Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а в частности к обогреваемым поворотным направляющим аппаратам осевого компрессора газотурбинного двигателя.
Известен поворотный направляющий аппарат, включающий в себя поворотные направляющие лопатки, механизм привода и рычаги для поворота лопаток [1].
Недостатком такой конструкции является отсутствие обогрева поворотной лопатки, что может привести к ее обледенению и поломке компрессора.
Наиболее близким по конструкции к заявляемому является поворотный направляющий аппарат с обогреваемыми лопатками, внутренняя полость в цапфах которых закрывается с помощью донышка, приваренного к цапфе обогреваемой лопатки [2].
При включении обогрева донышко и цапфа лопаток нагреваются с разной скоростью, что приводит к появлению термических напряжений и трещин в местах сварки, что является причиной утечек обогреваемого воздуха и обледенения обогреваемых лопаток.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении эффективности и надежности компрессора за счет исключения утечек воздуха и выполнения конструкции разборной.
Сущность изобретения заключается в том, что в поворотном направляющем аппарате компрессора, включающем лопатку с полой цапфой, механизм привода и рычаг поворота лопатки, согласно изобретению рычаг поворота лопатки выполнен с колпачком, герметично охватывающим хвостовик полой цапфы лопатки.
В заявляемой конструкции отсутствуют сварные швы, склонные к трещинообразованию при термических напряжениях, а также сведено к минимуму количество входящих в конструкцию элементов, что делает конструкцию надежной, разборной и ремонтопригодной.
Выполнение рычага поворота лопатки с колпачком, герметично охватывающим хвостовик полой цапфы лопатки, позволяет герметично "заглушить" полую цапфу лопатки, что исключает "паразитные" утечки подогревающего воздуха в окружающую среду, исключая обледенение лопаток, повышая эффективность и надежность работы направляющего аппарата и компрессора в целом.
На чертеже представлен продольный разрез заявляемого обогреваемого поворотного направляющего аппарата компрессора.
Направляющий аппарат 1 состоит из корпуса 2, в котором запрессованы промежуточные втулки 3, в которых в свою очередь с помощью цилиндрических полых цапф 4 установлены обогреваемые поворотные лопатки 5, которые с помощью рычагов 6 поворачиваются посредством поворотного механизма 7 через штифты 8 и 9.
Воздух для обогрева лопатки 5 поступает через каналы 10 и 11 в наружном кольце 2, каналы 12 в промежуточной втулке 3 и каналы 13 в цапфе 4 лопатки 5, которые соединены с каналом 14 внутри цапфы 4. Канал 14 выполнен сверлением и имеет цилиндрическую форму в сечении. С одной стороны канал 14 выходит на торец 15 цапфы 4, а с другой через наклонный канал 16 соединен с каналом 17 в пере лопатки 5, который и служит для обогрева входной кромки 18. Полая цапфа 4 заканчивается цилиндрическим хвостовиком 19, по наружному диаметру 20 которого с помощью штифта 9 установлена головка 21 рычага 6, выполненная в виде колпачка с донышком 22, герметично охватывающего хвостовик 19 полой цапфы 4 лопатки 5.
Заявляемое устройство работает следующим образом.
В процессе работы двигателя поворотная лопатка 5 поворачивается с помощью механизма 7 через штифт 8, рычаг 6 головки 21, рычага 6 и штифта 9.
В случае возникновения опасности обледенения обогревающий воздух через каналы 10, 11, 12 и 13, цилиндрический канал 14 и наклонный канал 16 подается в канал 17 для обогрева входной кромки 18 лопатки 5.
Поскольку канал 14 выполнен герметично заглушенным благодаря наличию колпачка с донышком 22, то исключены "паразитные" утечки обогревающего воздуха в окружающую среду.
Источники информации
1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, Машиностроение, 1989 г., стр. 116, рис. 3.55б.
2. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, Машиностроение, 1989 г., стр. 116, рис. 3.55а.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2156381C1 |
ОБОГРЕВАЕМЫЙ ПОВОРОТНЫЙ НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА | 1999 |
|
RU2173410C2 |
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2186257C2 |
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2199033C2 |
ОБОГРЕВАЕМЫЙ ПОВОРОТНЫЙ НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА | 2003 |
|
RU2261373C2 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2257493C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЗАДНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРА | 2010 |
|
RU2439347C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2204043C2 |
ВЫСОКОНАПОРНЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2600479C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР | 2001 |
|
RU2196925C1 |
Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, в частности к обогреваемым поворотным направляющим аппаратам осевого компрессора газотурбинного двигателя. Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности и надежности компрессора за счет исключения утечек воздуха и выполнения конструкции разборной и достигается тем, что в поворотном направляющем аппарате компрессора, включающем лопатку с полой цапфой, механизм привода и рычаг поворота лопатки, согласно изобретению рычаг поворота лопатки выполнен с колпачком, герметично охватывающим хвостовик полой цапфы лопатки. 1 ил.
Поворотный направляющий аппарат компрессора, включающий лопатку с полой цапфой, механизм привода и рычаг поворота лопатки, отличающийся тем, что рычаг поворота лопатки выполнен с колпачком, герметично охватывающим хвостовик полой цапфы лопатки.
ВЬЮНОВ С.А | |||
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.116, рис.3.55а | |||
СПОСОБ РЕМОНТА НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2109176C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 1997 |
|
RU2140578C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ КАРБОНИЛЬНЫХ | 0 |
|
SU194837A1 |
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
DE 3738929 A1, 24.05.1989. |
Авторы
Даты
2001-10-27—Публикация
2000-02-03—Подача