РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА Российский патент 2000 года по МПК F01C1/44 

Описание патента на изобретение RU2154737C2

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, гидро- и пневмодвигателям, компрессорам и насосам роторного типа.

Известна роторно-поршневая машина, содержащая корпус с волнообразной в окружном направлении рабочей поверхностью, ротор и шарнирно соединенные с ним поршни, аксиальные кромки которых скруглены и сопряжены с рабочей поверхностью корпуса (DE 3027208 A1, 08.10.1981, F 01 C 1/40).

К недостаткам ее следует отнести негерметичность рабочего тракта в процессе газообмена, т.е. возможность перепуска части продуктов сгорания в фазе активного выпуска не только в выпускной патрубок, но и во внутренние полости, образующие тракт охлаждения, подобные перетечки возможны и в процессе впуска топливовоздушной смеси.

Задачей настоящего изобретения является устранение упомянутой негерметичности.

Указанная задача достигается в роторно-поршневой машине, содержащей корпус с волнообразной в окружном направлении рабочей поверхностью, ротор и шарнирно-соединенные с ним поршни, аксиальные кромки которых скруглены и сопряжены с рабочей поверхностью корпуса, при этом на аксиальных кромках поршней выполнены дополнительные соосные шарнирам цилиндрические поверхности, а между аксиальными кромками смежных поршней выполнены уплотнения.

Кроме того, уплотнения могут быть выполнены в виде минимальных зазоров между дополнительными цилиндрическими поверхностями аксиальных кромок поршней.

Кроме того, уплотнения могут быть выполнены в виде установленных на роторе или выполненных с ним за одно целое пластин, концы которых с минимальными зазорами расположены между аксиальными кромками поршней.

Кроме того, на сопряженных с минимальным зазором поверхностях могут быть выполнены лабиринтные уплотнения, например, в виде расположенных по образующей цилиндра, канавок.

Кроме того, на концах пластин могут быть выполнены пазы с размещенными в них уплотнительными элементами.

Кроме того, пластины могут быть выполнены в виде пластинчатых пружин, концы которых упруго поджаты к аксиальным кромкам поршней.

На фиг. 1 изображен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания в поперечном разрезе; на фиг. 2 приведен фрагмент этого разреза с различными вариантами исполнения уплотнений.

Двигатель содержит корпус 1 с волнообразной рабочей поверхностью 2, которая на фиг. 1 близка к форме квадрата со скругленными углами, с поверхностью 2 сопряжены аксиальные кромки поршней 3, соединенных посредством шарниров 4 с кронштейнами ротора 5, установленного на подшипниках в торцевых крышках. Аксиальные кромки поршней скруглены и снабжены радиальными уплотнениями 6, на торцевых поверхностях установлены уплотнения 7, сопряженные с плоскими поверхностями торцевых крышек корпуса. В корпусе имеются два впускных окна 8, два выпускных 9 и две свечи зажигания 10 (или топливные форсунки при воспламенении от сжатия).

Аксиальные кромки смежных поршней снабжены уплотнениями, которые допускают различное исполнение. На фиг. 1 поршни имеют дополнительные, соосные шарниру цилиндрические поверхности с радиусом P, сопряженные между собой с минимальным зазором величина, которого порядка 0,1...0,05 мм, при этом на цилиндрических поверхностях могут быть выполнены лабиринтные уплотнения, например в виде ряда канавок, расположенных по образующей цилиндра.

На фиг. 2 изображено уплотнение в виде пластины 11, скрепленной или выполненной за одно целое с ротором на внешних концах пластин, пропущенных между аксиальными кромками поршней, выполнены цилиндрические впадины, сопряженные с минимальным зазором с цилиндрическими кромками поршней. Во впадинах пластин тоже могут быть выполнены лабиринтные уплотнения, или в них исполняются пазы с пластинчатыми контактными уплотнениями 12 и волнистыми пружинами - расширителями (экспандерами).

Уплотнение может быть выполнено в виде сдвоенных пластинчатых пружин 13, соединенных с ротором посредством, например, паза типа "ласточкин хвост", и зафиксированных трехгранным стержнем 14, внешние концы пластин с антифракционным покрытием упруго поджаты к аксиальным кромкам поршней. Вблизи развилки (т.е. линии соединения 15 концов пружины) последние герметично соединены между собой, например, пайкой.

Действует двигатель аналогично прототипу. При вращении вала с ротором 5 через впускные окна 8 осуществляется всасывание топливной смеси или воздуха в камеры 16, затем сжатие смеси, воспламенение ее от свечи 10, сгорание, расширение продуктов сгорания и выпуск их через окна 9. 4-тактный цикл в каждой камере совершается за 180oC поворота ротора, за один оборот вала в шести камерах совершается двенадцать циклов.

Наличие уплотнений между качающимися поршнями позволяет надежно отделить рабочий тракт двигателя от внутренних полостей, в которых реализуется тракт воздушного охлаждения, устранить смешивание охлаждающего воздуха с выпускными газами и топливной смесью, повысить эффективность работы двигателя.

Похожие патенты RU2154737C2

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) И УПЛОТНЕНИЕ ПОРШНЯ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ 1997
  • Владимиров П.С.
RU2146009C1
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ РАБОЧИХ КАМЕР РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Владимиров П.С.
RU2146013C1
РОТОРНАЯ МАШИНА 1988
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
RU2013589C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
RU2041360C1
ТЕПЛОВАЯ МАШИНА. СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ 1996
  • Владимиров П.С.
RU2146014C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ 1991
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
RU2037623C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СПОСОБЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Владимиров П.С.
RU2146008C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА И РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1998
  • Владимиров П.С.
RU2171906C2
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 1991
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
RU2011870C1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания и двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1765473A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 154 737 C2

Реферат патента 2000 года РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, гидро- и пневмодвигателям, компрессорам и насосам роторного типа. Роторно-поршневая машина, например ДВС, содержит корпус с волнообразной рабочей поверхностью, сопряженной с поршнями, шарнирно с возможностью качания установленными на роторе. Рабочий тракт двигателя образован камерами сжатия и расширения между поршнями и волнообразной поверхностью, впускными и выпускными окнами в корпусе. Центральные полости под поршнями образуют тракт воздушного охлаждения. Для надежного разделения рабочего тракта и полостей воздушного охлаждения между поршнями выполнены уплотнения. Двигатель обеспечивает завершение 12- и 4-тактных циклов за один оборот ротора, характеризуется простотой конструкции, высоким и эффективным КПД и удельной мощностью, малыми габаритами. 5 з.п ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 154 737 C2

1. Роторно-поршневая машина, содержащая корпус с волнообразной в окружном направлении рабочей поверхностью, ротор и шарнирно-соединенные с ним поршни, аксиальные кромки которых скруглены и сопряжены с рабочей поверхностью корпуса, отличающаяся тем, что на аксиальных кромках поршней выполнены дополнительные, соосные шарнирам, цилиндрические поверхности, а между аксиальными кромками смежных поршней выполнены уплотнения. 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что уплотнения выполнены в виде минимальных зазоров между дополнительными цилиндрическими поверхностями аксиальных кромок поршней. 3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что уплотнения выполнены в виде установленных на роторе или выполненных с ним заодно целое пластин, концы которых с минимальными зазорами расположены между аксиальными кромками поршней. 4. Машина по пп. 1 - 3, отличающаяся тем, что на сопряженных с минимальным зазором поверхностях выполнены лабиринтные уплотнения, например, в виде расположенных по образующей цилиндра канавок. 5. Машина по пп.1 и 3, отличающаяся тем, что на концах пластин выполнены пазы с размещенными в них уплотнительными элементами. 6. Машина по пп.1 и 3, отличающаяся тем, что пластины выполнены в виде пластинчатых пружин, концы которых упруго поджаты к аксиальным кромкам поршней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2154737C2

DE 3027208 A1, 08.10.1981
Лопастной мотор 1984
  • Рябцев Анатолий Афанасьевич
SU1242629A1
Пневматический двигатель 1975
  • Раздольский Александр Маркович
SU643658A1
Ротор-поршень 1976
  • Басов Владимир Ефимович
SU601443A1
US 3872839 A, 25.03.1975
Устройство для приема команд телеуправления 1982
  • Портнов Михаил Львович
  • Портнова Нина Григорьевна
SU1070592A1

RU 2 154 737 C2

Авторы

Владимиров П.С.

Даты

2000-08-20Публикация

1998-10-08Подача