Изобретение относится преимущественно к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозов подвижного состава железных дорог.
Известны железнодорожные пружинные тормоза с пружинным энергоаккумулятором и гидравлическим отпуском, в которых интенсивность торможения обратно пропорциональна давлению жидкости /1/.
Известны железнодорожные автоматические стояночные тормоза, в которых имеются устройства ручного растормаживания путем механического воздействия на пневматический фиксатор штока /2/ традиционного тормозного цилиндра пневматического действия /3/.
Недостатком таких тормозов с устройством механического освобождения зажатого штока (растормаживания) является сложность и ненадежность.
Задача, решаемая изобретением, - простое устройство аварийного растормаживания вручную для пружинного тормоза с пневматическим автоматическим отпуском.
Она решается следующим образом.
Внутри полого штока пружинного энергоаккумулятора устанавливается гайка, зафиксированная от проворота, но с возможностью продольного перемещения вдоль оси штока тяговым винтом, установленным в корпусе с возможностью вращения извне. Гайка в своем поступательном движении ограничена упорами в корпусе и может осуществлять односторонний зацеп штока за расположенный в нем по крайней мере один штифт. Фиксация от проворота гайки может осуществляться либо тем же штифтом (для обеспечения независимого движения штока под воздействием поршня при управлении тормозом от воздушной магистрали в гайке выполнены продольные пазы), либо выступом на гайке (продольные пазы должны быть в штоке).
Предложенное конструктивное решение иллюстрируется пружинным энергоаккумулятором, способным функционировать как в составе рабочего, так и в составе стояночного тормозов, а также в комбинации пружинного стояночного с рабочим тормозом традиционного типа в компоновочных вариантах единого тормозного цилиндра и раздельных блоков, единых и раздельных тормозных колодок и контртел.
На фиг. 1 изображена основная часть пружинного тормоза - энергоаккумулятор в развернутом угловом разрезе Б-Б, обозначенном на фиг. 2. Не показаны конструктивно разнообразные механические связи штока энергоаккумулятора с тормозными элементами - колодками и контртелами. Элемент одностороннего зацепа штока выполнен одноштифтовым. Препятствует повороту гайки относительно штока штифт.
На фиг. 2 изображен элемент одностороннего зацепа штока в сечении А-А, обозначенном на фиг. 1.
На фиг. 3 представлена та же часть пружинного тормоза, но элемент одностороннего зацепа поршня (штока) выполнен многоштифтовым. Препятствуют повороту гайки ее выступы в пазах штока.
На фигурах обозначено: поршень 1, шток 2, корпус 3, пружина 4, крышка 5, винт 6, гайка 7, штифт 8, винт 9, винт-штифт 10, кольцо 11, фланец 12, винт 13.
Пружина 4 в корпусе 3, заневоленная между крышкой 5 и поршнем 1 со штоком 2, - собственно пружинный энергоаккумулятор.
Уплотненная по корпусу 3 и по штоку 2 полость, куда под поршень 1 подается сжатый воздух от магистрали, очерчивает круг деталей устройства пневморастормаживания и при необходимости управления интенсивностью торможения.
Винт 6 с гайкой 7 - устройство растормаживания вручную.
Винт 6 лишен осевой подвижности упорами в кольцо 11 и фланец 12, стянутых в единое целое с крышкой 5 винтами 9. Гайку 7 в поступательном движении ограничивают бурт винта 6 и бурт кольца 11. Возможность ее перемещения несколько больше хода штока.
Для варианта фиг. 1 гайка 7 имеет два сквозных паза, в которые входит штифт 8, принадлежащий штоку 2.
Для варианта фиг. 3 гайка 7 имеет один или несколько выступов в пазах штока 2 по числу штифтов 8, также принадлежащих штоку 2. Эти выступы гайки 7 и осуществляют зацеп штока 2 за штифты 8. Возможен вариант (не показано), когда штифты 8 внутренними концами расположены в глухих пазах гайки 7; в таком случае они же не позволяют гайке 7 поворачиваться. Штифт(ы) 8 (фиг. 1, 2, 3) размещен(ы) в радиальных отверстиях фланца штока 2 и предохранены от выпадения буртом поршня 1.
В свою очередь поршень 1 предохранен от поворота винт-штифтами 10, соединяющими его со штоком 2 и пронизывающими кольцо 11 и крышку 5. Крышка 5 крепится к корпусу 3 винтами 13.
Таким образом, винт-штифты 10 осуществляют две функции: соединяют в единое целое поршень 1 со штоком 2 так, что штифты 8 предохранены от выпадения и являются цилиндрическими направляющими поступательного движения составного поршня относительно крышки 5. Возможно конструктивное разделение упомянутых функций - скрепляющие винты отдельно, направляющие штифты отдельно.
Не принципиально, если поршень 1 и шток 2 выполнены за одно целое, а штифты 8 размещены в радиальных отверстиях кольца, крепящегося к единому поршню винтами-штифтами или просто винтами, если штифты отдельно.
Длины аксиальных пазов, предохраняющих гайку 7 от поворота (в гайке 7 - фиг. 1, в штоке 2 - фиг. 3), больше хода гайки 7.
Ключевые моменты сборки:
- штифт(ы) 8 можно вставить во фланец штока 2 только после того, как к штоку 2 будет прислонено (на винтах-штифтах 10) кольцо 11 и в шток 2 вставлена гайка 7, и только до того, как поршень 1 и шток 2 будут окончательно стянуты винтами-штифтами 10;
- после затяжки и контровки (не показано) винтов-штифтов 10 винт 6 вкручивается в гайку 7, одевается пружина 4 и крышка 5 с фланцем 12;
- в приспособлении (не показано) пружина 4 сжимается через крышку 5 и винтами 9 стягивается пакет: фланец 12, крышка 5 и кольцо 11; окончательно заневоливается пружина 4 при креплении крышки 5 к корпусу 3 винтами 13.
Пружинный тормоз работает следующим образом.
Состояние нормальной работы характеризуется тем, что винт 6 вывернут из гайки 7 до упора гайки 7 в бурт кольца 11. Пружина 4, если сжатый воздух отсутствует в поршневой полости, выдвигает шток 2 и связанные с ним шарнирно колодки прижимаются к контртелу (к диску или цилиндру). При неподвижном транспортном средстве это режим удержания и в таком случае пружинный тормоз используется в качестве стояночного.
При подаче сжатого воздуха в поршневую полость (по стрелке, фиг. 1, 3) поршень 1 перемещает шток 2 на растормаживание. Изменяя давление воздуха, можно управлять степенью торможения и тогда пружинный тормоз функционирует как рабочий.
Когда в питательной магистрали исчезает избыточное давление, например, в ситуации разрыва состава, пружинный тормоз становится аварийным.
Когда возникает необходимость маневрирования состава, вагона или отдельной тележки, но нет возможности подать воздух в поршневую полость, отпуск тормозов достигается тем, что винт 6 вворачивается в гайку 7 до упора. При этом гайка 7 за штифт(ы) 8 перемещает шток 2 против пружины 4, отодвигая колодки от контртела.
Кроме того, ручной отпуск тормоза необходим при замене изношенных колодок.
Источники информации
1. Патент США 5076401, МКИ F 16 D 55/02, опубл. 31.12.91.
2. Авторские свидетельства СССР: 541705, 694410.
3. Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава: Справочник/В. И. Крылов, В. В. Крылов, В. Н. Ефремов, П. Т. Демушкин. - М. , Транспорт, 1989. - 487 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОЦИЛИНДР | 1994 |
|
RU2093391C1 |
ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОЦИЛИНДР | 1994 |
|
RU2090414C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УЗЕЛ ЕГО ОТКЛЮЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2733839C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2755666C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2302958C1 |
ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2654878C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 1998 |
|
RU2162970C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР С ПРИВОДИМЫМ В ДЕЙСТВИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЗАЩЕЛКИ УСТРОЙСТВОМ АВАРИЙНОГО ОТПУСКА ДЛЯ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2008 |
|
RU2577496C2 |
СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2492086C1 |
ПОДВЕСКА КЛЕЩЕВОГО МЕХАНИЗМА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 1994 |
|
RU2088451C1 |
Изобретение относится к тормозам подвижного состава железных дорог. Устройство содержит поршень со штоком, установленный в цилиндре, и пружинный аккумулятор энергии. Шток выполнен полым, внутри него установлена гайка с возможностью зацепа поршня, соединенная с тяговым винтом, установленным в корпусе цилиндра. Техническим результатом от использования изобретения является обеспечение возможности аварийного растормаживания вручную. 4 з. п. ф-лы, 3 ил.
Автоматический стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства | 1975 |
|
SU541705A1 |
Автоматический стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства | 1978 |
|
SU694410A1 |
ПРОИЗВОДНЫЕ БЕНЗОЛА, СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И СОДЕРЖАЩИЕ ИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ | 2000 |
|
RU2248964C2 |
US 5076401 А1, 31.12.1991. |
Авторы
Даты
2002-01-10—Публикация
1998-11-10—Подача