МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2004 года по МПК F04D19/02 

Описание патента на изобретение RU2235912C2

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя, ротор дискового типа которого состоит из шлицевого вала и установленных на нем дисков с рабочими лопатками, причем диски стянуты между собой в осевом направлении гайками [1]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность из-за повышенных вибраций вследствие дисбаланса ротора.

Наиболее близким к заявляемому является многоступенчатый компрессор с ротором дискового типа, на шлицевом валу которого установлены диски с рабочими лопатками, а на диске последней ступени установлен закомпрессорный лабиринт с кольцевым радиальным ребром для установки балансировочных грузиков [2].

Недостатком такой конструкции, принятой за прототип, является повышенный уровень вибраций компрессора из-за увеличенного дисбаланса дисков между первой и последней ступенями компрессора.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности многоступенчатого компрессора путем устранения дисбаланса дисков, установленных между первой и последней ступенями.

Сущность технического решения заключается в том, что в многоступенчатом компрессоре газотурбинного двигателя, в роторе которого диск первой ступени выполнен с радиальным ребром для установки балансировочных грузиков, на диске последней ступени установлен закомпрессорный лабиринт с радиальным ребром для балансировочных грузиков, согласно изобретению диски ротора, размещенные между первым и последним дисками, выполнены с балансировочными кольцевыми выступами на радиусе перехода от полотна к ободу, часть дисков выполнена с балансировочными выступами со стороны входа в компрессор, а остальные диски, начиная с n-го до предпоследнего, выполнены с балансировочными выступами со стороны выхода из компрессора, при этом

n=(0,4...0,6)z; Н=(1...4)R; L=(0,8...4)R; h=(0,05...0,2)R; l=(0,05...0,2)R,

где n - порядковый номер диска со стороны входа в компрессор;

z - число ступеней компрессора;

R - радиус перехода от полотна к ободу диска по балансировочному выступу;

Н - радиальная высота балансировочного выступа со стороны обода диска;

L - осевая длина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

1 - толщина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

h - толщина балансировочного выступа со стороны обода диска.

Выполнение на дисках ротора, размещенных между первым и последним дисками, балансировочных кольцевых выступов на радиусе перехода от полотна к ободу возможно из-за низкого уровня напряжений в этой части диска и позволяет минимизировать вес компрессора.

Балансировочный выступ расположен на максимальном расстоянии от оси компрессора, что позволяет производить балансировку с максимальной эффективностью при минимальном съеме металла с балансировочного выступа. Масса балансировочного выступа при этом может быть минимальной.

Размещение балансировочных выступов у части дисков, начиная с n=0,4...0,6z и последующих, кроме последнего, со стороны выхода из компрессора, а у всех остальных, кроме первого, со стороны входа в компрессор, позволяет производить балансировку дисков в роторе компрессора попарно, т.е. с передней и задней сторон, начиная с середины ротора компрессора, что облегчает постановку дисков на шлицевые выступы вала и их балансировку.

При n<0,4 z будет затруднена постановка и балансировка дисков со стороны выхода из компрессора, а в случае n>0,6 z - постановка и балансировка дисков со стороны входа в компрессор.

Если Н<R, балансировка дисков будет затруднена из-за уменьшения радиальной высоты балансировочного выступа. Однако при Н>4R излишне увеличится вес дисков и ротора компрессора в целом.

При L<0,8R будет затруднена балансировка дисков из-за уменьшения осевой длины балансировочного выступа и уменьшения его массы, но в случае L>4R - наблюдается излишнее увеличение веса дисков.

При h<0,05R излишне уменьшится масса балансировочного выступа и будет затруднена балансировка диска, а в случае, если h>0,2R, увеличится масса балансировочного выступа и масса ротора компрессора.

При 1<0,05R наблюдается уменьшение массы балансировочного выступа, что затрудняет балансировку диска, а в случае 1>0,05R увеличивается масса балансировочного выступа и масса ротора компрессора.

На фиг.1 показан продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя; на фиг.2 показан элемент I фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 показан элемент II фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.4 показан элемент III фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.5 показан элемент IV фиг.3 в увеличенном виде.

Многоступенчатый компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 и ротора 3, на шлицевом валу 4 шлицами 5 установлены диски 6, стянутые по своим ступицам 7 передней 8 и задней 9 гайками.

Между ободами 10 дисков 6 установлены рабочие кольца 11, образующие втулку 12 ротора 3 компрессора 1.

Диск первой ступени 13 выполнен со стороны входа 14 в компрессор с кольцевым радиальным ребром 15, на котором устанавливаются балансировочные грузики 16.

На диске последней ступени 17 установлен закомпрессорный лабиринт 18, на котором со стороны выхода 19 из компрессора выполнено кольцевое радиальное ребро 20 для постановки балансировочных грузиков 21.

На остальных, кроме первого и последнего дисков, на радиусе 22 величиной R перехода от полотна 23 к ободу 10 выполнены балансировочные кольцевые выступы 24 радиальной высотой H, осевой длиной L, толщиной со стороны полотна I и толщиной со стороны обода h, частичный съем металла с которого позволяет балансировать диски 6.

Для обеспечения съема и постановки дисков 6 при балансировке на шлицевой вал 4, часть дисков, начиная с n=0,4...0,6z от входа 14 в компрессор, выполнены с балансировочным выступом со стороны выхода из компрессора, а остальные диски выполнены с балансировочным выступом со стороны входа в компрессор.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе двигателя в многоступенчатом компрессоре 1 уровень вибрации сводится к минимуму. Диски первой и последней ступеней сбалансированы за счет балансировочных грузиков 16, 21. Дополнительно сбалансированы при этом часть дисков, начиная с n-го и кончая предпоследним, за счет снятия части металла с балансировочных выступов 24. Балансировка дисков в роторе компрессора при этом осуществляется попарно, т.е. с передней и задней сторон, начиная с середины ротора компрессора. Это облегчает постановку дисков 6 на шлицы 5 вала 4 и их балансировку.

Источники информации

1. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1981, с. 89, рис.3.27.

2. Патент РФ №2176331, F 04 D 17/00, 2000.

Похожие патенты RU2235912C2

название год авторы номер документа
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2188339C2
ЗАКОМПРЕССОРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2225522C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Чернавин А.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2225539C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2186259C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Тункин Анатолий Иванович
RU2353815C1
ДИСК ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА, ВЫПОЛНЕННЫЙ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА КОМПРЕССОРА 2013
  • Фернандес Доувер М.
  • Маскет Кори Патрик
  • Вэврек Гэри Пол
  • Миллер Джеймс Эрик
RU2650237C2
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ УЗЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Маскат Кори П.
  • Барбер Джеймс Э.
RU2583212C2
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА 2002
  • Фомин Е.А.
RU2214537C1
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иноземцев А.А.
  • Тункин А.И.
  • Чернавин А.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2179648C2
МЕХАНИЗМ БАЛАНСИРОВКИ ДИСКА РОТОРА, ДИСК, ОБОРУДОВАННЫЙ ТАКИМ МЕХАНИЗМОМ, И РОТОР, СОДЕРЖАЩИЙ УКАЗАННЫЙ ДИСК 2005
  • Бертран Жан-Луи
  • Эишстадт Фредерик
  • Матьё Жоэль
RU2362028C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 235 912 C2

Реферат патента 2004 года МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности многоступенчатого компрессора путем устранения дисбаланса дисков, установленных между первой и последней ступенями. Этот технический результат достигается тем, что согласно изобретению диски ротора, размещенные между первым и последним дисками, выполнены с балансировочными кольцевыми выступами на радиусе перехода от полотна к ободу, часть дисков выполнена с балансировочными выступами со стороны входа в компрессор, а остальные диски, начиная с n-го до предпоследнего, выполнены с балансировочными выступами со стороны выхода из компрессора, при этом n=(0,4...0,6)z; Н=(1...4)R; L=(0,8...4)R; h=(0,05...0,2)R; I=(0,05...0,2)R, где n - порядковый номер диска со стороны входа в компрессор; z - число ступеней компрессора; R - радиус перехода от полотна к ободу диска по балансировочному выступу; Н - радиальная высота балансировочного выступа со стороны обода диска; L - осевая длина балансировочного выступа со стороны полотна диска; 1 - толщина балансировочного выступа со стороны полотна диска; h - толщина балансировочного выступа со стороны обода диска. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 235 912 C2

Многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя, в роторе которого диск первой ступени выполнен с радиальным ребром для установки балансировочных грузиков, на диске последней ступени установлен закомпрессорный лабиринт с радиальным ребром для балансировочных грузиков, отличающийся тем, что диски ротора, размещенные между первым и последним дисками, выполнены с балансировочными кольцевыми выступами на радиусе перехода от полотна к ободу, часть дисков выполнена с балансировочными выступами со стороны входа в компрессор, а остальные диски, начиная с n-го до предпоследнего, выполнены с балансировочными выступами со стороны выхода из компрессора, при этом

n=(0,4...0,6)z; H=(1...4)R; L=(0,8...4)R;

h=(0,05...0,2)R; I=(0,05...0,2)R,

где n - порядковый номер диска со стороны входа в компрессор;

z - число ступеней компрессора;

R - радиус перехода от полотна к ободу диска по балансировочному выступу;

Н - радиальная высота балансировочного выступа со стороны обода диска;

L - осевая длина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

1 - толщина балансировочного выступа со стороны полотна диска;

h - толщина балансировочного выступа со стороны обода диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235912C2

КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Иноземцев А.А.
RU2176331C1
Осевой компрессор 1981
  • Хартмут Грипентрог
  • Хелльмут Вайнрих
SU1109065A3
Компрессор высокого давления 1975
  • Лубенец Владислав Диомидович
  • Хмара Владимир Николаевич
  • Белотелова Людмила Николаевна
  • Радугин Михаил Александрович
  • Анохин Владимир Дмитриевич
  • Калинин Михаил Михайлович
  • Михайловская Татьяна Алексеевна
SU729382A1
Осевой компрессор 1987
  • Бусургин Александр Васильевич
  • Загоруй Владимир Александрович
  • Малько Георгий Иванович
  • Мерзляков Владимир Викторович
SU1560812A1
ПДТСНТЯЙ- <,.;(Т5;х;!КчШ'Д«г ^- I кнвлйотыа 0
SU263000A1
ПРИБОРНЫЙ ШКАФ 1998
  • Зубова Г.Е.
  • Новосельский В.Г.
RU2145157C1

RU 2 235 912 C2

Авторы

Тункин А.И.

Кузнецов В.А.

Даты

2004-09-10Публикация

2002-09-09Подача