ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ, СНЕГУ И ВОДЕ Российский патент 2001 года по МПК B60F3/00 

Описание патента на изобретение RU2170181C1

Изобретение относится к классу транспортных средств, перемещающихся по поверхности льда, снега и воды, и может быть использовано для транспортировки пассажиров и грузов в северных и центральных районах страны в зимний период.

Известны транспортные устройства на гусеничном ходу - вездеходы для перемещения по льду и снегу [1]. Такие устройства состоят из двигателя, салона для пассажиров и грузов и гусеничные шасси, с помощью которых транспортное устройство перемещается по льду и снегу.

Опыт эксплуатации таких устройств в северных широтах показал низкую надежность гусеничной ленты, ограниченную скорость транспортного средства и его большую массу. Кроме того, такое устройство, имея большую массу, становится опасным для перемещения по тонкому льду на водоемах.

Наиболее близким по достигаемой сущности и достигаемому результату является транспортное средство для перемещения по льду и снегу - аэросани [2]. Данное транспортное средство состоит из корпуса с размещенными в нем кабиной управления, салоном для пассажиров, двигателем и шасси в виде скользящих опор-лыж. Устройство способно перемещаться по льду или снегу со скоростью 60-70 км/с, однако наблюдается высокий расход топлива на тонну перемещаемого груза и существует высокая опасность потопления при попадании транспортного средства на слабый лед. Кроме того, грузоподъемность аэросаней ограничена по причине аэродинамического принципа двигателя.

Задачей изобретения является увеличение грузоподъемности транспортного средства, снижение расхода горючего на тонну перемещаемого груза и повышение безопасности движения по слабому льду и возможность перемещения по воде.

Поставленная задача достигается тем, что в транспортном средстве для перемещения по льду, снегу или воде корпус выполнен в виде водонепроницаемой оболочки и установлен на скользящих опорах-лыжах, передняя часть которых загнута кверху и выступает над верхней кромкой оболочки, а скользящие опоры-лыжи снабжены встроенными нагревателями, причем в качестве движителя использована система колес, приводимая в действие от вала двигателя, размещенная на корме водонепроницаемой оболочки и снабженная прижимным устройством для улучшения контакта колес с поверхностью льда и снега, при этом колеса выполнены в виде жестких ободов, оребренных шипами по внешней поверхности и лопатками по внутренней.

Конструктивная схема устройства согласно изложенному принципу представлена на чертеже.

Транспортное средство для движения по льду, снегу и воде конструктивно состоит из корпуса в виде водонепроницаемой оболочки 1 с размещенной в нем кабиной управления 2, салоном для пассажиров 3 и двигателем 4. Корпус установлен на скользящих опорах-лыжах 5, передняя часть которых загнута кверху и выступает над кромкой оболочки 1. Лыжи 5 имеют встроенные нагреватели 6, расположенные вдоль полозьев лыж равномерно. В качестве движителя использована система колес 7, размещенная на корме водонепроницаемой оболочки и приводимая в действие от вала двигателя 8. Для лучшего сцепления колес 7 со льдом или снегом предусмотрено нажимное устройство 9, а сами колеса выполнены в виде жестких ободов 10, оребренных с внешней поверхности шипами 11 и с внутренней лопатками 12.

Транспортное средство для движения по льду, снегу и воде действует следующим образом. При запуске двигателя 4 вал 8 приводится во вращение и передает крутящий момент на колеса движителя 7, которые контактируют с помощью прижимного устройства 9 с поверхностью льда. Опоры-лыжи 5 скользят по поверхности льда или снега. Для уменьшения коэффициента трения опор-лыж со льдом осуществляется подогрев с помощью встроенных нагревателей 6, расположенных вдоль опор-лыж.

Помимо прижимного устройства 9 совершенный контакт с поверхностью льда осуществляется с помощью шипов 11, расположенных на внешней поверхности жестких ободов 10 колес 7.

Если на поверхности льда имеется толстый слой снега, в дело вступают радиальные лопатки 12, они же используются для движения в воде, работая как плицы в колесных теплоходах.

Транспортное средство данного типа весьма экономично при движении, поскольку подогрев подошв-лыж снижает коэффициент трения металла о лед до значения, равного 0,02, что обеспечивает высокую грузоподъемность транспортного средства и снижает расход горючего.

Эксплуатация транспортного средства, построенного по данному принципу, исключает его потопление при разрушении тонкого льда /корпус обладает положительной плавучестью/.

Реализация подобного транспортного средства позволит осуществлять зимнюю навигацию на реках и озерах России, что обеспечивает значительный экономический эффект и решит проблемы доставки грузов в труднодоступные районы, расположенные на островах.

Источники информации
1. Политехнический словарь. Гл. редактор И. И. Артоболевский - М.: "Советская энциклопедия" 1977 г., стр. 7.

2. Политехнический словарь. Гл. редактор И. И. Артоболевский - М.: "Советская энциклопедия" 1977 г., стр. 42 /прототип/.

Похожие патенты RU2170181C1

название год авторы номер документа
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1992
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2111150C1
ВАКУУМНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ЖИДКОСТИ 2001
  • Маринюк Б.Т.
RU2215247C2
Транспортное средство для ледяной поверхности 2019
  • Ефимочкин Анатолий Павлович
RU2717691C1
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ НАГРЕТОГО ВОЗДУХА В ШИНЫ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Никитин А.И.
  • Котляров В.П.
RU2124997C1
ДИРИЖАБЛЬ 2010
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2420426C1
Колесно-лопастной движитель транспортного средства 2019
  • Маляренко Сергей Владимирович
RU2711134C1
ВРАЩАЮЩИЙСЯ БАРАБАННЫЙ ЭКСТРАКТОР 2000
  • Масленников А.В.
  • Гусев Ю.И.
RU2182294C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛАСТИЧНОГО МАТЕРИАЛА 1999
  • Балашов М.М.
  • Чистов В.И.
  • Пак Г.В.
  • Пак Е.В.
RU2178736C2
Арктическая ледорезная машина 2019
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
RU2718192C1
Амфибийный колёсный движитель 2019
  • Фальмонов Евгений Васильевич
RU2717390C1

Реферат патента 2001 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ, СНЕГУ И ВОДЕ

Изобретение относится к транспорту и касается создания амфибийных транспортных средств для движения по льду, снегу и воде с целью транспортировки пассажиров и грузов в северных и центральных районах страны в зимний период. Транспортноt средство включает в себя корпус с размещенными в нем кабиной для управления, салоном для пассажиров, двигателем. Транспортное средство имеет шасси в виде скользящих опор-лыж. Корпус выполнен в виде водонепроницаемой оболочки. Оболочка установлена на скользящих опорах-лыжах. Передняя часть опор-лыж загнута кверху и выступает над верхней кромкой оболочки. Скользящие опоры-лыжи снабжены встроенными нагревателями. В качестве движителя использована система колес, приводимая в действие от вала двигателя. Система колес размещена на корме водонепроницаемой оболочки и снабжена прижимным устройством для улучшения контакта колес с поверхностью льда и снега. Колеса выполнены в виде жестких ободов, оребренных шипами по внешней поверхности и радиальными лопатками по внутренней. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении грузоподъемности транспортного средства, снижении расхода горючего на тонну перемещаемого груза, в повышении безопасности движения по слабому льду и в обеспечении возможности перемещения транспортного средства по воде. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 170 181 C1

Транспортное средство для движения по льду, снегу и воде, включающее корпус с размещенными в нем кабиной управления, салоном для пассажиров, двигателем и шасси в виде скользящих опор-лыж, отличающееся тем, что корпус выполнен в виде водонепроницаемой оболочки, установленной на скользящих опорах-лыжах, передняя часть которых загнута кверху и выступает над верхней кромкой оболочки, а скользящие опоры-лыжи снабжены встроенными нагревателями, причем в качестве движителя использована система колес, приводимая в действие от вала двигателя, размещенная на корме водонепроницаемой оболочки и снабженная, прижимным устройством для улучшения контакта колес с поверхностью льда и снега, при этом колеса выполнены в виде жестких ободов, оребренных шипами по внешней поверхности и радиальными лопатками по внутренней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170181C1

Колесно-лопастной движитель транспортного средства 1990
  • Ложников Николай Васильевич
SU1813660A1
ПОЛЯРНЫЙ ЭКРАНОЛЕТ КАШЕВАРОВА "ПЭК" 1995
  • Кашеваров Юрий Борисович
RU2096210C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Меньшиков Владимир Дмитриевич
RU2097251C1
Амфибия 1990
  • Лабутин Николай Юрьевич
SU1813053A3
US 3983832 A, 05.10.1976.

RU 2 170 181 C1

Авторы

Маринюк Б.Т.

Даты

2001-07-10Публикация

2000-06-15Подача