Изобретение относится к области регулирования движения транспортных средств (ТС) в крупных населенных пунктах и предназначено для предоставления водителям транспортных средств, возможности выбора оптимальных маршрутов движения.
Известен способ информирования водителей, предусматривающий передачу по радиоканалу от центрального компьютера диспетчерского пункта (ДП) к персональным компьютерам ТС визуальной информации о ситуации на проезжей части, дорожных работах, заторах, возможностях парковки, а также о температуре воздуха, состоянии дорожной поверхности, наличии ветра, дождя или снегопада (PCT 095/24029 A1, G 08 G 1/0967, 08.09.1995).
Однако техническая реализация известного способа, сопряжена с ориентацией исключительно на компьютерную связь, что существенно ограничивает область практического применения подобного способа.
Наиболее близким к предложенному является способ информирования водителей ТС о дорожной обстановке в мегаполисе, согласно которому на ДП формируют и передают по каналам связи водителям ТС специально сформированные кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах с рекомендациями о предпочтительных маршрутах движения и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях (RU 2125295 C1, G 08 G 1/00, 20.01.99).
Однако из-за малой информативности используемых кодовых сообщений сведения, предоставляемые водителям указанным способом, оказываются недостаточными для получения полной и достоверной картины о ситуации на проезжей части и принятия надлежащих мер.
Задачей изобретения является осуществление функциональной гибкости информационного обеспечения за счет применения разнообразных средств для дистанционной передачи кодовых сообщений водителям ТС и повышение эффективности информирования путем выполнения емких и удобочитаемых сообщений.
Поставленная задача решается тем, что в способе информирования водителей ТС о дорожной обстановке в мегаполисе, согласно которому на ДП формируют и передают по каналам связи водителям ТС кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах с рекомендациями о предпочтительных маршрутах движения и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях, - при кодировании сообщений регионам мегаполиса присваивают индивидуальные коды, с помощью которых отделяют одно сообщение от другого или от нескольких, в каждое сообщение включают последовательно код дорожной ситуации, код перекрестка, состоящий из кодов магистральной и пересекающей дорог, код направления выезда с перекрестка по магистральной дороге, ведущего к указанной дорожной ситуации.
Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения.
Коды регионов могут быть выбраны в виде порядковых номеров или совокупностей из порядкового номера и кода пересекающей магистральной дороги.
Каждое кодовое сообщение может иметь восемь разрядов, из которых для кода дорожной ситуации отведен один разряд, для кода перекрестка - шесть разрядов, отнесенных по три к кодам магистральной и пересекающей дорог, для кода направления выезда с перекрестка - один разряд.
Для кодирования магистральной и пересекающей дорог могут использоваться трехсимвольные аббревиатуры названий дорожных объектов - проспектов, площадей, улиц, мостов, при этом кодирование производят с помощью заглавных символов латинского алфавита, цифр и отдельных специальных символов.
Код одной дорожной ситуации от другой и от кода региона может быть отделен пробелом.
Кодовые сообщения могут передаться по расписанию или запросам кодов регионов водителями в системе коротких сообщений SMS для телефонов GSM, имеющих трубки с дисплеями, на текстовые пейджеры, через широковещательные FM-радиостанции с использованием дисплеев автомагнитол, оборудованных системой RDS, по адресам электронной почты через соответствующие шлюзы E-mail-SMS-message и E-mail-pager.
Сущность и практическое осуществление предложенного способа удобно рассмотреть на примере дорожной сети Санкт-Петербурга. Предполагается, что водители ТС знакомы с данной сетью и картой города.
На ДП с учетом сигналов от расположенных в дорожной сети датчиков и от региональных станций слежения формируют кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах с рекомендациями о предпочтительных маршрутах движения.
Структура кодового сообщения предусматривает наличие трех частей:
1 разряд - код дорожной ситуации;
2,3,4,5,6,7 разряды - код перекрестка (в свою очередь, состоит из кода магистральной дороги - 2,3,4 разряды и кода пересекающей дороги - 5,6,7);
8 разряд - код направления выезда с перекрестка по магистральной дороге, ведущего к указанной дорожной ситуации.
Важно подчеркнуть, что кодируются не те перекрестки, которые создают дорожную ситуацию (пробку), а въезды на проблемные участки, ведущие к ней.
Для кодирования магистралей и пересекающих дорог используются удобочитаемые трехсимвольные аббревиатуры названий объектов - проспектов, площадей, улиц, мостов и пр. Официальный перечень аббревиатур и описание формата кодовых сообщений раздается зарегистрированным пользователям и при дальнейшем постоянном использовании легко воспринимается без использования подсказки.
Кодирование производится с помощью заглавных символов латинского алфавита, цифр и отдельных специальных символов.
Районирование города по дорожной обстановке предлагается осуществлять с использованием пяти регионов дорожной обстановки:
-1- - Центральный - Адмиралтейство и Центральный районы к северу от Обводного канала до Невы.
-2- - Острова - Васильевский остров, ПС, Кировские острова.
-3- - Северный - К северу от Невы, включая Пискаревский проспект.
-4- - Правобережный - Правый берег Невы, до Пискаревского проспекта
-5- - Южный - Левый берег Невы от Обводного канала к югу.
Нумерация произведена от Центрального региона по часовой стрелке.
Таким образом, границы между регионами определяются Пискаревским проспектом, р. Невой, Обводным каналом и мостами. Задав код соответствующего региона, пользователи могут запрашивать, например, по E-mail обстановку избирательно.
Номера регионов могут также рассматриваться в качестве пересечений с магистралями и представляться трехсимвольной аббревиатурой для удобства восприятия:
ANM-4- - Пересечение моста Александра Невского и Правобережного региона.
LIM-1- - Пересечение Литейного моста и Центрального региона.
Для кодирования дорожных ситуаций могут быть использованы следующие символы:
# - закрыто движение;
* - пробка, для проезда требуется ожидание в течение 4 и более циклов светофора;
~ - плотный транспортный поток;
О - заблокированы (ремонт, дтп и проч.) все полосы в данном направлении; объезд по встречной;
1 - заблокирована первая полоса;
2 - заблокирована вторая полоса;
3 - заблокирована третья полоса;
4 - заблокирована четвертая полоса;
! - прочие опасности;
+ - неисправный светофор.
При построении аббревиатур первые два символа трехсимвольного кода дорожной обстановки принимают уникальными для объекта данного типа в своем регионе. Третий символ обозначает тип дорожного объекта, Представляются следующие дорожные объекты:
М - Мост; P - Проспект; U - Улица; S - плоЩадь; R - пеРеулок; N - Набережная; L - Линия; E - шоссЕ; В - Бульвар; А - Аллея; Z - проеЗд.
При кодировании направлений выезда с перекрестка учитывается, что при ориентации в городе географическую систему направлений (север, юг, запад, восток) применяют редко, вместо этого чаще всего используют формулировки по отношению к центру города, въезду и выезду из города. В настоящем коде под "центром города" подразумевается Невский пр. на участке от пл. Восстания до Адмиралтейства. Указание направления выезда с перекрестка необходимо только для уточнения одного из двух возможных направлений движения по указанной "магистрали" и не требует точной географической привязки. Для кодирования направлений используют 5 символов, имеющих смысловое значение:
> - в строну от "центра города"; на выезде из города; в направлении пл. Восстания при следовании по Невскому пр.;
< - в сторону к "центру города"; на въезде в город; в направлении Адмиралтейства при следовании по Невскому пр.;
) - вправо от направления на "центр города";
( - влево от направления на "центр города";
* - в обоих направлениях по указанной магистрали.
Предлагается использовать аббревиатуры мостов:
LSM - Лейтенанта Шмидта;
DVM - Дворцовый;
TRM - Троицкий;
LIM - Литейный;
PVM - Петра Великого;
ANM - Александра Невского
VOM - Володарский;
USM - Ушаковский;
KMM - Кантемировский;
GRM - Гренадерский;
SMM - Сампсониевский;
TUM - Тучков;
BIM - Биржевой;
BKM - Большой Крестовский;
KOM - Каменноостровский;
AMM - Американские;
абрревиатуры площадей:
DVS - Дворцовая;
VOS - Восстания;
KOS - Конституции;
SES - Сенная...;
аббревиатуры проспектов:
NER - Невский;
MOR - Московский;
BAR - Бакунина...
Ниже приведены некоторые примеры кодирования дорожной обстановки:
-1- #SINBAR) *NEPPLU< -4- 1ANM-4- < !ZNPENP > + NPNCP*
-1 - Заголовок Центрального региона;
#SINBAR) - Закрыт проезд по Синопской наб. от перекрестка с пр. Бакунина вправо от направления на центр города;
*NEPPLU< - Пробка по Невскому пр. от перекрестка с Полтавской ул. в направлении к Адмиралтейству;
-4- - Заголовок Правобережного региона;
1ANM-4-< - Заблокирована 1 полоса на мосту Ал. Невского от пересечения с 4 регионом в сторону Центра;
! ZNPENP> - Прочие опасности на участке от перекрестка Заневского пр. и пр. Энергетиков при следовании по Заневскому пр. в направлении от центра города;
+ ZNPNCP* - На перекрестке Заневского пр. и Новочеркасского пр. неисправен светофор.
Код одной дорожной ситуации отделяется от кода другой и от заголовка региона пробелом. Текстовая интерпретация кодового сообщения может даваться в свободной форме при условии сохранения смысла кода.
Передача кодированной удобочитаемой для человека информации о дорожной обстановке производится:
в системе коротких сообщений SMS (Storage Management System) для телефонов GSM (Global System for Mobile communications);
на текстовые пейджеры;
через широковещательные FM- радиостанции для отображения на 8-ми разрядном текстовом дисплее автомагнитол, оборудованных системой RDS (Rational Data System).
Передачу осуществляют:
путем отправки кодов сообщений о дорожной обстановке по адресам электронной почты по расписанию через соответствующие шлюзы E-mail-SMS-message и E-mail-pager с использованием списков почтовой рассылки для зарегистрированных пользователей;
посредством автоответчиков электронной почты для отправки ответного сообщения по запросу пользователя избирательно по каждому дорожному региону города;
использованием широковещательной трансляции кодов обстановки в системе RDS через FM-радиостанции.
Наибольшие ограничения на формат представления данных накладываются задачей представления кодов в системе RDS. Учитывая ограничение возможностей отображения текстовой информации в системе RDS восьмиразрядным индикатором автомагнитол, длина отдельного сообщения ограничивается 8-ю разрядами. Использование "бегущего текста" является нецелесообразным, поскольку требует постоянного внимания водителей. При трансляции кодов в системе RDS предполагается их поочередное отображение на дисплее магнитол в течение некоторого времени (например, 5-1- сек. на каждый код) и группирование по регионам дорожной обстановки. Перед трансляцией кодов нового региона, как уже указывалось, должен следовать заголовок с названием региона. Поочередное отображение статичных кодов позволяет водителю ТС усваивать информацию при беглом взгляде на индикатор, не отвлекаясь от контроля за дорогой.
Изобретение относится к области регулирования движения транспортных средств в крупных населенных пунктах и предназначено для предоставления водителям возможности выбора оптимальных маршрутов движения. На диспетчерском пункте формируют и передают по каналам связи водителям кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях, либо посредством мобильных средств связи, принимающих текстовые сообщения. Для представления дорожной обстановки мегаполис условно разбивают на регионы, дорожным объектам присваивают абрревиатуры в рамках региона, дорожным ситуациям и направлениям въезда на перекресток - коды, а дорожную обстановку в мегаполисе представляют как совокупность сообщений, упорядочных по регионам и состоящих из кода действующей дорожной ситуации, отнесенной непосредственно к перекрестку, либо к примыкающим к нему участкам дорог, кода перекрестка, состоящего в свою очередь из аббревиатур магистральной и пересекающей дорог, а также кода направления въезда на перекресток. Способ характеризуется функциональной гибкостью информационного обеспечения за счет применения разнообразных средств дистанционной передачи кодовых сообщений водителям и повышенной эффективностью информирования путем выполнения емких и удобочитаемых сообщений. 7 з.п. ф-лы.
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 1997 |
|
RU2125295C1 |
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 1997 |
|
RU2125295C1 |
Авторы
Даты
2001-08-20—Публикация
2000-06-29—Подача