиффович
SU1531217A1
Поршень 1988
  • Братков Александр Юрьевич
  • Балон Игорь Давыдович
  • Лисицын Анатолий Васильевич
  • Брагин Александр Павлович
  • Полтарушников Сергей Андреевич
SU1525382A1

RU 2 169 677 C2

Авторы

Гладкий Ю.А.

Иванченко В.Н.

Ковалев С.М.

Розенберг Е.Н.

Шабельников А.Н.

Даты

2001-06-27Публикация

1999-05-19Подача