Изобретение относится к машиностроению, конкретно к центробежным муфтам, и может быть использовано в транспортных средствах для плавного разгона, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов.
Известна центробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы с подвижными в радиальном направлении роликами, и установленную с возможностью взаимодействия с последними ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана, установленной в нем упругой кольцевой обоймы и размещенных между ними эластичных камер, заполненных рабочей средой под давлением /см., например, а.с. 804934/.
Такая центробежная муфта работает следующим образом.
До определенного числа оборотов ролики вращаются в кольцевой обойме, имеющей форму окружности, и не оказывают на нее никакого воздействия, т.е. передаваемый крутящий момент от ведущей полумуфты к ведомой равен в этом случае нулю.
При изменении формы обоймы от окружности до эллипса, путем увеличения давления в одной из пары камер и понижения его в другой, крутящий момент на ведомой полумуфте плавно возрастает от нуля до максимально передаваемого от силовой установки в зависимости от нагрузки.
Недостатком известной центробежной муфты является низкая стабилизация упругой кольцевой обоймы внутри барабана, а также низкая нагрузочная способность.
Известна также центробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы с подвижными в радиальном направлении обрезиненными роликами, и установленную с возможностью взаимодействия с последними ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана и установленных в нем с возможностью диаметрального перемещения жестких полуколец, подпружиненных к главной оси муфты пластинчатыми пружинами /см. патент СССР N 1734580 от 15.01.92 г./.
Такая муфта работает следующим образом.
До заданного числа оборотов, обусловленных усилием сжимающих полукольца пружин, ведущая полумуфта вращается в окружности и не создает на ведомой полумуфте крутящего момента.
При возрастании частоты вращения ведущей полумуфты ролики начинают превышать усилия сжатия пружин, и полукольца плавно раздвигаются по диаметру. В результате, дорожка качения становится эллипсоидной, и ролики начинают передавать крутящий момент обойме и жестко сочлененному с ней ведомому валу.
При снижении числа оборотов ведущей полумуфты пружины сдвигают полукольца к оси муфты, и обойма приобретает исходную форму, т.е. окружности.
Основным недостатком известной центробежной муфты является низкая нагрузочная способность, и это объясняется тем, что крутящий момент на ведомой полумуфте создается только за счет массы роликов.
Крепление роликов к пластинам ненадежно, и, кроме того, при максимальном вылете пластин и ступицы они не имеют в ней устойчивого положения.
Применение пластинчатых пружин для удержания полуколец на холостых оборотах не способствует надежности и долговечности центробежной муфты в целом.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности, надежности и долговечности центробежной муфты.
Поставленная цель достигается тем, что ведущая полумуфта выполнена в виде свободнопосаженных на полый шлицевой вал пары дисков тангенциальными пазами, зеркально обращенными друг к другу, в которых установлены концы лопастей.
Каждая лопасть представляет собой пакет из пластин.
Диски жестко скреплены с цилиндрической гильзой, имеющей продольные прорези, сквозь которые могут свободно проходить лопасти.
Цилиндрическая гильза выполнена из диэлектрического материала и в секторах между лопастями снабжена металлическими накладками, которые через полый вал подсоединены к токопроводящему кольцу, находящемуся снаружи муфты.
Полукольца и направляющие ведомой полумуфты расположены в барабане между дисками ведущей полумуфты.
Полукольца выполнены из магнитного сплава и установочно концами обращены друг к другу разноименными полюсами.
Внутренняя полость муфты на 85-90% заполнена смазывающей жидкостью, которая при пропускании через нее электрического тока способна менять свою вязкость.
В качестве такой жидкости может быть использована, например, суспензия, состоящая из тормозной жидкости и замешенной в ней графитовой пудры, взятых в соотношении об.ед. 1:0,4 - 1:0,5.
На фиг. 1 изображен вид на центробежную муфту с торца, без одного из пары дисков, в нерабочем положении;
на фиг. 2 - то же, в рабочем положении;
на фиг. 3 показан вид на муфту сбоку, в продольном разрезе, без лопастей.
Центробежная муфта содержит ведущую и ведомую полумуфты.
Ведущая полумуфта выполнена в виде свободнопосаженных на полый шлицевой вал 1 пары дисков 2 с тангенциальными пазами 3, зеркально обращенными друг к другу, в которых установлены лопасти 4, состоящие из пластин 5.
Диски жестко скреплены с цилиндрической гильзой 6, имеющей продольные прорези 7 соответственно направлениям пазов в дисках, сквозь которые могут свободно проходить лопасти 4.
Цилиндрическая гильза 6 выполнена из диэлектрического материала и снаружи, в секторах между лопастями 4, снабжена металлическими пластинами 8, которые через полый вал 1 подсоединены к токопроводящему кольцу 9 с ламелью 10 проводниками 11.
Полукольца 12 и направляющие 13 ведомой полумуфты расположены в барабане 14 между дисками 2 ведущей полумуфты.
Полукольца 12 выполнены из магнитного материала и установочно обращены друг к другу разноименными полюсами.
Внутренняя полость муфты на 85-90% заполнена смазывающей жидкостью 15, способной при пропускании через нее электрического тока менять свою вязкость.
В качестве смазывающей жидкости 15 может быть использована, например, суспензия из тормозной жидкости и замешенной в ней графитовой пудры, взятых в соотношении об.ед. 1:0,4 - 1:0,5.
Для гарантированного удержания смазывающей жидкости 15 внутри барабана 14 торцевые его крышки 16 и 17 установлены посредством герметика 18. Крышка 16 со стороны ведущего вала 1 имеет уплотнительную манжету 19, а крышка 17 выполнена заодно с ведомым валом 20.
Центробежная муфта работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты до порогового значения холостых оборотов центробежные силы лопастей 4 еще не могут преодолеть магнитную силу притяжения полуколец 12 друг к другу, и дорожка скольжения имеет форму окружности. В этом случае крутящий момент на ведомую полумуфту не передается, он равен нулю.
Когда частота вращения ведущей полумуфты увеличивается и становится больше расчетной для холостых оборотов, суммарная центробежная лопастей 4 на каждом из полуколец 12 начинает превалировать над магнитной силой удержания их в нейтральном положении. При этом полукольца 12 отрываются друг от друга и под действием нарастающих центробежных сил лопастей 4 плавно смещаются к боковой поверхности барабана 14, безударно прижимаясь к ней. В этом случае дорожка скольжения приобретает эллипсоидную форму, и лопасти 4 в активных зонах /ab/ и /cd/ центробежными силами создают на полукольцах 12 крутящий момент, который посредством барабана 14 и торцевой крышки 17 передается ведомому валу 20. Кроме того, в этих же активных зонах /ab/ и /cd/ лопасти 4 действуют на полукольца 12 еще и гидродинамическими импульсами, возникающими при вытеснении жидкости 15, заключенной между гильзой 6 и полукольцами 12, из широких объемов /a'/ и /c'/ в узкие, щелевые /b'/ и /d'/. Причем воздействие центробежных сил и гидродинамических импульсов на полукольце 12 складывается, создавая на ведомом валу 20 однонаправленный крутящий момент.
Таким образом, данная центробежная муфта работает как гибрид центробежной и гидродинамической муфт в одной конструкции.
При снижении частоты вращения ведущей полумуфты полукольца 12 занимают промежуточное положение, а при прохождении порогового значения холостых оборотов или при полной ее остановке под действием магнитных сил взаимного притяжения возвращаются в исходное положение, принимая форму окружности.
Из описания конструкции и работы центробежной муфты видно, что она проста в изготовлении, надежна и удобна в эксплуатации. В ней отсутствует важная деталь - пластинчатая пружина. Вместо нее работает "вечная" пружина - постоянные магниты, выполненные в виде полуколец. Такие полукольца позволяют четко разграничивать холостой ход от рабочего, т.к. отрываются друг от друга строго при расчетной частоте вращения ведущей полумуфты.
Лопасть выполнена в виде набора пластин. Этим достигается, во-первых: увеличение площади контакта /по нескольким линиям/ лопасти с внутренней поверхностью полуколец и направляющих, что повышает надежность работы муфты в гидродинамическом режиме; во-вторых: действие центробежных сил лопастей на полукольца разгружается, т. е. дробится на мелкие составляющие, что способствует повышению износостойкости и пластин, и внутренней поверхности полуколец с направляющими.
В конструкции центробежной муфты заложена возможность управления вязкостью смазывающей жидкости на любых оборотах ведущей полумуфты, причем это можно делать вручную или с помощью электронной автоматики дистанционно.
Пример.
Осуществляется передача крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания мощностью 50 кВт /автомобиль семейства ВАЗ/. Согласно теории о работе центробежной муфты крутящий момент на ведомом неподвижном валу оказывается в 3,5 - 3,7 раза выше крутящего момента, приложенного к ведущему валу, т.е. в момент трогания автомобиля с места. Наиболее эффективное действие центробежных сил довольно массивных лопастей на ведомую полумуфту наступает при частоте вращения ведущей полумуфты 3000 - 3500 об/мин, что является оптимальным для данного двигателя.
Как отмечалось при описании работы центробежной муфты, на полукольца, когда они смещены из нейтрального положения, действуют еще и гидродинамические импульсы, что способствует дополнительному увеличению крутящего момента на ведомом валу 1:1. Таким образом, он становится равным 3,5 = 150 кВт + 50 кВт, в сумме - 200 кВт.
При установившемся поступательном движении транспортного средства суммарная передача крутящего момента снижается и передается на ведомый вал в зависимости от нагрузки.
Описанное устройство может быть в первую очередь применено в автомобилестроении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 2000 |
|
RU2190131C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1996 |
|
RU2126501C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВАРИАТОР | 2004 |
|
RU2281424C1 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМ, КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2003 |
|
RU2259282C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1991 |
|
RU2019752C1 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, ЕГО КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2010 |
|
RU2438048C1 |
Центробежная муфта | 1990 |
|
SU1734580A3 |
РОТОРНАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2174605C2 |
Центробежная муфта | 1979 |
|
SU804934A1 |
РОТОРНО-ПЛАСТИНЧАТОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2287062C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов. Центробежная муфта содержит ведущую полумуфту и ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана, в котором находятся жесткие полукольца, имеющие возможность диаметрального перемещения по направляющим. Полукольца выполнены из магнитного материала и установлены друг к другу разноименными полюсами с возможностью отрыва друг от друга под действием центробежных сил и создания эллипсоидной дорожки скольжения лопастей. Ведущая полумуфта выполнена в виде свободнопосаженных на шлицевой полый вал дисков с тангенциальными пазами, зеркально обращенными друг к другу. В пазах установлены взаимодействующие с полукольцами лопасти, состоящие из пластин. Диски жестко скреплены с цилиндрической гильзой, имеющей прорези, сквозь которые могут свободно проходить лопасти. Цилиндрическая гильза выполнена из диэлектрического материала и снаружи, в секторах между лопастями, снабжена металлическими пластинами, которые через шлицевой полый вал подсоединены проводниками к токопроводящему кольцу с ламелью. Внутренняя полость муфты на 85 - 90% заполнена смазывающей жидкостью, способной при пропускании через нее электрического тока менять свою вязкость. Техническим результатом является повышение нагрузочной способности, надежности и долговечности центробежной муфты. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Центробежная муфта | 1990 |
|
SU1734580A3 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1996 |
|
RU2126501C1 |
Муфта центробежная | 1974 |
|
SU504024A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1980 |
|
SU894249A1 |
DE 3430812 A1, 06.03.1986 | |||
DE 3507895 A1, 11.09.1986 | |||
US 5730269 A, 24.03.1998. |
Авторы
Даты
2001-11-20—Публикация
2000-01-05—Подача