Изобретение относится к корпусным деталям устройств, предназначенных для перекачивания жидкости в условиях теплового обмена работающего двигателя внутреннего сгорания.
Известны аналоги: Автомобили ВАЗ-2108 и др. Альбом. Руководство по ремонту. - Тольятти: Внешторгиздат, 1992; SU 832127 А, 23.05.81; SU 1190086 A, 07.11.05, SU 1737160 A1, 30.05.92, US 4400136 A1, 23.08.83, DE 3809001 A1, 06.10.88.
Недостатками известных технических решений являются большая металлоемкость, малые технологические возможности корпусных деталей, заключающиеся в недостаточной унификации базовых поверхностей.
Задачей нового технического решения является повышение технологических возможностей новой конструкции водяного насоса.
Поставленная задача достигается тем, что в корпусе водяного насоса, предназначенного для установки в нем подшипникового узла и узла герметизации и представляющем собой монолитное тело, имеющее внутреннее отверстие с коаксиально кольцевыми поверхностями, на наружной поверхности - комбинированный фланец с оребрением и фасонными выступами с отверстиями, а на внутренней поверхности - радиусную канавку и дополнительное внутреннее оребрение, при этом в теле выполнено отверстие для подачи смазки в подшипниковый узел, две кольцевые поверхности, первая из которых сопряжена с фаской, и фаска разделены соосно расположенными шпоночными пазами, имеющими по длине трапецеидальную форму с оппозитной направленностью, при этом малые основания трапеций расположены на границе указанных первой и второй кольцевых поверхностей, а граничная поверхность второй и третьей кольцевых поверхностей выполнена переходящей в основание кольцевой канавки, сопрягающейся по радиусу с третьей кольцевой поверхностью внутреннего отверстия и предназначенной для установки узла герметизации, четвертая кольцевая поверхность сопряжена с радиусной канавкой, на фланце выполнено криволинейно сопряженное с последним технологическое ушко с резьбовым отверстием и заходной фаской, фасонный прилив, бобышки и радиусная выемка, а по нормали соосно к выемке расположен прямоугольный прилив в виде платика, в котором и выполнено отверстие для подачи смазки, при этом платик расположен под углом относительно оси шпоночных пазов и к оси фасонного прилива, а со стороны углубления шпоночных пазов на наружной поверхности корпуса выполнен прилив для повышения прочности корпуса.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 - вид сверху; на фиг. 2 - главная профильная проекция корпуса насоса в разрезе; на фиг. 3 - вид снизу; на фиг. 4 - сечение ребра; на фиг. 5 - вид Б на радиальную выемку во фланце.
Обозначение цифровых позиций: поверхность отверстий 1 - 4; шпоночные пазы 5 и 6; прерывная фаска 7; основания трапеции 8 и 9; граничные поверхности 10, 11; радиусная канавка 12; кольцевые поверхности 13-16; комбинированный фланец 17; оребрение 18-23; криволинейные образующие 24; фасонные выступы 25-27; отверстия 28-30; бобышки 31-33; приливы 34-36; оребрение 37-42; радиусная выемка 43; платик 44, фасонный прилив 45, прилив 46, торцы 47 и 48; технологическое ушко 49; резьбовое отверстие 50; заходная фаска 51.
Описание технического решения с учетом отличительных признаков.
Корпус водяного насоса, предназначенный для установки в нем подшипникового узла и узла герметизации и представляющий собой монолитное тело, имеющее внутреннее отверстие с коаксиально кольцевыми поверхностями, на наружной поверхности - комбинированный фланец с оребрением и фасонными выступами с отверстиями, а на внутренней поверхности - радиусную канавку и дополнительное внутреннее оребрение, при этом в теле выполнено отверстие для подачи смазки в подшипниковый узел, отличающийся тем, что
две кольцевые поверхности 1, 2, первая из которых сопряжена с фаской 7, и фаска 7 разделены соосно расположенными шпоночными пазами 5, 6, имеющими по длине трапецеидальную форму с оппозитной направленностью;
малые основания трапеций 8 и 9 расположены на границе 10 указанных первой и второй кольцевых поверхностей;
граничная поверхность второй и третьей кольцевых поверхностей выполнена переходящей в основание 11 кольцевой канавки, сопрягающейся по радиусу с третьей кольцевой поверхностью внутреннего отверстия и предназначенной для установки узла герметизации;
четвертая кольцевая поверхность сопряжена с радиусной канавкой 12;
на фланце 17 выполнено криволинейно сопряженное с последним технологическое ушко 49 с резьбовым отверстием (50) и заходной фаской 51, фасонный прилив 45 и 46, бобышки 31-33 и радиусная выемка 43;
по нормали соосно к выемке расположен прямоугольный прилив в виде платика 44, в котором и выполнено отверстие для подачи смазки;
платик 44 расположен под углом относительно оси шпоночных пазов и к оси фасонного прилива;
со стороны углубления шпоночных пазов на наружной поверхности корпуса выполнен прилив 46 для повышения прочности корпуса.
Описание существенных признаков, способствующих улучшению технологических возможностей корпуса насоса.
Относительно внутренних поверхностей отверстий водяного насоса создаются условия кавитационного выхода жидкости относительно криволинейных нерабочих лопаток турбины. Прочность подшипникового узла обеспечивается дополнительным внутренним оребрением 37-42. Фасонный прилив 45 служит для выполнения в нем отверстия для подачи смазки в подшипниковый узел. Прилив 46 служит для повышения прочности корпуса водяного насоса.
Пример выполнения корпуса насоса.
Корпус водяного насоса, пpeднaзнaчeнный для установки в нем подшипникового узла и узла герметизации и представляющий собой монолитное тело, имеющее внутреннее отверстие с коаксиально кольцевыми поверхностями, на наружной поверхности - комбинированный фланец с оребрением и фасонными выступами с отверстиями, а на внутренней поверхности - радиусную канавку и дополнительное внутреннее оребрение, при этом в теле выполнено отверстие для подачи смазки в подшипниковый узел, отличающийся тем, что
1. две кольцевые поверхности 1, 2, первая из которых сопряжена с фаской 7, и фаска 7 разделены соосно расположенными шпоночными пазами 5, 6, имеющими по длине трапецеидальную форму с оппозитной направленностью;
2. малые основания трапеций 8 и 9 расположены на границе 10 указанных первой и второй кольцевых поверхностей;
3. граничная поверхность второй и третьей кольцевых поверхностей выполнена переходящей в основание 11 кольцевой канавки, сопрягающейся по радиусу с третьей кольцевой поверхностью внутреннего отверстия и предназначенной для установки узла герметизации;
4. четвертая кольцевая поверхность сопряжена с радиусной канавкой 12;
5. на фланце 17 выполнено криволинейно сопряженное с последним технологическое ушко 49 с резьбовым отверстием 50 и заходной фаской 51, фасонный прилив 45 и 46, бобышки 31-33 и радиусная выемка 43; по нормали соосно к выемке расположен прямоугольный прилив в виде платика 44, в котором и выполнено отверстие для подачи смазки;
6. платик 44 расположен под углом относительно оси шпоночных пазов и к оси фасонного прилива;
7. со стороны углубления шпоночных пазов на наружной поверхности корпуса выполнен прилив 46 для повышения прочности корпуса.
Промышленная полезность нового технического решения заключается в расширении технологических возможностей базовых (установочных) поверхностей корпуса, повышении прочности опорной поверхности подшипникового узла за счет размещения ребер с внешней стороны, удерживающих его оболочку от избыточных напряжений, и содержащей два разнонаправленных шпоночных паза, способствующих самоконтрению сопрягаемых с ними шпонок.
Кроме того, в корпусе насоса имеются замкнутые полости, предназначенные для активации кавитационных скачкообразных пороговых потоков жидкости, влияющих на долговечность и надежность упругого узла герметизации, обеспечивающего бесперебойную работу подшипников узла рабочего колеса турбины.
Экономическая полезность приведенного технического решения состоит из ряда факторов конструктивного и технологического характера, предотвращающих возникновение флокенов или раковин, особенно в местах установки элементов герметизации, что весьма эффективно при практической реализации корпуса водяного насоса после надлежащей механической обработки посадочных мест и базовых установочных поверхностей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРПУС ЖИДКОСТНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2176751C1 |
КОРПУС МАСЛЯНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2187702C2 |
УЗЕЛ ГЕРМЕТИЗАЦИИ | 2000 |
|
RU2183779C2 |
КОЛЬЦО ФРИКЦИОННОЕ | 2000 |
|
RU2183778C2 |
БАЗОВЫЙ КОРПУС ЖИДКОСТНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2187716C2 |
КРОНШТЕЙН | 2000 |
|
RU2191120C2 |
КАРТЕР | 1996 |
|
RU2115854C1 |
УСТРОЙСТВО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВЫМИ ТЯГАМИ АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2234435C2 |
МУФТА | 2006 |
|
RU2299367C1 |
МУФТА | 2006 |
|
RU2299366C1 |
Изобретение относится к корпусу водяного насоса, перекачивающего жидкость в условиях теплового обмена работающего ДВС. Корпус представляет собой монолитное тело, имеющее внутреннее отверстие с коаксиальными кольцевыми поверхностями. На наружной поверхности корпуса выполнен комбинированный фланец с оребрением и фасонными выступами с отверстиями. На внутренней поверхности корпус имеет радиусную канавку и дополнительное внутреннее оребрение. В теле корпуса выполнено отверстие для подачи смазки в подшипниковый узел. Две из кольцевых поверхностей, первая из которых сопряжена с фаской, и фаска разделены соосно расположенными шпоночными пазами. Пазы имеют по длине трапецеидальную форму. Малые основания трапеций расположены на границе первой и второй кольцевых поверхностей. Граничная поверхность второй и третьей кольцевых поверхностей выполнена переходящей в основание кольцевой канавки. Последняя сопряжена по радиусу с третьей кольцевой поверхностью. Четвертая кольцевая поверхность сопряжена с радиусной канавкой. На фланце выполнены технологическое ушко с отверстием, фасонный прилив, бобышки и радиусная выемка. По нормали и соосно выемке расположен прямоугольный прилив в виде платика. В платике и выполнено отверстие для подачи смазки. Платик расположен под углом относительно оси шпоночных пазов и к оси фасонного прилива. Со стороны углубления шпоночных пазов на наружной поверхности корпуса выполнен прилив для повышения прочности корпуса. Изобретение позволяет повысить технологические возможности при изготовлении корпуса. 5 ил.
Корпус водяного насоса, предназначенный для установки в нем подшипникового узла и узла герметизации и представляющий собой монолитное тело, имеющее внутреннее отверстие с коаксиальными кольцевыми поверхностями, на наружной поверхности - комбинированный фланец с оребрением и фасонными выступами с отверстиями, а на внутренней поверхности - радиусную канавку и дополнительное внутреннее оребрение, при этом в теле корпуса выполнено отверстие для подачи смазки в подшипниковый узел, отличающийся тем, что две кольцевые поверхности, первая из которых сопряжена с фаской, и фаска разделены соосно расположенными шпоночными пазами, имеющими по длине трапецеидальную форму с оппозитной направленностью, при этом малые основания трапеций расположены на границе указанных первой и второй кольцевых поверхностей, а граничная поверхность второй и третьей кольцевых поверхностей выполнена переходящей в основание кольцевой канавки, сопрягающейся по радиусу с третьей кольцевой поверхностью внутреннего отверстия и предназначенной для установки узла герметизации, четвертая кольцевая поверхность сопряжена с радиусной канавкой, на фланце выполнены криволинейно сопряженное с последним технологическое ушко с резьбовым отверстием и заходной фаской, фасонный прилив, бобышки и радиусная выемка, а по нормали и соосно выемке расположен прямоугольный прилив в виде платика, в котором и выполнено отверстие для подачи смазки, при этом платик расположен под углом относительно оси шпоночных пазов и к оси фасонного прилива, а со стороны углубления шпоночных пазов на наружной поверхности корпуса выполнен прилив для повышения прочности корпуса.
US 5355847 А, 18.10.1994 | |||
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ | 1997 |
|
RU2133380C1 |
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ШНЕКОВЫЙ НАСОС | 1998 |
|
RU2135835C1 |
Двигатели внутреннего сгорания | |||
Системы поршневых и комбинированных двигателей | |||
/Под.ред | |||
А.С | |||
ОРЛИНА, М.Г | |||
КРУГЛОВА | |||
- М | |||
: Машиностроение, 1985, с.278-279, рис.246. |
Даты
2001-12-10—Публикация
2000-06-15—Подача