ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА Российский патент 2000 года по МПК F16D65/54 

Описание патента на изобретение RU2153610C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам с компенсатором износа, и может быть использовано как в колесах летательных аппаратов, так и в колесах наземных транспортных средств.

Известен тормоз, содержащий цилиндр, поршень, в полости которого размещены шток с кольцевыми выступами и впадинами, цанга с опорным буртиком и цилиндрическим выступом, зафиксированная своими зубьями на штоке элементом отслеживания хода поршня, выполненном в виде подпружиненного ходового кольца, скользящего по цилиндрическому выступу цанги, пружину растормаживания, установленную между ходовым кольцом и опорным буртиком, и фрикционные диски (1).

Такая конструкция недостаточно надежна из-за возможного в процессе работы заклинивания поршня на штоке ходовым кольцом в момент совпадения вершин выступов цанги с вершинами выступов штока, что исключает возможность растормаживания тормоза и может привести к его разрушению. Кроме того, конструкция достаточно сложна и трудоемка в изготовлении.

Технический результат от использования предлагаемого технического решения выражается в повышении эксплуатационной надежности тормоза с одновременным упрощением его конструкции и снижением трудозатрат на изготовление.

Указанный результат достигается за счет того, что в дисковом тормозе с компенсатором износа, содержащем цилиндр, поршень, шток с упором, цангу с зубьями, взаимодействующими с ответными впадинами, элемент отслеживания хода поршня и пружину растормаживания, зубья цанги расположены на ее внешней поверхности, ответные впадины выполнены на внутренней поверхности поршня, а элемент отслеживания хода поршня выполнен в виде втулки, расположенной подвижно на штоке между его упором и внутренним буртиком цанги, при этом пружина растормаживания установлена коаксиально втулке.

На рисунке представлен дисковый тормоз с компенсатором износа в сечении.

Тормоз содержит цилиндр 1, поршень 2 с кольцеобразной нарезкой на внутренней поверхности и коаксиально установленные в нем цангу 3 с внутренним буртиком 4 и наружными зубьями 5, пружину растормаживания 6, элемент отслеживания в виде втулки 7 и неподвижный шток 8 с упором в виде шайбы 9 с гайкой 10. Втулка 7 расположена на штоке 8 между шайбой 9 и буртиком 4 цанги 3 с возможностью осевого смещения на величину "а" суммарного зазора между фрикционными дисками 11.

Тормоз с компенсатором износа работает следующим образом.

При подаче давления рабочей жидкости поршень 2 и находящаяся с ним в зацеплении цанга 3 перемещаются в осевом направлении, сжимают пружину растормаживания и одновременно смещают в осевом направлении втулку 7, выбирая при этом установленный зазор "а" между свободным торцем втулки 7 и шайбой 9.

При сбросе давления цанга 3 с поршнем 2 пружиной растормаживания возвращаются в исходное положение.

При износе фрикционных дисков 11 втулка 7, переместившись на величину зазора "а", упрется в шайбу 9 и цанга 3 остановится, а поршень 2 продолжает перемещаться и под действием создаваемой им радиальной силы лепестки цанги сжимаются, и ее зубья выйдут из зацепления с кольцеобразной впадиной поршня 2 и по мере перемещения последнего войдут в последующие впадины. По мере накопления величины износа фрикционных дисков 11 поршень 2 выдвигается из цилиндра 1 каждый раз на один шаг, чем и обеспечивается при растормаживании постоянный зазор "а" между поршнем 2 и пакетом фрикционных дисков.

Таким образом, предлагаемая кинематическая связь "поршень - цанга -втулка - пружина растормаживания - шток" обеспечивает упрощение конструкции тормоза и одновременно исключает заклинивание поршня на штоке, что повышает надежность работы и срок службы тормоза.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 305291 кл. F 16 D 65/54, 1969 г.

Похожие патенты RU2153610C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1999
  • Бакин А.И.
  • Максимов В.А.
  • Макаров Ю.И.
  • Николаев В.А.
RU2153609C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Ямковенко Д.П.
RU2139457C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2000
  • Зубов Ю.И.
  • Зубов В.Ю.
  • Ямковенко Д.П.
RU2175616C2
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1995
  • Бобылев И.К.
  • Бобылева Л.И.
  • Макаров Ю.И.
RU2099611C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2002
  • Бобылев И.К.
  • Окулов Б.С.
  • Бобылева Л.И.
RU2220340C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА 1998
  • Акимцев А.А.
  • Бакин А.И.
RU2149293C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2008
  • Зубов Юрий Иванович
  • Никифорова Ирина Николаевна
  • Зубов Вадим Юрьевич
RU2374518C1
ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Бакин А.И.
RU2135392C1
ПРИВОД ТОРМОЗА 1995
  • Бакин А.И.
  • Зубов Ю.И.
RU2094314C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА 2003
  • Николаев В.А.
  • Макаров Ю.И.
  • Максимов В.А.
  • Волков С.В.
RU2251516C1

Реферат патента 2000 года ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозам с компенсатором износа, и может найти применение в колесных тормозных системах транспортных средств. Тормоз содержит поршень с кольцеобразной нарезкой на внутренней цилиндрической поверхности и коаксиально установленные в нем цангу с буртиком и наружными зубьями, пружину растормаживания, втулку и жестко связанный с цилиндром шток с упором. Втулка и пружина растормаживания расположены между буртиком цанги и упором штока. Втулка установлена с возможностью осевого смещения на величину допустимого зазора между поршнем и фрикционными дисками. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности тормоза с одновременным упрощением его конструкции и снижением трудозатрат на изготовление. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 153 610 C1

Тормоз с компенсатором износа, содержащий цилиндр, поршень, шток с упором, цангу с зубьями, взаимодействующими с ответными впадинами, элемент отслеживания хода поршня, пружину растормаживания и фрикционные диски, отличающийся тем, что зубья цанги расположены на ее внешней поверхности, ответные впадины выполнены на внутренней поверхности поршня, а элемент отслеживания хода поршня выполнен в виде втулки, расположенной подвижно на штоке между его упором и внутренним буртиком цанги, при этом пружина растормаживания установлена коаксиально втулке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2153610C1

ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 0
SU305291A1
РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА ТОРМОЗОВ 0
SU209926A1
RU 95108333 А1, 20.12.1996
US 3482664 А, 09.12.1969
Дистанционный компас 1940
  • Молчанов А.П.
  • Молчанов П.А.
SU74734A1
Способ проверки на герметичность приборов 1959
  • Каратаев В.М.
  • Любимова Л.И.
  • Селиванова В.Н.
SU130137A1
Установка для огнебиозащитной обработки древесины 1988
  • Исаченко Всеволод Михайлович
  • Кожевников Валентин Васильевич
  • Ковалева Людмила Анатольевна
  • Белозерова Ада Леонидовна
  • Обухова Вера Степановна
SU1535731A1

RU 2 153 610 C1

Авторы

Бакин А.И.

Максимов В.А.

Макаров Ю.И.

Николаев В.А.

Даты

2000-07-27Публикация

1999-07-23Подача