Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к проектированию конструкций наружных зеркал заднего вида с дистанционным управлением для транспортных средств.
Известны различные конструкции наружных зеркал заднего вида для транспортных средств.
Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому является известная конструкция наружного зеркала заднего вида по а. с. СССР N 882795, B 60 R 1/06, 1980, содержащая опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, корпус, в котором размещен и неподвижно закреплен относительно корпуса отражательный (зеркальный) элемент, соединенный с ручным приводом регулировки его положения, размещенным между корпусом и опорой, и у которого управляющий элемент (рукоятка управления) выведен в салон транспортного средства, механизм поворота корпуса (например, в аварийной ситуации), имеющий шарнирный узел сферического типа, размещенный между опорой и корпусом, и тарировочную пружину усилия срабатывания механизма поворота корпуса, выполненную в виде пружины растяжения и закрепленную между корпусом и управляющим элементом (рукояткой управления), а также узел возврата корпуса в исходное положение после завершения аварийной ситуации, функцию которого выполняет тарировочная пружина усилия срабатывания механизма поворота корпуса.
Такая конструкция, хотя и позволяет обеспечить сохранность отражательного элемента при его отклонении вместе с корпусом от первоначального положения в аварийной ситуации и их возврат в исходное положение после завершения аварийной ситуации, однако данная конструкция довольно сложна и нетехнологична при изготовлении деталей и их сборке. Кроме того, жесткая связь отражательного элемента с корпусом влечет за собой увеличение массы регулируемого узла, а следовательно, требует и большой жесткости пружины узла тарировки усилия срабатывания механизма поворота для обеспечения надежной работы всей конструкции в любом положении.
При этом усилие "складывания" корпуса с отражающим элементом в аварийной ситуации возрастает при увеличении угла их отклонения относительно опоры.
Кроме этого, шарнирная связь корпуса с опорой через узел сферического типа с рабочими элементами, имеющими полусферические поверхности, сопряженные со сферической поверхностью шарового основания, дают возможность корпусу с отражательным элементом бесконтрольно перемещаться по вертикали от инерционных нагрузок во время движения транспортного средства.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является существенное повышение надежности работы и улучшение условий эксплуатации наружного зеркала заднего вида с дистанционным управлением.
Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемого изобретения, заключающегося
во-первых, в исключении зависимости регулирования положения отражательного элемента от положения корпуса,
во-вторых, в исключении возможности вертикального перемещения корпуса относительно кузова транспортного средства в процессе движения,
в-третьих, в снижении величины потребного усилия "складывания" корпуса при увеличении угла отклонения относительно опоры в аварийной ситуации,
в-четвертых, в снижении величины потребного усилия регулирования положения отражательного элемента.
Указанный результат достигается тем, что в известном наружном зеркале заднего вида, содержащем корпус, в котором размещен отражательный элемент, соединенный с приводом регулировки его положения, у которого управляющий элемент выведен в салон транспортного средства, опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, механизм поворота корпуса, например, в аварийной ситуации, размещенный между опорой и корпусом и снабженный тарировочной пружиной усилия его срабатывания,
во-первых, отражательный элемент закреплен на корпусе с возможностью его перемещения относительно корпуса и соединен с корпусом через привод регулировки положения отражательного элемента,
во-вторых, механизм поворота корпуса снабжен опорной пластиной с резьбовой втулкой, неподвижно закрепленной на опоре, и установочной пластиной, неподвижно закрепленной на корпусе, надетой на резьбовую втулку и подпружиненной относительно опорной пластины тарировочной пружиной усилия срабатывания механизма поворота корпуса,
в-третьих, тарировочная пружина усилия срабатывания механизма поворота корпуса снабжена регулировочной гайкой, навернутой на вышеупомянутую резьбовую втулку,
в-четвертых, механизм поворота корпуса снабжен фиксатором положения корпуса в трех положениях: в рабочем, в переднем - после аварийного поворота относительно опоры вперед по направлению движения транспортного средства, в заднем - после аварийного поворота относительно опоры назад, при этом фиксатор выполнен в виде трех С-образных конусных выступов, выполненных либо в установочной, либо опорной пластине механизма поворота корпуса, входящих в три соответствующие ответные С- образные конусные впадины, выполненные соответственно либо в опорной, либо в установочной пластине механизма поворота корпуса,
в-пятых, тарировочная пружина усилия срабатывания механизма поворота корпуса выполнена либо в виде цилиндрической пружины сжатия, либо в виде тарельчатой пружины.
Введение в вышеописанную конструкцию новых узлов и элементов, а также особое выполнение уже имеющихся узлов и элементов позволяет существенно повысить надежность работы и улучшить условия эксплуатации наружного зеркала заднего вида с дистанционным управлением.
Предлагаемое изобретение пояснено чертежами, на которых
- на фиг. 1 изображен общий вид спереди заявляемого наружного зеркала заднего вида с вырезом для показа некоторых основных деталей механизма поворота корпуса с вариантом выполнения тарировочной пружины усилия срабатывания механизма поворота корпуса в виде цилиндрической пружины;
- на фиг. 2 изображен общий вид спереди заявляемого наружного зеркала заднего вида с вырезом для показа некоторых основных деталей механизма поворота корпуса с вариантом выполнения тарировочной пружины усилия срабатывания механизма поворота корпуса в виде тарельчатой пружины и показом варианта крепления на корпусе опорной пластины механизма поворота корпуса;
- на фиг. 3 изображен общий вид сверху заявляемого наружного зеркала заднего вида с показом трех возможных положений корпуса в различных дорожных ситуациях;
- на фиг. 4 показан вид снизу по стрелке А на механизм поворота корпуса;
- на фиг. 5 показана в разрезе по Б-Б конструкция основных деталей механизма поворота корпуса с вариантом выполнения тарировочной пружины усилия срабатывания механизма поворота корпуса в виде цилиндрической пружины;
- на фиг. 6 показана в сечении по В-В форма выступов по варианту выполнения их в установочной пластине механизма поворота корпуса, а также соответствующих ответных впадин на опорной пластине механизма поворота корпуса;
- на фиг. 7 показана в разрезе по Б-Б конструкция основных деталей механизма поворота корпуса с вариантом выполнения тарировочной пружины усилия срабатывания механизма поворота корпуса в виде тарельчатой пружины.
Предлагаемое наружное зеркало заднего вида содержит корпус 1, в котором размещен отражательный элемент 2, соединенный с приводом 3 (например, тросикового типа) регулировки его положения, у которого управляющий элемент 4 выведен в салон транспортного средства (на чертеже не показан), опору 5, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства (на чертеже не показан), механизм поворота корпуса 1, например, в аварийной ситуации, размещенный между опорой 5 и корпусом 1, с тарировочной пружиной 6 усилия его срабатывания и узел возврата корпуса в исходное положение после завершения аварийной ситуации, функцию которого выполняет корпус 1.
При этом отражательный элемент 2 закреплен на корпусе 1 с возможностью его перемещения относительно корпуса 1 и соединен с корпусом 1 через привод 3 регулировки положения отражательного элемента 2 (см. фиг. 1, 2), а тарировочная пружина 6 усилия срабатывания механизма поворота корпуса 1 выполнена либо в виде цилиндрической пружины сжатия (см. фиг. 1, 5), либо в виде тарельчатой пружины (см. фиг. 2, 7).
Механизм поворота корпуса 1 снабжен опорной пластиной 7 с резьбовой втулкой 8, неподвижно закрепленной на опоре 5 с помощью винтов 9, и установочной пластиной 10, неподвижно закрепленной на корпусе 1, надетой на резьбовую втулку 8 и подпружиненной относительно опорной пластины 7 тарировочной пружиной 6 усилия срабатывания механизма поворота корпуса 1, снабженной регулировочной гайкой 11, навернутой на вышеупомянутую резьбовую втулку 8.
Кроме этого, механизм поворота корпуса 1 снабжен фиксатором положения корпуса 1 в трех положениях: в рабочем 12 (см. фиг. 3), в переднем 13 - после аварийного поворота относительно опоры 5 вперед по направлению движения транспортного средства, в заднем 14 - после аварийного поворота относительно опоры 5 назад, при этом фиксатор выполнен в виде трех С-образных в плане и конусных в сечении выступов 15, выполненных либо в установочной 10 (см. фиг. 6), либо в опорной 7 пластине механизма поворота корпуса 1, входящих в три соответствующие ответные С-образные конусные впадины 16, выполненные соответственно либо в опорной 7, либо в установочной 10 пластине механизма поворота корпуса 1.
Корпус 1 может изготавливаться из пластмассы марки "Армлен" методом литья под давлением либо в виде одной целой равнотолщинной детали (например, по технологии "Газмельт") или из двух частей обычным литьем под давлением, что позволяет более простым путем обеспечить равнотолщинность корпуса 1 во всех труднодоступных зонах.
Отражательный элемент снабжен электрическим обогревателем 17 (подключенным через штеккер 18 к бортовой электросети транспортного средства), который обеспечивает отмораживание наледи в холодное время года и испарение конденсата в пасмурную погоду.
Заявляемое наружное зеркало заднего вида эксплуатируется следующим образом.
Перед началом эксплуатации в процессе изготовления производят тарировку усилия срабатывания механизма поворота корпуса 1 с помощью регулировочной гайки 11 (см. фиг. 5, 7), подбирая нужную жесткость тарировочной пружины 6 усилия срабатывания механизма поворота корпуса 1. После настройки механизма поворота корпуса 1 регулировочная гайка 11 фиксируется с помощью анаэробного герметика для исключения разрегулировки механизма во время движения транспортного средства.
Затем водитель транспортного средства устанавливает нужное положение отражательного элемента 2 для получения нужной обзорности с водительского места, для чего он непосредственно с водительского места при закрытой двери салона с помощью управляющего элемента 4 тросикового привода (или с помощью кнопки дистанционного управления, если используется электромеханический привод регулировки положения отражательного элемента 2) поворачивает отражательный элемент 2 относительно корпуса 1 на необходимый угол и фиксирует его.
В процессе движения транспортного средства в штатной ситуации водитель пользуется предлагаемым наружным зеркалом заднего вида обычным образом. При этом корпус 1 с настроенным отражательным элементом 2 внутри располагаются в средней рабочей позиции 12 (см. фиг. 3).
В аварийной же ситуации, например при наезде корпусом 1 на препятствие, корпус 1 поворачивается вдоль кузова транспортного средства в положение 13 или 14 в зависимости от того, с какой стороны воздействует нагрузка, тем самым смягчая удар. При этом поскольку усилие складывания не зависит от угла поворота, то удар смягчается более эффективно.
После ликвидации последствий аварийной ситуации перед возобновлением движения транспортного средства водитель вручную, взявшись за корпус 1, возвращает корпус 1 с отражательным элементом 2 в исходное рабочее положение 12.
Использование заявляемого изобретения позволяет:
1. Существенно повысить надежность работы наружного зеркала заднего вида за счет исключения возможности вертикального перемещения корпуса с отражательным элементом относительно кузова транспортного средства в процессе его движения.
2. Снизить величину усилия регулирования положения отражательного элемента за счет исключения зависимости положения отражательного элемента от положения корпуса, внутри которого он размещен.
3. Снизить величину потребного усилия "складывания" корпуса с отражательным элементом в аварийной ситуации при увеличении угла их отклонения относительно опоры, неподвижно закрепленной на кузове транспортного средства.
4. Уменьшить габариты опоры зеркала за счет совмещения функций одних и тех же деталей для тарировки усилия поворота корпуса и фиксации угла поворота корпуса.
Изобретение относится к конструкциям наружного зеркала заднего вида, предназначенного для установки на транспортное средство и обеспечивающего водителю обзор обстановки сзади и сбоку с возможностью регулирования положения отражательного элемента непосредственно с водительского места при закрытой двери салона. Наружное зеркало заднего вида содержит корпус, в котором размещен отражательный элемент, соединенный с приводом регулировки его положения, у которого управляющий элемент выведен в салон транспортного средства, опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, механизм поворота корпуса, размещенный между опорой и корпусом и снабженный тарировочной пружиной усилия его срабатывания. При этом отражательный элемент закреплен на корпусе с возможностью его перемещения относительно корпуса и соединен с корпусом через привод регулировки положения отражательного элемента. Механизм поворота корпуса снабжен опорной пластиной с резьбовой втулкой, неподвижно закрепленной на опоре, и установочной пластиной, неподвижно закрепленной на корпусе, надетой на резьбовую втулку и подпружиненной относительно опорной пластины тарировочной пружиной усилия срабатывания механизма поворота корпуса. Тарировочная пружина усилия срабатывания механизма поворота корпуса снабжена регулировочной гайкой, навернутой на вышеупомянутую резьбовую втулку. Технический результат заключается в повышении надежности работы за счет исключения зависимости регулирования положения отражательного элемента от положения корпуса и исключении вертикального перемещения корпуса относительно кузова транспортного средства. 2 з. п. ф-лы, 7 ил.
Наружное зеркало заднего вида с дистанционным управлением | 1980 |
|
SU882795A1 |
US 4733846 A, 29.03.1988 | |||
DE 4134644 A, 07.05.1992 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СЫРНОГО ПРОДУКТА | 2001 |
|
RU2197829C1 |
US 4789232 A, 06.12.1988. |
Авторы
Даты
2002-01-20—Публикация
2000-09-20—Подача