фиг. 1
Изобретение относится к машиностроению, конкретно к центробежным муфтам, и может быть использовано в транспортных средствах для плавного их разгона, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов.
Известна центробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы с подвижными в радиальном направлении роликами, и установленную с возможностью взаимодействия с последними ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана, установленной в нем упругой кольцевой обоймы и размещенных между ними эластичных камер, заполненных средой под давлением.
В известной центробежной муфте низка стабилизация упругой кольцевой обоймы, так как она лишь приклеена к эластичным камерам и во время работы произвольным образом плавает внутри барабана, что вызывает вибрацию самой обоймы и камер, которые сминаются под нагрузкой и в конечном счете рвутся. Кроме того центробежную муфту, оснащенную эластичными камерами, заполненными рабочей средой под давлением, практически невозможно выполнить для работы в автоматическом режиме, т.е. чтобы муфта включалась при заданном числе оборотов ведущей полумуфты. Устройство для автоматического перераспределения давления рабочей среды в эластичных камерах получится по пред- варительным расчетам сложным ненадежным.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности, а также обеспечение автоматического включения муфты при заданной частоте вращения ведущей полумуфты.
Поставленная цель достигается тем. что промежуточные элементы выполнены в виде жестких полуколец, установленных no-средством направляющих в барабане диаметрально противоположно с возможностью радиального перемещения, средство поджатия промежуточных элементов к роликам выполнено в виде пружин, направляющие в зоне стыковки полуколец выполнены с продольными выступами расстояние между которыми равно внутреннему диаметру полуколец.
На фиг. 1 изображена центробежная муфта в нерабочем положении; на фиг 2 - то же, в рабочем положении; на фиг. 3 - конструкция полуколец и стыковочных элементов.
Центробежная муфта содержит ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы 1 с подвижными в радиальном
направлении обрезиненными роликами 2, и установленную с возможностью взаимодействия с последними ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана 3 и установленных в нем с возможностью диаметрального перемещения жестких полуколец 4 и 5, подпружиненных к главной оси муфты пружинами 6 и 7. Полукольца 4 и 5 состыкованы посредством направляющих
реек 8 и 9, которые выполнены с продольными выступами, расстояние между которыми равно внутреннему диаметру полуколец.
Центробежная муфта работает следующим образом.
Ведущая полумуфта до заданного числа
оборотов, определяемого усилием сжимающих полукольца 4 и 5 пружин 6 и 7 вращается в кольцевой обойме, имеющей форму окружности. Ролики 2 обкатываются внутри
обоймы и не создают на ней крутящего момента, т.е. крутящий момент в данном случае равен нулю. По достижении ведущей полумуфтой заданного числа оборотов центробежные силы роликов 2 сначала уравновешивают а затем начинают превышать усилия пружин 6 и 7. Полукольца 4 и 5 плавно раздвигаются в диаметрально противоположных направлениях от оси муфты и прижимаются к боковой поверхности барабанаЗ При этом форма дорожки качения, образованная полукольцами 4, 5 и рейками 8, 9, становится эллипсоидной и ролики 2 начинают передавать крутящий момент обойме и жестко сочлененному с ней барабану 3 с ведомым валом, плавно раскручивая его до частоты вращения ведущей полумуфты.
При снижении числа оборотов ведущей полумуфты ниже заданного пружины 6 и 7
сдвигают к оси муфты полукольца 4 и 5 и обойма приобретает исходную форму, т.е. форму окружности.
Центробежная муфта может быть использована в качестве трансмиссии автомобилей. Так как в момент пуска на малых и средних оборотах двигатели внутреннего сгорания развивают невысокий крутящий момент, то эти промежутки работы двигателя можно проходить без нагрузки на ведомую полумуфту и лишь, когда крутящий момент станет максимальным, муфта будет включаться. Эффективно работающую центробежную муфту при высокой частоте вращения ведущей полумуфты можно
применять с газотурбинными двигателями и в электромобилях.
Формула изобретения Центробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде ступицы с установленными в ней с возможностью радиального перемещения роликами, охватывающую ее ведомую полумуфту в виде барабана и установленные между барабаном и ступицей промежуточные элементы, связанные с барабаном, а также средство поджатия промежуточных элементов к роликам, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, а также обеспечения автоматического включения муфты при заданной частоте вращения ведущей
0
полумуфты, промежуточные элементы выполнены в виде жестких полуколец, установ- ленных посредством направляющих в барабане диаметрально противоположно с возможностью радиального перемещения, средство поджатия выполнено в виде пружин, направляющие в зоне стыковки полуколец выполнены с продольными выступами, расстояние между которыми равно внутреннему диаметру полуколец.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 2000 |
|
RU2176041C2 |
Центробежная муфта | 1979 |
|
SU804934A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1991 |
|
RU2019752C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1996 |
|
RU2126501C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 2000 |
|
RU2190131C2 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМ, КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2003 |
|
RU2259282C2 |
Реверсивная упруго-центробежная муфта | 1978 |
|
SU681265A1 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, ЕГО КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2010 |
|
RU2438048C1 |
Упруго-центробежная муфта | 1980 |
|
SU894248A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU815340A1 |
Использование: изобретение может быть использовано з устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов. Сущность изобретения: при вращении ведущей полумуфты ролики 2 воздействуют на полукольца 4, перемещая их в радиальном направлении. Передача момента осуществляется при поджатии при определенной частоте вращения полуколец 4 к ведомой полумуфте в виде барабана 3. При снижении частоты вращения ведущей полумуфты полукольца под действием пружин 6 отходят от барабана 3, передача момента прекращается. 3 ил.
7
Редактор Т. Лазоренко
Составитель Ю. Марков Техред М.Моргечтал
д
фиг.З
Корректор О, Ципле
Центробежная муфта | 1979 |
|
SU804934A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1990-04-09—Подача