Изобретения относятся к энергетике, в частности к авиационным силовым установкам, и могут быть использованы в двигательных комплексах на водном транспорте.
Известен спаренный турбовинтовой двигатель с выносным редуктором для привода двух соосных винтов (Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. М. : Машиностроение, 1981 г., с. 15, фиг. 1,1), содержащий два установленных параллельно газотурбинных двигателей.
Недостатками указанной схемы являются большая площадь миделя и значительное лобовое сопротивление, снижающее полетный КПД, а также большая масса, сложность и невысокая надежность конструкции с понижающим редуктором.
Известна конструктивная схема турбореактивной двухконтурной установки (Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1981, с. 8, 10, фиг. 1.03б, 1.06), принятой в качестве прототипа для первого изобретения и содержащей турбину и компрессор низкого давления и движитель, например вентилятор, с валом. Эта конструкция не содержит редуктора, но КПД движителя сравнительно низок вследствие небольшой степени двухконтурности и существенных потерь в неподвижных направляющих лопатках вентилятора.
Из патентной литературы известен роторный двигатель внутреннего сгорания (GB, патент 1057282 А, кл. F 01 С 1/20, опубл. 01.02.1967 г.), принятый в качестве прототипа для второго изобретения и содержащий статор с корпусом и двумя торцевыми крышками, замыкающими внутреннюю рабочую полость в виде трех пересекающихся цилиндрических расточек, в центральной из которых расположен ведущий ротор с пятью циклоидальными выступами (зубьями), а в двух крайних размещены два ведомых ротора с тремя впадинами у каждого, сопряженными бесконтактно с минимальными зазорами с выступами ведущего ротора. В центральной полости расположены камеры сжатия и расширения, а в корпусной стенке ее выполнены окна с патрубками для впуска воздушного заряда и выпуска расширившихся продуктов сгорания.
В корпусных стенках боковых полостей с ведомыми роторами имеются выпускные окна, соединенные перепускным каналом с камерой расширения, впускные окна для продувки впадин ведомых роторов сжатия воздухом и форсунки для впрыска топлива. Двигатель работает по двухтактному циклу, чисто вращательное движение его роторов обеспечивает уникальную быстроходность и минимальную удельную массу. К недостаткам его следует отнести относительно малый рабочий объем камеры расширения, равный половине объема камеры в центральной полости, поскольку вторая половина занята камерой сжатия; функционирование перепускного канала при больших скоростях роторов неэффективно из-за инерционности газа в канале, дросселирования и ударного расширения продуктов сгорания с потерей энергии, необходимости в совершении дополнительной работы на их последующее вытеснение в выпускной патрубок.
Задачей первого изобретения является повышение экономичности путем снижения расхода топлива, площади миделя, удельной массы, повышение КПД двигателя.
Технический результат достигается тем, что двигательная установка содержит турбину и компрессор низкого давления и движитель, например вентилятор, с валом, второй движитель с валом, установленный соосно первому движителю и два двигателя с соосными роторами, установленными с возможностью противоположного направления вращения, валы движителей связаны с роторами двигателей и в них выполнены осевые отверстия, причем один из валов расположен с зазором в осевом отверстии другого вала и одного из роторов, а внутри обоих валов и роторов установлен вал связи компрессора и турбины низкого давления. Каждый двигатель содержит ведущий и ведомый роторы циклоидального зацепления, разность в количестве зубьев которых равна единице. Вал одного из движителей разгружен на упорный подшипник, установленный между двигателями.
Валы движителей соединены с роторами с возможностью осевого смещения.
Валы движителей соединены с роторами через редукторы. Установка выполнена с задним расположением движителей.
Второй по ходу движения установки движитель соединен с соплом, последней ступенью турбины и задним обтекателем. Диск первого по ходу движения установки движителя снабжен турбинными венцами, а его вал разгружен на упорный подшипник, установленный в шпангоуте, неподвижно соединенном с направляющим аппаратом турбины и гондолой. Спрямляющий аппарат компрессора соединен с ротором двигателя. Установка выполнена с передним расположением движителей. Компрессор и воздухозаборник установлены на первом по ходу движения установки движителе.
Задачей второго изобретения является повышение удельной мощности и эффективного КПД, упрощение конструкции.
Технический результат достигается тем, что выпускные окна продувки впадин непосредственно соединены с выпускным трактом, впускные окна камеры сжатия выполнены в расточках ведомых роторов, подобрано оптимальное число зубьев ведущего ротора и ведомых роторов.
На фиг. 1 изображена двигательная установка в осевом разрезе.
На фиг. 2 - разрез А-А двигательной установки.
На фиг. 3 - роторный двигатель в осевом разрезе.
На фиг. 4, 5 - поперечный разрез по E-E.
На фиг. 6, 7 - варианты трехроторного двигателя.
Двигательная установка содержит гондолу 1, в которой неподвижно закреплены корпуса двух роторных двигателей 2 и 3. В корпусах на подшипниках 4, 5, 6, 7 установлены ведущие роторы 8 и 9, каждый из которых выполнен с четным (4, 6, 8 и т.д.) числом зубчатых выступов, образованных эквидистантой от эпициклойды и находящихся в зацеплении с ведомыми роторами 10, 11, 12, число зубьев которых на один зуб больше (например, 5, 7, 9), причем зубья очерчены огибающей гипоциклойд или близкой к ней кривой. Ведомые роторы разгружены в корпусе посредством подшипников с газовой смазкой; во впадинах зубьев ведомых роторов выполнены перепускные окна 13, которые вблизи В.М.Т. нагнетательными каналами 14 и наполнительными каналами 15 сообщены с камерами сгорания 16, в которых установлены топливные форсунки 17. Осевая длина роторов 11 в два раза больше длины роторов 10, 12 и они смещены диаметрально противоположно от оси ведущего ротора. В торцевых крышках 18 и дисках 19 корпуса в области Н.М.Т., соответствующей максимальному объему камер, выполнены впускные 20 и выпускные 21 продувочные окна 22, соединенные соответственно с внутренней полостью гондолы, которая сообщена с выходом компрессора низкого давления 23 и с выпускным коллектором 24, выход которого соединен с рабочим трактом газовой турбины 25. Рабочие камеры двигателей снабжены уплотнениями с газовой смазкой 26, 27, конструкция которых известна (SU, авт. свид. 958755 А, кл. F 16 J 15/44, опубл. 15.09.1982).
Кроме того, двигатели имеют систему активного управления зазорами между роторами и корпусом, которая подобна (SU, авт. свид. 1414964, кл. F 02 В 55/00, опубл. 07.08.1988) и на чертеже не изображена. Для минимизации зазоров и утечек газа целесообразно применение облитерации зазоров непосредственно при работе двигателя (RU, патент 2013582, кл. F 02 В 53/00, опубл. 30.05.1994).
Внутри ведущих роторов выполнены полости, каналы и теплообменные ребра системы охлаждения, а также осевые отверстия в которых посредством шлицевого соединения (например, с промежуточными шариками) с возможностью осевого смещения установлены вал 28 вентилятора или винта 29 и вал 30 вентилятора 31. Вал 28 посредством радиально-упорного подшипника 32 установлен в шпангоуте 33, скрепленном через неподвижные направляющие лопатки 34 с корпусом. С шпангоутом скреплен также направляющий аппарат 35. На валу 28 зафиксирована турбина 25, с вентилятором 29 соединена турбина 36, с вентилятором 31 скреплены последняя ступень турбины 37, сопло 38 и задний обтекатель (кок) 39. Вал 30 пропущен через осевое отверстие ротора 9 и разгружен через радиально-упорный подшипник 40, расположенный между двигателями, на корпус.
В осевом отверстии вала 30 размещен вал связи 41 между турбиной 42 и ротором 23 компрессора низкого давления. Венцы 43 спрямляющего аппарата компрессора низкого давления установлены или в корпусе, или в барабане 44, который через лопатки 45 и диск 46 жестко соединен с ведущим ротором 8. Ротор компрессора установлен на подшипниках 47, 48. В дисках вентиляторов 29, 31 имеются кольцевые каналы с венцами турбинных лопаток 49, 50. Возможен вариант двигательной установки с традиционными лопаточными газотурбинными двигателями вместо роторных, при этом валы движителей целесообразно соединить с валами двигателей через понижающие редукторы. Возможно также исполнение установки с передним расположением вентиляторов, в этом варианте компрессор и воздухозаборник 51 могут быть установлены на переднем вентиляторе.
При вращении роторов 8, 11 объем межзубовых камер изменяется от минимального в В. М.Т. до максимального в Н.М.Т. Примерно за 30o до Н.М.Т. открываются выпускные окна 21, затем впускные окна 20 и сжатым в компрессоре 23 воздухом осуществляется прямоточная продувка рабочих камер роторных двигателей, продукты сгорания через коллектор 24 поступают в газовые турбины 25, 36, 49, 50, 42, 37. В фазе ~270o после В.М.Т. продувка закачивается, воздух сжимается до давления ~ 2 МПа, через окна 13 и нагнетательные каналы 14 с завихрением вытесняется в камеру сгорания 16, смешивается с топливом, подаваемым форсункой 17, смесь воспламеняется и сгорает с повышенным давлением до ~7 МПа, затем происходит расширение продуктов сгорания и продувка. Диаметрально противоположное смещение ведомых роторов 11 относительно роторов 10, 12 обеспечивает уравновешивание радикальных сил давления газа на ведущий ротор 8 и разгрузку их подшипников. Мощность роторных двигателей через валы 28, 30 передается вентиляторами 29, 31, имеющим противоположное направление вращения; крутящий момент на вентиляторах дополнительно увеличивается турбинами 25, 36, 49, 50, 37. Энергия свободной турбины 42 обеспечивает через вал 41 привод компрессора 23.
Технико-экономическую эффективность предложения полезно показать на следующем примере:
Основные технические данные двигательной установки с 5-секционными роторными двигателями (ориентировочные):
Длина, мм - 3800
Площадь миделя (⊘ 740 мм), м2 - 0,43
Масса, кг - 1100
Диаметр вентилятора, мм - 2400
Степень двухконтурности - 56
Мощность - 8000 КВт
Удельная масса, кг/КВт - 0,138
Температура в камере сгорания - 2800 К
Степень повышения давления (на высоте 10 км) - 200
Уд.расход топлива - 0,15 кг/кВт•час
Уд.тяга - 0,134 кг/кгс
Частота вращения валов - 3000 об/мин
Коэффициент избытка воздуха - 1
Высокие технические показатели имеют естественное объяснение: высокая температура газов в камере сгорания, превышающая примерно на 1000 К уровень температур в современных газовых турбинах, высокая степень повышения давления, возможность исключения из конструкции понижающего редуктора и др.
Тщательная оптимизация конструкции и применение современных материалов (углепластик, керамика, силикатное стекло, лейкосапфир, ситаллы и др.) обеспечивают значительное повышение указанных преимуществ.
Установка сохраняет преимущества при использовании традиционных газотурбинных двигателей благодаря соосному их расположению (уменьшение миделя) и высокому КПД соосных вентиляторов или винтов.
Роторный двигатель содержит статор 51 с расположенной в нем рабочей полостью, образованной центральным цилиндрическим отверстием с ведущим ротором 52 и четырьмя пересекающимися с центральным отверстием расточками под ведомые роторы 53; с которыми скреплены торцевые крышки 54, 55, в которых на подшипниках 56, 57 установлены ведущий ротор с валом 58 и ведомые роторы 53, равномерно расположенные вокруг ведущего ротора в расточках корпуса. Ведущий ротор снабжен выступами-зубьями 59 циклоидального профиля, сопряженные с впадинами 60 на ведомых роторах. В центральном цилиндрическом отверстии имеются выпускные окна 61 с патрубками 62, в расточках под ведомые роторы выполнены впускные окна 63 для продувки камер сжатия 64, которые образованы объемами впадин 60 и фрагментами 65 в центральной полости, расположенными между окнами 61 и ведомыми роторами. Кроме того, в расточках статора под ведомые роторы выполнены выпускные 66 и впускные 67 окна для продувки впадин от продуктов сгорания. Впускные окна 63 и 67 патрубками 68 соединены с агрегатом наддува, например, с турбокомпрессором. На фиг. 4, 5 впускные окна 63, 67 совмещены в одном окне с общим патрубком; возможно их раздельное исполнение и соединение каждого со своим патрубком, например, для продувки камер сжатия воздухом более высокого давления, чем при продувке впадин от продуктов сгорания через патрубки 69, соединенные с выпускным трактом. Целесообразно исполнение патрубков с резонансной длиной, повышающей эффективность продувки впадин, и дозарядки камер сжатия путем динамического наддува. Вращение роторов синхронизировано шестернями связи 70, 71 в корпусе установлены устройства воспламенения 72, в качестве которых могут быть свечи зажигания и(или) топливные форсунки.
Корпус и роторы выполняются из жаропрочных материалов с низким коэффициентом теплового расширения (КТР), например, из конструкционной керамики, ситалла, лейкосапфира, углекона и др., и сопряжены между собой с минимальными зазорами порядка 0,02-0,1 мм рабочие поверхности их могут иметь относительно "мягкие" истираемые покрытия, например, на основе графита; вершины зубьев ведущего ротора и кромки впадин ведомых роторов покрываются материалом высокой твердости и износоустойчивости. Кроме того, на уплотнительных кромках впадин, на вершинах зубьев, на задней (по ходу) поверхности зубьев ведущего ротора и на поверхностях расточек целесообразно исполнение лабиринтных уплотнений, например, в виде рисок-канавок, расположенных по образующей. Оптимальное число зубьев ведущего ротора и количество ведомых роторов принимается от двух до пяти, причем числа зубьев и ведомых роторов могут быть равны, как на фиг. 4; (при этом подшипники 56 ведущего ротора практически полностью разгружены от сил давления газа), или числа зубьев и ведомых роторов исполняются с разностью в единицу (например, четыре ведомых ротора и пять зубьев; положительный эффект - равномерность крутящего момента на выходном валу 58). В расточках статора под ведомые роторы могут быть исполнены дополнительные каналы 73 для увеличения степени расширения газа из впадин 60, но при этом положительный эффект следует сравнить с отрицательным от кратковременной (практически мгновенной) потери герметичности в момент прохождения вершины зуба ротора через канал.
Весьма простая конструкция изображена на фиг. 6, 7, она содержит двузубый ведущий ротор 84 и два ведомых ротора 75 с тремя впадинами 76 у каждого; впускные 77 и выпускные 78 патрубки для продувки впадин сжатым воздухом или бензовоздушной смесью, выпускные патрубки 79, расположенные в передней по ходу ведущего ротора части корпуса камеры расширения 80, средство воспламенения 81 (форсунка или свеча зажигания). При использовании роторного двигателя в составе двигательной установки на фиг. 1, 2 по оси ведущего ротора выполняются сквозные отверстия. Возможен вариант с патрубками 82 и окнами 83 для продувки камер сжатия 76, выполненными раздельно с патрубками 77 (см. фиг. 7).
При работе двигателя через патрубки 68, 69 сжатым воздухом от вентилятора или турбокомпрессора осуществляется продувка впадин 60 ведомых роторов, затем впрыск топлива через форсунку 72 с большим опережением, соответствующим быстроходности двигателя, продувка камеры сжатия через окна 63 с выпуском продуктов сгорания через патрубок 62, сжатие до минимального объема (В. М. Т., см. фиг. 4), где заканчивается период подготовки смеси и задержки воспламенения, затем воспламенение, сгорание, расширение во впадинах 60, примерно двукратное продолжение расширения в камерах 74 и выпуск отработавших газов через патрубки 69 в выпускной коллектор и турбину агрегата наддува. Исполнение двигателя с двумя выступами ведущего ротора и двумя ведомыми роторами с тремя впадинами у каждого обеспечивает соединение в процессе расширения объема впадины с камерой расширения до начала выпуска газов в выпускной патрубок 79 (см. фиг. 6), таким образом, надобность в перепускном канале, имеющемся в известном аналоге, отпадает, устраняются сопутствующие ему недостатки. Такой же положительный эффект проявляется при трехзубом роторе с тремя ведомыми роторами, имеющими по три впадины, и при четырехзубом роторе, сопряженным с четырьмя ведомыми роторами с двумя впадинами у каждого.
Бесконтактные уплотнения обеспечивают высокие окружные скорости роторов (порядка 50-100 м/с), адиабатный режим работы с минимально дозированным охлаждением наиболее нагретых мест корпуса и неохлаждаемыми роторами; исключается смазка роторов и угар масла, при этом потери от утечек газа меньше механических потерь на трение в поршневых двигателях. Совокупное действие указанных факторов обеспечивает создание чрезвычайно легкого двигателя с удельной массой ~0,03 кг/кВт, простого, надежного, экологичного, с большим ресурсом работы и высоким эффективным КПД.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2041360C1 |
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ РАБОЧИХ КАМЕР РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2146013C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СПОСОБЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2146008C1 |
РОТОРНАЯ МАШИНА | 1988 |
|
RU2013589C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2015363C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) И УПЛОТНЕНИЕ ПОРШНЯ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ | 1997 |
|
RU2146009C1 |
ТЕПЛОВАЯ МАШИНА. СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ | 1996 |
|
RU2146014C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2037636C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2154737C2 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2176027C2 |
Изобретения относятся к энергетике, в частности к авиационным силовым установкам. Двигательная установка содержит турбину и компрессор низкого давления, два движителя с валами, установленные соосно. Установка содержит два двигателя с валами, установленные соосно. Установка содержит два двигателя с соосными роторами, установленными с возможностью противоположного направления вращения. Валы движителей связаны с роторами двигателей и в них выполнены осевые отверстия. Один из валов движителей расположен в отверстии другого вала. Внутри обоих валов установлен вал связи компрессора и турбины низкого давления. В двигательной установке может быть использован роторный двигатель, в статоре которого установлен ведущий ротор и ведомые роторы, при этом впускные и выпускные окна продувки впадин выполнены в расточках статора под ведомые роторы. Задачей изобретений является повышение КПД роторного двигателя, а следовательно и двигательной установки. 2 с. и 16 з.п. ф-лы, 7 ил.
СКУБАЧЕВСКИИ Г.С | |||
Авиационные газотурбинные двигатели | |||
- М.: Машиностроение, 1981 c | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
GB 1057282 A, 01.02.1967 | |||
ТРЕХВАЛЬНЫЙ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 0 |
|
SU368416A1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 0 |
|
SU394576A1 |
DE 3933776 A1, 18.04.1991 | |||
Суммирующее устройство гармонического корректора | 1974 |
|
SU473310A1 |
Устройство для измерения отклоне-Ния чАСТОТы OT НОМиНАльНОгО зНАчЕНия | 1979 |
|
SU840756A1 |
Авторы
Даты
2001-08-10—Публикация
1998-11-20—Подача