МАРШЕВЫЙ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2002 года по МПК F02K7/02 

Описание патента на изобретение RU2183283C2

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигательным установкам.

Следует отметить, что с момента зарождения ракетной техники, ее основоположники К. Э. Циолковский и Ю.В. Кондратюк представляли ракетный двигатель как двигатель взрывного (пульсирующего) типа, когда высокое давление в камере достигается путем периодической подачи в нее между рабочими циклами необходимых порций топлива.

Из патента Франции 2149313, МПК F 02 K 7/02, 1973 известен маршевый пульсирующий ракетный двигатель, содержащий блок камер сгорания, каждая из которых выполнена с форсунками для подачи горючего, и сопло Лаваля.

Недостатком известного двигателя является невозможность достижения сверхвысоких давлений в камере сгорания.

Задачей изобретения является создание условий для получения сверхвысоких давлений в камере сгорания.

Задача изобретения решается путем совмещения многих пульсирующих камер сгорания в едином блоке и работающих при сверхвысоком давлении, а именно тем, что маршевый пульсирующий ракетный двигатель, содержащий блок камер сгорания, каждая из которых выполнена с форсунками для подачи горючего, и сопло Лаваля, выполнен работающим на самовоспламеняющемся топливе, блок камер сгорания, имеющий возможность выдерживать давление до 1000 атм, выполнен в виде единой конструкции, состоящей из двух плит, формирующих камеры сгорания с соплами и скрепленных между собой через жаропрочную прокладку болтовыми соединениями, и имеющий возможность накапливать избыточное тепло, камеры сгорания выполнены шарообразными, в них установлены форсунки для подачи топлива, при этом форсунки связаны с установленными на верхней плите блока электронными инжекторными агрегатами, в нижней плите расположены сопла Лаваля каждой камеры, две противоположно расположенные камеры имеют тангенциальные сопла, позволяющие управлять положением двигателя по крену, причем площадь внутренней поверхности камеры сгорания в 5000 раз превышает площадь критического сечения сопла, при этом блок камер сгорания имеет внутренние проходы для окислителя, имеющие возможность охлаждать блок при длительной работе.

На фиг.1 изображен общий вид двигателя.

На фиг.2 изображено сечение по А-А на фиг.1.

Двигатель выполнен в виде единой конструкции, состоящей из двух плит 1 и 2, изготовленных толстостенными из жаропрочной стали и скрепленных между собой болтовыми соединениями 3 через жаропрочную прокладку 4.

Скрепленные плиты 1, 2 образуют блок камер сгорания 5, работающий при сверхвысоком (до 1000 атм) давлении. Каждая камера сгорания имеет форсунки для подачи топлива (горючего 7 и окислителя 8) с помощью электронных инжекторных агрегатов 9, установленных на верхней плите 2, и сопло Лаваля 6 - в нижней плите 1.

Двигатель работает на самовоспламеняющемся топливе, состоящем из окислителя (азотной кислоты 82,8 мас.%) и горючего (смеси 50-50% ксилидина СС8Н11N и триэтиламина С6Н15N).

Компоненты топлива по трубопроводам 10, 11 соответственно горючего и окислителя подаются в электронные инжекторные агрегаты 9 из топливных баков (не показаны) под давлением, образующимся за счет ускоренного движения ракеты.

Две противоположно расположенные камеры сгорания 5 имеют тангенциальные сопла 13 с клапанами 12 и используются для управления положением двигателя по крену. Управление по рысканию и тангажу осуществления путем отключения соответствующих групп камер сгорания 5. Площадь внутренней поверхности камер сгорания 5 в 500 раз превышает площадь критического сечения сопла Лаваля 6.

Принцип работы двигателя рассмотрим на примере.

Брали плиты 1 и 2, которые скрепляли болтовыми соединениями 3. При этом внутри плит 1, 2 образовывали 9 камер сгорания 5 объемом по одному литру каждая и сопла Лаваля 6 с площадью критического сечения 1 см2.

В камеры сгорания 5 с помощью электронных инжекторных агрегатов 9 впрыскивали с частотой 5 Гц порции самовоспламеняющегося топлива, причем каждая порция массой 100 г практически мгновенно поднимала давление в каждой камере сгорания до 1000 атм. Процесс истечения образовавшихся газов обеспечивали в квазистационарном режиме при продолжительности 0,2 сек с учетом времени задержки самовоспламенения компонентов топлива (25 мсек), при этом максимальную пиковую тягу девятикамерного двигателя поднимали до 10 тонн при средней тяге 5 тонн.

Применяют такой двигатель для переброски больших грузов (до 1 тонны) малогабаритными ракетами на расстояние до 50 км, при этом время работы двигателя не превосходит одной минуты, а сам двигатель в этом случае не охлаждают, так как теплоемкости металла достаточно для съема тепла при пульсирующем режиме работы.

Похожие патенты RU2183283C2

название год авторы номер документа
Пульсирующий кумулятивный ракетный двигатель 2018
  • Суворов Степан Валентинович
RU2692171C1
ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-УСКОРИТЕЛЬ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2183285C2
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ПОВЫШЕНИЯ МОЩНОСТИ И УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТХОДЯЩИХ ИЗ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2180051C2
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2179120C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА И ПОВЫШЕНИЯ МОЩНОСТИ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2179655C2
РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Морозов Олег Николаевич
RU2313683C1
САМОУПЛОТНЯЮЩАЯСЯ КАЛОРИМЕТРИЧЕСКАЯ БОМБА 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2182705C2
МОБИЛЬНАЯ МУСОРОСЖИГАЮЩАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич
  • Дудов В.И.
  • Кобяков Д.П.
  • Трубицын А.П.
RU2190157C2
СОСТАВ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ АЛИФАТИЧЕСКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛНОТЫ, СКОРОСТИ ИХ ОКИСЛЕНИЯ (СГОРАНИЯ) И СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТХОДЯЩИХ ГАЗОВ 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Трубицын А.П.
RU2182673C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗЖЕЛЕЗИВАНИЯ АРТЕЗИАНСКОЙ ВОДЫ ДЛЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И ЗАГОРОДНЫХ КОТТЕДЖЕЙ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
  • Конев Г.И.
RU2174963C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 183 283 C2

Реферат патента 2002 года МАРШЕВЫЙ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Маршевый пульсирующий ракетный двигатель содержит блок камер сгорания, каждая из которых имеет форсунки для подачи топлива, и сопло Лаваля. Двигатель выполнен работающим на самовоспламеняющемся топливе. Блок камер сгорания, имеющий возможность выдерживать давление до 1000 атм, выполнен в виде единой конструкции, состоящей из двух плит, формирующих камеры сгорания с соплами и скрепленных между собой через жаропрочную прокладку болтовыми соединениями, и имеющий возможность накапливать избыточное тепло. Камеры сгорания выполнены шарообразными, в них установлены форсунки для подачи топлива. Форсунки связаны с установленными на верхней плите блока электронными инжекторными агрегатами. В нижней плите расположены сопла Лаваля каждой камеры. Две противоположно расположенные камеры имеют тангенциальные сопла, позволяющие управлять положением двигателя. Площадь внутренней поверхности камеры сгорания в 500 раз превышает площадь критического сечения сопла. 1 з. п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 183 283 C2

1. Маршевый пульсирующий ракетный двигатель, содержащий блок камер сгорания, каждая из которых имеет форсунки для подачи топлива, и сопло Лаваля, отличающийся тем, что двигатель выполнен работающим на самовоспламеняющемся топливе, а блок камер сгорания, имеющий возможность выдерживать давление до 1000 атм, выполнен в виде единой конструкции, состоящей из двух плит, формирующих камеры сгорания с соплами и скрепленных между собой через жаропрочную прокладку болтовыми соединениями, и имеющий возможность накапливать избыточное тепло, камеры сгорания выполнены шарообразными, в них установлены форсунки для подачи топлива, при этом форсунки связаны с установленными на верхней плите блока электронными инжекторными агрегатами, в нижней плите расположены сопла Лаваля каждой камеры, две противоположно расположенные камеры имеют тангенциальные сопла, позволяющие управлять положением двигателя по крену, причем площадь внутренней поверхности камеры сгорания в 500 раз превышает площадь критического сечения сопла. 2. Маршевый пульсирующий двигатель по п. 1, отличающийся тем, что блок камер сгорания имеет внутренние проходы для окислителя, имеющие возможность охлаждать блок при длительной работе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2183283C2

КАМЕРА ДЛЯ ЗАМОРАЖИВАНИЯ БИООБЪЕКТОВ 1998
  • Хохлов А.М.
  • Шестаковский Л.Я.
  • Хохлов А.А.
  • Шишков М.И.
RU2149313C1
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1928
  • Валюс Н.А.
SU79482A1
Клапанное устройство инерционно-пульсирующего генератора газа 1957
  • Буянов Р.В.
SU113464A1
Клапанное устройство пульсирующей камеры сгорания 1977
  • Голдаев Иван Прохорович
  • Полевичек Евгений Павлович
  • Рублевский Валентин Васильевич
SU754099A1
US 3498063 А, 03.03.1970
US 5473885 А, 12.12.1995
GB 22296108 А, 15.11.1972.

RU 2 183 283 C2

Авторы

Адамович Б.А.

Дудов В.И.

Ким О.Д.

Кобяков Д.П.

Крылов В.И.

Трубицын А.П.

Даты

2002-06-10Публикация

2000-05-16Подача