Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к малогабаритной сельскохозяйственной технике.
Известен мотоблок, содержащий раму, выполненную из двух частей с возможностью смещения одной из них относительно другой, на раме мотоблока смонтированы ходовые колеса, сиденье, механизм управления, передние механизмы навески рабочих органов (см. ж. "Моделист-конструктор", N 3, 1990, стр. 2-6).
Недостатком такого мотоблока является то, что он является громоздким, в нем не предусмотрена навеска рабочих органов как спереди, так и сзади, а его компоновка не обеспечивает хорошей обзорности при выполнении работ по обработке почвы и уходу за растениями.
Известен мотоблок, описанный также в журнале "Моделист-конструктор", N 4, 1990, стр. 5-6. Однако как первый так и второй мотоблоки в основном пригодны для использования в хозяйственных нуждах, а для использования в полевых условиях требуют значительного по времени переоборудования.
Наиболее близким изобретением к предложенному является мотоблок, который содержит раму, двигатель, редуктор, ходовые колеса, механизм управления с рулевым колесом, переднее и заднее элементы навески для установки рабочих органов, (см. Каталог "Средство малой механизации в растениеводстве и животноводстве", Москва, 1993, с. 13-14).
Недостатками данного мотоблока являются: сравнительно низкая маневренность, невысокая мощность, громоздкость конструкции, а также загрязнение воздуха и почвы выхлопными газами, а следовательно, невозможность получения экологически чистых продуктов, создание большого шума при работе.
Задачей настоящего изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик мотоблока, снижение шума, улучшение экологии и получение экологически чистых продуктов, снижение материалоемкости, улучшение условий хранения и транспортировки. Задачей также является создание такого модуля, который можно было бы без дополнительных конструктивных изменений использовать с любым мотоблоком, таким, например, как "Рига Роби-55", "Крот" МК-1А, МБ-1 ("Нева", "Луч") и др.
Технический результат заключается в следующем - повышаются эксплуатационные характеристики, транспортабельность, улучшается экология и обеспечивается получение экологически чистых продуктов, уменьшаются вредные воздействия на оператора, а также в создании компоновочного модуля, агрегатируемого с многими марками мотоблоков, выпускаемыми промышленностью.
Технический результат достигается тем, что механизм соединения частей рамы выполнен в виде продольно расположенного стакана, в котором посредством подшипников установлена ось, при этом в задней торцевой части стакана на оси закреплен фланец, а в передней части на оси закреплена упорная шайба, зафиксированная штифтом, кроме того, к задней части стакана в горизонтальной плоскости закреплен ограничитель его поворота при подъеме одного из колес, причем длина оси больше длины стакана и ее свободный конец, снабженный стыковочными отверстиями, закреплен в задней части рамы посредством разъемного соединения, а передняя часть рамы выполнена в виде горизонтальной балки с загнутым вверх концом, закреплена к стакану посредством приваренных к нему кронштейнов и на ней закреплены сиденье, багажник, передний щит, механизм управления и педали управления тормозным устройством и акселератором, которые посредством тросов соединены с шарнирно закрепленным по задней части рамы рычагом управления, который, в свою очередь, посредством тросов соединен с акселератором и тормозным устройством, при этом механизм управления с рулевым колесом снабжен расположенным в колонке валом, на нижнем конце которого закреплена шестерня, взаимодействующая с шарнирно закрепленным на раме зубчатым сектором, шарнирно соединенным с поперечной рулевой тягой передних ведомых колес, при этом двигатель установлен на задней части рамы, а глушитель снабжен дополнительной камерой.
Что касается компоновочного блока, то технический результат достигается тем, что он содержит раму, на которой закреплены сиденье, механизм управления, при этом рама выполнена в виде горизонтально расположенной с загнутым вверх задним концом балки, на которой закреплена стойка для сиденья, соединенная с загнутым концом балки кронштейном, на котором закреплен стакан, внутри которого посредством подшипников установлена ось, в задней торцевой части стакана на оси закреплен фланец, а в передней торцевой части стакана на оси закреплена упорная шайба, зафиксированная штифтом, причем длина оси больше длины стакана и ее свободный конец снабжен стыковочными отверстиями, а на переднем конце балки закреплены механизм рулевого управления, педали акселератора и тормозного устройства с тросами, передний щит, колеса, при этом механизм рулевого управления выполнен в виде колонки с расположенным внутри нее валом, на одном конце которого закреплено рулевое колесо, а на другом конце вала закреплена шестерня, взаимодействующая с шарнирно установленным на балке зубчатым сектором, шарнирно соединенным с поперечной рулевой тягой колес.
На фиг. 1 изображен мотоблок, вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 изображен механизм соединения частей рамы, на фиг. 4 - вид А фиг. 1, на фиг. 5 изображен механизм управления, на фиг. 6 изображено тормозное устройство, фиг. 7 изображен механизм тормозного устройства, на фиг. 8 - глушитель, на фиг. 9 изображен компоновочный модуль.
Мотоблок содержит раму, состоящую из передней 1 и задней 2 частей, и механизм 3 соединения этих частей. Механизм 3 (см. фиг. 3) соединения частей рамы выполнен в виде продольно расположенного стакана 4, в котором посредством подшипников скольжения установлена ось 6. В задней торцевой части стакана 4 на оси 6 закреплен фланец 7, а в передней торцевой части стакана на оси закреплена упорная шайба 8, зафиксированная штифтом 9. Стакан 4 может поворачиваться вокруг оси при подъеме одного из колес, при этом свобода поворота ограничивается ограничителем поворота 10, закрепленным в задней торцевой части стакана 4 в горизонтальной плоскости, а при повороте он упирается в заднюю 2 часть рамы. Ось 6 выполнена длиннее стакана 4 и на ее свободном конце выполнены стыковочные отверстия для соединительных болтов при стыковке ее с задней 2 частью рамы, причем свободный конец оси закреплен в задней части рамы посредством разъемного соединения. Передняя часть рамы выполнена в виде горизонтальной балки с загнутым вверх концом 11 к стакану 4 и закреплена посредством приваренных к нему кронштейнов 12, которые соединяют загнутый конец балки со стойкой 13, приваренной к горизонтальной части передней рамы в месте ее перегиба, а на стойке 13 закреплено сиденье 14. На передней 1 части рамы смонтированы передние колеса 15, механизм управления 16 с рулевым колесом 20, выполненный в виде колонки 17 с расположенным внутри нее валом 18, на нижнем конце которого закреплена шестерня 19 (см. фиг. 4). Вал 18 выполнен из двух жестко соединенных частей, на верхнем конце вала 18 установлено рулевое колесо 20. Шестерня 19 взаимодействует с зубчатым сектором 21, шарнирно установленным на раме 1 и в то же время другим концом сектор 21 шарнирно соединен с поперечной рулевой тягой 22 передних ведомых колес 15. На передней части рамы установлен щит 23, на котором смонтированы педали 24, 25 управления тормозным устройством и акселератором (см. фиг. 5). На раме установлен багажник 26, одним концом закрепленный на колонке 17, а другим на щите 23, а под щитом расположен механизм 27 присоединения передних рабочих органов (на чертеже не показаны). Педали 24, 25 тросами 28, 29 соединены с рычагом управления 30, шарнирно закрепленным на задней части рамы (см. фиг. 6), который, в свою очередь, соединен тросами 31, 32 соответственно с акселератором и тормозным устройством. Тормозное устройство выполнено ленточным (см. фиг. 7). Трос 28 от педали 24 соединен с лентой 33 тормозного устройства, охватывающей шкив 34 с ребордами, установленный на оси 35 одного из ведущих 36 колес, закрепленных посредством полуосей на хвостовике редуктора 61, связанного ременной передачей 38 с двигателем 39, закрепленным на задней 2 части рамы. При этом другой конец ленты 33 закреплен на задней 2 части рамы органов сзади мотоблока. Под сиденьем 14 расположены рычаг 37 включения заднего хода и кнопка включения зажигания (на чертеже не показан). Мотоблок снабжен тентом (на чертеже не показан), один конец которого присоединен к сиденью, а другой - закреплен к щиту 23. Рычаг включения заднего кода посредством троса соединен с механизмом включения заднего хода, расположенного на редукторе 37.
К корпусу 41 глушителя 42 (см. фиг. 8) закреплена дополнительная камера 43 с входной 44 и выходной 45 резонансными трубками, при этом соотношение длины камеры относится к длине трубок как 1:3, а соотношение диаметра камеры к диаметру трубок как 1:2,5.
Мотоблок работает следующим образом.
Оператор, сидя на сиденье 14, включает кнопку зажигания и нажимает на педаль акселератора, и мотоблок начинает движение. В зависимости от выполняемой работы навешивается требуемый рабочий орган, то ли это плуг для пахоты или культиватор, то ли это бульдозерный отвал или сенокосилка, или какой либо другой рабочий орган. В зависимости от используемого рабочего органа он навешивается либо спереди мотоблока, либо сзади, для чего на мотоблоке предусмотрены механизмы 27 и 40 для присоединения рабочих органов. При необходимости мотоблок может использоваться как транспортное средство для перевозки небольших грузов, для чего на мотоблоке предусмотрен багажник 26.
Для обеспечения экологии, снижения шума предусмотрена установка дополнительной камеры 43 на глушитель с входной и выходной резонансными трубками. Эта модернизация глушителя улучшает условия эксплуатации и снижает выброс вредных газов на растения, так как способствует более полному сгоранию смеси посредством стабилизации давлений в поршневой группе двигателя и обеспечивает получение экологически чистого урожая.
Компоновочный модуль содержит раму 46, которая выполнена в виде горизонтально расположенной балки, задний конец 47 этой балки загнут вверх. В месте перегиба балки закреплена стойка 48, на которой закреплено сиденье 49 для оператора. Стойка 48 и загнутый конец 47 соединены горизонтальным кронштейном 12, на котором закреплен стакан 4 (см. фиг. 3). Стакан 4 расположен горизонтально, а внутри него посредством подшипников 5 установлена ось 6. В задней торцевой части стакана 4 на оси закреплен фланец 7, а в передней торцевой части стакана 4 на оси закреплена упорная шайба 8, зафиксированная штифтом 9. Стакан 4 может поворачиваться относительно оси 6 при наезде одного из колес на неровность почвы, при этом свобода поворота ограничивается ограничителем 10, приваренным к стакану, и при повороте он упирается в раму присоединенного любого используемого силового агрегата. На переднем конце балки смонтированы колеса 50, механизм управления 51, который выполнен в виде колонки 52, в которой закреплен вал 53, на одном конце которого установлено рулевое колесо 54, а на другом закреплена шестерня 55, взаимодействующая с зубчатым сектором 56, шарнирно установленным на балке, а своим другим концом шарнирно соединенным с поперечной рулевой тягой 57 колес 50 (см. фиг. 4). На переднем конце балки установлен передней щит 58, на котором размещены педали 59 акселератора и тормозного устройства с тросами, и багажник 60, закрепленный одним концом на колонке 52, а другим на переднем щите 58. Предложенный компоновочный модуль может быть использован с любым силовым мини-агрегатом, выпускаемым промышленностью, такими как "Рига Роби-55", "Крот" МК-1А, МБ-1 ("Нева", "Луч") и др., при этом может быть использована система управления как самих агрегатов, так и система управления компоновочного блока, т.е. педали с тросами, подсоединяемыми к силовому мини-агрегату. При использовании системы управления силового мини-агрегата необходимо сиденье повернуть на 180 градусов.
Предложенный компоновочный модуль позволяет использовать выпускаемые промышленностью мотоблоки круглый год не только для выполнения полевых работ, но и для уборки снега при снегозадержании в садах и приусадебных хозяйствах, а также как транспортное средство.
Предложенный мотоблок может быть использован в приусадебных хозяйствах на различных видах работ, при пахоте, культивации, при выполнении различных работ по перемещению почвы при образовании гребней и высоких грядок, при выполнении работ по снегозадержанию в садах. Предложенный мотоблок прост в эксплуатации, а благодаря быстроте разъема рамы и вала рулевого управления легко помещается в багажнике легковой машины. Разборность мотоблока на отдельные крупные части обеспечивает его легкую транспортировку и обеспечивает хорошие условия хранения. Использование модернизированного глушителя улучшает экологию и исключает попадание вредных выхлопных газов на растение, а значит способствует получению экологически чистого продукта.
Предложенный мотоблок обеспечивает использование прицепных рабочих органов как спереди, так и сзади, что также расширяет его функциональное назначение, обеспечивается хорошая обзорность для оператора и удобство при его эксплуатации, так как оператор работает сидя, а его место расположено в середине мотоблока.
Предложенный мотоблок может быть использован и как транспортное средство для перемещения небольших грузов по участку и на небольшие расстояния, при этом благодаря наличию тента работу можно осуществлять при любых погодных условиях, что обеспечивает комфортность при эксплуатации мотоблока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2006 |
|
RU2299826C1 |
РОЛЛЕР | 1991 |
|
RU2016807C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРИВОДИМОЕ В ДЕЙСТВИЕ МУСКУЛЬНОЙ СИЛОЙ ВОДИТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2106278C1 |
ТАНДЕМ А.Г. ДВОРЯНИДОВА | 2003 |
|
RU2247051C1 |
СКЛАДНОЙ ВЕЛОМОБИЛЬ | 2002 |
|
RU2243124C2 |
Привод транспортного средства, приводимого в действие мускульной силой человека | 1986 |
|
SU1505832A1 |
Внедорожное транспортное средство с посадкой бок о бок | 2015 |
|
RU2637139C1 |
Велосипед | 1988 |
|
SU1722935A1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1993 |
|
RU2093404C1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2009 |
|
RU2410279C2 |
Мотоблок содержит раму, двигатель, редуктор, колеса, сиденье, механизм управления с рулевым колесом, тормозное устройство, передние и задние элементы навески для установки рабочих органов. Механизм соединения частей рамы выполнен в виде продольно расположенного стакана, в котором посредством подшипников установлена ось. В задней торцевой части стакана на оси закреплен фланец, а в передней торцевой части на оси закреплена упорная шайба, зафиксированная штифтом. К задней части стакана в горизонтальной плоскости закреплен ограничитель его поворота при подъеме одного из колес. Длина оси больше длины стакана и ее свободный конец со стыковочными отверстиями закреплен в задней части рамы посредством разъемного соединения. Передняя часть рамы, выполненная в виде горизонтальной балки с загнутым вверх концом, закреплена к стакану посредством приваренных кронштейнов и на ней закреплены сиденье, багажник, передний щит, механизм управления и педали управления тормозным устройством и акселератором. Тормозное устройство и акселератор посредством тросов соединены с шарнирно закрепленным на задней части рамы рычагом управления, который, в свою очередь, посредством тросов соединен с акселератором и тормозным устройством. Педаль управления тормозным устройством соединена с тормозным устройством тросом. Механизм управления с рулевым колесом снабжен расположенным в колонке валом, на нижнем конце которого закреплена шестерня, взаимодействующая с шарнирно закрепленным на раме зубчатым сектором, шарнирно соединенным с поперечной рулевой тягой передних ведомых колес. Двигатель установлен на задней части рамы, а глушитель снабжен дополнительной камерой. Компоновочный модуль содержит раму, стакан, механизм рулевого управления, которые выполнены аналогично этим узлам мотоблока. Повышаются эксплуатационные характеристики, улучшается экология, обеспечивается получение экологически чистых продуктов и универсальность. 2 с. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.
Средства малой механизации в растениеводстве и животноводстве | |||
Каталог | |||
- М., 1993, с.13-14 | |||
Моделист-конструктор, 1990, N 3, с.2-6 | |||
Моделист-конструктор, 1990, N 4, с.5-6 | |||
Сочлененное транспортное средство | 1990 |
|
SU1745596A1 |
Трактор | 1977 |
|
SU959616A3 |
SU 1486393 A, 15.06.1981 | |||
Система рулевого управления транспортного средства | 1989 |
|
SU1675147A1 |
Авторы
Даты
2001-09-10—Публикация
2000-02-29—Подача