Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного (подкузовного) тушения пожаров мобильной пожаротушащей техникой и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (ОВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности на очаг пожара в подвагонном пространстве ПС метрополитена.
Среди известной мобильной пожаротушащей техники колесного, гусеничного, рельсового базирования, а также передвижных огнетушителей (в дальнейшем - устройства) наиболее мощным и соответственно эффективным для тушения пожаров, возникающих на рельсовых магистралях, являются пожарный поезд (см. Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте. М. - Транспорт, 1988). Он состоит из локомотива, развивающего тягу, к которому прицеплены цистерны с запасом ОВ (вода, пенообразователь) и специальные вагоны, укомплектованные мощными насосами, мотопомпами, пожарными рукавами, пожарными стволами, огнетушителями и другим пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и оборудованием, вплоть до пожарного автомобиля, располагаемого в прицепном, последнем вагоне-гараже.
Способ задействования пожарного поезда следующий.
После получения сообщения о пожаре пожарный поезд прибывает к объекту пожаротушения по железнодорожной колее и останавливается; специальная бригада электриков обесточивает контактную сеть и выдает письменное разрешение на тушение; личный состав пожарных, используя имеющееся ПТВ и оборудование, приступает к тушению, подавая ОВ на очаг пожара в доступные для этого места.
Известны передвижные огнетушители, используемые как устройство первичного пожаротушения на станциях метрополитена, которое содержит одно- двухосную тележку ручной тяги, на раме которой хомутами и замками закреплен огнетушитель порошковый баллонного типа, например ОП-50, снабженный запорным устройством и устройством подачи ОВ в очаг пожара (см. Проспект на продукцию з-да "Пожтехника", РФ, г. Торжок, Ленинградское шоссе, 84).
Способ задействования такого устройства следующий.
После прибытия и остановки на станции загоревшегося вагона метрополитена обслуживающий персонал станции обесточивает контактную сеть и затем после получения разрешения на тушение ручной тягой доставляет передвижной огнетушитель к объекту пожаротушения, а оператор открывает запорное устройство и устройством подачи направляет ОВ на очаг пожара в доступное для этого место.
Однако ни то, ни другое пожаротушащие устройства не позволяют в принципе осуществить подачу огнетушащего вещества (ОВ) в подвагонном пространстве непосредственно на очаг пожара, а способы их задействования требуют сначала остановки вагонов метрополитена и затем снятия напряжения контактной сети, на что уходит время, за которое пожар продолжает развиваться. В связи с этим, несмотря на большой расход ОВ, пожар в подвагонном пространстве практически не контролируется, распространяется по вагону и всему электропоезду, и за сравнительно малый промежуток времени (10-20 мин) единицы подвижного состава (ПС) полностью сгорают.
Устройство для тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, известное из заявки Германии 3730062, кл. В 60 F 1/00, опубл. 30.03.1989 г., содержащее размещенные на подвижной тяге огнетушители, принято в качестве наиболее близкого аналога заявленной группе изобретений. Однако данное известное устройство также не раскрывает эффективного устройства и способа подвагонного тушения пожаров, позволяющих осуществить подачу ОВ в подвагонном пространстве непосредственно на очаг пожара.
Рассматриваемая группа изобретений решает задачу разработки устройства и способа его задействования для достижения возможности тушения пожаров в подвагонном пространстве с обеспечением повышения эффективности тушения пожаров на станциях метрополитена.
Поставленная задача решается за счет того, что устройство тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена содержит размещенные на подвижной тяге огнетушители и отличается тем, что огнетушители баллонного типа закреплены хомутами и замками на раме, имеющей две или более осей одной установленной на узкой колее тележки, первая и/или последняя колесные пары которой соединены с соответствующими тяговыми устройствами, или на рамах, имеющих две или более осей и размещенных поодиночке или сцепленных в поезд нескольких тележек, соединенных с соответствующими тяговыми устройствами посредством первой или последней тележек и установленных на упомянутой узкой колее, расположенной внутри основной колеи вагонов метрополитена и объединенной с основной колеей шпалами, при этом огнетушители имеют устройства подачи огнетушащего вещества в очаг пожара и запорные устройства, связанные с системой управления движением указанных тележек узкой колеи, объединенной с системой управления движением вагонов метрополитена и снабженной датчиками температур и датчиками-тахометрами, размещенными на упомянутых тележках.
Кроме того, тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены ручными или в виде индивидуальных тяговых приводов, а система управления движением тележек связана с системой автоматической регулировки скорости вагонов метрополитена.
Поставленная задача решается также с помощью способа использования обладающего перечисленными признаками устройства тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, который заключается в том, что систему управления движением тележек узкой колеи включают во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона без отключения напряжения в контактной сети с обеспечением приближения этих тележек с огнетушителями к очагу пожара с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами, после достижения одной из упомянутых тележек с огнетушителями очага пожара с помощью объединенной системы управления выравнивают скорости движения горящего вагона и тележки, отпирают запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи огнетушащее вещество непосредственно подают в очаг пожара в подвагонном пространстве, а после полного расходования огнетушащего вещества задействованным огнетушителем или при прекращении горения подают другие упомянутые тележки с огнетушителями, имеющими запас огнетушащего вещества, или удаляют тележки узкой колеи на исходную позицию.
На фиг. 1 и 2 изображено предлагаемое устройство, к которому далее приводится описание способа его задействования.
Устройство содержит огнетушители 1 с запорными устройствами 1.1 и устройствами 1.2 подачи ОВ в очаг пожара, закрепленные хомутами 2 и замками 3 на раме одной или рамах нескольких тележек 4 (двухосных и более -осных, одиночных или сцепленных в поезд сцепками 5) и находящихся на узкоколеечной дороге 6, узкая колея которой расположена внутри основной колеи 7 движения вагонов метрополитена 8 и объединена с основной колеей шпалами 9 (или расположена внутри углубления лотка водосборника), а первая 4.1 и/или последняя 4.2 колесные пары (первая и/или последняя тележки поезда) узкой колеи соединены с соответствующими им тяговыми устройствами 10.1 и/или 10.2 типа "тяни-толкай" или имеют индивидуальные тяговые приводы (не показано); причем система управления 11 движением тележки 4 узкой колеи объединена с системой управления 12 движением вагонов метрополитена (например, с системой АРС) и снабжена датчиками температур 13 и датчиками-тахометрами 14, размещенными на тележках с огнетушителями, и которые задают режимы движения на узкой колее 6 в зависимости от факта приближения тележек с огнетушителями к очагу пожара в подвагонном пространстве прибывающих на станцию вагонов метрополитена 8, а также задают режимы отпирания (запирания) запорных устройств огнетушителей.
Способ задействования устройства следующий.
Во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона метрополитена 8 обслуживающий персонал станции еще при движении вагонов метрополитена включает в работу систему управления 11 движением тележек 4 по узкой колее 6, не отключая напряжения контактной сети; в результате чего тележки 4 движутся так, что огнетушители 1 приближаются к очагу пожара в подвагонном пространстве горящего вагона метрополитена с помощью тяговых устройств 10.1 и/или 10.2 за счет управляющих действий объединенной системы управления 11 и 12, которые формируются датчиками температур 13 и датчиками-тахометрами 14; при достижении тележки 4 с огнетушителями 1 очага пожара в подвагонном пространстве объединенная система управления 11 и 12 выравнивает скорости движения горящего вагона метрополитена 8 и тележки 4, отпирает запорное устройство 1.1 соответствующего огнетушителя 1 и через устройство подачи 1.2 ОВ непосредственно подается в очаг пожара в подвагонном пространстве; после полного расходования ОВ задействованным огнетушителем 1 (или при прекращении горения) объединенная система управления 11 и 12 с помощью тяговых устройств 10.1 и/или 10.2 при необходимости подает другие тележки с огнетушителями, имеющими запас ОВ (или удаляет тележки узкой колеи на исходную позицию).
В результате благодаря использованию предложенного устройства и способа подвагонного тушения пожаров появляется возможность тушения пожаров в подвагонном пространстве, тем самым повышается эффективность тушения пожаров на станциях метрополитена.
Материалы работы находятся на стадии создания и испытаний опытного образца (см. фото).
Патентование систем и органов управления, а также промышленного образца будут оформляться как самостоятельные заявки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пожарный поезд с автономным пожарным модулем контейнерного типа | 2023 |
|
RU2819950C1 |
Пожарный поезд с автономным пожарным модулем контейнерного типа | 2023 |
|
RU2804551C1 |
ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ТРАНСПОРТИРОВКОЙ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ К ОЧАГУ ПОЖАРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЗАЩИЩАЕМОГО ОБЪЕКТА | 2010 |
|
RU2435621C2 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ГРУЗА ВНУТРИ ЗАКРЫТОГО КОНТЕЙНЕРА, ВАГОНА ИЛИ ФУРГОНА | 2007 |
|
RU2359722C2 |
Система железнодорожных платформ с техникой импульсного тушения пожаров | 2020 |
|
RU2818004C2 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2509584C1 |
СИСТЕМА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ПОЕЗДЕ | 2005 |
|
RU2357776C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2104724C1 |
ВАГОН - НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ ПОЖАРНОГО ПОЕЗДА | 2012 |
|
RU2487030C1 |
Способ точного, масштабного тушения пожаров стаями беспилотных летательных аппаратов, создающих мультишквалы, вихри, смерчи | 2021 |
|
RU2780170C2 |
Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного тушения пожаров и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (OВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности в подвагонном пространстве ПС метрополитена. Устройство подвагонного тушения пожаров содержит огнетушители с запорными устройствами и устройствами подачи 0В в очаг пожара, закрепленные на раме одной тележки или рамах нескольких тележек (двухосных и более -осных, одиночных или сцепленных в поезд сцепками), находящихся на узкоколеечной дороге, узкая колея которой расположена внутри основной колеи движения вагонов метрополитена и объединена с основной колеей шпалами, а первая и/или последняя колесные пары тележки (первая и/или последняя тележки поезда) узкой колеи соединены с соответствующими им тяговыми устройствами типа "тяни-толкай". Причем система управления движением тележки узкой колеи объединена с системой управления движением вагонов метрополитена (например, с системой автоматической регулировки скорости) и снабжена датчиками температур и датчиками-тахометрами, которые задают режимы движения на узкой колее в зависимости от факта приближения тележек с огнетушителями к очагу пожара в подвагонном пространстве прибывающих на станцию вагонов метрополитена, а также задают режимы отпирания (запирания) запорных устройств огнетушителей. Способ задействования устройства следующий. Во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона метрополитена обслуживающий персонал станции еще при движении вагонов метрополитена включает в работу систему управления движением тележек узкой колеи, не отключая напряжения контактной сети; в результате чего по узкой колее тележки движутся так, что огнетушители приближаются к очагу пожара в подвагонном пространстве горящего вагона с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами. При достижении тележки с огнетушителями очага пожара в подвагонном пространстве объединенная система управления выравнивает скорости движения горящего вагона метрополитена и тележки, отпирает запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи OВ непосредственно подается в очаг пожара в подвагонном пространстве. После полного расходования OВ задействованным огнетушителем (или при прекращении горения) объединенная система управления с помощью тяговых устройств подает другие тележки с огнетушителями, имеющими запас OВ (или удаляет тележки узкой колеи на исходную позицию). 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
DE 3730062 А1, 30.03.1989 | |||
Способ локализации и ликвидации пожара и взрывов на движущемся железнодорожном составе | 1989 |
|
SU1773420A1 |
SU 1769898 A1, 23.10.1992 | |||
US 5540284 A, 30.07.1996 | |||
Способ производства рассольного сыра | 1986 |
|
SU1386146A1 |
Устройство для исследования огибаемых поверхностей проволоко- и лентопротяжных механизмов | 1977 |
|
SU637850A1 |
Авторы
Даты
2002-03-10—Публикация
1999-09-22—Подача