Изобретение относится к способу получения дистиллятных фракций путем вакуумной перегонки нефтяных остатков, которые являются сырьем для получения топлив и минеральных масел, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ получения дистиллятных фракций путем перегонки нефтяных остатков в условиях подъема температур от 350 до 500oC при остаточном давлении 1-50 мм рт. ст. с подачей инертного агента для понижения парциального давления паров смеси или без него (Авт. свид. СССР N 450828, C 10 G 7/00, 1974).
Известен также способ двухстадийного выделения дистиллятных фракций, заключающийся в получении широкой масляной фракции на первой стадии путем вакуумной перегонки сырья и в дополнительной отпарке остатка водяным паром на второй стадии (Авт. свид. СССР N 517620, C 10 G 7/00, 1976).
Однако эти способы не позволяют получать дистиллятный фракции из нефтяных остатков с выходом более 30-40% и связаны со значительными энергетическими затратами.
Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дистиллятных фракций путем вакуумной перегонки мазута, который представляет собой смесь нефтяного мазута с 1-25% от веса исходного сырья ароматического концентрата (Авт. свид. СССР N 791599, C 10 G 7/00, 1979).
Данный способ позволяет увеличить выход целевых дистиллятных фракций на 4-7 мас.%, однако эта диспергирующая добавка не всегда имеется в наличии на нефтеперерабатывающих заводах.
Задачей настоящего изобретения является расширение ассортимента добавок, направленных на увеличение выхода дистиллятных фракций, а также обеспечение утилизации отработанных минеральных масел (ОММ).
Поставленная задача решается путем вакуумной перегонки мазута в присутствии добавки, в котором согласно изобретению в качестве добавки используется отработанное минеральное масло: моторное или трансмиссионное, или индустриальное масло, или их смесь, взятое в количестве от 0,3 до 5 мас.%.
А также тем, что:
- используют предварительно обезвоженное и очищенное от механических примесей ОММ;
- ОММ вводят в мазут непосредственно перед подачей его в колонну вакуумной перегонки.
Подачу ОММ целесообразно осуществлять непосредственно в поток мазута (начало кипения 350oC). При этом вакуумную перегонку смеси мазута с ОММ ведут при температуре 350 - 500oC.
При введении в мазуты, содержащие в своем составе сложные структурные единицы с различной толщиной сольватных оболочек (Сафиева Р.3. Физикохимия нефти. М.: Химия, 1998, 448 с.), добавки ОММ в количестве от 0,3 до 5,0 мас. % происходит перестройка структуры нефтяной дисперсной системы, сопровождающаяся увеличением ее дисперсности и перераспределением нефтяных компонентов между ядром, сольватным слоем и дисперсионной средой, что вызывает увеличение выхода вакуумных дистиллятных фракций из мазута. Одновременно решается вопрос утилизации ОММ на существующих нефтеперерабатывающих заводах.
В лабораторных условиях предлагаемый способ осуществляют с использованием колбы Кляйзена емкостью 0,5 л для разделения нефтяных остатков. Вакуумную перегонку ведут при остаточном давлении 2 мм рт. ст. при постоянном повышении температуры до 500oC с выделением фракций: 350-400, 400-470, 470-500oC. Прирост выхода определяют для каждой фракции и в целом для широкой фракции 350 - 500oC. Расчет выхода дистиллятных фракций проводят, считая, что 100% сырья перегонки состоят из мазута и добавки.
В качестве исходного сырья был использован мазут Московского нефтеперерабатывающего завода, отобранный на выходе атмосферной трубчатой колонны (AT), температура мазута на выходе AT была 350oC. Отработанное минеральное масло было отобрано из общего резервуара для слива ОММ при эксплуатации автомобильного парка Московского ОАО "Автобаза N 1". Отбор пробы ОММ производят из общего резервуара с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей. В указанную цистерну сливают в основном моторные масла отечественного производства для дизельных и карбюраторных двигателей, а также трансмиссионные, гидравлические и индустриальные масла. Указанная партия масла обозначена ОММ-1. Кроме того используется также смесь ОММ, состоящая из 70% отработанного моторного масла (М8М, М8Г2к, М8ДМ), 15% отработанного турбинного масла ТСп-22Г и 15% отработанного гидравлического масла. Данная партия масла обозначена ОММ-2. В связи с тем, что ОММ содержит 0,3% воды, в лабораторных условиях их обезвоживают путем нагрева до 180oC. Для удаления от механических примесей ОММ фильтруют на сите с размером ячейки 30 мкм. Смешение мазута с ОММ производят при температуре 30oC в течение 30 мин.
Основные физико-химические характеристики мазута, ОММ, а также смеси мазута с 5 мас.%. ОММ-1 приведены в табл. 1.
Для мазута и каждой смеси с ОММ турбидиметрическим методом определяют размеры структурных единиц, значения которых, а также величин выхода дистиллятных фракций приведены в табл.2.
Из данных табл. 2 видно, что при введении ОММ в мазут наблюдаются значительные изменения дисперсности нефтяных дисперсных систем, которые связаны антибатно с выходом широкой фракции 350-500oC. В табл. 3 даны значения выхода узких фракций при вакуумной перегонке мазутов. Приведенные в табл. 3 результаты показывают, что предлагаемый способ при массовом содержании ОММ в мазуте, равном 1,5-2,8 мас.%, позволяет максимально увеличить выход дистиллятных фракций 350 - 500oC, предназначенных для переработки по топливному варианту. В этом случае при содержании ОММ в мазуте, равном 2 мас.%, увеличение выхода дистиллятных фракций составляет 2,1%.
Указанным способом можно также увеличивать выход легкой масляной фракции (300-400oC), трансформаторного дистиллята (350- 420oC), а также тяжелой масляной фракции (450-490oC). Следует также отметить, что увеличение выхода дистиллятных фракций происходит за счет повышения дисперсности мазута и извлечения из него дополнительного количества целевых дистиллятных фракций.
Таким образом, преимущества предложенного способа заключаются в повышении выхода дистиллятных фракций за счет введения оптимального количества ОММ, что позволяет, в свою очередь, увеличить выход сырьевых фракций для переработки их по топливному варианту (широкая фракция 350-500oC) или увеличить выход узких масляных фракций при переработке мазута по масляному варианту на НП3, имеющих в своем составе маслоблоки. Тем самым данным способом оказывается возможным регулировать соотношение дистиллятных и остаточных масляных фракций.
Предлагаемый способ интенсификации процесса вакуумной перегонки не требует существенных дополнительных затрат на свою реализацию и позволяет утилизировать практически все получаемые ОММ на НП3 по существующей технологии без дополнительных капитальных затрат. В то время как известные технологические схемы регенерации отработанных масел являются многостадийными и требуют значительных экономических затрат ("Экологические проблемы рационального использования смазочных материалов" /И.Г. Фукс, А.Ю. Евдокимов, В.Л. Лашхи, Ш.М. Сайдахмедов М.: Нефть и газ, 1993, 185 с.).
Важно отметить, что реальный выход дистиллятных фракций будет выше, чем приведенный в табл. 2,3, поскольку расчет выхода дистиллятных фракций проводят, исходя из того, что 100% сырья перегонки состоит из мазута и добавки ОММ. Реализация указанного способа на НП3 позволит не только решить экологическую проблему утилизации ОММ в масштабах всей страны без капитальных затрат на строительство новых производств для утилизации ОММ, но и одновременно расширить сырьевую базу НП3.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ | 1999 |
|
RU2171271C2 |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕАКЦИОННЫХ АППАРАТОВ | 2001 |
|
RU2206383C1 |
АДСОРБЕНТ ДЛЯ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД | 1999 |
|
RU2156163C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗИНА | 1999 |
|
RU2148826C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВЫСОКОТОКСИЧНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ | 2001 |
|
RU2176417C1 |
Способ получения дистиллятных фракций | 1986 |
|
SU1384599A1 |
Способ получения дистиллятных фракций | 1979 |
|
SU791599A1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 2016 |
|
RU2622650C1 |
СПОСОБ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ РАЗНОСОРТНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1999 |
|
RU2156915C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ НАСОСНО-ЭЖЕКТОРНОЙ СИСТЕМЫ | 1999 |
|
RU2156893C1 |
Изобретение относится к получению топливных и масляных фракций путем вакуумной перегонки мазута. Сущность изобретения состоит в перегонке мазута в присутствии отработанных минеральных масел (ОММ), взятых в количестве от 0,3 до 5 мас.% в расчете на мазут. Используют предварительно обезвоженные и очищенные от механических примесей отработанные моторное или трансмиссионное, или индустриальное масло, или их смесь; ОММ вводят в нефтяной остаток непосредственно перед его подачей в колонну вакуумной перегонки. Техническиий результат - увеличение выхода дистиллятных фракций не менее чем на 2% и использование ОММ совместно с исходным сырьем при перегонке мазута , что позволяет утилизировать ОММ и решить экологические проблемы. 2 з.п.ф-лы, 3 табл.
Способ получения дистиллятных фракций | 1979 |
|
SU791599A1 |
САЙДАХМЕДОВ И.М | |||
и др | |||
Химия и технология топлив и масел, 1986, № 7, с.2-3, № 1, с.8-9 | |||
АЛАДЫШЕВА Э.З | |||
и др | |||
Химия и технология топлив и масел, 1985, № 1, с.6-7. |
Авторы
Даты
2001-10-10—Публикация
1999-06-17—Подача